Подходы к определению культуры:
- Описательные определения (аспекты, составляющие культуры)
- Исторические определения (культурное наследие)
- Нормативные определения (нормы, правила, регулирующие человеческое поведение)
- Психологические определения (культурная адаптация)
- Структурны определения (модели организации культуры)
- Генетические определения (происхождение культуры, этноса, генезис)
Мы видим только поведение представителей разных культур, и интерпретируем их как культурны различия.
Культура – комплекс, созданных людьми объективных и субъективных элементов, которые в прошлом обеспечили выживание определенной экологической ниши и стали общими для тех, кто говорил на одном и том же языке и жил в одно и тоже время.
Культура – динамическая система правил, установленных группами с целью обеспечить свое выживание, общих для группы, но реализуемых различным образом каждым специфическим объединением внутри группы, передаваемые из поколение в поколение и относительно устойчивые, но способные меняться во времени.
Факторы формирования культуры:
- Экология (физическая среда, климат, ресурсы, физическая среда, ресурсы, флора, фауна, плотность населения). Ресурсы определяют деятельность группы, наиболее успешно осуществляемая деятельность становится элементом культуры.
- История (войны, катастрофы, революция, экономические спады).
Особенности охотничьей культуры:
- Смелость, ловкость, независимость
- Поощряется независимость свобода.
Особенности земледельческой культуры:
- Кооперация
- Поощряется ответственность, взаимозависимость, согласие.
В Африканском регионе, где обитает муха цеце, чей укус смертелен для домашнего скота, женщины, кормящие грудью, не могут заниматься сексом с мужем, чтобы из-за новой беременности не пропало молоко, это породило многоженство, тесную связь с матерью, обряды разрыва связи ребенка и матери, обряды инициации.
|
Культура – индивидуальный психологически конструкт, так как каждый человек в разной степени разделяет или не разделяет групповые культурные стереотипы.
Культурный синдром – набор ценностей, установок, моделей поведений, которыми одни культуры отличаются от других.
Культурные синдромы:
- Культурная сложность. Переменные сложности культуры: развитие письменности и наличие исторических письменных источников, постоянность места обитания, с/х, города, профессиональная специализация, наземные транспортные пути, денежный обмен, плотность населения, многоуровневая политическая и социальная стратификация. Переменные сложности культуры по Триандису:
- Отношение ко времени (пунктуальность)
- Параметр специфичности и диффузности ролей (восприятие в контексте роли, которую в данный момент выполняет человек)
- Количество различных профессия (до 250 тыс. шт.)
- Среда обитания (охотничья - аграрная, скотоводческая – идустриальная – информационная)
- Тип семьи (нуклеарная, расширенная).
- Жесткость или рыхлость
- Индивидуализм или коллективизм. Индивидуализм – индивидуальная цель важнее групповой, и наоборот. Коллективизм - кровное родство, наличие внешней угрозы. Личность определяется ее местом в группе членства. Коллективизм может быть горизонтальны (ресурсы используются всеми, кто принадлежит группе, в равной степени) и вертикальный (подчинение группе, ресурсы распределяются в соответствии со статусом). Миграция, социальная мобильность, городская среда повышают уровень индивидуализма. Чем сложнее культура, тем выше уровень индивидуализма.
|
Некий континуум, в котором в определенном порядке находятся страны.
Индивидуализм | Коллективизм | |
Единица восприятия | Индивид | Группа |
Инт-группа определяется | Сходство убеждений, интересов | Кровное родство, религия, раса, кастовая принадлежность |
Идентичность | Я-идентичность | Мы-идентичность |
Мотивация | Личные достижения | Принадлежность к группе |
Шкала оценивания | Одинакова для своих и чужих | Различна для своих и чужих |
Количество инт-групп | Много, влияние относительно, взаимоотношения случайные, поверхностные, слабая эмоциональная вовлеченность, сокрытие отрицательного эмоционального отношения | Мало, влияние велико, взаимоотношения близки, эмоциональная вовлеченность, тенденция выражать негативные установки к аут-группам |
Взаимоотношения | Горизонтальные, статусно- симметричные отношения имеют большее значение | Вертикальные отношения (родители-дети) более значимы, статусно асимметричные отношения, иерархичность, семьи большие, население растет быстро. |
Разногласия | Приемлемы | Скрываются, вытесняются |
Соотношение индивидуальных установок и групповых норм | Первое важнее второго (вина) | Второе важнее первого (стыд) |
Фундаментальная ошибка атрибуции | Поведение объясняется с точки зрения личности, успех приписывают себе, неудачу внешним обстоятельствам. | Успех приписывается помощи других, неудача приписывается индивиду |
Отношение к трудностям | Стремление переделать ситуацию под себя | Стремление переделать себя под ситуацию |
Интерес | Говорит о себе | Говорит о других |
Ориентация | Будущее | Прошлое |
Индивидуализм | Коллективизм | |
Преимущества | Акцент на индивиде, развитие личности – развитие общества | Забота о других |
Недостатки | Одиночество, частые семейные конфликты, разводы, демонстрация отклоняющегося поведения | Авторитарность, низкая ценность отдельной личности |
Наблюдается рост уровня индивидуализма. Индивидуалистические страны- США, Австралия, Великобритания, Канада, Голландия, Швеция, Бельгия, Дания, Франция, Германия. Коллективистские страны - Китай, Япония, Корея, Индонезия, Перу, Колумбия, Португалия, Греция, Италия, некоторые регионы Африки.
|
Лекция 25.04.12
Модель стресс-аккультурации
Психологический, физиологический и культурный стресс, который испытывает мигрант, попадая в другую культуру.
Аккультурация – смена культуры, происходящая в процессе контакта
Психологическая аккультурация происходит на индивидуальном уровне. Аккультурации подергается как доминирующая, так и недоминирующая группа.
Изменения в результате аккультурации, происходящие на групповом уровне в недоминирующей группе:
- Географические: новое место проживания, новые методы ведения хозяйства, урбанизации.
- Биологические: диета, заболевания.
- Политические: попадание не доминирующей группы под контроль.
- Экономические: традиционные занятия
- Язык, религия, образование.
- Ценности, установки, мотивы, идентификация, личностная и этническая идентификация.
Аккультурационный стресс:
- Поведенческие сдвиги
- Проблемы, связанные со стрессом.
- Поддержание и развития своего этнического своеобразия
- Желание контактировать с представителями большинства.
- Стратегия ассимиляции, ценность своей идентичности ценность контакта с другим этносом
Вид избираемой стратегии поведения | Ценность собственной этноидентичности | Ценность контакта с другим этносом |
Ассимиляция | - | + |
Сепарации или сегрегация | + | - |
Маргинализация | - | - |
Интеграция | + | + |
Отец: тенденция к интеграции с целью вовлеченности в экономическую, политическую жизнь страны, изучение языка, общение с местными итальянцами, участие в организациях, организованных итальянцами.
Мать: тенденция к сепарации, так как она не работает, живет в итальянской общине.
Дочь: тенденция к ассимиляции, школьная жизнь, изучение языка, культуры, отвращение к отечественным традициям.
Сын: тенденция к маргинализации, социальные и академические проблемы в школе.
Параметры успешность аккультурации:
- Личная мотивация
- Избранная стратегия аккультурации.
- Изучить модели новой культуры
- Отбросить модели старой культуры
В результате возникает конфликт.
Объем приобретенных знаний о новой культуре | Объем отброшенных знаний о старой культуре | |
Интеграция | + | - |
Ассимиляция | + | + |
Сегрегация (сепарация) | - | - |
Маргинализация | - | - |
Стрессовые проявления в процессе аккультурации:
- Тревожность, депрессия
- Физиологическая, психологическая симптоматика.
Факторы проявления аккультурационного стресса:
На индивидуальном уровне:
- Демографические. Возраст: чем младше человек, тем успешнее адаптация. Пожилые мигранты адаптируются хуже всего, так как им не нужно работать. Женщине из традиционного общества труднее адаптироваться, чем мужчине, из-за отсутствия образования, профессионального опыта. Образование: чем выше уровень образования, тем меньше симптомов культурного шока испытывает мигрант.
- Личностные. Когнитивная сложность, когнитивные индивиды чаще всего устанавливают короткую властную дистанцию. Категориальность мышления: чем более крупными категориями мыслит человек, тем легче ему адаптироваться.
«Идеальный мигрант» профессионально компетентен, открыт новому опыту, общителен, в конфликтах выбирает стратегию сотрудничества, соответствует культуре-реципиенту.
- Готовность к переменам. Тип мотивации (внутренняя, внешняя), наличие преаккультурационного опыта.
На групповом уровне:
- Степень сходства или различия между культурами. Чем больше культурная дистанция, тем сильнее культурный шок. Индекс Бабикера, измеряющий культурную дистанцию состоит из следующих параметров - климат, форма одежды, пища, язык, религия, уровень общего образования, материальный комфорт (уровень благосостояния, доля ВВП на душу населения), структура семьи, традиции ухаживания, сватовства, ценности.
Индивиды испытывают аккультурацию в различной степени в зависимости от предыдущего опыта взаимодействия с другими культурами.
- Особенности культуры-донора. Мигранты японских, корейских культур, которые характеризуются высокой степенью формализации ритуалов, склонны в большей степени испытывать аккультурационный стресс. Представители высоких держав ждут, что остальные будут адаптироваться к ним, а не наоборот. Чем меньше государство, тем большим количеством языков владеют его жители.
- Особенности страны-реципиента. Языковые особенности, толерантность к мигрантам, политика государства в отношении культурного плюрализма.
- Образование
- Преаккультурационный опыт
- База социальной, материальной поддержки
- Наличие источников стресса
- Стратегии поведения.