1. В период 22.6–1.7.41 г. Военно-воздушные силы Юго-Западного фронта налетов на аэродромы противника производили очень мало. В этот период борьба с авиацией противника велась преимущественно в воздухе, путем перехвата нашими истребителями самолетов противника и отражения налетов Военно-воздушных сил противника на наши аэродромы, наземные войска, железнодорожные узлы и другие объекты.
2. В период 1.7–1.8.41 г., параллельно с действиями по мотомеханизированным частям противника, Военно-воздушные силы фронта действовали и по аэродромам противника по данным разрядки (разведки. – М.А.) «на себя». В этот период были атакованы аэродромные узлы Луцк, Дубно, Тарнополь, Шепетовка, Проскуров, Житомир, Белая Церковь.
3. 25.7.41 г. разведкой было установлено, что противник сосредоточил на аэродромном узле в Белая Церковь большое количество бомбардировочных и истребительных самолетов.
26.7.41 г. белоцерковский аэродромный удел (аэродромы Городище, Узин, Фурсы) был подвергнут неоднократным атакам нашей авиации, в результате которых было уничтожено до 60 разных типов самолетов противника.
4. В период с 1.8 по 10.8.41 г. Военно-воздушные силы фронта действовали по аэродромам противника в районе Житомир, Бердичев, Белая Церковь. Налеты производились как в дневное время, так и ночью. В результате действий нашей авиации противник был вынужден аэродромный узел Белая Церковь освободить.
5. Всего за период с 1.7 по 10.8.41 г. частями Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта уничтожено на аэродромах 172 самолета противника. Эти сведения не являются достаточно полными, так как потери, нанесенные Военно-воздушным силам противника при ночных налетах, полностью не учтены.
|
Полис (плюс? – М.А.) налеты на аэродромы противника проходят достаточно эффективно, даже при использовании самолетов старых типов, при незначительных потерях с нашей стороны.
Действия Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта по аэродромам противника в период с 1.7 по 10.8.41 г. проводились достаточно успешно, но в ограниченных масштабах по количеству самолето-вылетов. Более широкое проведение налетов на аэродромы противника не представлялось возможным, ввиду ограниченного количества самолетов, имеющихся в составе Военно-воздушные сил фронта. […]
VII. Общие краткие выводы о боевых действиях военно-воздушных сил юго-западного фронта за период с 22.6 по 10.8.41 г
1. По состоянию на 22.6.41 г. из летного состава частей Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта хорошо были подготовлены к боевым действиям на старых типах самолетов (И-16, И-153, СБ и другие) кадры и летные экипажи второго и более годов службы.
Кадры и летный состав второго и более годов службы частей, перевооруженных на самолеты новых типов (МИГ-3, ЯК-1, ЯК-2-4, ПЕ-2 и другие), боевым применением на новой материальной части к началу войны полностью не овладели и к боевым действиям были подготовлены недостаточно.
Летный состав первого года службы к боевым действиям был подготовлен слабо.
2. Военно-воздушные силы Юго-Западного фронта в целом не были подготовлены к отражению внезапных налетов Военно-воздушных сил противника на наши аэродромы и к выходу из-под удара. 22.6.41 г. первые налеты противника на наши аэродромы прифронтовой полосы значительных потерь нашим летным частям не нанесли, но в результате слабого руководства со стороны командиров авиационных дивизий и авиационных полков подчиненными им частями в вопросах организации выхода из-под удара и отражения налетов авиации противника последний, повторными ударами в течение 22.6.41 г. и в последующие два дня, нанес нашим летным частям значительные потери, уничтожив и повредив на наших аэродромах за 22, 23 и 24 июня 237 самолетов, что составляет 69 процентов потерь материальной части на своих аэродромах в результате налетов авиации противника за весь период войны.
|
3. В связи с развернувшимся в 1941 году на аэродромах Военно-воздушных сил Киевского особого военного округа строительством взлетно-посадочных полос значительная часть аэродромов прифронтовой полосы по состоянию на 22.6.41 г. для производства полетов была непригодна, летные части запасных аэродромов не имели и оставались на ранее занимаемых аэродромах, подвергаясь повторным атакам со стороны Военно-воздушных сил противника.
4. Штаб Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта 22.6.41 г. был в пути из Киева в Тарнополь, куда прибыл только к исходу дня в неполном составе по штатам штаба Военно-воздушных сил Киевского особого военного округа (мирного времени), и управление летными частями в первые дни войны осуществлял неудовлетворительно.
5. Служба воздушного наблюдения, оповещения и связи в пограничной полосе Киевского особого военного округа работала неудовлетворительно. 22.6.41 г. летные части Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта, расположенные на аэродромах прифронтовой полосы, сведений о перелетах границы самолетами противника своевременно не получали.
|
6. В период с 22.6 по 1.7.41 г. в организации боевой работы летных частей Военно-воздушных сил фронта было очень много недостатков, из которых наиболее серьезными являются:
а) Первые дни войны (22, 23, 24 июня) Военно-воздушные силы Юго-Западного фронта действовали недостаточно активно, мало имели повторных вылетов, некоторые бомбардировочные авиационные полки (226, 227-й и другие) к боевой работе не привлекались совершенно, налетов наших войск на аэродромы противника проведено крайне мало.
б) Не было взаимодействия летных частей с наземными войсками и взаимодействия бомбардировщиков с истребителями, в результате чего наземные части в ответственные моменты своей боевой работы не получали своевременной поддержки со стороны Военно-воздушных сил, а бомбардировщики, летавшие на выполнение боевых заданий без прикрытия истребителями, несли большие потери.
в) В пунктах противовоздушной обороны не было необходимого взаимодействия между зенитной артиллерией и истребительной авиацией. Личный состав наземных средств противовоздушной обороны силуэтов своих самолетов и самолетов противника не знал и часто обстреливал (и сбивал) наши самолеты при полетах последних на выполнение боевых заданий.
г) Летный состав истребительных авиационных полков в воздухе не всегда правильно определял типы и принадлежность других пролетавших самолетов, в результате чего в июне и июле имели случаи обстрела нашими истребителями своих же бомбардировщиков.
д) В боевых действиях Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта слабо учитывалась (особенно в первый период войны) тактика действий военно-воздушных сил противника: полеты одиночными самолетами и отдельными мелкими группами на малых высотах; широкое использование облачности в целях маскировки своего полета; стремление истребителей противника, не вступая в бой, отвлечь наших истребителей в сторону от прикрываемого объекта и тем самым облегчить действия своих бомбардировщиков и др.
7. Отмеченные выше недостатки в руководстве и организации боевых действий летных частей Военно-воздушных сил фронта в июле в основном были устранены.
8. На протяжении всего периода боевых действий Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта (с 22.6 по 10.8.41 г.) со стороны командиров авиационных полков и командиров авиационных дивизий не уделялось достаточного внимания вопросам организации летной работы, в результате чего части Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта имеют очень много небоевых потерь: при катастрофах и авариях разбито и повреждено 242 самолета, что составляет 13 % всех потерь за указанный период.
9. За исключением первых трех дней войны, части Военно-воздушных сил фронта в боевых действиях были достаточно активны, летали много и боевые задачи выполнили хорошо. Боевыми действиями летных частей Военно-воздушных сил фронта во взаимодействии с наземными войсками, мотомеханизированным частям и военно-воздушным силам противника нанесены большие потери, темпы наступления наземных войск противника значительно снижены.
10. Летный состав частей Военно-воздушных сил фронта в боевых действиях по наземным войскам противника и в воздушных боях постоянно проявлял свое высокое политико-моральное состояние и исключительную настойчивость и упорство в выполнении приказов и боевых заданий по разгрому врага.
Всего за период с 22.6 по 10.8.41 г. летными частями Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта:
1) Произведено самолето-вылетов – 36 780
2) Сброшено авиационных бомб – 2 842 т.
3) Израсходовано патронов нормального калибра – 8 533 980 штук
4) Израсходовано патронов крупного калибра – 84 820 штук
5) Израсходовано снарядов ШВАК – 85 717 штук
6) Израсходовано снарядов «РС» – 2 532 штуки.
Сбито в воздушных боях и уничтожено на аэродромах самолетов противника – 806.
Приложения
1. Справка об организации тыла Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта по состоянию на 22.6.41 г.
2. Справка о недостатках вооружения самолетов новых типов (МиГ-3, Як-1, Як-2-4, Пе-2, Ар-2) и характеристика боеприпасов.
3. Боевой состав Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта по состоянию на 10.8.41 г.
4. Список авиационных дивизий, полков, эскадрилий, звеньев и отдельных экипажей Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта, отличившихся в боях с германским фашизмом в период с 22.6 по 30.7.41 г.
Командующий Военно-воздушными силами
Юго-Западного фронта
генерал-лейтенант авиации……………………………………………………………….. Астахов
Военный комиссар Военно-воздушных сил
Юго-Западного фронта
дивизионный комиссар…………………………………………………………………………. Гальцев
Начальник штаба Военно-воздушных сил
Юго-Западного фронта генерал-майор авиации……………….. Шкурин
21 августа 1941 г.
Ф. 229, оп. 181, д. 25, лл. 1-12, 30–33.
См. Выпуск 36. Дата создания: 21 августа 1941 г, опубл.: 1958. Источник: Генеральный Штаб. Военно-научное управление. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. – М.: Воениздат, 1958. – Т. 36.
Приложение 4
Директива наркома обороны СССР и начальника генштаба красной армии командующему войсками одесского военного округа
[не позднее 20.05.1941]
№ 503874/сс/ов
Совершенно секретно
Особой важности
Экземпляр № 2
Карта 1: 1 000 000.
Для прикрытия мобилизации, сосредоточения и развертывания войск округа к 25 мая 1941 года лично Вам с начальником штаба и начальником оперативного отдела штаба округа разработать:
1. Детальный план обороны государственной границы от Коржеуцы, до устья рукава Килия и Черноморского побережья от устья рукава Килия до Керченского пролива.
2. Детальный план противовоздушной обороны.
I. Задачи обороны.
1. Не допустить вторжения как наземного, так и воздушного противника на территорию округа.
2. Упорной обороной укреплений по линии государственной границы прочно прикрыть отмобилизование, сосредоточение и развертывание войск округа.
3. Противовоздушной обороной и действиями авиации обеспечить нормальную работу железных дорог и сосредоточение войск округа.
4. Всеми видами разведки своевременно определить характер сосредоточения и группировку войск противника.
5. Активными действиями авиации завоевать господство в воздухе и мощными ударами по основным железнодорожным мостам и узлам, а также группировкам войск нарушить и задержать сосредоточение и развертывание войск противника.
6. Не допустить сбрасывания и высадки на территории округа воздушных десантов и диверсионных групп противника.
7. Во взаимодействии с Черноморским Флотом не допустить высадки морских десантов противника на Черноморском побережье ОДВО.
II. Оборону государственной границы организовать, руководствуясь следующими основными указаниями:
1. В основу обороны положить упорную оборону укрепленных районов и полевых укреплений, построенных по линии государственной границы, с использованием всех сил и возможностей для дальнейшего и всестороннего их развития. Обороне придать характер активных действий. Всякие попытки противника прорвать нашу оборону немедленно ликвидировать контратаками корпусных, а при необходимости и окружных резервов.
2. Особое внимание уделить противотанковой обороне. В случае прорыва фронта обороны крупными мотомехчастями противника борьбу с ними и ликвидацию прорыва осуществить непосредственным распоряжением командования округа, для чего всю авиацию и мех. корпуса иметь в своем непосредственном подчинении.
3. Особо ответственными направлениями считать:
а) с фронта Сявени, Яссы на Бельцы, Вапнярка;
б) Хуши, Кишинев, Котовск;
в) Галац, Белград, Тирасполь.
4. При благоприятных условиях всем обороняющимся войскам и резервам округа быть готовыми, по указанию Главного Командования, к нанесению коротких стремительных ударов для разгрома группировок противника, перенесения боевых действий на его территорию и захвата выгодных рубежей.
III. Правее – Киевский особый военный округ. Штаб с 3 дня мобилизации Тарнополь. Его левофланговая 12 армия организует оборону на фронте Лютовиска, Ворхта, Волчинец, Липканы. Штаб армии – Станислав.
Левее – Северо-Кавказский военный округ организует оборону Черноморского побережья от Керченского пролива до Адлер. Штаб округа – Ростов-на-Дону.
Черноморский Флот остается в непосредственном подчинении Главного Командования. Одной из задач Черноморского Флота является – при всяких условиях не допустить высадки морских десантов на Черноморское побережье в районе Одесса, в Крыму и на Кавказе.
IV. Всю сухопутную приграничную полосу ОДВО разбить на два района прикрытия.
1. Район прикрытия № 5. Начальник района прикрытия – командир 35 стр. корпуса.
Состав войск: управление 35 стр. корпуса с корпусными частями, 176, 95, 30 стрелковые дивизии, пограничные части НКВД.
Задача – оборонять госграницу на фронте Коржеуцы, Унгени, иск. Леово, не допустив вторжения противника на нашу территорию.
Штаб РП – штаб 35 стр. корпуса Бельцы.
Граница слева – Бендеры, иск. Леово, иск. Бырлад.
2. Район прикрытия № 6. Начальник района прикрытия – командир 14 стр. корпуса.
Состав войск: управление 14 стр. корпуса с корпусными частями, 25, 51 стр. дивизии, 9 кав. дивизия, Дунайская военная флотилия, пограничные части НКВД.
Задача – оборонять госграницу на фронте Леово до рукава Килия и Черноморское побережье от рукава Килия до Днестровский лиман, не допустив вторжения и высадки противника на нашу территорию; прекратить плавание судов противника по р. Дунай.
Штаб РП – штаб 14 стр. корпуса Белград.
3. Черноморское побережье от Днестровского лимана до Керченского пролива разбить на два района прикрытия:
а) Район прикрытия № 7. Начальник района прикрытия – зам. комвойсками ОДВО генерал-лейтенант Репин.
Состав войск: управление округа, формируемое по мобилизации, Одесская военно-морская база, Очаковский сектор береговой обороны, пограничные части НКВД.
Задача – оборонять Черноморское побережье от Днестровский лиман до Каланчак, не допустив высадки десантов противника.
Граница слева – Каховка, Каланчак все для РП № 7 включ.
б) Район прикрытия № 8. Начальник района прикрытия – командир 32 стр. корпуса.
Состав войск: управление 32 стр. корпуса, 46, 156 стр. и 82 мотостр. дивизии, пограничные части НКВД.
Задача – оборонять Черноморское побережье от Каланчак до Керченский пролив, не допустив высадки десантов противника.
Штаб РП – штаб 32 стр. корпуса, Симферополь.
Оборону главной базы Черноморского флота – Севастополь и Керченского сектора береговой обороны оставить за командованием Черноморского Флота.
4. В непосредственном подчинении командования округа с первых же дней мобилизации иметь:
а) упр. 48 стр. корпуса и 74 стр. дивизию в районе Флорешты, Оргеев, Рыбница;
б) 18 мех. корпус (44, 47 тд, 218 мд); упр. 8 кав. корп., 5 кав. дивизию; 150 стр. дивизию в районе Лейпциг, Глазаны, Сарата;
в) гарнизоны Могилев-Ямпольского, Рыбницкого и Тираспольского укрепрайонов – в своих районах;
г) 20, 21, 45 смешанные и 61 истребительную авиационные дивизии.
5. На территории округа будет расположен резерв Главного Командования: 2 мех. корпус (11, 16 тд, 15 мд) в районе Кишинев, Тирасполь, Котовск и 3 возд. дес. корпус (5, 6, 212 воз. дес. бр.) в районе Первомайск, Вознесенск, которые без разрешения Главного Командования не использовать.
V. Задачи резерва командования ОДВО:
1. Подготовить противотанковые районы и тыловые оборонительные рубежи:
а) 48 стр. корпус – Бельцы, Оргеев;
б) 18 мк, 5 кд, 150 сд – по р. Когильник на фронте Чимишлия, Татарбунары.
2. В случае прорыва крупных мехсоединений противника, на подготовленных рубежах обороны и в противотанковых районах задержать и дезорганизовать его дальнейшее продвижение, а концентрическими ударами мехкорпусов, совместно с авиацией, разгромить противника и ликвидировать прорыв.
3. При благоприятных условиях быть готовым, по указанию Главного Командования, нанести короткие стремительные удары для разгрома группировок противника, перенесения боевых действий на его территорию и захвата выгодных рубежей.
VI. Задачи авиации округа.
1. Последовательными ударами боевой авиации по установленным базам и аэродромам, а также действиями в воздухе уничтожать авиацию противника и с первых же дней войны завоевать господство в воздухе.
2. Истребительной авиацией в тесном взаимодействии со всей системой ПВО округа прочно прикрыть отмобилизование и сосредоточение войск округа, нормальную работу железных дорог и не допустить пролета авиации противника через территорию округа в глубь страны.
3. Во взаимодействии с наземными войсками уничтожать наступающего противника и не допустить прорыва его крупных механизированных сил.
4. Во взаимодействии с морским флотом и его авиацией уничтожать военно-морской флот, транспорта и десанты противника и не допустить их высадки на территории ОДВО.
5. Разрушением железнодорожных узлов Бузэу, Плоешти, Фэурей, железнодорожного моста через р. Дунай у Чернавода, а также действиями по группировкам противника нарушить и задержать сосредоточение его войск и прекратить свободное плавание по р. Дунай.
6. Учесть, что на территории округа будет базироваться 4 авиационный корпус резерва Главного Командования в составе 22 и 650 дальнебомбардировочных и 66 истребительной авиационных дивизий.
Задача авиации Главного Командования:
а) разрушение железнодорожных узлов Бухарест и Крайова;
б) систематические налеты на основные военно-промышленные объекты;
в) содействие Черноморскому Флоту в уничтожении военно-морских баз противника, его транспортов и десантов.
VII. Распоряжением командования округа:
1. Обрекогносцировать и подготовить тыловые рубежи на всю глубину обороны до реки Днепр включительно. Особо детально разработать подготовку рубежей по рекам Днестр и Южный Буг.
Разработать план приведения в боевую готовность Могилев-Ямпольского, Рыбницкого и Тираспольского укрепленных районов.
На случай вынужденного отхода разработать план создания противотанковых заграждений на всю глубину и план минирования мостов, железнодорожных узлов и пунктов возможного сосредоточения противника /войск, штабов, госпиталей и т. д./.
2. При разработке плана ПВО округа предусмотреть ПВО войск и ПВО территории Южной зоны ПВО. Особо детально отработать:
а) Организацию службы ВНОС и немедленное оповещение как с ротных и батальонных, так и с линейных постов ВНОС аэродромов авиации, особенно истребительной, пунктов и объектов ПВО, управлений бригадных районов и зоны ПВО.
б) Использование и действия истребительной авиации, установив для отдельных частей зоны истребления авиации противника.
в) Тщательное прикрытие постоянных пунктов и объектов ПВО, выгрузочных районов и районов сосредоточения войск наземными средствами ПВО и авиацией.
г) Вопросы связи и управления средствами ПВО.
3. Разработать:
а) План подъема войск прикрытия по тревоге (здесь и далее выделено мной. – М.А.) и выделение отрядов поддержки погранчастей.
б) План охраны и обороны важнейших промышленных предприятий, сооружений и объектов.
4. На случай вынужденного отхода разработать, согласно особых указаний, план эвакуации фабрик, заводов, банков и других хозяйственных предприятий, правительственных учреждений, складов, военного и государственного имущества, военнообязанных, средств транспорта и прочего.
VIII. Указания по тылу.
До 15 дня мобилизации разрешается израсходовать:
а) для наземных войск прикрытия:
боеприпасов – 3 боекомплекта;
горючего – для боевых машин – 5 заправок;
– для транспортных – 8 заправок;
б) для ВВС
– истребителям – 15 вылетов;
– ближним бомбардировщикам – 10 вылетов;
– дальним бомбардировщикам – 7 вылетов;
– разведчикам – 10 вылетов;
в) для всех войск прикрытия 15 суточных дач продфуража.
Обеспечение войск всеми видами снабжения, ремонтом и восстановлением техники производить за счет запасов и ремонтной базы округа.
Эвакуацию больных и раненых людей, лошадей производить в пределах округа, использовав в первую очередь стационарную сеть лечебных заведений.
IX. Общие указания.
1. План прикрытия вводится в действие при получении шифрованной телеграммы за моей, члена Главного Военного совета и начальника Генерального штаба Красной Армии подписями следующего содержания: «Приступите к выполнению плана прикрытия 1941 года».
2. Первый перелет и переход государственной границы нашими частями может быть произведен только с разрешения Главного Командования.
3. План прикрытия должен состоять из следующих документов:
а) Записки по плану действий войск в прикрытии, с приложенной к ней картой решения и группировки войск до полка и отдельной части включительно.