III. Нарушения познавательных процессов




II. Возникновение психических расстройств

Физиологические основы детской психопатологии

v Ослабление основных нервных процессов и нарушение их отношений

v Охранительное торможение и гипнотические фазы (между сном и бодрствованием)

v «Изолированные больные пункты» в коре больших полушарий

v Разобщённая деятельность отделов мозга и его сигнальных систем

v Единство физиологических мер защиты и патологии

Физиологические основы психогенных расстройств (неврозов)

v Срывы высшей нервной деятельности в результате «перенапряжения нервных процессов» или их «ошибки»

v В их происхождении участвует врождённая слабость нервной системы, ранние неоднократные заболевания или нарушения питания

Физиологические основы расстройств личности (психопатий – стойкого искажения характера)

Характер – совокупность стержневых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки, тех свойств, от которых прежде сего зависит, как ведёт себя человек в различных жизненных ситуациях.

Темперамент – это врождённые особенности ВНД, выражающиеся эмоциональным реагированием и двигательной активностью, включающие в себя тонус и темп психических проявления и характеризующееся силой, подвижностью и уравновешенностью основных нервных процессов.

Физиологические основы эпилепсии

v Сила, взрывчатость и периодичность – характерные черты ВНД

v Физиологическая основа типичных изменений личности при эпилепсии – преобладание инертности в процессах ВНД

Физиологические основы шизофрении

v Наличие в больших полушариях мозга различных гипнотических фаз, дробного и расположенного в отдельных пунктах мозга торможения

v «Разложение коры полушарий, расщепление нормальной, связанной работы их»

Психологические основы детской психопатологии

ü Формирование психопатологических расстройств находится в прямой зависимости от возрастных особенностей психики детей

ü Психика детей в процессе развития постоянно меняется, приобретая в каждом возрасте свои характерные черты

Возрастное развитие

ü Неравномерно, гетерохронно

ü Имеет периоды

Периодизации в детской психиатрии

Основа – формы реакций и особенности поведения (по В.В.Ковалёву):

1) соматовегетативный (0-3 года)

2) психомоторный (4-10 лет)

3) аффективный (7-12 лет)

4) эмоционально-идеаторный (12-16 лет)

Роль общения со сверстниками

ü обучаются самостоятельности, независимости

ü помогает восприятию новой информации, расширяет представление о мире

ü удовлетворяются потребности и развивающейся личности

ü учатся поведению в трудных жизненных ситуациях

Факторы возникновения психических нарушений: стресс

Эустресс

Дистресс

Мобилизация защитных сил организма

Группы стрессоров

· Стрессоры активной деятельности

· Стрессоры оценок (оценка деятельности)

· Стрессоры рассогласования деятельности

· Физические и природные стрессоры

Действие стресса

o Первичная оценка – определяется угрожающий или благоприятный тип создавшейся ситуации

o Вторичная оценка – определение самоэффективноси

o Третичная оценка – изменения суждения

Факторы возникновения психических нарушений: социальное окружение

ü Наличие социальных связей

ü Привязанность, обеспечивающая безопасность

ü Роль эмоциональной поддержки

Факторы возникновения психических нарушений: глобальные и общественные факторы

ü Военные столкновения, межнациональные конфликты

ü Экологические катастрофы, стихийные бедствия

ü Трудные жизненные ситуации

Факторы, связанные с детскими учреждениями

v Поступление в школу

v Адаптация к школе, обучению

v Усложнение учебных программ

v Ориентация на высокие показатели

v Трудности детских коллективов

v Отношение учителя

Дидактогения – пагубное влияние процесса обучения

Дидактоскалогения

Семейные факторы

ü Особенности семейной ситуации

ü Социальная изоляция семьи

ü Родительское давление

ü Особенности родителя

ü Нарушение семейных отношений

Соматогенные факторы

· Экзогенные (болезни, отравления, травмы

· Эндогенные (работают благодаря развёртыванию внутренних механизмов – наследственность):

ü Синдромломкой Х-хромосомы (синдром Мартина-Белла) – умственная отсталость

ü Синдром Клайнфельтера (XXY) или больше X

ü Синдром Шерешевского-Тернера (Х)

ü Синдром Дауна

ü Финелкетонурия

ü Синдром «лицо эльфа»

ü Туберозный склероз

ü Алкогольная энцефалопатия

III. Нарушения познавательных процессов

Ощущение – простейший психический процесс отражения окружающей объективной действительности, а также внутреннего состояния организма.

Виды ощущений

ü Экстероцептивные - контактные и дистантные

ü Интроцептивные

ü Проприоцептивные (положение тела в пространстве, движения и т.д.)

Расстройства ощущений

Синестопатии – необычные неприятные ощущения без локализации, которые сложно описать, у них нет причин (распирание, жар, пульсация, покалывание, зуд и т.д.). При атонических поражениях ГМ и шизофрении.

Парастезии – онемение конечностей, покалывание, мурашки (интоксикации, психогенное)

Аналгезии – отсутствие боли (паралич, шизофрения)

Гипалгезии – уменьшение болевых ощущений (психогенное – аффект)

Анестезия – исчезновение ощущений (истерические расстройства)

Гипестезии – снижение силы ощущений (депрессия, оглушение сознания)

Гиперестезии – обострение ощущений (нервно-психическое истощение)

Синестезии – возникновение ощущений в органе чувств при раздражении другого анализатора

Восприятие

Отражение в сознании предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды восприятий:

Ø Зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, кинестезические, вкусовые

Ø Восприятия пространства, времени и движения

Расстройства восприятия

Агнозия – отсутствие восприятия (неузнавание) – при поражении ГМ, истерии

ü Акустическая агнозия

ü Оптическая агнозия

ü Пространственная агнозия

ü Тактильная агнозия

Нарушение интенсивности восприятия

Сенсорная гиперпатия – повышение интенсивности восприятия (причина - голодное истощение)

Сенсорная гипопатия – снижение интенсивности восприятия

Дереализация – отчуждение окружающей действительности

Деперсонализация соматопсихическая – будто исчезли все те явления, которые связаны с телом (не дышит, нет веса, чужое тело и т.д.)

Деперсонализация аутопсихическая (расстройство самосознания) – переживание изменённости своего я (нет мыслей, нет чувств, нет страха, нет горя, пустота и т.д.) При истощении, при психастении, при кризисах взросления, при психозах.

Искажение восприятия

Психосенсорные расстройства – нарушение восприятия перспективы, размеров, формы и т.д. При утомлении.

Оптиковестибулярные расстройства – стены рушатся, кровать летает, потолок трясётся и т.д. При алкоголизме.

Расстройство схемы тела (при поражении ГМ):

1. Расстройства восприятия формы, величины и положения частей тела в пространстве

2. Распад тела на части

3. Ощущение ложных конечностей (или наличие двойника)

4. Невосприятие собственного дефекта

Ошибки восприятия

Иллюзии – ошибочное восприятие реально существующих явлений (у слабовидящих, слабослышащих, например. Или в темноте мешок кажется котом)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: