Класс
Цель урока.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации знаний по теме «Электрическое поле», формирование у обучающихся собственной точки зрения по данной теме, формирование способности описать, что произошло и почему.
Содержательная цель: сформировать у обучающихся способность самостоятельно систематизировать знания, выявить теоретические основы построения содержательно-методических линий.
Планируемые результаты обучения.
§ обучающиеся научатся прогнозировать и анализировать исходы опытов по теме «электрическое поле»;
§ отвечать грамотно на поставленный вопрос и высказывать мнение;
§ структурировать знания.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Методы обучения:
§ наглядные:
v использование технических средств;
v демонстрация опыта.
§ словесные:
v беседа;
v рассказ;
v лекция.
§ практические:
v деловая игра;
v импровизация.
Методическое обеспечение: учебник физики 7 класс, Пёрышкин А. В.; сборник задач по физике 7-9 классы, В. И. Лукашик, Е. В, Иванова.
Техническое оборудование: проектор, компьютер, компьютерная доска.
Лабораторное оборудование для демонстраций опытов на столе учителя: игрушечные тележки, упругие пластинки, нить, ножницы
ПЛАН УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Этап мотивации учебной деятельности обучающихся.
3. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
4. Этап нахождения способа разрешения затруднения и закрепления с проговариванием во внешней речи.
5. Этап включения изученного в систему знаний.
6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
|
Условные обозначения.
То, что дети записывают в тетрадь.
То, что отмечается на доске.
ХОД УРОКА.
Технологическая карта урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. 1.Организационный момент. (3 мин.) | Приветствие обучающихся, проверка присутствующих, оценка общего настроения класса. | Проверка готовности к уроку, переход на рабочий лад. | Коммуникативные: - умение слушать и слышать. |
2.Этап мотивации учебной деятельности обучающихся. (5 мин.) | Цели этапа. o Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. o Актуализирование требований к ученику со стороны учебной деятельности. o Установление тематических рамок учебной деятельности. СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД Учитель: Механическое действие тел друг на друга происходит или при непосредственном соприкосновении тел (например, при ударе шариков друг о друга), или при наличии между ними какого-либо материального посредника (при буксировке одного автомобиля другим). Вопрос классу: Какое третье тело здесь участвует? (Трос) Во всех случаях, когда между взаимодействующими телами нет контакта, можно обнаружить такое “третье тело”, которое являясь посредником, передает действие от одного тела к другому, причем действие передается с конечной скоростью. Например, действие звучащего тела на барабанную перепонку уха передается через воздух с конечной скоростью (скорость звука). Совсем другое дело – взаимодействие электрических зарядов. Заряженные тела действуют друг на друга, хотя на первый взгляд нет никакого посредника между ними. Так как электрическое взаимодействие происходит не только в воздухе, но и в вакууме. Изучением взаимодействия электрических зарядов занимались английские физики Майкл Фарадей и Джеймс Максвелл. Выводы, сделанные этими великими учеными, заключался в том, что вокруг заряженных тел существует среда, посредством которой и осуществляется электрическое взаимодействие. Пространство, окружающее один заряд, воздействует на пространство, окружающее другой заряд и наоборот. Посредником в этом взаимодействии будет являться электрическое поле. Электрическое поле – это особый вид материи, отличающийся от вещества. То есть, это форма материи, посредством которой осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел. Наши органы чувств не воспринимают электрическое поле (например, мы не можем его потрогать). Но оно окружает любое заряженное тело и соответственно проявляет себя по действию на заряженное тело. Главное свойство электрического поля заключается в его способности действовать на электрические заряды с некоторой силой. Сила, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд, называется электрической силой. | Размышление по теме, развитие собственных мыслей, установление ассоциативных связей ответ на поставленный вопрос. | Личностные: - формирование границ собственного «знания и незнания»; - установление связи между целью учебной деятельности и мотивом; Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Коммуникативные: - учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулирование собственного мнения (позиции); - умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы. |
3.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (10 мин.) | Цель этапа: Актуализирование знаний через пробное учебное действие. Учитель: Я смотрю вы хорошо подготовились и разбираетесь в теме, давайте теперь попробуем с вами сделать эксперимент. Для этого мне нужен один учёный, задачей которого будет понять, что случилось и описать происходящее. Все остальные дети моделируют ситуацию, представленную им на картинке. Значит какой мы можем с вами сделать вывод? СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД + и +, - и – отталкиваются, + и – притягиваются, заряженными должны быть оба тела. Учитель:спасибо за поделанную работу, теперь мы с вами поняли каково заряженным частичкам. Давайте теперь посмотрим на электрическое поле в действии. (опыт с султанчиками + опыт с эбонитовой палочкой и пенопластом) | В групповой работе продемонстрировать предложенные ситуации и объяснить их с точки зрения физики. Высказывание предположений о том, как будут вести себя тележки в первом случае, во втором. Формулирование вывода из получившихся результатов опыта. | Коммуникативные: - умение вступать в учебный диалог; развитие навыка сотрудничества; Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и, в том числе во внутреннем плане; учет правила в планировании и контроле способа решения. Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения и социального признания. |
4.Этап нахождения способа разрешения затруднения и закрепления с проговариванием во внешней речи. (10 мин.) | Цель этапа. Обеспечение систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся. СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД Учитель: Наверняка вы слышали о понятии конспект, это ваша личная краткая запись изученного материала. Многие учёные задавались вопросом, как эту форму записи полученных знаний сделать максимально удобной. Очень интересный подход к этому вопросу нашёл Вальтер Паук. Он разделял страницу на три основных части: заметки, основные вопросы, итоги. Давайте попробуем с вами сделать так же. Запишем название темы, разделим страницу на три части и в самой большой напишем заметки по нашему опыту: Электрическое поле - форма материи, посредством которой осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел. + и +, - и -, +и -. Изучением взаимодействия электрических зарядов занимались английские физики Майкл Фарадей и Джеймс Максвелл. Выводы, сделанные этими великими учеными, заключался в том, что вокруг заряженных тел существует среда, посредством которой и осуществляется электрическое взаимодействие. Пространство, окружающее один заряд, воздействует на пространство, окружающее другой заряд и наоборот. Посредником в этом взаимодействии будет являться электрическое поле. Главное свойство электрического поля заключается в его способности действовать на электрические заряды с некоторой силой. Сила, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд, называется электрической силой. Как вы думаете, что мы можем записать как итог? Как итог мы можем записать следующее: Электрическое поле – посредник взаимодействия заряженных частиц Поработайте дома с конспектом подумайте, на какие вопросы мы ответили и запишите в левую колонку эти вопросы. | Создание конспекта, размышление над тем, что необходимо записать. Установить основную мысль и идею опыта. | Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения., структурировать знания; структурировать знания; Регулятивные: - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и, в том числе во внутреннем плане; - учет правила в планировании и контроле способа решения; Личностные: - формирование мотивов достижения цели; Коммуникативные: - умение задавать вопросы. |
5.Этап включения изученного в систему знаний. (10-12 мин.) | Цель этапа: Формирование учебной деятельности на основе системы знаний об окружающей действительности. Учитель: Любой процесс нельзя рассматривать только с одной стороны. У всего есть свои плюсы и минусы, давайте попробуем с вами разобраться какие есть плюсы в изучении взаимодействия тел и какие проблемы вызваны тем, что тела взаимодействуют. Дети по очереди высказывают своё мнение, учитель фиксирует высказывания на доске. Учитель: Хоть этот процесс и может создать ряд проблем, но каждую можно решить, изучая его. Так происходит со всем, чтобы обратить какое-либо явление/процесс себе в плюс, нужно его хорошенько изучить и тогда можно будет найти способ превратить проблему в достоинство этого процесса. СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД Давайте теперь сыграем в игру. Вам будет представлено 5 вопросов с вариантами ответа, на каждый из них вам нужно ответить и если вы уверены в ответе, то можете поставить рядом (+2) или (+1), если ваш ответ будет правильным, то к общей сумме баллов вам добавятся эти баллы, если вы ответите неверно, то эти баллы отнимутся от общего результата. Но вы можете и не писать (+2) или (+1), тогда при правильном ответе вы получите один балл, а при неправильном ответе ваши баллы не изменятся. На каждый вопрос вам отводится 30 секунд. Всем понятно? Тогда давайте приступим. СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД 1.Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называют... o механическим, o инерцией, o движением тела. СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД 2.Куда повернул трамвай, если пассажиры отклонились вправо? o прямо по ходу движения автобуса, o направо, o налево. СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД 3.Куда падает споткнувшийся человек? o вперед по ходу движения, o налево, o назад. СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД 4.Какая цистерна начинает движение? o 1, o 2, o 3. СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД 5. В каком случае наблюдается проявление инерции? o камень падает на дно ущелья, o пыль выбивают из ковра, o мяч отскакивает от стенки. Сдаём листочки и смотрим правильные ответы. СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД | Высказывание собственных мыслей по заданному вопросу. Решение теста. | Коммуникативные: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, Регулятивные: внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные: выделение существенной информации. |
6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. (5 мин.) | Цель этапа. Способствование тому, чтобы каждый обучающийся оценил результаты своей деятельности на уроке. СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД Учитель: Сегодня все хорошо поработали, давайте с вами оценим свою деятельность. На мишенях отметьте то, на сколько по вашему мнению вам было интересно, на сколько активно вы участвовали в процессе урока, всё ли вам было понятно и узнали ли вы что-то новое. СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД В качестве общего домашнего задания приклейте в конец тетради мишень, оценивающую вашу деятельность, доработайте конспект (задайте вопросы по заметкам), выполните задания 195, 196, 199, 204, 207, 209 в сборнике задач по физике (автор – В. И. Лукашик), но перед выполнением ещё раз обратитесь к учебнику и повторите материал. В качестве домашнего задания со звёздочкой попробуйте выполнить задания в том же сборнике под номерами 219-221. | Оценивание собственной деятельности. | Личностные: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия; формирование границ собственного «знания и незнания»; Регулятивные: восприятие оценки учителя; адекватная самооценка; Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
|