Структура социальной работы




Роль и место муниципалитета в организации социальной работы

 

 


Содержание

Введение

.Социальная работа

.Структура социальной работы

.Взаимосвязь социальной работы с другими социальными системами

.Задачи и функции муниципалитете в области социальной работы

.Приоритетные направления работы муниципалитета

Заключение

Список литературы

 

 


Введение

В настоящее время в обществе сложились определенные социальные проблемы: снизился уровень жизни населения, негативные тенденции в состоянии здоровья населения, рост заболеваемости социально-обусловленными болезнями, безработица, проблемы безнадзорности слабой социальной защищенности детей, женщин, пожилых людей, инвалидов и других категорий малообеспеченных слоев населения. Социальная жизнь общества в первую очередь находится под ведением органов управления. То есть наиболее приближенным к проблемам общества является муниципальное образование. Ведь только на местном уровне совершенствование социальной сферы приобретает в настоящее время особое значение, так как только на уровне муниципалитета могут быть наиболее полно учтены их социально-экономические, природные, демографические, экологические и другие особенности. Таким образом, муниципальное образование играет важную роль в развитии социальной сферы на территории, которого оно располагается.

Социальная сфера на территории муниципалитета включает в себя предприятия всех форм собственности, чья деятельность связана исключительно с удовлетворением первоочередных социальных потребностей населения, таких как охрана здоровья, образование детей и взрослых, безопасность, социальная реабилитация и защита малоимущих. На социальные нужды в РФ львиную долю расходов в этой сфере несет именно муниципальный уровень, где главным образом и сосредоточены объекты социальной сферы. Несмотря на то, что бюджетные отчисления на социальные нужды являются целевыми, средств не хватает даже на реализацию первоочередных целей. Все это требует от местных органов власти искусства изыскания дополнительных возможностей в решении повседневных социальных задач.

В данной контрольной работе хотелось более подробно исследовать роль муниципального образования в решении социальных проблем, в организации социальной работы.

Социальный сфера муниципалитет

 


Социальная работа

 

Социальная работа относится к одному из многочисленных видов деятельности. Есть экономическая, политическая, правовая, культурная, техническая, научная и другие виды деятельности. И есть социальная работа - особый вид деятельности.

Почему её следует отнести к особым видам деятельности? Деятельностью называется совокупность действий человека, направленная на желаемое изменение какого-либо предмета. Социальный работник беседует со своим клиентом, чтобы снять у него психологический стресс, помочь ему войти в нормальный ритм жизни, или оказывает помощь человеку, прикованному болезнью к постели, в приобретении продуктов, предметов личной гигиены и т.д.

Каждый выполняет какие-либо действия, направленные на достижение цели и вызванные состоянием объекта, которым он занимается. У социального работника - это человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи.

Совокупность действий каждого, связанная с влиянием на предмет в желаемом направлении, порождает соответствующую деятельность. Особенность, характер каждого вида деятельности порождается особенностями его предмета.

Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.

 

Структура социальной работы

 

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции. Такого рода структуры называются целостными системами. Социальная работа представляет собой целостную систему.

Попытаемся это доказать путём анализа структуры социальной работы. Её структура состоит из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга элементов или, как ещё говорят, компонентов. Это - субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции и цели.

Схематически это будет выглядеть так:

 

Рис

 

Всякая схема упрощает суть изучаемого предмета, поэтому не следует придавать ей абсолютного значения. Но она даёт наглядное представление о предмете. В этом её познавательный смысл.

Последовательность перечисления компонентов не случайна: любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя именно объект, стоящий в конце перечисления, является главным, определяющим суть и характер деятельности фактором.

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию - беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании, и многие другие.

Таких в России - несколько десятков миллионов. По последним данным, опубликованным в печати, в стране:

Пенсионеров - 34,8 млн.; Инвалидов - свыше 6 млн.; Детей-инвалидов - 453,6 тыс.; Злоупотребляющих спиртным и больных алкоголизмом - более 20 млн.; Употребляющих наркотики - почти 2 млн.; Страдающих психическими заболеваниями - около 4,5 млн.; Проституток (только в крупных городах) - более 120 тыс.; Ежегодно совершается самоубийств - 50-80 тыс.; Ежегодно совершается преступлений - от 2 до 3 млн.; Число отбывших различные сроки в тюрьмах - 15-17% от всего населения страны.

За последние 40 лет осуждены и отбыли наказание в исправительно-трудовых учреждениях - примерно 40 млн. человек;

Число неполных семей (во главе, как правило, с матерью) приблизилось к миллиону; Безработных - 5 млн. 250 тыс. человек.

Такова неполная социально-демографическая характеристика объекта социальной работы в современной России. Названы далеко на все группы людей, нуждающихся в социальной помощи. Каждый из этих десятков миллионов человек - уникальная личность, с неповторимым складом ума, психики, сложнейшей биографией. Это требует от социального работника исключительного такта, проникновения в судьбу человека, сострадания, многостороннего знания, разнообразных умений, величайшей терпеливости и самоотдачи.

Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы. К субъекту относятся всё те же люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного полумесяца.

Но главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах.

Профессиональных работников не так много. Всего в мире профессиональных работников насчитывается 500 тыс. человек. Эти люди имеют дипломы, свидетельствующие о том, что им официально присвоена специальность «социальный работник».

Следующим обязательным компонентом социальной работы как системы является содержание. Оно непосредственно вытекает из функций работы. В самом общем её плане функциями являются: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказание практической помощи, управленческая.

Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений о её объекте. На основе собранных сведений о своих будущих подопечных социальный работник ставит «диагноз»: оценивает объём, виды работ, режим своей деятельности, трудности, формы методы, составляет для себя распорядок рабочего дня, планирует физические и материальные затраты.

Параллельно с «диагнозом» социальный работник выстраивает и диагноз своей деятельности: трудно - легко ему будет работать, сможет ли или нет оказать действенную помощь, с какими официальными и неофициальными организациями ему придётся заниматься «пациентом».

В зависимости от характера социальной помощи строится и план работы, определяется её содержание и вид практической помощи. Управление социальной работой также составляет важный и необходимый компонент её содержания.

Социальная работа осуществляется с помощью средств. Средстваминазываются все те предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций социальной работы вызывает и многообразие её средств. Важно иметь в виду, чем богаче арсенал средств, которыми располагает и хорошо владеет социальный работник, тем успешнее его деятельность.

Социальная работы немыслима без такого компонента, как управление. Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учёт и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы. Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники, независимо от того, относятся ли они к управленческим или практическим социальным работникам.

Чтобы управление социальной работой шло успешно, социальным работникам надо много знать, причём не только в сфере своей непосредственной деятельности, но и во многих других областях общественной жизни, зачастую далеко отстоящих от социальной работы. Нужно хорошо представлять социальную структуру общества, систему управление страной и конкретно социальной работой, свои собственные права и обязанности и своих клиентов, всё законодательство по вопросам социального обеспечения и помощи, основы социологии, социальной психологии, педагогики, социальной работы. Нужно знать и уметь многое.

Цель - образ предмета, который человек хочет получить в результате своей деятельности. Можно ещё сказать, что цель - это желательное для человека состояние предмета его деятельности.

Каким же хочет видеть человека социальный работник, оказывая ему ту или иную помощь? Видимо, удовлетворённым в своих потребностях. Значит, самая общая цель социального работника - удовлетворить потребности своих клиентов.

Таким образом, если рассматривать социальную работу как особую систему деятельности. Необходимо иметь в виду, что она состоит из субъекта, содержания, средств, управления, объекта, объединяемых в целостную систему с помощью целей и функций.

Это общее представление о системе социальной работы имеет большое практическое значение. Какой бы вид социальной работы не пришлось рассматривать (помощь больному, социальную защиту работающих или безработных, патронаж многодетной семьи и т.п.), всякий раз необходимо определить особенности объекта, подобрать особый субъект, выбрать соответствующие средства, адекватное управление, формулировать особенные цели, отдавать предпочтение конкретным функциям. Исключение одного из них ведёт к нарушению, ослаблению, а то и к разрушению системы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: