Формы феодальной зависимости




 

В наиболее ранних источниках основная масса городского и сельского населения Киевской Руси носит название - "люди". Когда феодальный способ производства стал господствующим, а собственность феодалов на землю сделалась основой эксплуатации ими непосредственных производителей материальных благ, слово "люди" стало употребляться для обозначения феодально-зависимых крестьян.

Одним из каналов формирования класса феодально-зависимого крестьянства, как сказано выше, было рабство. Большое распространение получил термин "челядин". По договорам начала X века киевских князей с Византией челядин считается собственностью своего владельца. Так называемой Древнейшей Правде начала XI века содержится постановление, регулировавшее куплю - продажу челяди и утверждавшее право господина требовать возврата беглого челядина. В Пространной Правде упоминается так же "плод" от челяди, который подобно "плоду" от скота, составляет собственность господина, передаваемую по наследству.

Ранние сведения о использовании труда челядинов - рабов на пашне относится к XI - веку. Вероятно, однако, что применение рабской силы в сельском хозяйстве началось со времени вотчинного землевладения, т.е. ещё в X веке.

С течением времени рабы в качестве производительной силы всё более вытеснялись в феодальном хозяйстве зависимыми крестьянами. В связи с этим термин "челядь" сливается с названием "люди" и обозначает уже всё зависимое от феодалов население.

С процессом образования государственной собственности на землю связано, по-видимому, возникновение термина "смерды", появляющегося в памятниках письменности с XI века. В литературе выдвигались разные точки зрения на смердов. Под ними понимают или всё древнерусское крестьянство, или особую группу зависимых людей, близких к западным литам, или альдионам, или рабов, посаженных на землю.

В ряде новгородских актов смердами называются крестьяне, живущие на казённой земле и уплачивающие дань государству. Смерды и государственные крестьяне выполняли по развёрстке повинности князю и Новгороду. С переходом государственных земель в монастырь сидевшие на них смерды должны были нести повинности монастырским властям и освобождались от обязанности участвовать в раскладке их вместе со смердами, оставшимися в зависимости от князя и Новгорода. Однако в XI веке слово "смерды" означало не только государственных крестьян. Среди крестьян - данников, сидевших на "окняженной" земле, в связи с развитием феодальных отношений выделилась особая группа (типа последующих дворцовых крестьян), находившаяся в более тесной и непосредственной зависимости от князей - воттчинников. Сведения об этих крестьянах, очень глухие и недостаточные для решительных выводов, даёт Правда Ярославичей. За убийство смерда взыскивается штраф - 5 гривен, как и за убийство холопа. Запрещается пытать смерда без "княжа слова", т.е. устанавливается непосредственная подсудность смердов княжескому суду. Упоминается рабочий конь смердов, за кражу которого взыскивается штраф меньший, чем за кражу княжеского коня.

Постоянная Правда повторяет и в ряде случаев дополняет эти постановления. Так, устанавливаются нормы штрафа, уплачиваемого смердами за кражу скота. Имеется особая статья о праве князей на наследство после смерти смерда, не оставившего сыновей, и о выделе части имущества смерда во владение его дочерям до их выхода замуж.

Итак, смерды, зависимые от князя - вотчинника, имели земельные наделы, переходившие по наследству к их сыновьям, а в случае отсутствия детей мужского пола отходившие в состав княжеских владений. Эти смерды вели собственное единоличное хозяйство, у них был свой рабочий скот. В развитии хозяйства смердов был заинтересован и князь, пользовавшийся частью их прибавочного труда, как вотчинник. О зависимом положении такого смерда свидетельствует то обстоятельство, что за его убийство уплачивался штраф, равный штрафу за убийство холопа. Феодальная зависимость этой группы смердов находила правовое выражение в их непосредственной подсудности князю.

Нет точных данных о том, в какой форме осуществлялась эксплуатация смердов на собственных землях князя: в форме барщины (как думал Б.Д. Греков) или натурального оброка. За предположение о преобладании в это время отработочной ренты говорит упоминание в Краткой редакции Русской Правды ратайного старосты (возможно, надзиравшего за барщинными работами).

К началу XII века на Руси образовался новый разряд феодально-зависимого населения - закупы. Об их положении довольно подробно говорит Пространная редакция Русской Правды. Закуп - это человек, попавший в долговую кабалу и обязанный своей работой в хозяйстве землевладельца вернуть полученную от него ссуду (купу). Ссуда под проценты называлась "наймом". Отсюда наименование закупа - "наймит".

Феодал представлял закупу надел земля, сельскохозяйственные орудия (плуг, борону), рабочий скот. Закуп вел свое собственное хозяйство, у него мог быть свой конь. Однако закуп обязан был работать на господина. Закупа, который исполнял сельскохозяйственные работы, называли "ролейным" (от слова "ролья" - пашня). Стараясь закрепить за собой закупов, землевладельцы требовали от них возврата "купы" в увеличенном размере, стремились присвоить себе побольше продуктов их труда (урожай, скот).

Закуп был сильно ограничен в своих правах, прежде всего, было стеснено право его ухода от господина. За побег он превращался в полного "обельного" холопа. За кражу, совершенную закупом, отвечал его господин, но закуп при этом, как и в случае побега, становился полным холопом. Землевладелец имел право подвергать закупа телесному наказанию.

Тем не менее, закон отличал закупа от полного холопа (раба). Если господин продавал закупа в холопы, то за этот незаконный акт он должен был заплатить штраф, а закуп получал свободу. По незначительным делам, в случае нужды, закупу разрешалось выступать на суде в качестве свидетеля. Закуп мог обращаться в суд с жалобой на своего господина.

Термин "холоп" появляется в источниках с X в. В Краткой, а особенно развёрнуто в Пространной Правде холопы противопоставлены свободным "мужам". Холопы, как люди несвободные, не могли приносить присяги и выступать свидетелями (послухами) в суде. Холоп, ударивший свободного человека, нёс кару. Будучи несвободными, холопы не уплачивали штраф за преступление. За холопа, совершившего кражу, отвечал его господин, свободные же люди, которые участвовали вместе с холопами в воровстве или укрывательстве краденного, платили штраф. За убийство холопа взыскивался негосударственный штраф (вира), а только частное вознаграждение (урок) его господину. Последний отвечал за имущественные сделки, заключенные его холопами. Ряд статей Пространной редакции Русской Правды устанавливает ответственность свободных людей за помощь, оказанную беглым холопам, и требует от княжеской администрации и частных лиц, чтобы они содействовали холоповладельцам в поимке их холопов.

Законодательство определяет источники холопства. Это - самопродажа в рабство, женитьба на рабыне без договора (ряда) с её владельцем, вступление без "ряда" в должность тиуна, или ключника, растрата чужого имущества, взятого в долг или для ведения торговли.

Законодательное определение правового положения холопства было в значительной мере связано с усиливающейся ролью городов, притягивавших беглое, зависимое от феодалов, население, в том числе и холопов. Судя по Пространной Правде, холоп не только скрывался в городе во время побега, но и участвовал в торговле, заключал сделки, "добывал" товар, укрываясь от своего владельца и т.д.

Суммируя всё здесь изложенное, можно сказать, что в складывании различных категорий феодально-зависимого населения намечаются те же 2 этапа, что и в процессе формирования феодальной собственности на землю. Гранью между ними является примерно середина XI - середина XII в. На первом этапе еще значительное место в общественной жизни занимало лично свободное население соседних общин - "люди", смерды - данники, в составе несвободных преобладала челядь. На втором этапе всё большая часть непосредственных производителей переходит в число смердов, закупов, холопов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: