Лекция 11
(Q-схемы)
Особенности непрерывно-стохастического подхода рассмотрим на примере использования в качестве типовых математических схем систем массового обслуживания (англ. Queueing system), которые будем называть Q-схемамu. Системы массового обслуживания представляют собой класс математических схем, разработанных в теории массового обслуживания и различных приложениях для формализации процессов функционирования систем, которые по своей сути являются процессами обслуживания [5,6,7].
Основные соотношения. В качестве процесса обслуживания могут быть представлены различные по своей физической природе процессы функционирования экономических, производственных, технических и других систем, например потоки поставок продукции некоторому предприятию, потоки деталей и комплектующих изделий на сборочном конвейере цеха, заявки на обработку информации ЭВМ от удаленных терминалов и т. д. При этом характерным для работы таких объектов является случайное появление заявок (требований) на обслуживание и завершение обслуживания в случайные моменты времени, т. е. стохастический характер процесса их функционирования. Остановимся на основных понятиях массового обслуживания, необходимых для использования Q-схем, как при аналитическом, так и при имитационном.
В любом элементарном акте обслуживания можно выделить две основные составляющие: ожидание обслуживания заявкой и собственно обслуживание заявки. Это можно изобразить в виде некоторого i-ro прибора обслуживания П (рис. 5.1), состоящего из накопителя заявок H
, в котором может одновременно находиться l
=
заявок, где
- емкость i-ro накопителя, и канала обслуживания заявок (или просто канала) K
. На каждый элемент прибора обслуживания П
поступают потоки событий: в накопитель H
- поток заявок w
, на канал K
- поток обслуживаний u
.
![]() |
u
Пi
H i К i
w y
![]() |
Рис. 5.1. Прибор обслуживания заявок.
Потоком событий называется последовательность событий, происходящих одно за другим в какие-то случайные моменты времени. Различают потоки однородных и неоднородных событий. Поток событий называется однородным, если он характеризуется только моментами поступления этих событий (вызывающими моментами) и задается последовательностью { t } = { 0≤t
≤t
…≤t
≤… }, где t
- момент наступления n-го события - неотрицательное вещественное число. Однородный поток событий также может быть задан в виде последовательности промежутков времени между n-м и (n-1)-м событиями {τ
}, которая однозначно связана с последовательностью вызывающих моментов { t
}, где τ= t
- t
, n ≥1, t
=0, т.е. τ
= t
.
Потоком неоднородных событий называется последовательность { t ,f
}, где t
- вызывающие моменты; f
- набор признаков события. Например, применительно к процессу обслуживания для неоднородного потока заявок могут быть заданы принадлежность к тому или иному источнику заявок, наличие приоритета, возможность обслуживания тем или иным типом канала и т. п.
Возможные приложения. Обычно в приложениях при моделировании различных систем применительно к элементарному каналу обслуживания K можно считать, что поток заявок
W, т. е. интервалы времени между моментами появления заявок (вызывающие моменты) на входе K
образует подмножество неуправляемых переменных, а поток обслуживания u
U, т. е. интервалы времени между началом и окончанием обслуживания заявки, образует подмножество управляемых переменных.
Заявки, обслуженные каналом K , и заявки, покинувшие прибор П
, по различным причинам необслуженными (например, из-за переполнения накопителя H
), образуют выходной поток y
У, т. е. интервалы времени между моментами выхода заявок образуют подмножество выходных переменных.
Процесс функционирования прибора обслуживания П можно представить как процесс изменения состояний его элементов во времени z
(t). Переход в новое состояние для П
означает изменение количества заявок, которые в нем находятся (в канале K
и в накопителе Н
). Таким образом, вектор состояний для П
имеет вид
, где
состояние накопителя H
(
=0 - накопитель пуст,
= 1 - в накопителе имеется одна заявка,..., z
=LjH - накопитель полностью заполнен); L
- емкость накопителя H
; измеряемая числом заявок, которые в нем могут поместиться; z
- состояние канала K
( z
= 0 – канал свободен, z
= 1 - канал занят и т. д.).
В практике моделирования систем, имеющих более сложные структурные связи и алгоритмы поведения, для формализации используются не отдельные приборы обслуживания, а Q-схемы, образуемые композицией многих элементарных приборов обслуживания П (сети массового обслуживания). Если каналы K
различных приборов обслуживания соединены параллельно, то имеет место многоканальное обслуживание (многоканальная Q-схема), а если приборы П
и их параллельные композиции соединены последовательно, то имеет место многофазное обслуживание (многофазная Q-схема). Таким образом, для задания Q-схемы необходимо использовать оператор сопряжения R, отражающий взаимосвязь элементов структуры (каналов и накопителей) между собой.
Связи между элементами Q-схемы изображают в виде стрелок (линий потока, отражающих направление движения заявок). Различают разомкнутые и замкнутые Q-схемы. В разомкнутой Q-схеме выходной поток обслуженных заявок не может снова поступить на какой-либо элемент, т. е. обратная связь отсутствует, а в замкнутых Q-схемах имеются обратные связи, по которым заявки двигаются в направлении, обратном движению вход-выход.
Собственными (внутренними) параметрами Q-схемы будут являться количество фаз Lф , количество каналов в каждой фазе L , j = 1, L
, количество накопителей каждой фазы L
, k=1, Lф, емкость i – го накопителя L
. Следует отметить, что в теории массового обслуживания в зависимости от емкости накопителя применяют следующую терминологию для систем массового обслуживания: системы с потерями (L
= 0, т.е.накопитель в приборе П
отсутствует, а имеется только канал обслуживания K
), системы с ожиданием (L
∞ т.е. накопитель H
имеет бесконечную емкость и очередь заявок не ограничивается) и системы смешанного типа (с ограниченной емкостью накопителя H
). Всю совокупность собственных параметров Q-схемы обозначим как подмножество Н.
Для задания Q-схемы также необходимо описать алгоритмы ее функционирования, которые определяют набор правил поведения заявок в системе в различных неоднозначных ситуациях. В зависимости от места возникновения таких ситуаций различают алгоритмы (дисциплины) ожидания заявок в накопителе H и обслуживания заявок каналом K
каждого элементарного обслуживающего прибора П
Q-схемы. Неоднородность заявок, отражающая процесс в той или иной реальной системе, учитывается с помощью введения классов приоритетов.
В зависимости от динамики приоритетов в Q-схемах различают статические и динамические приоритеты. Статические приоритеты назначаются заранее и не зависят от состояний Q-схемы. т.е. они являются фиксированными в пределах решения конкретной задачи моделирования. Динамические приоритеты возникают примоделировании в зависимости от возникающих ситуаций. Исходя из правил выбора заявок из накопителя H на обслуживание каналом K
, можно выделить относительные и абсолютные приоритеты. Относительный приоритет означает, что заявка с более высоким приоритетом, поступившая в накопитель H
, ожидает окончания обслуживания предшествующей' заявки каналом K
и только после этого занимает канал. Абсолютный приоритет означает, что заявка с более высоким приоритетом, поступившая в накопитель H
, прерывает обслуживание каналом K
заявки с более низким приоритетом и сама занимает канал (при этом вытесненная из K
заявка может либо покинуть систему, либо может быть снова записана на какое-то место в H
).
При рассмотрении алгоритмов функционирования приборов обслуживания П (каналов K
и накопителей H
) необходимо также задать набор правил, по которым заявки покидают H
и K
: для H
- либо правила переполнения, по которым заявки в зависимости от заполнения H
покидают систему, либо правила ухода, связанные с истечением времени ожидания заявки в H
, для K
правила выбора маршрутов или направлений ухода. Кроме того, для заявок необходимо задать правила, по которым они остаются в канале K
или не допускаются до обслуживания каналом K
, т. е. правила блокировок канала. При этом различают блокировки K
по выходу и по входу. Такие блокировки отражают наличие управляющих связей в Q- схеме, регулирующих поток заявок в зависимости от состояний Q- схемы. Весь набор возможных алгоритмов поведения заявок в Q- схеме можно представить в виде некоторого оператора алгоритмов поведения заявок А.
Таким образом, Q- схема, описывающая процесс функционирования системы массового обслуживания любой cложности, однозначно задается в виде Q= (W, U, Н, Z, R, А).
При ряде упрощающих предположений относительно подмножеств входящих потоков W и потоков обслуживания U (выполнение условий стационарности, ординарности и ограниченного последействия) оператора сопряжения элементов структуры R (однофазное одноканальное обслуживание в разомкнутой системе), подмножества собственных параметров H (обслуживание с бесконечной емкостью накопителя), оператора алгоритмов обслуживания заявок А (бесприоритетное обслуживание без прерываний и блокировок) для оценки вероятностно-временных характеристик можно использовать аналитический аппарат, разработанный в теории массового обслуживания. При принятых предположениях в обозначениях Д. Кендалла будет иметь место классическая система обслуживания типа М/М/l (одноканальная система с марковским входящим потоком заявок и марковским потоком обслуживания).
Возможности оценки характеристик с использованием аналитических моделей теории массового обслуживания являются весьма ограниченными по сравнению с требованиями практики исследования и проектирования систем, формализуемых в виде Q-схем. Несравненно большими возможностями обладают имитационные модели, позволяющие исследовать Q-схему, задаваемую Q=<W, U, H, Z, У, R, А>,без ограничений. На работу с Q-схемами при машинной реализации моделей ориентированы многие языки имитационного моделирования, например SIMULA, SIMSCRIPТ, GPSS и др.