Показатель | До вложения капитала, % | После вложения капитала, % |
Выручка от реализации товарной продукции | ||
Общие издержки | ||
Валовая прибыль, подлежащая налогообложению | ||
Налог на прибыль | 2,4 | 7,2 |
Часть налоговых выплат, подлежащая возмещению из регионального бюджета | - | 3,36 |
Чистая прибыль | 7,6 | 26,16 |
Из данных таблицы видно, что чистая прибыль малого предприятия в размере 26,16 % (полученная после вложения капитала) может быть получена, если из валовой прибыли, подлежащей налогообложению, исключить сумму налога на прибыль и прибавить сумму налоговых выплат, подлежащих возмещению из регионального бюджета.
Обратим внимание, что именно в строке «Часть налоговых выплат, подлежащая возмещению из регионального бюджета», раскрывается предложенный механизм возврата малому предприятию до 70 % уплаченного налога на прирост прибыли, полученной за счёт эффективного инвестирования ((7,2 – 2,4) 0,7 = 3,36). Применение данного механизма позволяет снизить базовую ставку налога на прибыль. В рассмотренном нами примере произошло снижение ставки с 24 до 12,8 % без изменения текущих бюджетных поступлений. малый инновационный предпринимательство
Описанный выше механизм государственного регулирования предполагает применение приростной регрессивной шкалы налогообложения текущих доходов эффективно работающих субъектов малого бизнеса, во-первых, создающей дополнительные стимулы повышения инвестиционной активности, а во-вторых, способствующей включению механизма «инвестиционного мультипликатора» за счёт перелива инвестиционного спроса по возможным каналам межотраслевых взаимодействий. Применение данного механизма предполагает, что субъекты малого предпринимательства смогут снизить долю прибыли, подлежащую налогообложению, в случае эффективной инвестиционной деятельности при активной поддержке государства.
|
Целесообразно использовать приростный метод распределения налоговых поступлений между различными уровнями бюджетной системы, основанный на применении следующей схемы: если темпы роста валового регионального продукта в дотационном регионе t рег не превышают среднероссийские t ср, то заложенные в бюджет пропорции распределения сохраняются; если они находятся в диапазоне t ср < t рег < 2 t ср, то доля региона в налоге на прибыль возрастает до 20 %, а в НДС – до 7,5 %; при диапазоне t рег > 2 t ср, налог на прибыль остаётся в регионе полностью, а его доля в НДС увеличивается до 15 %.
По нашему мнению, смысл данного подхода заключается в стимулировании региональных органов власти к обеспечению увеличения налогооблагаемой базы по федеральным налогам на соответствующей территории. Думается, что прирост может быть достигнут, прежде всего, за счёт реализации обоснованной региональной инвестиционной политики с учётом масштабов теневой экономики. В рассмотренном примере действует следующий принцип: чем эффективнее инвестиционная политика, проводимая региональными органами власти, чем выше темпы прироста валового регионального продукта и налоговой базы, тем меньшая часть этого прироста изымается в федеральный бюджет. Такая схема содержит реальные стимулы для использования регионального инвестиционного потенциала и способствует увеличению доходной базы как регионального, так и федерального бюджета.
|
Следующий аспект стимулирования инвестиционной активности в регионах заключается в совершенствовании инвестиционной законодательной базы. Анализ инвестиционного законодательства дотационных регионов свидетельствует о том, что большинство предусмотренных ими инвестиционных механизмов почти полностью скопировано из инвестиционного законодательства регионов, имеющих минимальный законодательный риск. Поэтому рассматриваемые законодательные акты в большинстве случаев недейственны из-за недостаточного ресурсного обеспечения и отсутствия должного внимания к формированию институциональных стимулов оживления инвестиционной активности.
Обращает также на себя внимание и стандартный набор механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности, переходящих из одного регионального закона в другой. В их числе субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, предоставление льгот по налогам, зачисляемым в региональные бюджеты, смешанное государственно-коммерческое финансирование приоритетных инвестиционных проектов, предоставление гарантий частным инвесторам и некоторые другие.
В отличие от распространённых подходов с акцентом на государственную поддержку быстроокупаемых некапиталоёмких проектов, заметим, что эти проекты в такой поддержке нуждаются меньше всего. Если требуемый объём финансирования не превышает 1 млн долл., а срок окупаемости менее двух лет, то предприятие-инициатор проекта может разработать отвечающий современным требованиям бизнес-план и получить кредит для осуществления проекта в коммерческом банке. В крупнейших банках России проекты со столь небольшим объёмом финансирования реализуются в рамках программ развития малого и среднего бизнеса. Учитывая, что эти предприятия, в основном, не обладают ликвидными залогами, а также неспособны сформировать действенное обеспечение привлекаемого кредита, наиболее рациональной формой поддержки небольшого сегмента значимых проектов с рассматриваемыми пороговыми значениями по объёмам финансирования и срокам окупаемости может быть предоставление инвесторам частичных гарантий.
|
Субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам целесообразно применять при реализации приоритетных проектов объёмом финансирования не более 2,5 млн долл. и сроком окупаемости не более пяти лет. Обязательным условием применения данной формы господдержки будет являться всесторонняя проработка маркетингового плана и наличие гарантий сбыта производимой продукции. Технология субсидирования процентных ставок по кредитам может эффективно применяться вместе с такими методами стимулирования, как предоставление инвестиционных налоговых кредитов или частичных государственных гарантий.
По проектам, требующим гораздо больших объёмов капитальных вложений, простого субсидирования процентных ставок по банковским кредитам или предоставления государственных гарантий может оказаться недостаточно. Так как суть состоит не только в отсутствии у банков долгосрочных и дешевых ресурсов, но и в том, что инвестиции в размере 20–25 млн долл. могут быть найдены практически каждым российским банком, входящим в сотню крупнейших. Кроме того, проблема заключается в отсутствии опыта эффективной реализации таких проектов в дотационных регионах в течение периода проведения экономических реформ. При этом наиболее предпочтительна организация долевого государственно-частного финансирования проектов путём приобретения уполномоченным органом государственной власти субъектов федерации блокирующего пакета акций и предоставление инвестору гарантий возврата вложенных средств в случае форс-мажорных обстоятельств.
Что же касается государственной поддержки проектов региональной инвестиционной программы, финансируемых из бюджетных средств, то если такие проекты касаются развития инфраструктурных объектов, рекомендуется привлекать частный капитал. Возможно также применение комбинированного подхода, основанного на государственно-частном партнёрстве.
Могут быть различные варианты поддержки инвестиционной деятельности и использования источников инвестиций:
Первый вариант – создание условий для самофинансирования предпринимательской деятельности за счёт прибыли и амортизационных отчислений.
Второй вариант – предоставление налоговых льгот дифференцировано по отраслям экономики и регионам для роста и использования всех источников инвестиций.
Для выбора оптимального варианта стимулирования инвестиционной деятельности следует исходить из следующих условий:
- состояние экономики России остаётся неустойчивым. Удельный вес убыточных предприятий составляет 26–60 % в зависимости от отраслей экономики. Следовательно, собственных средств у таких предприятий нет. В связи с тем, что и основные фонды у большинства предприятий изношены, амортизационные отчисления невелики и не могут обеспечить их обновления;
- наблюдается предубеждённость иностранных инвесторов в вероятности политической и экономической нестабильности в РФ;
- имеется тенденция на концентрацию основных финансовых ресурсов в федеральный бюджет, однако до сих пор чётко не определены приоритеты государственной инвестиционной политики и нет целостной концепции подъёма экономики;
- в России всегда была и будет сохраняться в дальнейшем отраслевая специализация регионов. Усиливается дифференциация уровня социально-экономического развития регионов и их различия в производственном, налоговом, инвестиционном потенциале.
Исходя из данных обстоятельств, наиболее приемлемым выходом можно считать второй вариант стимулирования инвестиций.
На сегодняшний день главная роль в стимулировании инвестиционной деятельности принадлежит всё-таки системе налогообложения, потому что от неё зависит величина всех источников инвестиций предприятий: собственных и привлечённых. Поэтому направления реформирования в налоговой системе должны учитываться и активно использоваться в инвестиционной политике государства и регионов. В настоящее время одним из направлений стимулирования инвестиций является отработка порядка возмещения НДС по затратам на капитальные вложения. В качестве приоритетной меры при проведении налогоплательщиками капитальных вложении предлагается принимать к зачёту уплаченный НДС через 12 месяцев после налогового периода их осуществления, а не после ввода объектов в действие и постановки их на учёт.
Причём это предложение следует рассматривать не как меру по снижению налоговой нагрузки, а как сокращение объёмов кредитования налогоплательщиками государства, так как государство в более ранние сроки начнет возмещать уплаченный НДС. Применительно же к конкретному налогоплательщику принятие данного решения сможет дать ему экономию до 20 % стоимости объекта. Таким образом, если предположить, что около 50 % этих средств будет направляться на финансирование инвестиций, то в 2005 г. дополнительные инвестиционные ресурсы превысят 50 млрд руб., что может обеспечить прирост инвестиций в основной капитал более чем на 2 % и повлечь в среднесрочной перспективе прирост ВВП на 0,7–0,8 %.
В настоящее время решаются вопросы о повышении стимулирующей функции налогов. Среди них можно выделить снижение ставки ЕСН в краткосрочной перспективе и снижение ставки НДС уже с начала текущего года. Так, согласно экспертным оценкам, снижение ставки НДС будет способствовать осуществлению структурных сдвигов в распределении налоговой нагрузки, но окажет умеренное воздействие на pocт инвестиционного потенциала промышленности. Причем, больший эффект, как ожидается, будет достигнут в перерабатывающих отраслях.
Снижение ставки ЕСН, в первую очередь, повлияет на отрасли экономики с большей долей оплаты труда в добавленной стоимости, т.е. перерабатывающие отрасли и отрасли, производящие услуги, вследствие чего здесь можно ожидать активизации инвестиционных процессов.
Подобный эффект может привести к дополнительному росту производства в этих отраслях и повышению их способности конкурировать с предприятиями сырьевых отраслей за трудовые и финансовые ресурсы, что в конечном итоге положительно скажется на росте экономики в целом.
На данный момент экономический рост в России напрямую зависит от качества жизни населения и повышения его благосостояния, вследствие которого увеличатся и налоговые доходы. Однако сегодня ситуация обстоит таким образом, что ставка налога на доходы физических лиц обременительна для большинства граждан, у которых доходы ниже прожиточного минимума, и не соответствует их платёжеспособности. При ставке данного налога в 13 %, независимо от размера доходов, получается, что чем выше доход, тем больше полученная выгода. Следовательно, поляризация качества жизни населения не только сохраняется, но и обостряется.
Одним из вариантов решения данной проблемы может стать привязка ставки налога на доходы физических лиц не к абсолютным цифрам доходов, а к категориям «прожиточный минимум», «рациональный потребительский бюджет» (общественно необходимый, рациональный норматив потребления населением различных материальных благ и услуг культурно-бытового назначения), «бюджет полного достатка» (включает рациональный норматив потребления плюс норма сбережения), которые должны ежегодно рассчитываться и утверждаться.
Таким образом, в условиях подъёма российской экономики эффективнее применять корректирующие налоговые инструменты, которые в отличие от нейтральных (т.е. установление одинакового уровня налогообложения для всех категорий налогоплательщиков) позволят направить предпринимательскую деятельность, инвестиции, рабочую силу в ключевые для национальной и региональной экономики отрасли, сбалансировать потребности бюджетов всех уровней и интересы налогоплательщиков, сгладить дифференциацию уровней развития регионов и качества жизни их населения. Для этого необходимо дифференцировать использование налоговых инструментов в зависимости от уровня социально-экономического развития регионов, сферы предпринимательской деятельности, уровня платежеспособности населения.
В целях улучшения налогового климата субъектов малого предпринимательства местные органы власти принимают различные протекционистские законы. Так, к примеру, в целях улучшения налогового климата субъектов малого предпринимательства законодатели Санкт-Петербурга приняли закон «О некоторых вопросах налогообложения», предусматривающий снижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в городской бюджет.
Снижение налогового бремени, безусловно, способствует увеличению оборотных средств малых предприятий и привлечению дополнительных инвестиций. При этом ставка налога на прибыль, полученная от посреднических и страховых операций, должна оставаться на прежнем уровне. В США, например, во избежание преобладающей доли торгового и посреднического капитала существует налог на торговлю в размере 90–95 %, что стимулирует перелив капитала в производство. По одному из установленных международных рейтингов, Россия занимает последнее место среди 43 стран по показателю эффективности налоговой политики государства в отношении предпринимательства. Только посредством несовершенного налогообложения 50–60 % малых предприятий разоряются, просуществовав всего месяц-два. Отметим, что экономика США, Германии, Японии и других стран формировалась на основе быстрого роста количества малых предприятий, способствующих эффективному и устойчивому росту товаров народного потребления. В России же в последние годы производство практически технически не обновляется, и более того, нет реальных предпосылок для роста конкурентоспособной продукции, а значит и роста налоговых поступлений. При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание и на факт: фактически в промышленности проста-ивает или не используется оборудование стоимостью почти 400 трлн руб. При передаче хотя бы 20 % этого оборудования малым предприятиям мож-но было бы дополнительно произвести товаров и услуг на 500 трлн руб. и получить в бюджет не менее 70 трлн руб.. На данном этапе речь может идти лишь о простом воспроизводстве, а о расширенном воспроизводстве можно говорить лишь в будущем. Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части – национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений.
На данном этапе действенным является инновационный путь развития. Необходимо проводить политику, ориентированную на создание новых конкурентоспособных видов продукции, так как производство традиционных моделей оборачивается утратой ведущих позиций для отечественных товаропроизводителей как на внутреннем, так и на внешних рынках. В данном аспекте перспективным направлением нам представляется поддержка именно производственных малых предприятий.
Причём сфера малого бизнеса нуждается в применении селективных методов регулирования, особенно в области налогообложения. В свою очередь, критерий «селективная налоговая политика» является влияющим фактором на критерий «инвестиционная активность субъектов малого предпринимательства».
Под инвестиционной активностью нами понимается размер капитальных вложений в расчёте на одно предприятие (или же суммарный размер капитальных вложений по малому бизнесу). В данном случае налицо следующая зависимость: чем ниже налоговый пресс, тем больше возможность вкладывать инвестиции в производство. Инвестиционная же активность малого бизнеса прямо пропорциональна налоговым поступлениям от него, то есть, чем выше капитальные вложения малых предприятий в производство, тем выше налоговые платежи.
Так, в 2003 г. инвестиционная активность возросла в 1,3 раза по сравнению с 2002 г., а поступления только от единого налога на вменённый доход возросли в 1,7 раза.
Подтверждением данному обстоятельству служит тот факт, что инвестиции в странах с высоким налогообложением снизились относительно стран с низким налогообложением почти в 10 раз. Инвестиционная активность малых предприятий способствует расширению налогооблагаемой базы, а следовательно, оказывает прямое влияние на формирование налогового потенциала. Экономические цели регионального воспроизводства налоговой системы непосредственно связаны с заинтересованностью в росте налогового потенциала как основы роста благосостояния. Налоговый потенциал – комплексный, результирующий показатель, который характеризуется, во-первых, начисленными налоговыми поступлениями, которые затем корректируются на недоимку и «льготные» выпадающие доходы бюджеты. Критерий «налоговый потенциал малого бизнеса» тесно связан с критерием «собираемость налогов». Собираемость налогов в секторе малого бизнеса составляет в среднем 85–90 %, тогда как в целом по налоговой системе данный показатель составляет 75–80 %. При этом собираемость налогов связана с критерием «недоимка» в связи с тем, что при составлении бюджета, соответственно, планировании налоговых доходов, учитывается усреднённый показатель недоимки (100 % за минусом собираемости налогов предыдущего года), а также суммируется задолженность прошлых лет. Конечно же, необходимо стремиться к тому, чтобы в механизме воспроизводства региональной налоговой системы не было таких понятий, как «задолженность», «недоимка», однако в настоящий момент времени мы имеем подобные процессы. Вместе с тем, следует заметить, что данные проблемы не связаны с работой налоговой службы – они являются сигналом различных негативных тенденций в самой экономике страны и отдельных регионов.
Предоставление льгот в налогообложении является одним из инструментов стимулирования предприятий малого бизнеса к исполнению налоговых обязательств. Однако грамотное использование льготного механизма, прежде всего, позволяет устранять диспропорции в экономическом развитии различных регионов. В дальнейшем это обеспечивает увеличение числа инвесторов и рост числа предприятий, которые повышают объёмы собираемых налогов не за счёт высоких ставок последних, а за счёт количества платежеспособных налогоплательщиков.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ предусмотрены следующие виды льгот:
- необлагаемый минимум объекта налогообложения;
- изъятие из обложения определенных элементов объекта;
- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
- понижение налоговых ставок;
- целевые налоговые льготы (отсрочки взимания налогов), вычет налогового оклада (налогового платежа за расчётный период);
- прочие налоговые льготы.
Важное значение для развития малого предпринимательства имеет система налоговых льгот малым предприятиям. Эти льготы можно разделить на две группы:
1) общие льготы. Они предоставляются всем плательщикам данного налога, независимо от их размеров, форм собственности и организационно-правовой формы, а также вида деятельности;
2) специальные льготы. Они предоставляются предприятиям, относящимся к категории малых, а также отдельным предприятиям в зависимости от формы собственности и вида деятельности.
Специальные льготы малым предприятиям можно объединить в три группы:
- льготы, связанные с уменьшением облагаемой прибыли;
- льготы, связанные с временным освобождением от налога на прибыль;
- льготы, связанные с освобождением от уплаты налога.
В России малые предприятия пользуются наравне со всеми другими предприятиями всеми льготами и налоговыми привилегиями, которые установлены действующим налоговым законодательством. Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предусмотрен иммунитет малых предприятий к изменениям налогового законодательства, создающий для них благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими. В течение первых четырёх лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Одной из, собственно, льгот по налогам, представляемой малым предприятиям, является льгота, связанная с уменьшением облагаемой прибыли. Она уменьшается в зависимости от направления прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а также от состава работающих (инвалиды и пенсионеры) на предприятии.
Общая льгота, разрешающая уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму произведенных затрат по финансированию капитальных вложений производственного назначения, ограничивает объём прибыли, выводимой из-под налогообложения, необходимостью полного использования предприятием сумм начисленного износа. Малые предприятия в этой части имеют существенные преимущества. В соответствии с Налоговым кодексом РФ им разрешено уменьшать налогооблагаемую прибыль на затраты, направленные на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также в Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технического развития.
Уменьшение балансовой прибыли малых предприятий зависит от состава работающих на предприятии.
Налогооблагаемая прибыль малых предприятий уменьшается на сумму в размере:
- 30 %, применяющим труд пенсионеров по старости и инвалидов при условии, что их численность составляет не менее 50 % от общей численности;
- 20 %, если численность инвалидов и пенсионеров по старости составляет не менее 50 % от общей численности работающих.
В соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 1995 г. о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» уточнены порядок и условия предоставления отдельным малым предприятиям льгот по уплате в бюджет налога на прибыль.
Существенной поддержкой для малых предприятий является возможность в соответствии с Законом РСФСР от 20.12.1991 г. «Об инвестиционном налоговом кредите», который в настоящее время утратил силу (теперь данная льгота определена в Налоговом кодексе ст. 66, 67, а механизм её реализации прописан в Приказе ФНС РФ от 4 октября 2006 г. № САЭ-3-19/654@ «Об утверждении порядка рассмотрения федеральной налоговой службой заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов»), использовать механизм инвестиционного налогового кредита, позволяющего на несколько лет перенести сроки уплаты налогов.
Инвестиционный налоговый кредит – это самостоятельный вид целевого налогового кредита, который напрямую связан со стимулированием инвестиционной деятельности предприятий.
В соответствии с первой частью Налогового кодекса Российской Федерации инвестиционный налоговый кредит – это изменение срока уплаты налога, при котором при наличии соответствующих оснований предприятиям предоставляется возможность в течение определённого срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленного процента.
Это может использоваться как в отношении налога на прибыль, так и региональных и местных налогов.
Перечень оснований предоставления инвестиционного налогового кредита в значительной степени отличается от оснований, предусмотренных НК РФ для предоставления отсрочки, рассрочки или налогового кредита.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен (на срок от одного до пяти лет) предприятиям, являющимся налогоплательщиками соответствующего налога, если они:
- проводят научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы (НИОКР), либо техническое перевооружение собственного производства, в том числе направленное на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды. По данному основанию кредит предоставляется в размере 30 % стоимости приобретённого заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей;
- осуществляют внедренческую или инновационную деятельность, в том числе по созданию новых или совершенствованию применяемых технологий, созданию новых видов сырья или материалов;
- выполняют особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона или предоставлению особо важных услуг населению. В последних двух случаях сумма кредита определяется соглашением между заинтересованной стороной и уполномоченным органом.
В отличие от иных форм изменения срока уплаты налога инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен только по одному из федеральных налогов – налогу на прибыль (доход организаций). Что касается региональных и местных налогов, то здесь ограничений не существует и инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по любому из них. Следует также отметить, что законодательным органом государственной власти субъектов Российской Федерации и представительным органом местного самоуправления предоставлено право расширять перечень оснований, по которым может быть заключён договор об инвестиционном налоговом кредите в части региональных и местных налогов (п. 7, ст. 67 НК РФ).
Применение действующих норм налогового законодательства Российской Федерации свидетельствует о тенденциях, отрицательно влияющих не только на доходы бюджета, но и на развитие экономических отношений.
Так, порядок льготного налогообложения субъектов малого бизнеса сдерживает перерастание их в более крупные формы предпринимательства, так как выгодно пользоваться льготами. При этом усиливаются тенденции дробления крупных государственных предприятий, их ликвидации и реорганизации.
Установленный для предприятий малого бизнеса особый порядок уплаты налогов не является налоговой льготой. В соответствии с этим порядком такие предприятия освобождаются от уплаты авансовых платежей и рассчитываются с бюджетом по фактическим результатам каждого квартала. Другими словами, это механизм предоставления беспроцентных бюджетных ссуд на пополнение оборотных средств.
Основной льготой, установленной для малых предприятий, является право уплаты НДС единым платежом по итогам квартала. Независимо от фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, малые предприятия представляют расчёт в налоговую инспекцию и перечисляют НДС, причитающийся к уплате в бюджет. Им разрешено вычитать в полном объёме из суммы налога, подлежащего взносу в бюджет, суммы НДС, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, при вводе в эксплуатацию основных средств и принятии на учёт нематериальных активов.
Малые предприятия, применяющие упрощённую систему налогообложения, уплачивают в бюджет единый налог и, таким образом, исключены из перечня плательщиков НДС. Они отражают в учёте используемые в производстве основные средства и нематериальные активы по стоимости приобретения, включая сумму уплаченного НДС. В дальнейшем НДС подлежит списанию на себестоимость через суммы налога в установленном порядке.
Не облагается налогом имущество малых предприятий в течение одного года после их регистрации, за исключением созданных на базе ликвидированных предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
В соответствии с действующим законодательством налог на прибыль по ставке, уменьшенный в полтора раза, уплачивают банки, предоставляющие кредиты не менее 50 % от общей суммы малым предприятиям (за исключением предприятий, осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую и закупочную деятельность), а также страховые организации, которые менее 50 % страховых взносов за отчётный период получают от страхования имущественных интересов малых предприятий. Освобождается от налогообложения прибыль банков и кредитных учреждений, полученная от предоставления целевых кредитов на срок три года и более предприятиям любых организационно-правовых форм, используемых на осуществление капитальных вложений по развитию их собственной производственной базы.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах» от 24.06.2002 г. № 104-ФЗ вместо уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов введен единый налог, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Для субъектов малого предпринимательства устанавливается ставка единого налога, подлежащего зачислению в размере 15 % вмененного дохода.
В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом субъекты Российской Федерации могут устанавливать и вводить на соответствующей территории единый налог на вменённый доход для определяемых ими видов деятельности.
Вменённым доходом является потенциально возможный доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, определяемый с учётом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода. Он рассчитывается на основе данных, получаемых путём статистических исследований и в ходе налоговых проверок, а также оценки независимых организаций. С введением в действие этого налога субъекты малого предпринимательства не уплачивают другие налоги, установленные налоговым законодательством, за исключением государственных пошлин, лицензионных и регистрационных сборов, а также налога на приобретение транспортных средств, земельного налога, налога на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов.
Сумма единого налога рассчитывается с учётом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности.
Вменённый доход вряд ли станет формой стимулирования деятельности малых предприятий из-за сложностей его расчёта, а также системы используемых повышающих и понижающих коэффициентов и других факторов. Важно подчеркнуть следующее обстоятельство. Для обеспечения стимулирующей направленности налоговой системы на развитие производства, и, прежде всего, малого, необходимо отменить налог на добавленную стоимость. Он не соответствует требованиям развития экономики России, вхождения её в мировую рыночную систему. Безусловно, налог стимулирует этот процесс, но через формирование инфляционного характера развития, накачивание экономики денежными знаками и необоснованный рост цен.
Узкая ориентация налоговой системы на устранение дефицита бюджета, которая в настоящее время преобладает, не способствует становлению рыночной экономики. Эту задачу нельзя реализовать, не развивая производство, не укрепляя финансовую базу налогов.
Мировой опыт показывает, что изменение законодательства в сфере налогообложения является обычным явлением. Так, в Дании налоговая реформа проводится примерно в 10 лет раз. Во Франции ставки налогов законодательно уточняются каждый год – в соответствии с политической и рыночной конъюнктурой. За последнее десятилетие изменились налоговые системы Германии, США и ряда других промышленно развитых странах. В налоговой политике промышленно развитых стран прослеживается тенденция к снижению налогового бремени.
Однако использовать в России мировой опыт реформирования налоговых систем едва ли правомерно. Облегчить налоговую нагрузку без ущерба для сфер жизни и хозяйства, финансирующихся из бюджета, может позволить только государство с высоким уровнем экономического развития, обеспечивающим постоянное расширение налогооблагаемой базы.
Необходимо учитывать, что перемены в налоговой политике диктуются не правительственным альтруизмом. Манипулируя налоговым законодательством, государство может расширять и усиливать вмешательство в экономику и регулировать её развитие в соответствии с конкретными задачами конкретного этапа.
Представляет интерес сопоставление налоговых систем Российской Федерации и индустриально развитых стран. Вызывает недоумение распространённое у нас мнение о количестве налогов и величине ставок, «непомерности» российских и «разумности» зарубежных.
Например, в Дании в общей сложности насчитывается более 70 видов налогов и сборов, а по новому законодательству в России их около 40. В США, кроме 10 видов федеральных налогов, существует множество местных, устанавливаемых органами самоуправления. Есть и такой, на первый взгляд довольно странный, – специальным налогом облагаются фирмы, выпускающие непригодную для вторичного использования тару.
Не так благополучно обстоит дело и с «разумностью» и «посильностью» налоговых ставок. Ставки налога на прибыль корпораций и фирм зависят от государственной экономической политики. С помощью этого налога государство регулирует процесс экономического развития. Для сравнения приведём ставки налога на прибыль по отдельным странам: 34 % – в США, Франции и Дании, в Бельгии – 39 %, В Германии – 45 %.
Более красноречивы данные о налоговых поступлениях в процентах к внутреннему валовому продукту: Россия – 15,3 %, США и Япония – 28,5 %, Канада – 36,8 %, Германия – 38,1 %, Франция – 45,7 %, Дания и Швеция – 52,8 %.
Как показывает мировой опыт, важна не величина, а грамотное применение налогов как инструмента управления экономикой и денег, получаемых государством за счёт них. При стремлении к снижению налогов необходимо учитывать и средства достижения этой цели. При условии обеспечения требуемой стабилизации расходов и росте производительности труда можно, и довольно легко, определить возможное снижение налогового бремени. Об этом следует помнить, иначе может случиться так, что снижение налогов обойдётся плательщикам гораздо дороже, чем они предполагают.
Мировой опыт показывает, какое большое значение для финансового положения малых предприятий имеют налоговые льготы.
В Японии, США, Великобритании, ФРГ ставки налога на прибыль и НДС применяются дифференцированно в зависимости от величины годового дохода. Пониженные ставки для малых предприятий устанавливаются не только правительственными, но и местными органами власти.