Непроизвольная эмоциональная реакция на чувство опасности или угрозы характеризуется высоким уровнем возбужденности:
- учащается сердцебиение;
- повышается кровяное давление;
- увеличивается количество сахара в крови (дает энергию);
- повышается кислотность в полости живота (активно усваивается пища):
- усиливается свертываемость крови (уменьшается опасность от ранений);
- больше крови приливает к мускулам (тонус мускулов растет);
- капилляры прикрываются - больше крови попадает к внутренним органам;
- усиливается активность мозговых центров по сознательному контролю за действиями мускулов;
- зрение становится более острым;
- слух становится более чутким;
- указанные выше изменения функций а организме могут вызвать искажение восприятия.
Эта характеристика воздействия страха на человеческий организм выступает, в свою очередь, в качестве предпосылки для уяснения достаточно сложного, основанного на реалиях практической деятельности алгоритма внутренней мобилизации, целыо которой является переход к активным действиям по выполнению профессиональной задачи и обеспечению личной безопасности в критической ситуации.
Такой алгоритм можно представить в виде схемы с комментарием к отдельным этапам развития ситуации под названием "ДИНАМИКА СТРАХА" (см. схему I) [12].
«Результат есть» 6
р
е
ш
и «Поехали!» 5
м
о
с 4 «Что делать?»
т
ь
1 «Тревога»
нет
р
е
ш
и
м
о
с
т 2 3 «Я должен что-то делать»
и «Я уязвим»
Схема I. Динамика страха
Каждый этап представляет собой выраженную в алгоритмической форме психологическую характеристику постоянно сменяющих друг друга состояний личности сотрудника по мере развития ситуации. Каждый этап, отображённый на схеме, характеризуется следующим образом:
|
1. Появление опасности:
- тревога.
2. Осознание уязвимости:
- слабость и беспомощность как осознаваемая реакция.
3. Я должен что-то делать:
- фаза перефокусировки (переключения) от внутреннего тупика к внешним физическим действиям.
4. Выживание:
- необходимый контроль за ситуацией. Решение;
- сознательное или неосознанное возникновение плана действий.
5. "Поехали!":
- приступаем к действию:
- начинается ответная реакция (противника);
- наше сознание в основном сфокусировалось;
- нарастает осознанность действия.
6. Результат:
- несмотря на страх, мы идем на это;
- тактика и действия осуществляются.
Исходя из приведенных теоретических данных ведущий даёт группе практический совет, относящийся к лучу «тактико-специальная подготовка»:
- Представьте себе ситуацию: на Вас несётся здоровенный детина с мечом (это такая остро отточенная железная полоса, если помните) и у Вас в руках не что ни будь, а такой же меч. Некогда думать, нельзя промахнуться, детина этот Вас в покое не оставит после своего первого промаха (а он вряд ли промахнётся). За первым ударом последует второй, за ним ещё и ещё. Остановился – погиб. Сегодня ситуация вроде бы кажется иной: услышал выстрел, упал за камушек, подумал, посмотрел и лежи себе, стреляй. Так вот – это не профессиональный подход. По существу с тех «седых» времён при внезапном столкновении с противником ничего не переменилось. Остановился – погиб. Нельзя уповать на непрофессионализм противника, на его промахи. Заблуждение считать, что огнестрельное оружие дает нам время подумать. Нет этого времени. Индивидуальное внезапное столкновение (а так чаще всего и бывает) – это работа рефлексов и автоматизмов. Думать – это потом, если будет чем.
|
- Работа на автоматизмах и рефлексах требует особого состояния сознания, его «открытости», «пустоты» и «готовности», состоянии, основанном на полном осознании своих действий и, на основе этого, мысленном неконтролировании своих действий, не слежении мыслью за телом, так как она (мысль) оказывается в критических ситуациях гораздо медленнее тела. Практика дзен и боевые искусства Востока, наши отечественные боевые системы очень много времени уделяли состоянию сознания своих адептов. Люди учились этому всю жизнь. Мы же с Вами немного коснёмся этого важнейшего вопроса в следующих частях нашей работы.
- На занятиях по ТСП и ОП наработайте для себя до автоматизма несколько простейших тактических навыков, которые позволят Вам немедленно начать действовать, сократить время «запаздывания», застывания на месте в виде мишени. Эти навыки помогут Вашей психике в критический момент не «зависнуть» в точке «Я уязвим» и «Что делать», а проскочить к моменту целесообразного действия».
Закончив обсуждение понятия «моральный дух» ведущий переводит группу к рассмотрению понятия «цель» как основы, центра «звезды выживания». Ведущий возвращает обучаемых к их работе над собственными целями, целями жизни, целями предстоящих действий и констатирует следующий факт: «В основе всего того, о чём мы так долго с вами беседовали лежат Ваши личные цели. Всё остальное – лишь средства и способы их достижения. Если Вы ещё не знаете, что Вам нужно от жизни, от самих себя, то дальнейшая работа будет для Вас бессмысленна. В критической ситуации Вы будете обузой для своих товарищей и первым кандидатом на «выбывание», так как сами не знаете, для чего, за что попали в эту ситуацию, так как сами не знаете, куда хотите прийти и значит Вам всё равно, куда идти. Так, что те, кто ещё не определился со своими собственными целями, могут быть свободны, а с остальными мы продолжим».
|
Комментарий:
В данном случае уход кого-либо из группы должен обсуждаться ведущим индивидуально с уходящим в ходе предстоящего 15-ти минутного перерыва. Однако за всё время проведения тренингов подобных фактов не было зафиксировано.
Ведущий после паузы в 30-40 секунд, предназначенной для того, чтобы участники собрались с мыслями и приняли решение, продолжает: «Если кто-либо из Вас попадет в ситуацию, которая будет сниться ему потом в кошмарных снах и преследовать в навязчивых мыслях (всякое бывает в жизни), примите несколько проверенных временем советов (главное – не думайте, что Вы такой уникальный и у других подобного не было):
1. Общение.
Вы должны общаться с другими людьми.
2. Сочувствие.
Сочувствие друг к другу и сожаление, что подобная ситуация была.
3. Контроль.
Контроль за самим собой и за ситуацией.
4. Убежденность.
Вы верите, что сделали то, что должны были сделать.
5. Чистая совесть.
Вы верите, что сделанное Вами было правильным.