В течение первого и второго годов обучения ученик должен выучить и свободно играть не менее 20-30 коротких сочинений из сольного фортепианного репертуара (например, песни и танцы, пьесы певучие, характеристичные, виртуозные, полифонического характера и др., этюды, вариации, сонатины), а также произведения ансамблевой литературы. В области теории музыки ученика необходимо ознакомить с ладами: в первый год обучения необходимо знать и свободно играть в певучей манере 2 мажорные и 1 минорную гамму двумя руками на расстоянии 1 октавы. На втором году обучения учащиеся должны узнать все три разновидности минора.
Примерные зачетные программы для 1-го года обучения
1 вариант
С.Майкапар – Этюд – a moll
Ф.Лекуппе - Этюд – с-dur
Г.Гендель - Ария
А.Гедике -Танец
2 вариант
Е.Гнесина – Этюд
Д.Штейбельт – Сонатина c-dur, ч.1
С.Майкапар – В садике
И.Беркович – Танец медвежат
Для второго года обучения
1 вариант
А.Лешгорн – Этюд
В.Моцарт – Менуэт
Д.Кабалевский – Сказочка. Соч. 27 №9
М.Клементи – Сонатина
2 вариант
К.Гурлит – Этюд
И.Бах – Менуэт – d-moll
В.Селиванов – Шуточка
И.Беркович – Сонатина G-dur
Ансамблевая игра.
Третий год обучения
Слушание музыки в исполнении педагога. Примерная тематика: «Музыка для театра», «Отрывки из опер и балетов». Подбор по слуху (введение аккордового сопровождения). Изучение особенностей нотной записи (ритм, высотность). Игра фортепианного репертуара. Игра в ансамбле. Исполнение выученного репертуара.
Зачетные требования
Транспонирование известной мелодии. Чтение с листа пьес для 1 года обучения. Игра в ансамбле. Исполнение трех-четырех пьес фортепианнного репертуара.
Годовые требования по репертуару и комплексу технических упражнений.
На третьем году обучения ученик должен выучить наизусть и играть свободно до 15 пьес. Кроме того, такое же количество произведений он должен пройти в порядке ознакомления. В ансамблевой игре можно использовать простейшие пьесы для фортепиано с голосом, блок-флейтой, скрипкой и другими инструментами. Ученик должен знать мажорные гаммы в тональностях до трех ключевых знаков включительно, минорные в тональностях с одним знаком, играть трезвучия и их обращения. Также знать и играть каждой рукой отдельно в среднем темпе хроматическую гамму.
Примерные зачетные требования
1 вариант
Ан.Александров – «Кума»
Учасидзе – «Песенка мал.мастера»
Черни-Гермер - №1-23
2 вариант
Л.Бетховен –Сонатина фа-мажор
Д.Кабалевский – «Кавалерийская»
Черни-Гермер -№1-28
Ансамбли
1 вариант
Беркович – Марш
Шуберт – Вальс ля-минор
Мендельсон – «На крыльях песни»
2 вариант
П.Чайковский – Вальс
Шуберт – Два Лендлера
Лит-ра - сб. «Брат и сестра»
Беркович – Фортепианные ансамбли.
Четвертый год обучения
Слушание музыки в исполнении педагога. Примерная тематика: «Симфоническая музыка». Прослушивание грампластинок и записей в виде домашнего задания. На уроке – Обсуждение впечатлений. Подбор по слуху запомнившихся мелодий. Транспонирование. Игра легких вариантов каденций. Чтение с листа. Изучение записи разных вариантов фактуры. Игра фортепианного репертуара.
Зачетные требования.
Игра в ансамбле (с голосом или инструментом)
Исполнение трех-четырех пьес фортепианного репертуара. Чтение с листа пьес для 2 года обучения.
Годовые требования по репертуару и комплексу технических упражнений.
В течение 4 года обучения ученик должен приготовить две большие концертные программы из четырех-шести произведений (по одной программе в полугодие), должен знать и играть в среднем темпе мажорные гаммы до четырех знаков и минорные до двух. Хроматическую гамму играть от разный ступеней.
Примерные зачетные программы
1 вариант
Глиэр – «Утро»
Лешгорн – Этюд до мажор. Соч.66
Гендель – Аллексианда
2 вариант
Моцарт – Соната соль-мажор. Ч.1
Дебюсси – «Маленький негритенок»
И.Бах – Прелюдия ре-мажор
Ансамбли
1 вариант
Прокофьев – Вальс (балет «Золушка»)
И.Бах – Гавот (англ. Сюита соль-минор)
2 вариант
Гаврилин – Часики
Брамс – Колыбельная
Пятый год обучения
В исполнении педагога прослушивание пьес художественного фортепианного репертуара. Беседы о музыке. Примерная тематика: «О музыкальных стилях». Задания на дом: прослушивание граммпластинок и записей по рекомендации педагога. Анализ музыкальных сочинений на слух: определение особенности структуры произведения, использование в нем средств выразительности. На уроке – совместное обсуждение полученных впечатлений. Игра фортепианного репертуара. Чтение с листа пьес композиторов, чьи произведения включены в индивидуальную программу учеников.
Зачетные требования.
Творческий ответ: беседа о творчестве композитора, об отдельных произведениях. Чтение с листа. Игра в ансамбле. Исполнение программ.