МВД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной миграционной службы (ФМС России).
Основными задачами МВД России являются:
) разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел, а также разработка государственной политики в сфере миграции;
) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;
) управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками МВД России;
) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании Федерального закона Российской Федерации от 07.02.2011 №3-ФЗ "О полиции" возложено на МВД России.
Задачи и основные направления деятельности полиции сформулированы в Законе "О полиции".
Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; право ограничение постовой патрульный
|
) розыск лиц;
) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
) обеспечение правопорядка в общественных местах;
) обеспечение безопасности дорожного движения;
) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Полицейские акты как формы полицейской деятельности включают в себя: нормативные акты полиции; индивидуальные акты полиции; административные договоры; гражданско-правовые договоры. Организационные действия включают в себя: внутриорганизационные действия; внешнеорганизационные регулятивные действия; внешнеорганизационные принудительные действия. Материально-технические действия включают в себя: действия внутриаппаратного характера, связанные, как правило, с составлением документов; действия внеслужебного характера, направленные на вещественные предметы.
|
Охарактеризуем кратко каждую из форм полицейской деятельности.
Нормативные акты. С помощью данной формы устанавливаются, изменяются или отменяются нормы полицейского права, то есть общие правила, обращенные к определенному кругу лиц, рассчитанные на многократное применение в случаях, предусмотренных гипотезами норм. В целом подобные акты подразделяются на "полицейские законы" и подзаконные акты.
К числу таких актов следует отнести подзаконные ведомственные акты, среди которых важное место занимают положения, уставы, инструкции МВД России, ФСБ, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, Роспотребнадзора и других ведомств.
Индивидуальные акты полиции. Индивидуальные акты - важнейшая форма полицейской деятельности. Индивидуальные полицейские акты - это решения субъектов полицейской власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам. Например, акт органа МВД России, в котором содержится разрешение конкретному гражданину на право приобретения и пользования гражданским оружием (газовым пистолетом). Будучи в своей основной массе правоприменительными актами, индивидуальные полицейские акты порождают, изменяют и прекращают полицейские отношения.
Все индивидуальные полицейские акты можно подразделить на две основные группы. Первую образуют оперативно-распорядительные акты, направленные на организацию положительной и эффективной деятельности полицейского аппарата. Другая группа включает правоохранительные акты, содержащие решения по использованию мер административной ответственности, по предупреждению угроз социального, техногенного, природного характера, по профилактике инфекционных заболеваний, акты, направленные на охрану прав и свобод граждан.
|
Вторая группа актов выполняет непосредственно охранительную роль и используется органами полиции в случаях, когда возникают административные правонарушения, угрозы техногенного и природного характера, массовых инфекционных заболеваний. Данные акты в свою очередь могут подразделяться на: 1) административно-юрисдикционные; 2) процедурно-защитные; 3) регистрационные; 4) разрешительные.
Важную роль в системе правоохранительных индивидуальных актов играют разрешительные акты, которые принимаются в связи с выдачей органами полиции разрешения на определенные действия или на занятие определенным видом деятельности.
Индивидуальные полицейские акты принимаются в процессе осуществления всех видов полицейской деятельности. Они издаются при каждом случае применения к правонарушителям административных наказаний. Во многих случаях граждане не могут реализовать свои субъективные права без соответствующих актов полиции.
Правоприменительная деятельность органов внутренних дел связана с разрешением вопросов, которые тем или иным образом затрагивают права и законные интересы граждан. Во многом их разрешение зависит от правового инструментария, доступного конкретному сотруднику ОВД. Одним из таких правовых инструментов, позволяющих эффективно воздействовать на общественные отношения, является правоприменительное усмотрение.
Организационная форма характеризуется созданием условий для исполнения правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел в сфере правоохраны, правообеспечения прав и свобод, совершенствованием с этой целью организационных структур, широким применением передового опыта других государственных органов, организацией взаимодействия с органами правосудия, прокуратурой, другими государственными структурами, наблюдением за исполнением должностными лицами и гражданами правовых документов, регулирующих вопросы обеспечения прав и свобод граждан и др.
Действия, составляющие содержание организационной формы, могут носить как правовой, так и неправовой характер. Правовые и неправовые организационные действия осуществляются на основе закона и в пределах предоставленных полномочий. Гармонично дополняя друг друга, они обеспечивают решение всех задач, поставленных перед органами внутренних дел, в том числе и непосредственно связанных с созданием условий, необходимых каждому человеку для реализации его прав и свобод.
Воспитательная форма определяется необходимостью повышения уровня правосознания не только граждан, но и сотрудников органов внутренних дел.
Большое значение в системе форм деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод граждан имеет правоохранительная форма, которая является страхующим звеном в обеспечении прав и свобод граждан органами внутренних дел. Ее применение есть результат недостаточности организационных и воспитательных усилий этих органов, действующих в тесной связи с другими государственными органами, а также общественными организациями и трудовыми коллективами, по созданию условий, необходимых для беспрепятственного пользования правами, закрепленными в конституционных установлениях для каждого человека и гражданина.
Все рассматриваемые формы находят применение и в решении органами внутренних дел других задач, но в этом случае в них вкладывается и иное содержание.
Всю систему методов, используемых в этом направлении деятельности органов внутренних дел, можно условно разделить на две группы: общие и частные.
Для общих методов характерна их всеобщность и универсальность.
Приоритет метода убеждения обусловливается самим гуманистическим характером строящегося правового государства, которое не может формировать отношения с гражданами на каких-либо иных основаниях, кроме убежденности в правильности своей политики.
Однако особое внимание в деятельности органов внутренних дел уделяется организации и осуществлению воспитательного воздействия на лиц, совершивших правонарушение либо склонных к его совершению.
Метод убеждения в арсенале средств органов внутренних дел используется не только при решении правовоспитательных задач, но и как основной метод организации внутриаппаратной работы, позволяющей посредством применения воспитательных, поощрительных и иных мер убеждения стимулировать кадры на высокопроизводительный труд, творческую активность, дисциплинированность и ответственное отношение к делу.
В деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод граждан принуждение используется в следующих случаях:
для предупреждения и пресечения посягательств на личность, жизнь, здоровье, честь и достоинство человека и гражданина, их имущество;
для непосредственного принудительного осуществления прав и обязанностей граждан;
в связи с реализацией административной и уголовной ответственности.
Методы убеждения и принуждения тесно взаимосвязаны, являются основными методами решения всех задач, возложенных на органы внутренних дел.
Особое место в работе органов внутренних дел отводится методу профилактики, который выступает как основной, решающий вид деятельности по обеспечению прав и свобод граждан.
В практике органов внутренних дел используются и другие частные методы (оперативно-розыскные, методы производства предварительного следствия и дознания, обеспечения безопасности дорожного движения, исправления, перевоспитания и др.), также связанные с обеспечением прав и свобод граждан. Но их применение носит локальный характер и распространяется на деятельность отдельных подразделений и служб системы МВД.
Устав патрульно-постовой службы полиции, утвержденный Приказом МВД России от 29.01.2008 №80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции", определяет порядок организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции (далее - ППСП) по обеспечению правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.
Строевые подразделения ППСП входят в состав подразделений полиции, осуществляющих деятельность по охране общественного порядка.
Подразделения ППСП в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ "О полиции", другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами МВД России, а также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
В своей деятельности подразделения ППСП взаимодействуют с подразделениями дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, вневедомственной охраны территориальных органов МВД России, а также с другими подразделениями полиции, воинскими частями внутренних войск МВД России.
. Обеспечение правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.
. Обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах патрулирования.
. Выявление на постах, маршрутах и задержание лиц, совершивших преступления и скрывающихся от следствия и суда.
. Оказание содействия подразделениям полиции, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в исполнении возложенных на нее обязанностей.
Строевые подразделения ППСП выполняют следующие функции:
. Защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств.
. Оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для жизни и здоровья.
. Пресечение противоправных деяний и задержание лиц, совершивших преступления, по "горячим следам". Активное предотвращение преступлений и административных правонарушений, выявление обстоятельств, способствующих их совершению, и в пределах своей компетенции принятие мер к устранению данных обстоятельств.
. Обеспечение правопорядка при массовых мероприятиях, своевременное реагирование и пресечение попыток нарушений установленного порядка их проведения.
. Совместно с другими подразделениями органов внутренних дел принятие неотложных мер по спасению людей и оказанию им в установленном порядке доврачебной помощи при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных обстоятельствах.
. Взаимодействие с гражданами по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
. Участие в пределах своей компетенции в мероприятиях по профилактике и предупреждению преступлений и иных правонарушений, осуществляемых по линии других подразделений органов внутренних дел, правоохранительных органов, органов государственной власти.
. Участие в пределах своих полномочий в выполнении задач, определенных планами перевода органов внутренних дел на военное время и действий при чрезвычайных обстоятельствах.
. Участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении контртеррористических операций.
Деятельность подразделений ППСП осуществляется в соответствии с текущими планами работы подразделения, составляемыми в установленном МВД России порядке.
Итоги выполнения планов рассматриваются на оперативных совещаниях при командире подразделения. По окончании планового периода составляется отчет (справка) о выполнении пунктов плана с последующим докладом руководителю, утвердившему план.
Основу деятельности подразделений ППСП составляет организация и несение патрульно-постовой службы на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.
Виды нарядов и их состав определяются исходя из особенностей территории и сложившейся оперативной обстановки.
Посты выставляются в тех местах, где круглосуточно или в течение установленного периода времени требуется непрерывное присутствие сотрудников полиции.
Во время службы наряды должны обращать особое внимание на:
. Лиц, часто появляющихся у объектов, где хранятся, находятся в обращении материальные ценности, банковских учреждений, торговых предприятий, складов, баз и проявляющих интерес к состоянию окон, дверей, запоров, ограждений, режима работы и организации охраны.
. Лиц, которые проявляют подозрительную настороженность и беспокойство, одетых не по сезону или в одежду, не соответствующую росту и комплекции, а также имеющих повязки и травмы.
. Группы лиц, в том числе молодежи, собирающиеся в скверах, парках, дворах, подъездах домов и других местах, не допуская при этом необоснованных действий, могущих привести к возникновению конфликтных ситуаций.
. Лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством.
. Безнадзорных детей и детей, играющих в опасных местах.
. Места возможного появления правонарушителей.
. Целостность дверей, витрин и окон магазинов и других учреждений, где хранятся ценности.
. Подозрительные шумы, появление огня или дыма в зданиях и на объектах.
. Подозрительные предметы, могущие представлять опасность.
. Несовершеннолетних, находящихся в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (иных законных представителей) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
Взаимодействие и маневр нарядами подразделений ППСП, в том числе с другими нарядами комплексных сил, организуется начальником территориального органа МВД России на районном уровне в соответствии с настоящим Уставом и соответствующими нормативными актами МВД России.
Подразделения ППСП выполняют служебные задачи в тесном взаимодействии с другими подразделениями УТ МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского, Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте, МВД по республикам, ГУ (У) МВД России по иным субъектам Российской Федерации, внутренних войск МВД России, а также органами государственной власти на основании совместных планов, приказов, указаний и инструкций.
Патрульные и постовые наряды обязаны:
. Осуществлять в границах поста или маршрута наблюдение за местами наиболее вероятного совершения преступлений, возможного появления и укрытия разыскиваемых преступников, а также лиц, условно осужденных к лишению свободы и условно освобожденных из мест лишения свободы.
. Контролировать на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений.
. Своевременно предостерегать граждан от совершения противоправных действий, разъяснять им недопустимость антиобщественного поведения.
. При получении информации о готовящемся преступлении немедленно докладывать начальнику или оперативному дежурному территориального органа МВД России на районном уровне и принимать меры к его недопущению.
. При получении сведений от граждан о совершаемых или совершенных преступлениях установить и записать все установочные данные о заявителях, конкретное место совершения преступления, кем и против кого оно готовится или совершено и другую информацию, имеющую значение для раскрытия преступления, немедленно доложить об этом оперативному дежурному, начальнику территориального органа МВД России на районном уровне, принять меры к пресечению преступления, выявлению и задержанию лиц, готовящих преступление, оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей и до прибытия следственно-оперативной группы обеспечить охрану места происшествия, неприкосновенность обстановки, сохранность следов и вещественных доказательств.
. По прибытии на место происшествия следственно-оперативной группы действовать в соответствии с указанием ее руководителя, о чем доложить оперативному дежурному.
. Выявлять по приметам путем личного сыска в районе маршрута патрулирования (поста) находящихся в розыске преступников, без вести пропавших и других разыскиваемых лиц, уделяя особое внимание местам массового нахождения граждан.
. Оказывать содействие сотрудникам полиции, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в выявлении лиц, занимающихся взяточничеством, незаконной торговлей, противоправными операциями с валютными ценностями, хищениями, незаконным изготовлением, приобретением, хранением и сбытом оружия, взрывчатых материалов, наркотических средств и психотропных веществ, совершивших другие преступления.
. При установлении фактов сбыта фальшивых денежных знаков и ценных бумаг немедленно принимать меры к задержанию сбытчика, выявлению свидетелей и докладывать об этом оперативному дежурному.
. Взаимодействовать со следователями, дознавателями, сотрудниками полиции, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и других подразделений органов внутренних дел по вопросам предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений в районе несения службы.
Заключение
Конституционное право граждан на информацию может быть ограничено только федеральными законами. В действующем российском законодательстве предусмотрены различные виды информации, доступ к которым, так или иначе, ограничен. Однако в связи с неудержимо растущей информатизацией общества, применением новых технологий, переводом многих систем документооборота в электронный вид вопросы обеспечения права граждан на полную и достоверную информацию сохраняют свою актуальность и требуют проведения дополнительных научных исследований.
Перспективными для развития права на информацию называются два направления. Одно из них - развитие механизма контроля за доступом к информации, которой располагают международные организации. И второе - закрепление права на доступ к электронным средствам коммуникаций.
Роль органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека и гражданина раскрывается в различных формах и методах их деятельности по осуществлению данных им полномочий. Но эти формы и методы избираются органами внутренних дел не произвольно, а всегда обусловлены содержанием конкретной деятельности.
В деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод граждан принуждение используется в следующих случаях:
для предупреждения и пресечения посягательств на личность, жизнь, здоровье, честь и достоинство человека и гражданина, их имущество;
для непосредственного принудительного осуществления прав и обязанностей граждан (взыскание штрафов, изъятие запрещенных предметов, привод и др.);
в связи с реализацией административной и уголовной ответственности.
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изм. на 01.01.2012) // Российская газета. - 1993. - №237
. Всеобщая декларация прав человека, принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (ст. 19) // Сборник документов. - М.: Норма, 1998
. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Бюллетень международных договоров. - №3. - 2001
. Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" от 22.12.2008 №262-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - №52 (ч. 1). - Ст. 6217
5. Федеральный закон Российской Федерации "О персональных данных" от 27.07.2006 №152-ФЗ (ред. от 04.06.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - №31 (1 ч.). - Ст. 3451
. Федеральный закон Российской Федерации "О полиции" от 07.02.2011 №3-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №7. - Ст. 900
. Федеральный закон Российской Федерации "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 №273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - №52 (ч. 1). - Ст. 6228
. Федеральный закон Российской Федерации "О связи" от 07.07.2003 №126-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №28. - Ст. 2895
. Федеральный закон Российской Федерации "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - №31 (1 ч.). - Ст. 3448
. Федеральный закон Российской Федерации "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009 №8-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №7. - Ст. 776
. Федеральный закон Российской Федерации "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" от 22.12.2008 №262-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - №52 (ч. 1). - Ст. 6217
. Приказ МВД России "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции" (вместе с "Уставом патрульно-постовой службы полиции") от 29.01.2008 №80 (ред. от 24.02.2014) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2008. - №27
Литература
13. Бельский К.С. Полицейское право. - М.: Статут, 2014
14. Бутылин В.Н., Гончаров И.В., Барбин В.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (организационно-правовые аспекты). - М.: Академия управления МВД России, 2014
. Забара И.Н. Становление и развитие концепции права на информацию в науке и практике международного права // Информационное право. - 2013. - №5. - С. 3-6
. Ковалева Н.Н. Информационное право России. - М.: Дашков и К, 2014
. Лапо Л.Г. Конституционно-правовые предпосылки для ограничения права на информацию // Административное и муниципальное право. - 2013. - №4. - С. 337-341
. Ловцов Д.А. Теоретические основы системологии информационного права // Информационное право. - 2014. - №2. - С. 4-13
Материалы судебной практики
19. Постановление Верховного Совета РСФСР "О Декларации прав и свобод человека и гражданина" от 22.11.1991 №1920-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. - №52. - Ст. 1865
20. Постановление Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана" от 18.02.2000 №3-П // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2000. - №3