II. Возникновение психических расстройств
Физиологические основы детской психопатологии
v Ослабление основных нервных процессов и нарушение их отношений
v Охранительное торможение и гипнотические фазы (между сном и бодрствованием)
v «Изолированные больные пункты» в коре больших полушарий
v Разобщённая деятельность отделов мозга и его сигнальных систем
v Единство физиологических мер защиты и патологии
Физиологические основы психогенных расстройств (неврозов)
v Срывы высшей нервной деятельности в результате «перенапряжения нервных процессов» или их «ошибки»
v В их происхождении участвует врождённая слабость нервной системы, ранние неоднократные заболевания или нарушения питания
Физиологические основы расстройств личности (психопатий – стойкого искажения характера)
Характер – совокупность стержневых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки, тех свойств, от которых прежде сего зависит, как ведёт себя человек в различных жизненных ситуациях.
Темперамент – это врождённые особенности ВНД, выражающиеся эмоциональным реагированием и двигательной активностью, включающие в себя тонус и темп психических проявления и характеризующееся силой, подвижностью и уравновешенностью основных нервных процессов.
Физиологические основы эпилепсии
v Сила, взрывчатость и периодичность – характерные черты ВНД
v Физиологическая основа типичных изменений личности при эпилепсии – преобладание инертности в процессах ВНД
Физиологические основы шизофрении
v Наличие в больших полушариях мозга различных гипнотических фаз, дробного и расположенного в отдельных пунктах мозга торможения
v «Разложение коры полушарий, расщепление нормальной, связанной работы их»
Психологические основы детской психопатологии
ü Формирование психопатологических расстройств находится в прямой зависимости от возрастных особенностей психики детей
ü Психика детей в процессе развития постоянно меняется, приобретая в каждом возрасте свои характерные черты
Возрастное развитие
ü Неравномерно, гетерохронно
ü Имеет периоды
Периодизации в детской психиатрии
Основа – формы реакций и особенности поведения (по В.В.Ковалёву):
1) соматовегетативный (0-3 года)
2) психомоторный (4-10 лет)
3) аффективный (7-12 лет)
4) эмоционально-идеаторный (12-16 лет)
Роль общения со сверстниками
ü обучаются самостоятельности, независимости
ü помогает восприятию новой информации, расширяет представление о мире
ü удовлетворяются потребности и развивающейся личности
ü учатся поведению в трудных жизненных ситуациях
Факторы возникновения психических нарушений: стресс
Эустресс
Дистресс
Мобилизация защитных сил организма
Группы стрессоров
· Стрессоры активной деятельности
· Стрессоры оценок (оценка деятельности)
· Стрессоры рассогласования деятельности
· Физические и природные стрессоры
Действие стресса
o Первичная оценка – определяется угрожающий или благоприятный тип создавшейся ситуации
o Вторичная оценка – определение самоэффективноси
o Третичная оценка – изменения суждения
Факторы возникновения психических нарушений: социальное окружение
ü Наличие социальных связей
ü Привязанность, обеспечивающая безопасность
ü Роль эмоциональной поддержки
Факторы возникновения психических нарушений: глобальные и общественные факторы
ü Военные столкновения, межнациональные конфликты
ü Экологические катастрофы, стихийные бедствия
ü Трудные жизненные ситуации
Факторы, связанные с детскими учреждениями
v Поступление в школу
v Адаптация к школе, обучению
v Усложнение учебных программ
v Ориентация на высокие показатели
v Трудности детских коллективов
v Отношение учителя
Дидактогения – пагубное влияние процесса обучения
Дидактоскалогения
Семейные факторы
ü Особенности семейной ситуации
ü Социальная изоляция семьи
ü Родительское давление
ü Особенности родителя
ü Нарушение семейных отношений
Соматогенные факторы
· Экзогенные (болезни, отравления, травмы
· Эндогенные (работают благодаря развёртыванию внутренних механизмов – наследственность):
ü Синдромломкой Х-хромосомы (синдром Мартина-Белла) – умственная отсталость
ü Синдром Клайнфельтера (XXY) или больше X
ü Синдром Шерешевского-Тернера (Х)
ü Синдром Дауна
ü Финелкетонурия
ü Синдром «лицо эльфа»
ü Туберозный склероз
ü Алкогольная энцефалопатия
III. Нарушения познавательных процессов
Ощущение – простейший психический процесс отражения окружающей объективной действительности, а также внутреннего состояния организма.
Виды ощущений
ü Экстероцептивные - контактные и дистантные
ü Интроцептивные
ü Проприоцептивные (положение тела в пространстве, движения и т.д.)
Расстройства ощущений
Синестопатии – необычные неприятные ощущения без локализации, которые сложно описать, у них нет причин (распирание, жар, пульсация, покалывание, зуд и т.д.). При атонических поражениях ГМ и шизофрении.
Парастезии – онемение конечностей, покалывание, мурашки (интоксикации, психогенное)
Аналгезии – отсутствие боли (паралич, шизофрения)
Гипалгезии – уменьшение болевых ощущений (психогенное – аффект)
Анестезия – исчезновение ощущений (истерические расстройства)
Гипестезии – снижение силы ощущений (депрессия, оглушение сознания)
Гиперестезии – обострение ощущений (нервно-психическое истощение)
Синестезии – возникновение ощущений в органе чувств при раздражении другого анализатора
Восприятие
Отражение в сознании предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Виды восприятий:
Ø Зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, кинестезические, вкусовые
Ø Восприятия пространства, времени и движения
Расстройства восприятия
Агнозия – отсутствие восприятия (неузнавание) – при поражении ГМ, истерии
ü Акустическая агнозия
ü Оптическая агнозия
ü Пространственная агнозия
ü Тактильная агнозия
Нарушение интенсивности восприятия
Сенсорная гиперпатия – повышение интенсивности восприятия (причина - голодное истощение)
Сенсорная гипопатия – снижение интенсивности восприятия
Дереализация – отчуждение окружающей действительности
Деперсонализация соматопсихическая – будто исчезли все те явления, которые связаны с телом (не дышит, нет веса, чужое тело и т.д.)
Деперсонализация аутопсихическая (расстройство самосознания) – переживание изменённости своего я (нет мыслей, нет чувств, нет страха, нет горя, пустота и т.д.) При истощении, при психастении, при кризисах взросления, при психозах.
Искажение восприятия
Психосенсорные расстройства – нарушение восприятия перспективы, размеров, формы и т.д. При утомлении.
Оптиковестибулярные расстройства – стены рушатся, кровать летает, потолок трясётся и т.д. При алкоголизме.
Расстройство схемы тела (при поражении ГМ):
1. Расстройства восприятия формы, величины и положения частей тела в пространстве
2. Распад тела на части
3. Ощущение ложных конечностей (или наличие двойника)
4. Невосприятие собственного дефекта
Ошибки восприятия
Иллюзии – ошибочное восприятие реально существующих явлений (у слабовидящих, слабослышащих, например. Или в темноте мешок кажется котом)