Глава 3: Взаимодействие. Подготовка группы к действиям в условиях повышенного риска.




- цели и задачи психологической подготовки группы, схема работы, ожидаемый конечный результат

 

Психологическая подготовка группы сотрудников к действиям в условиях повышенного риска является составной частью описываемой методики и своей главной целью имеет создание психологических условий для обеспечения максимальной боевой эффективности подразделения в целом на всем протяжении его действий в особых условиях, формирование сплоченности подразделения, создание индивидуально-психологических предпосылок для формирования и поддержания групповой сплочённости.

.

Настоящая цель достигается путем решения следующих задач:

1) способствовать формированию у сотрудников индивидуальных психологических предпосылок для успешного взаимодействия в группе;

2) дать обучаемым необходимые навыки взаимодействия в условиях высоких стрессовых нагрузок;

3) вырабатывать у обучаемых доверие к партнёрам по работе;

4) показать обучаемым основные принципы группового взаимодействия в критических ситуациях;

5) тренировать обучаемых в принятии групповых решений, организации взаимодействия и управления, сплочении подразделения в условиях дефицита времени и необычности решаемых задач.

Комментарий:

В ходе нашей работы мы сталкивались с группами обучаемых, как составляющими целостные подразделения, так и со сводными группами сотрудников, которым предстояло по окончании процесса подготовки выполнять служебные задачи в составе различных подразделений. Это обстоятельство накладывало некоторый отпечаток на формирование программы третьего дня тренинга. Так, для штатных подразделений мы моделировали упражнения, основанные на решении свойственных им задач с акцентированием внимания на психологических аспектах. Кроме того, приблизительно зная предстоящие условия работы и задачи подразделения, мы выстраивали процесс обучения таким образом, чтобы каждый учебный вопрос был максимально приближен к специфике деятельности обучаемых. Работая, например, с группой СОБРа, убывающей в трёхмесячную командировку в Чеченскую республику и зная предстоящие им задачи и условия несения службы, мы скомпоновали программу третьего дня работы следующим образом:

8.00 – 11.00 - Основы взаимопомощи в стрессовых ситуациях (все практические упражнения отрабатывались в тех парах и тройках, которые используются подразделением при решении тактико-специальных задач, например – снайперская пара; пулемётчик – помощник пулемётчика; гранатомётчик – помощник гранатомётчика и т.д.):

- основные виды проявления острых стрессовых реакций и их визуальная диагностика;

- взаимопомощь в ситуации острого стресса, психологическая реанимация;

- психологические последствия острых стрессовых ситуаций и оказание первичной психологической помощи;

- реанимация при потере сознания, обмороке и др.

11.10 – 17.30 - Эффективное взаимодействие и управление в стрессовых ситуациях.

- теоретическая часть: «Взаимодействие в условиях стресса»;

- работа на доверие к партнёру: упражнения «Социограмма», «Свеча», «Сапоги командира»;

- работа на сплоченность группы: упражнения «Квадрат», «Групповой счёт», «Переправа через реку», «Послание предков – защитный купол»;

- работа на принятие группового решения: упражнения «Кораблекрушение», «Стена», «Засада» (выявление засады и выполнение обхода);

- работа на организацию взаимодействия и управления: контрольное упражнение для подразделения на полосе препятствий с переноской груза, упражнение «Сигналы» (на передачу и приём сообщений условными сигналами и установленными жестами) – используя решаемые тактико-специальные задачи;

- группа в ожидании – групповая динамика: теоретическая часть, упражнение на выявление теневого лидера «Делай как я» (выполнение произвольных движений в кругу и синхронизация их за лидером);

- выработка группового ритуала.

17.45 – 19.00 - Дебрифинг стресса критического инцедента (с назначением ведущего и соведущего, с отработкой на реальной ситуации из боевого опыта группы).

- введение – теоретические основы дебрифинга;

- содержание и процесс – отработка на конкретной ситуации дебрифинга в целом;

- отработка сложных стадий процесса.

19.05 – 20.00 - Заключительная часть.

- подведение итогов работы за день;

- напоминание основных принципов взаимодействия в группе;

- общее подведение итогов;

- отдельно с командиром группы – психологические особенности группы и эффективное управление.

При работе со сводными группами сотрудников особое внимание нами уделялось тому, чтобы дать обучаемым почувствовать специфику взаимоотношений в группе при выполнении необычной, напряжённой, стрессогенной деятельности, показать возможности и дать способы взаимодействия в подобных условиях. Кроме того, в ходе работы мы стремились сформировать у обучаемых готовность к принятию групповых решений, взаимодействию и взаимопомощи в сложных условиях деятельности.

Для сводной группы поставленную цель можно считать успешно достигнутой при наличии у большинства обучаемых следующих индивидуально-психологических предпосылок для формирования и поддержания групповой сплочённости:

- понимание того, что для решения поставленных задач эффективной является только слаженная групповая работа;

- желание эффективно работать в группе;

- стремление к налаживанию партнёрских отношений в группе;

- стремление в рабочих ситуациях оказывать поддержку и помощь другим членам группы;

- стремление в ходе решения учебных задач к разумному взаимодействию и распределению обязанностей;

- умение уступать ситуативное лидерство;

- умение подчиняться приказам и распоряжениям командира (начальника, руководителя и т.д.);

- разумная инициатива, проявляемая в групповой работе;

- быстрое слаживание рабочей группы для решения учебных задач.

Наличие перечисленных выше предпосылок определяется ведущим путём наблюдения за работой каждого сотрудника при выполнении учебных задач, а также уточняется путём опроса обучаемых и постановки их в соответствующие учебные ситуации.

О сотрудниках, не способных работать в группе, ведущий информирует старшего группы либо его непосредственного начальника.

Как уже упоминалось выше, по рассматриваемой методике на групповую психологическую подготовку отводится 8 часов. Дополнительно часть вопросов может выноситься на занятия по тактико-специальной, физической и огневой подготовке (ещё 8-10 часов). При слаживании любого подразделения доля времени, затрачиваемого на решение групповых психологических вопросов в контексте проведения основных мероприятий должна составлять не менее 20%.

 

- методика психологической подготовки группы к действиям в условиях повышенного риска

 

Здесь мы приводим в развернутом виде описание заключительного этапа (третьего дня) подготовки по разработанной нами методике. В период с 1999 по 2001 г.г. нами, помимо полной первоначальной подготовки, неоднократно, в срочном порядке, проводилось отдельно психологическое слаживание групп, собранных для откомандирования (именно в составе этих групп) в районы проведения операций по наведению конституционного порядка. При этом на данный вид занятий руководством подготавливаемого подразделения обычно отводилось минимальное время - от 5 до 10 часов, в зависимости от складывающейся ситуации. Подобные группы сильно отличались друг от друга по однородности, составу, времени совместного существования, опытности, наличию боевого опыта. Всё это, конечно же, накладывало значительный отпечаток на формирование плана работы с этими группами. Но в целом присутствовала следующая общая схема: знакомство с группой; «раскачка» группы, мотивирование на активную работу; краткий психологический ликбез и постановка задач на занятие; работа на принятие группового решения и взаимодействие; работа на слаженность действий и сплочение группы; показ и отработка приёмов психологической взаимопомощи; «собирание» группы и работа на авторитет командира; подведение итогов; выдача рекомендаций командиру по оптимальному управлению данным подразделением.

За отведённое время, используя элементы описываемой методики, удавалось осуществлять психологическое слаживание этих групп, вырабатывать краткие рекомендации командирам по психологическим особенностям управления подразделением. Кроме того, акцентируя внимание на слаживании группы, до обучаемых доводился необходимый минимум информации по индивидуальной психологической подготовке.

Приводим развёрнутое описание одного из вариантов проведения третьего дня психологического тренинга (подготовка группы). Данный вариант неоднократно применялся нами при подготовке сводных отрядов и спецподразделений МВД к отправке в Чеченскую Республику в 1997-2001 годах и положительно зарекомендовал себя. Курсивом в кавычках для более полного раскрытия содержания вставлены наиболее характерные цитаты аудио- и видеозаписей нескольких тренингов с различными подразделениями.

Места проведения занятий: спортивный зал, полигон, стрельбище.

Материальное обеспечение: 10 м веревки (репшнура) на группу, светонепроницаемые повязки на глаза, личное оружие, форменная или специальная одежда, теннисные мячи на половину состава обучаемых.

Количество обучаемых на одного ведущего – не более 30 человек.

 

Учебный день

Тема: Групповое взаимодействие и управление. Взаимопомощь в ситуации острого стресса. Психологическая реанимация.

Цель занятий: подготовить сотрудников к оптимальному взаимодействию в условиях повышенных стрессовых нагрузок.

Задачи: 1) отработать способы визуальной диагностики острых стрессовых состояний;

2) отработать способы психологической взаимопомощи в стрессовых ситуациях;

3) разъяснить психологические особенности работы индивида в группе, отметить основы группового взаимодействия в особых условиях;

4) отработать групповую сплоченность и управляемость, взаимодействие группы в особых условиях.

 

План работы:

1. Вводная часть занятия (25 мин).

Ведущий приветствует группу, проверяет наличие, состояние и готовность к работе обучаемых, доводит тему и цели занятий дня, а также в общих чертах говорит о предполагаемом конечном результате работы за текущий день. Проверяет выполнение домашнего задания (формально задаёт вопросы: «Кто выполнил домашнее задание полностью? Кто на 50%? Кто не брался за его выполнение? У кого сформировались за ночь какие-либо вопросы, замечания, пожелания?»). Ведущий в обязательном порядке старается ответить на все возникшие вопросы, если они не связаны с темой предстоящей работы и даёт высказаться всем желающим по волнующим проблемам.   5 мин 10 мин     10 мин

Комментарий:

Давая высказаться всем желающим при чётком структурировании их высказываний наводящими и уточняющими вопросами ведущий делает выводы о восприятии обучаемыми материала прошедшего дня, о формирующихся запросах, которые необходимо удовлетворить в ходе предстоящей работы и может внести коррекции в план предстоящего дня. По итогам высказываний ведущий формулирует общий вывод максимально приближая его к теме работы текущего дня.

 

2. Основы взаимопомощи в стрессовых ситуациях: основные виды проявления острых стрессовых реакций и их визуальная диагностика; взаимопомощь в ситуации острого стресса, психологическая реанимация; психологические последствия острых стрессовых ситуаций и оказание первичной психологической помощи (160 мин).

Тезис: «Сам погибай, а товарища выручай».

Основные виды проявления острых стрессовых реакций, их визуальная диагностика и оказание помощи в ситуации острого стресса. Ведущий напоминает обучаемым особенности стрессовых реакций человека и основные виды реакций на острый стресс, такие как ажитация, сумеречное состояние сознания и ступор, а также основные их внешние проявления. Ведущий: «Мы с Вами уже говорили о воздействии стресса на организм человека. Сильный стресс может вызывать некоторые особенности в поведении сотрудников, такие как: ТУННЕЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ. Это естественная реакция человека, при которой он не воспринимает события, которые происходят за пределами «туннеля». Сокращение поля зрения может быть опасным, если кто-то из нападающих заходит сбоку и открывает огонь. Как Вы помните, подобная фокусировка зрения происходит при преобладании агрессивной реакции. Вспомните, что происходит при этом с телом человека, с его позой (грудь развёрнута, ноги напряжены, спина выпрямлена, напряжена). ЧАСТИЧНАЯ ГЛУХОТА. Порой у сотрудников, находящихся в экстремальной ситуации и испытывающих страх за свою жизнь, головной мозг отключает все «посторонние» шумы. Нормальный слух к ним возвращается лишь по окончании активных действий, а в ходе их они не способны услышать предупреждения своих коллег. ОТКАЗ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ. Человек, неожиданно попавший в угрожающую ситуацию, может оказаться не в состоянии сразу принять нужное положение для стрельбы. СТРЕСС. В опасных ситуациях, как мы уже говорили ранее, у человека повышается кровяное давление, выделяется большое количество адреналина. Следовательно, возрастает невосприимчивость к болевым ощущениям, и человек не всегда обращает внимание даже на огнестрельное ранение. ИСКАЖЕНИЕ МАСШТАБА ВРЕМЕНИ. Время пребывания в экстремальных ситуациях как бы «растягивается». Острый стресс, как мы уже говорили, может выражаться в состоянии ажитации, ступора и сумеречного состояния сознания. Сегодня нас с вами будут интересовать эти три острые стрессовые реакции, которые чаще всего происходят в ситуациях, угрожающих жизни или субъективно оцениваемых как таковые. Эти состояния тесно связаны с оборонительным рефлексом организма и являются крайними формами проявления реакций: убежать, напасть, затаиться (приготовиться к смерти). Вы помните об особенностях телесных проявлений этих реакций. Так вот, в состоянии острого стресса эти телесные проявления могут принимать крайние формы. Как их определить и как помочь человеку, находящемуся в одном из этих трёх состояний? Так состояние ажитации, как мы уже говорили, выражается в стремлении убежать, спрятаться, не видеть и не слышать того, что пугает. В двигательном плане реакция ажитации обусловливает совершение человеком автоматических действий защитного характера. Например, он закрывает глаза, втягивает голову в плечи, прикрывает лицо или тело руками, пригибается к земле, отшатывается от источника опасности, бежит прочь. Внешнее проявление сумеречного состояния сознания выглядят как своего рода приступ безумия, непоследовательные или бессмысленные агрессивные действия в отношении источника страха. Эти действия могут как явно проявляться, так и быть завуалированными какой-либо внешней целенаправленной деятельностью. Главным критерием оценки, нуждается человек в помощи или нет при этих состояниях, является осознавание им своих действий. Если сотрудник слышит и воспринимает вопросы: «Что ты делаешь и зачем?» и может на них внятно ответить, то он в помощи не нуждается. Если человек не воспринимает обращения к нему, либо неадекватно на это обращение реагирует, необходимо попытаться вывести его из этого состояния. Состояние ступора, как мы уже говорили, проявляется в том, что человек застывает на одном месте, старается принять позу «эмбриона», закрыть голову руками, либо становится крайне медлительным и неловким, а то и просто падает без сознания. Человек не реагирует адекватно (либо вообще не реагирует) на внешние раздражители и потому диагностика этого состояния не представляет особого труда. Для вывода человека из состояния ступора возможно применение приёмов «психологической реанимации», для чего необходимо: 1. Вытащить сотрудника в безопасное место. 2. Сосредоточить сотрудника на себе, на своём голосе, внешности, для чего возможно использовать сильное физическое, звуковое, либо комбинированное воздействие на сотрудника: сильно встряхнуть, ударить широко раскрытой ладонью по спине, громко и чётко позвать человека по имени, по званию, приказать «поднять глаза, смотреть на меня!». 3. Поймав взгляд пострадавшего, удерживать его на себе голосом, командами и сосредоточить сотрудника на дыхании: «Дыши глубоко, вдох… выдох…, моргай, смотри на меня, дыши, моргай…». При этом возможно удерживать большими пальцами «позитивные точки» до выравнивания пульса под обоими пальцами; 4. Перевести командой взгляд пострадавшего на свою руку, которую удерживать в 40-60 см от его лица. Рукой начать описывать лежачие восьмёрки (знак бесконечности) перед лицом пострадавшего. Добиться, чтобы он глазами неотрывно следил за рукой (не головой, а только глазами), при этом не задерживал дыхание и моргал. 5. Поставить чёткую, простую, конкретную задачу, добиться её понимания и внятного повторения. Проконтролировать начало выполнения поставленной задачи. 6. По окончании инцидента не выносить на всеобщее обсуждение поведение сотрудника, не критиковать его действия, так как человек действовал несознательно. При действии с пострадавшим вдвоём, второй человек подходит сзади и накладывает левую ладонь на лоб пострадавшего, поднимая голову и удерживая при этом «позитивные точки», правой рукой поддерживает под затылок. Хочу сделать предупреждение:людей в состоянии ажитации, ступора и в сумеречном состоянии сознания одних не оставлять ни в коем случае, по окончании инцидента эти люди нуждаются в моральной поддержке и понимании. Человека в любом из перечисленных состояний необходимо внимательно осмотреть на предмет ранений, травм и т.д., так как он может не замечать повреждений находясь в состоянии шока». По окончании теоретического объяснения ведущий изображает основные симптомы ажитации, сумеречного состояния сознания и ступора, а обучаемые учатся их правильно определять. Далее ведущий показывает на любом участнике группы работу по выведению из перечисленных выше состояний. Затем обучаемые в парах и тройках тренируются диагностировать рассматриваемые состояния и оказывать экстренную психологическую помощь на эмитированном клиенте (один из обучаемых по основным симптомам изображает то или иное состояние). Ведущий: «Человека, находящегося в обморочном, бессознательном состоянии, при отсутствии ранений, травм, внутренних повреждений (не было падений, ударов, разрывов поблизости мощных боеприпасов) при отсутствии нашатырного спирта можно привести в чувство следующими способами: 1. Сильно растереть уши, приложить холод (снег, лёд, холодную воду) к ушам; 2. Жёстко, костяшками пальцев, массировать точки под основанием носа и между подбородком и нижней губой («кнопки земли и космоса»). 3. Посадить пострадавшего, стать на правое колено у него за спиной и основанием правой ладони жёстко массировать движениями сверху вниз его правое подреберье (15-20 раз). 4. Посадить пострадавшего, стать у него за спиной, взять подмышки, приподнять на 15-20 см и жёстко опустить ягодицами на землю (3-5 раз). 5. Разуть пострадавшего и сильно стучать кулаком по пяткам его выпрямленных ног». Ведущий демонстрирует каждый из способов реанимации. Затем обучаемые в парах отрабатывают перечисленные способы.     15 мин     10 мин 30 мин     20 мин

Ведущий объявляет перерыв 5 мин

 

Психологические последствия острых стрессовых ситуаций и оказание первичной психологической помощи. Ситуации острого стресса не проходят бесследно для психики человека. У сотрудника, находившегося в ситуации, угрожающей его жизни, либо жизни его товарищей, видевшего ранения, либо смерть людей вблизи себя, изуродованные трупы, страдания, может развиваться ряд болезненных симптомов: 1. Нарушения и расстройства сна. 2. Ночные кошмары. 3. Навязчивые воспоминания. 4. Флеш-бэки (непроизвольные реакции). 5. Повышенный контроль окружающего пространства. 6. Перенапряжения тела, мышечные зажимы. 7. Чувство вины и т.д. Неудачные попытки самостоятельно справиться с перечисленными симптомами часто приводят к обособлению и замкнутости сотрудников, повышению их конфликтности, появлению и обострению психосоматических заболеваний, алкоголизации, в крайних случаях – к суицидальным попыткам. Всё это оказывает значительное отрицательное влияние на психологический климат в коллективе, обостряет межличностные отношения, приводит к конфликтным ситуациям, снижает боеспособность подразделения в целом. Для минимизации последствий стрессовых ситуаций необходимо соблюдение всеми членами группы (подразделения) простейших правил: 1. В ситуациях повышенного риска строжайшим образом должен соблюдаться принцип единоначалия. При отсутствии командира всегда должен чётко определяться замещающий его сотрудник и его распоряжения приобретают силу приказа командира. В каждой команде должен назначаться старший. 2. Приказ командира (особенно в ситуациях повышенного риска) – закон для подчинённого. Любое приказание должно выполняться беспрекословно, точно и в срок. Это освобождает любого исполнителя от размышлений и сомнений по поводу отданного приказа, а это в условиях экстремальной ситуации – залог немедленного действия и, часто, выживания. 3. Командир должен быть главным авторитетом в своём подразделении, ему необходимо всячески поддерживать в подразделении ровные, дружеские отношения между сотрудниками, не допускать деления на различные группировки, выделения «изгоев», привлекать на свою сторону «теневых лидеров», по авторитету соотносимых с авторитетом командира. 4. При возникновении критической ситуации командир обязан действовать без колебаний и неуверенности, только его решительные действия являются залогом минимизации психологической травмы, которую может получить личный состав подразделения. 5. По разрешении критической ситуации командир должен организовать разбор действий сотрудников, привлекая к этому всех членов подразделения. При проведении данного разбора целесообразно кроме рассмотрения тактической правильности действий сотрудников дать каждому высказаться по следующим пунктам: - наблюдения («Я увидел…, услышал…»); - мысли («Я подумал…, вспомнил…»); - чувства («Я почувствовал…, ощутил…»); - действия. При этом поддерживать атмосферу доброжелательности, дать высказаться всем, избегать критических замечаний и обвинений друг друга. Сделать общие рациональные выводы из произошедшего. Ни в коем случае не искать виноватых, не обвинять прилюдно кого-либо в произошедшем. Все оргвыводы делать наедине с тем, относительно кого они делаются. 6. Не обвинять людей, в критической ситуации действовавших неадекватно. Это может случиться с каждым. 7. Морально поддерживать и ободрять друг друга. 8. Наблюдать друг за другом и при проявлении постстрессовых симптомов корректно оказывать посильную помощь. Ведущий: «При навязчивых воспоминаниях, расстройствах сна и ночных кошмарах (причинами которых также могут являться навязчивые воспоминания) предложить сотруднику помощь. При его согласии уйти с ним на 25-30 минут в спокойное, уединённое место, посадить перед собой. Подробно расспросить сотрудника о его воспоминании, картинах, звуках, ощущениях, возникающих при этом, о частоте и длительности возникновения воспоминания, событии, его вызвавшем. Попытаться установить, что является запускающим механизмом воспоминания, после какого стимула (звука, предмета, запаха, картины) оно начинается. Чем больше сотрудник будет знать о механизме происходящих с ним явлений, чем больше будет понимать себя, тем меньшее отрицательное влияние будут оказывать на него навязчивые воспоминания. Далее сесть сбоку от сотрудника и на расстоянии в 40-60 см перед его глазами (так, чтобы не было дискомфорта) удерживать своей рукой его вытянутую руку с каким-либо предметом (карандашом, ручкой, ложкой). Попросить сосредоточить взгляд на этом предмете и, одновременно, представить себе навязчивую картину. Как только сотрудник скажет, что воспоминание пришло, необходимо начать медленно описывать рукой сотрудника с удерживаемым предметом перед его глазами лежачую восьмёрку (знак бесконечности). Сотрудник должен удерживать картину воспоминания, неотрывно следить глазами за предметом, ровно дышать и не сдерживать моргание. Описываемая восьмёрка должна проходить по такой траектории, чтобы глаза сотрудника, следящие за предметом, доходили до крайних положений по горизонтали и вертикали и с такой скоростью, чтобы глаза не теряли визуального контакта с предметом. Как только дыхание сотрудника, движение руки и движение глаз войдут в ритм, отпустить руку сотрудника и дать ему некоторое время делать движение предметом самостоятельно. При этом напоминать о дыхании и удержании картины воспоминания. Далее остановить выполнение упражнения. Спросить сотрудника, какие изменения произошли с его воспоминанием, что изменилось в его ощущениях и т.д. Затем предложить сотруднику взять предмет в другую руку, ещё раз сосредоточиться на воспоминании и повторить самостоятельно всю последовательность действий. После этого те же операции проделать удерживая предмет двумя руками одновременно. Возможно, сотруднику будет сложно в процессе работы сосредотачиваться на воспоминании, в таком случае ему необходимо задавать наводящие вопросы, затрагивающие зрительные образы, звуки и ощущения исходя из предварительного опроса о содержании воспоминаний. По окончании работы обязательно обсудите ощущения и актуальное состояние сотрудника. Повторение всей процедуры при появлении навязчивых воспоминаний, ночных кошмаров поможет облегчить состояние сотрудника. Данную процедуру Вы можете проводить самостоятельно, сами с собой. Процедуру не проводить при наличии контузий, черепно-мозговых травм, а также, если слежение за предметом вызывает тошноту, головную боль, другие сильные неприятные ощущения». Ведущий демонстрирует процедуру в целом на имитированном клиенте, показывает, как проводить процедуру самостоятельно. Предлагает обучаемым самостоятельно опробовать движение на себе. Разбивает обучаемых на пары и предлагает отработать процедуру в целом на имитированном клиенте. Ведущий: «При перенапряжении тела, мышечных зажимах и болях постарайтесь расслабить человека теми способами, которые Вы уже изучили. Положите его в спокойном, комфортном месте на ровную, жёсткую поверхность. Сосредоточьте его на дыхании и ощущениях его тела в пространстве. Проведите активную мышечную релаксацию, которую Вы изучили ранее. Затем лёгкими нажатиями на различные участки тела определите локализацию мышечных зажимов по повышенному тонусу мышц и болевым ощущениям. Найденные участки разогрейте, растирая их и прилегающие мышцы до появления тепла в нужном месте. После разогрева приступайте к разминанию напряжённых и больных участков с постепенным увеличением силы и интенсивности разминания. Следите за тем, чтобы при приложении Вами усилия клиент делал выдох и не задерживал дыхания. При нахождении болезненных мышц вблизи суставов медленно растягивайте их используя естественное направление сгиба сустава. Добейтесь того, чтобы напряжённые мышцы расслабились и не давали болезненных ощущений при нажатиях на них. Массаж необходимо завершить общим разминанием и растиранием участка тела вокруг обработанного места. Накрыть клиента чем-нибудь тёплым и дать ему расслабленно полежать несколько минут, а лучше – дать поспать 30-40 минут или более. Лучшее расслабление мышц можно получить, используя баню (после разогрева в парной, либо непосредственно в парном отделении)». Ведущий делит обучаемых на пары, в сокращённом виде демонстрирует процедуру массажа, основные приёмы и способы. Обучаемые поэтапно опробуют массаж. Ведущий: «При возникновении у кого-либо из сотрудников остро беспокоящего его чувства вины, постараться обсудить с ним это, рационально рассмотреть происхождение этого чувства, те последствия, к которым оно может привести сотрудника в складывающейся окружающей обстановке. Будьте внимательны и доброжелательны. В жизни каждого человека найдутся примеры острого чувства вины и его преодоления. Постарайтесь обсудить сравнимые примеры, рассмотреть ситуацию с различных точек зрения. Но главная рекомендация – в случае появления болезненных психологических симптомов (симптомов острого стрессового расстройства) при первой же возможности обратитесь к специалисту-психологу, который сможет помочь в данной ситуации». Ведущий предлагает задать имеющиеся вопросы, даёт возможность высказаться всем желающим, подводит итог рассмотрения проблемы. Ведущий объявляет перерыв. 10 мин   20 мин   15 мин     10 мин   10 мин 15 мин

 

3. Эффективное взаимодействие и управление в стрессовых ситуациях (350 мин).

Тезис: «Эффективное взаимодействие в экстремальных ситуациях базируется на понимании всеми членами группы команд и сигналов старшего группы, чётком знании общей задачи группы».

Перевод внимания обучаемых на тему группового взаимодействия. Ведущий: «Сейчас мы с Вами начинаем заниматься вопросами эффективного группового взаимодействия и управления. Подразделение – это единый боевой организм со своими особенностями, привычками, болезнями, сильными и слабыми сторонами. Каждый из Вас в одиночку, каким бы сверхпрофессионалом ни был, всегда слабее совместно действующей группы людей. По одиночке мы слабы. Это только в американских боевиках супермен-одиночка, со зверским выражением лица громит банды террористов, армии банановых стран и группы спецназа Советского Союза. Удел одиночки – прятаться по чердакам, подвалам и канализационным системам и всеми силами стараться не загреметь пустой консервной банкой, не чихнуть, не кашлянуть, не вздохнуть громко. Единственный способ его действий – укусить и бежать без оглядки. Сегодня даже стрелок, покушающийся на жизнь уголовника средней руки, работает с командой обеспечения (пусть даже состоящей из одного-двух человек): группой наблюдения, группой прикрытия, транспортной группой т.д. Иначе, если объект покушения предпринимает хотя бы минимальные грамотные меры безопасности, все попытки одиночки в 80 случаях из 100 обречены на провал. Сила подразделения, группы в чёткости взаимодействия её членов, управляемости, мобильности, устойчивости (способности поддерживать необходимые качества длительное время). И уже только потом – в индивидуальной подготовке членов группы. Тактическую грамотность, профессиональное мышление командира, его навыки, знания и умения мы не рассматриваем сегодня, т.к. это – совершенно отдельный вопрос. Грамотный командир быстро сделает из разрозненной кучки людей работоспособную группу. Бестолковый командир подведёт под потери, развалит самую подготовленную и слаженную группу. На командире всегда огромная ответственность, ему дано «страшное право людей на смерть посылать». Что же необходимо для того, чтобы отдельные индивиды, со своими привычками, особенностями, различными профессиональными навыками, с разной степенью подготовки и профессионального опыта, превратились в слаженное, боеспособное подразделение? Во-первых – доверие членов группы друг к другу. Каждый должен знать, что на товарища он может положиться как на самого себя. Каждый должен знать, что бы ни происходило, сам он никогда не бросит товарища в беде – на этом основывается вера, что и тебя не бросят. Не даром существует железное правило войсковых разведчиков: разведгруппа всегда возвращается в полном составе, не оставляя убитых на территории противника. Это даёт уверенность в том, что за моей спиной стоит огромная сила – сила моих товарищей. Во-вторых – знание членами группы друг друга, личностных и профессиональных качеств, особенностей, сильных и слабых сторон. Незнание вызывает недоверие. Знание располагает к доверию, ведёт к пониманию, является основой уважения. В третьих – взаимное уважение членов группы. Без взаимного уважения нет доверия, без доверия нет боеспособного подразделения. В четвёртых – понимание друг друга. Понимание другого человека рождается из знания его внутреннего мира, мотивов его поступков, его желаний, потребностей, жизненных целей. Понимание нельзя ограничивать знанием команд, условных сигналов, жестов. Понимание «с полуслова» и без слов, с одного взгляда рождается тогда, когда между людьми есть отношения, есть опыт напряжённой совместной работы. Любое подразделение объединяет общая цель, идея, ради которой люди собрались вместе. Общие идеи и цели бывают совершенно разными. Люди собираются вместе, чтобы выжить, чтобы заработать деньги, чтобы показать, что они – самые лучшие, чтобы прийти к вечной жизни, к раю, чтобы… Да разве мало того, что объединяет людей? Зачем собрались здесь Вы? Что объединяет или способно объединить Вас? Ответьте мне на этот вопрос.   Комментарий: Ведущий, задавая вопросы членам группы, организует обсуждение поставленного вопроса, поиск общей цели обучаемых в предстоящих действиях. По опыту, обучаемые достаточно быстро приходят к припоминанию своих личных целей, выделенных в ходе работы первого дня. Попытка основать общую цель группы на разрозненных и разнообразных личных целях обычно терпит неудачу. Для решения проблемы обучаемым необходимо подняться на один уровень вверх, то есть выделить общее, объединяющее личные цели. Часто в процессе обсуждения общая цель группы сводилась к звучавшему уже в ходе занятий девизу: «Победить и выжить, чтобы победить вновь».   Но за всё в жизни приходится платить. За действия в подразделении каждый платит частью личной свободы. Каждый из Вас должен отказаться от части своего «Хочу…» и «Мне надо…». Каждый должен на определённое время подчинить своё «Я» общей необходимости, общим требованиям, забыть на время о себе и стать частью группы как единого организма. Только так получается боеспособное подразделение. Из сборища раздутых самомнением и самолюбием «Я» команды не получается». Для сосредоточения обучаемых на групповой работе, отработки навыков группового взаимодействия, сплачивания группы, ведущий предлагает выполнить несколько упражнений. Упражнение «Построить квадрат» Цель: сосредоточить обучаемых на работе в группе, положить начало групповому взаимодействию. Упражнение позволяет наблюдать спонтанную организацию взаимодействия в группе, а также роли, которые берут на себя участники в этом взаимодействии. Время: 10 мин. Мат. обеспечение: повязки на глаза для каждого участника. Место проведения: тактическое поле, полигон, спорт. зал. Количество участников: от 8 до 30 человек. Выполнение упражнения. Участники собираются на ровной, открытой площадке и получают следующую инструкцию: «Сейчас Вам необходимо завязать глаза и по команде дойти до противоположного края площадки ни с кем не столкнувшись. После того, как Вы достигните края площадки, остановитесь, повернитесь кругом и стойте, ожидая дальнейшей команды». Вторая часть инструкции доводится, когда все обучаемые остановятся: «Сейчас Вам необходимо не снимая повязок с глаз взяться за руки и построить ровный квадрат. Начинайте. Как посчитаете, что квадрат построен, остановитесь на своих местах и ждите дальнейших указаний». После этого ведущий предлагает участникам снять повязки и осмотреть то, что у них получилось. Упражнение «Групповой счёт»(может выступать как п


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: