Основные информационные права и свободы и основания их ограничения




Введение

 

Актуальность темы обусловлена тем, что в последние годы в России наблюдается значительное отставание разработки эффективного правового обеспечения, включая нормативное, от потребностей в регулировании все новых информационных отношений, возникающих в информационной сфере в результате внедрения высоких технологий (ИКТ массового информационного обслуживания, крупномасштабных многофункциональных АИС, сетевых телекоммуникаций и др.), т.е. проблема "долгостроя". Стремительная интеграция информационных пространств крупных трансграничных корпораций, ведомств, государств, коалиций государств и создание единых информационных сред (территориальных, региональных, глобальных и др.) повышает актуальность развития международно-правовых основ глобального информационного обмена и создания системы международного информационного права.

В соответствии с законодательством при осложнении оперативной обстановки, возникновении чрезвычайных ситуаций (массовых беспорядков, стихийных бедствий, пожаров, крупных производственных аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотий и др.), проведении массовых мероприятий (общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивных и пр.) может вводиться усиленный вариант несения патрульно-постовой службы. Патрульно-постовая служба по усиленному варианту обеспечивается за счет увеличения продолжительности ежесуточного несения службы личным составом до 12 ч и отмены выходных дней на срок не свыше двух недель, а в необходимых случаях и за счет переноса сроков предоставления очередных отпусков и временного запрещения выезда за пределы города, населенного пункта.

 


Основные информационные права и свободы и основания их ограничения

 

Способность реализации свободы информации, понимаемая как возможность поиска, получения и распространения информации, считается предпосылкой эффективного соблюдения прав человека. Вместе с тем использование ранее накопленных объемов разнообразной информации вызывает ряд теоретических и практических вопросов.

В соответствии со ст. 19 Всеобщей декларации прав человека "каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ". Также согласно ч. 1 ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., "каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий".

Положение о свободе искать, получать и распространять информацию любыми средствами и независимо от государственных границ имеет нормативный характер. Оно зафиксировано не только в рекомендательном акте, каковым является Всеобщая декларация прав человека, но и в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.

Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает границы права на информацию. Данное право может быть ограничено для уважения прав и репутации других лиц, а также для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Согласно ч. 2 ст. 13 Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г., "каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается законом".

Концепция теории информационного права в России представляет собой систему конструктивных фундаментальных принципов-постулатов, учитывающих его специфику, включая следующие:

. Свободного обращения информации. Его основу составляют положения Конституции РФ: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом" (ч. 4 ст. 29), право на "свободу мысли и слова" (ч. 1 ст. 29), право на свободу всех видов творчества и преподавания (ч. 1 ст. 44). Ограничения могут вводиться только федеральным законом.

. Гласности (открытости или публичности информации). Его основу составляют положения ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, а также "право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии" (ст. 42), "право на доступ к культурным ценностям" (ч. 2 ст. 44), "право на образование" (ст. 43) и специальные федеральные законы. Ограничения доступа к привилегированной информации могут вводиться только федеральным законом.

. Конфиденциальности информации о частной жизни. Его основу составляют положения Конституции РФ: "Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну" (ч. 1 ст. 23), "право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений" (ч. 2 ст. 23). Ограничения могут вводиться только по решению суда; "сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни" - с согласия гражданина (ч. 1 ст. 24).

. Свободы массовой информации. Его основу составляет положение Конституции РФ: "Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается" (ч. 5 ст. 29). Гарантированная реализация возможна при наличии практически независимых СМИ (например, глобальных телематических сетей типа Рунет).

. Баланса информационных интересов личности, общества и государства при приоритетности интересов личности обусловлен наличием множества антитетических требований персональной, общественной и государственной безопасности, общественного порядка и нравственности, международных обязательств и др. Базируется на перечисленных положениях и следующем положении Конституции РФ: "Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2).

Ключевые понятия информационного права содержатся в нормах базовых законов информационного права (Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральный закон от 07.07.2003 №126-ФЗ "О связи", Федеральный закон от 09.02.2009 №8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Федеральный закон от 22.12.2008 №262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", Федеральный закон от 10.01.2003 №20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" и др.), их применение носит противоречивый характер. Речь здесь идет о строгом соотношении терминов и их определений, содержащихся в базовых законах информационного права, с понятиями в текстах иных законов и подзаконных актов.

В соответствии с действующим законодательством обладатель информации вправе разрешать или ограничивать доступ к такой информации, определять порядок и условия такого доступа. Однако названные права обладателя информации не могут ограничивать право граждан на доступ к ней, если такое право предоставлено федеральным законом. Таким образом, установление произвольных ограничений, запретов на доступ к информации неправомерно.

В тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может использовать способы регулирования, которые посягали бы на само существо того или иного права, ставили бы его реализацию в зависимость от решения правоприменителя, допуская тем самым произвол органов власти и должностных лиц, и, наконец, исключали бы его судебную защиту.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 9 Федерального закона "Об информации..." ограничение доступа к информации устанавливается только федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В законодательстве предусмотрены условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну.

Анализ действующего российского законодательства позволяет выявить следующие разновидности информации, доступ граждан к которой так или иначе ограничен: государственная тайна, коммерческая тайна, налоговая тайна, банковская тайна, персональные данные, врачебная тайна, нотариальная тайна, адвокатская тайна, аудиторская тайна, тайна страхования, тайна ломбарда, тайна связи, тайна завещания, тайна усыновления, тайна следствия, тайна судопроизводства, тайна сведений о защищаемых лицах; сведения, ставшие известными гражданам в ходе оперативно-розыскной деятельности; сведения, содержащиеся в личном деле и документах учета сотрудника органов внутренних дел, в реестре сотрудников органов внутренних дел, а также сведения о гражданах, поступающих на службу в органы внутренних дел; сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые государственными и муниципальными служащими, а также иными лицами, указанными в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции"; сведения о расходах по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемые лицами, замещающими (занимающими) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"; информация, относящаяся к процедуре медиации, третейскому разбирательству; информация, предоставляемая организациям (гражданам), осуществляющим производство и выпуск средств массовой информации; информация, входящая в состав кредитной истории; информация, предоставляемая эмитентами профессиональным участникам рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг; информация держателей реестра и депозитариев; информация, полученная в связи с осуществлением функций трансфер-агента; информация о счетах и об операциях клиентов центрального депозитария; информация, предоставляемая клиринговым организациям и лицам, осуществляющим функции центрального контрагента; инсайдерская информация; сведения, предоставляемые участниками торгов в соответствии с правилами организованных торгов; информация, полученная при осуществлении аккредитации; информация, полученная в связи с осуществлением деятельности по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев; информация, полученная в ходе проведения проверок российских участников внешнеэкономической деятельности; информация о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, о планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; информационные ресурсы единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности; сведения, составляющие дактилоскопическую информацию; сведения, содержащиеся в контрольных измерительных материалах; сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования; сведения, переданные негосударственным пенсионным фондам и организациям, которые в соответствии с договором осуществляют ведение пенсионных счетов; информация, ставшая известной работникам учреждений социального обслуживания при оказании социальных услуг; сведения, ставшие известными судебным приставам в связи с исполнением должностных обязанностей; информация, представляемая заинтересованным лицом в орган, проводящий расследования в целях принятия решения о целесообразности введения, применения, пересмотра или отмены специальной защитной меры, антидемпинговой меры или компенсационной меры; информация о членах политической партии, представляемая для сведения в уполномоченные органы, тайна исповеди; сведения о населении, содержащиеся в переписных листах; сведения, содержащиеся в переписных листах об объектах сельскохозяйственной переписи; первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения; информация, содержащаяся в паспортах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; информация, полученная членами саморегулируемой организации в области энергетического обследования в ходе проведения энергетического обследования.

Таким образом, перечень информации и сведений, доступ к которым так или иначе ограничен, весьма обширен и затрагивает самые разные сферы и виды деятельности.

Регламентация вопросов, связанных с ограничением доступа к тем или иным сведениям, осуществляется десятками федеральных законов, каждый из которых устанавливает правила для обеспечения конфиденциальности соответствующей информации.

В последние годы в России особое внимание уделяется такой охраняемой законом информации, как персональные данные. К ним в соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона "О персональных данных" относится любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации гражданину, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая соответствующая информация.

Важно отметить, что в отдельных случаях законодательством предусмотрен императивный запрет на распространение информации. Так, например, в соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона "Об информации..." запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: