Кросс-культурные аспекты




Подходы к определению культуры:

- Описательные определения (аспекты, составляющие культуры)

- Исторические определения (культурное наследие)

- Нормативные определения (нормы, правила, регулирующие человеческое поведение)

- Психологические определения (культурная адаптация)

- Структурны определения (модели организации культуры)

- Генетические определения (происхождение культуры, этноса, генезис)

Мы видим только поведение представителей разных культур, и интерпретируем их как культурны различия.

Культура – комплекс, созданных людьми объективных и субъективных элементов, которые в прошлом обеспечили выживание определенной экологической ниши и стали общими для тех, кто говорил на одном и том же языке и жил в одно и тоже время.

Культура – динамическая система правил, установленных группами с целью обеспечить свое выживание, общих для группы, но реализуемых различным образом каждым специфическим объединением внутри группы, передаваемые из поколение в поколение и относительно устойчивые, но способные меняться во времени.

Факторы формирования культуры:

- Экология (физическая среда, климат, ресурсы, физическая среда, ресурсы, флора, фауна, плотность населения). Ресурсы определяют деятельность группы, наиболее успешно осуществляемая деятельность становится элементом культуры.

- История (войны, катастрофы, революция, экономические спады).

Особенности охотничьей культуры:

- Смелость, ловкость, независимость

- Поощряется независимость свобода.

Особенности земледельческой культуры:

- Кооперация

- Поощряется ответственность, взаимозависимость, согласие.

В Африканском регионе, где обитает муха цеце, чей укус смертелен для домашнего скота, женщины, кормящие грудью, не могут заниматься сексом с мужем, чтобы из-за новой беременности не пропало молоко, это породило многоженство, тесную связь с матерью, обряды разрыва связи ребенка и матери, обряды инициации.

Культура – индивидуальный психологически конструкт, так как каждый человек в разной степени разделяет или не разделяет групповые культурные стереотипы.

Культурный синдром – набор ценностей, установок, моделей поведений, которыми одни культуры отличаются от других.

Культурные синдромы:

- Культурная сложность. Переменные сложности культуры: развитие письменности и наличие исторических письменных источников, постоянность места обитания, с/х, города, профессиональная специализация, наземные транспортные пути, денежный обмен, плотность населения, многоуровневая политическая и социальная стратификация. Переменные сложности культуры по Триандису:

- Отношение ко времени (пунктуальность)

- Параметр специфичности и диффузности ролей (восприятие в контексте роли, которую в данный момент выполняет человек)

- Количество различных профессия (до 250 тыс. шт.)

- Среда обитания (охотничья - аграрная, скотоводческая – идустриальная – информационная)

- Тип семьи (нуклеарная, расширенная).

- Жесткость или рыхлость

- Индивидуализм или коллективизм. Индивидуализм – индивидуальная цель важнее групповой, и наоборот. Коллективизм - кровное родство, наличие внешней угрозы. Личность определяется ее местом в группе членства. Коллективизм может быть горизонтальны (ресурсы используются всеми, кто принадлежит группе, в равной степени) и вертикальный (подчинение группе, ресурсы распределяются в соответствии со статусом). Миграция, социальная мобильность, городская среда повышают уровень индивидуализма. Чем сложнее культура, тем выше уровень индивидуализма.

Некий континуум, в котором в определенном порядке находятся страны.

  Индивидуализм Коллективизм
Единица восприятия Индивид Группа
Инт-группа определяется Сходство убеждений, интересов Кровное родство, религия, раса, кастовая принадлежность
Идентичность Я-идентичность Мы-идентичность
Мотивация Личные достижения Принадлежность к группе
Шкала оценивания Одинакова для своих и чужих Различна для своих и чужих
Количество инт-групп Много, влияние относительно, взаимоотношения случайные, поверхностные, слабая эмоциональная вовлеченность, сокрытие отрицательного эмоционального отношения Мало, влияние велико, взаимоотношения близки, эмоциональная вовлеченность, тенденция выражать негативные установки к аут-группам
Взаимоотношения Горизонтальные, статусно- симметричные отношения имеют большее значение Вертикальные отношения (родители-дети) более значимы, статусно асимметричные отношения, иерархичность, семьи большие, население растет быстро.
Разногласия Приемлемы Скрываются, вытесняются
Соотношение индивидуальных установок и групповых норм Первое важнее второго (вина) Второе важнее первого (стыд)
Фундаментальная ошибка атрибуции Поведение объясняется с точки зрения личности, успех приписывают себе, неудачу внешним обстоятельствам. Успех приписывается помощи других, неудача приписывается индивиду
Отношение к трудностям Стремление переделать ситуацию под себя Стремление переделать себя под ситуацию
Интерес Говорит о себе Говорит о других
Ориентация Будущее Прошлое
  Индивидуализм Коллективизм
Преимущества Акцент на индивиде, развитие личности – развитие общества Забота о других
Недостатки Одиночество, частые семейные конфликты, разводы, демонстрация отклоняющегося поведения Авторитарность, низкая ценность отдельной личности

Наблюдается рост уровня индивидуализма. Индивидуалистические страны- США, Австралия, Великобритания, Канада, Голландия, Швеция, Бельгия, Дания, Франция, Германия. Коллективистские страны - Китай, Япония, Корея, Индонезия, Перу, Колумбия, Португалия, Греция, Италия, некоторые регионы Африки.

Лекция 25.04.12

Модель стресс-аккультурации

Психологический, физиологический и культурный стресс, который испытывает мигрант, попадая в другую культуру.

Аккультурация – смена культуры, происходящая в процессе контакта

Психологическая аккультурация происходит на индивидуальном уровне. Аккультурации подергается как доминирующая, так и недоминирующая группа.

Изменения в результате аккультурации, происходящие на групповом уровне в недоминирующей группе:

- Географические: новое место проживания, новые методы ведения хозяйства, урбанизации.

- Биологические: диета, заболевания.

- Политические: попадание не доминирующей группы под контроль.

- Экономические: традиционные занятия

- Язык, религия, образование.

- Ценности, установки, мотивы, идентификация, личностная и этническая идентификация.

Аккультурационный стресс:

- Поведенческие сдвиги

- Проблемы, связанные со стрессом.

 

- Поддержание и развития своего этнического своеобразия

- Желание контактировать с представителями большинства.

 

- Стратегия ассимиляции, ценность своей идентичности ценность контакта с другим этносом

Вид избираемой стратегии поведения Ценность собственной этноидентичности Ценность контакта с другим этносом
Ассимиляция - +
Сепарации или сегрегация + -
Маргинализация - -
Интеграция + +

 

Отец: тенденция к интеграции с целью вовлеченности в экономическую, политическую жизнь страны, изучение языка, общение с местными итальянцами, участие в организациях, организованных итальянцами.

Мать: тенденция к сепарации, так как она не работает, живет в итальянской общине.

Дочь: тенденция к ассимиляции, школьная жизнь, изучение языка, культуры, отвращение к отечественным традициям.

Сын: тенденция к маргинализации, социальные и академические проблемы в школе.

Параметры успешность аккультурации:

- Личная мотивация

- Избранная стратегия аккультурации.

 

- Изучить модели новой культуры

- Отбросить модели старой культуры

В результате возникает конфликт.

 

  Объем приобретенных знаний о новой культуре Объем отброшенных знаний о старой культуре
Интеграция + -
Ассимиляция + +
Сегрегация (сепарация) - -
Маргинализация - -

Стрессовые проявления в процессе аккультурации:

- Тревожность, депрессия

- Физиологическая, психологическая симптоматика.

Факторы проявления аккультурационного стресса:

На индивидуальном уровне:

- Демографические. Возраст: чем младше человек, тем успешнее адаптация. Пожилые мигранты адаптируются хуже всего, так как им не нужно работать. Женщине из традиционного общества труднее адаптироваться, чем мужчине, из-за отсутствия образования, профессионального опыта. Образование: чем выше уровень образования, тем меньше симптомов культурного шока испытывает мигрант.

- Личностные. Когнитивная сложность, когнитивные индивиды чаще всего устанавливают короткую властную дистанцию. Категориальность мышления: чем более крупными категориями мыслит человек, тем легче ему адаптироваться.

«Идеальный мигрант» профессионально компетентен, открыт новому опыту, общителен, в конфликтах выбирает стратегию сотрудничества, соответствует культуре-реципиенту.

- Готовность к переменам. Тип мотивации (внутренняя, внешняя), наличие преаккультурационного опыта.

На групповом уровне:

- Степень сходства или различия между культурами. Чем больше культурная дистанция, тем сильнее культурный шок. Индекс Бабикера, измеряющий культурную дистанцию состоит из следующих параметров - климат, форма одежды, пища, язык, религия, уровень общего образования, материальный комфорт (уровень благосостояния, доля ВВП на душу населения), структура семьи, традиции ухаживания, сватовства, ценности.

Индивиды испытывают аккультурацию в различной степени в зависимости от предыдущего опыта взаимодействия с другими культурами.

- Особенности культуры-донора. Мигранты японских, корейских культур, которые характеризуются высокой степенью формализации ритуалов, склонны в большей степени испытывать аккультурационный стресс. Представители высоких держав ждут, что остальные будут адаптироваться к ним, а не наоборот. Чем меньше государство, тем большим количеством языков владеют его жители.

- Особенности страны-реципиента. Языковые особенности, толерантность к мигрантам, политика государства в отношении культурного плюрализма.

- Образование

- Преаккультурационный опыт

- База социальной, материальной поддержки

- Наличие источников стресса

- Стратегии поведения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: