Существует множество различных способов анализа товаров/услуг. Одним из них является трехуровневый анализ товара, который состоит из таких компонентов, как сущность товара, фактический товар и добавленный товар. Основные составляющие этих уровней даны на рисунке.
Модель трехуровневого анализа
Сущность товара. Понятие «сущность товара» (core product) описывает фундаментальные причины, по которым люди приобретают продукт, – то, что может удовлетворить нужды или потребности покупателя. Примеры формулировок сущности ряда товаров/услуг представлены в таблице.
Товар/услуга | Сущность товара/услуги |
Сверло | Отверстие |
Ручка Parker | Подарок |
Крем для рук | Гладкая кожа |
Губная помада | Надежда… |
Видеокассета | Развлечение |
Услуги ресторана | Приятное провождение времени |
Мобильный телефон | Быстрое и удобное общение людей |
Отделка стен | Имидж |
Сразу следует оговориться, что анализировать сущность товара можно только применительно к конкретным потребителям. Для одного потребителя видеокассета – развлечение, а для другого – учебное пособие. Один отделывает стены для имиджа, а другой – для комфорта.
Вы можете заметить, что сущность товара – достаточно размытое понятие. Например, сущностью губной помады может быть просто желание красиво выглядеть. Действительно, представленные в таблице краткие формулировки сущности товара не слишком точны, но они позволяют подчеркнуть ту основную выгоду, которую организация выбрала и хочет предложить покупателю как базовую.
Если мы стремимся к точности, то можно составить целый список таких выгод и ранжировать их в том порядке, в котором Вы будете предлагать их потребителю. Например, сущность образовательной услуги может включать в себя: приобретение знаний и навыков, развитие творческих способностей, получение диплома и т. д. Обобщая эти компоненты, можно считать, что сущность этого товара – получение квалификации, а в более общем смысле – любимая работа и успех в жизни. Таким образом, мы можем формулировать сущность товаров на различном уровне общности и с различной точностью в зависимости от решаемых задач.
На рынке, где имеется широкий выбор товаров/услуг, уровень сущности товара довольно редко предоставляет уникальное преимущество, заключенное в данном продукте. Наоборот, он отображает общие характеристики и выгоды, предлагаемые всеми товарами-аналогами.
Конечно, существуют инновационные организации, которые пытаются сформировать новые желания и запросы путем привлечения внимания потребителей к тому, что она предлагает. Например, до того как появились персональные компьютеры, не было и потребности во многом том, что сейчас люди делают с помощью «персоналок». Однако была нужда в обработке информации в домашних условиях, которую оказалось возможным удовлетворить. Таким образом, потребность в определенных пределах может быть сформирована.
ЗАДАНИЕ 4.2. Постарайтесь взглянуть на свою деятельность или деятельность Вашей организации с точки зрения потребителя. Сформулируйте сущность Вашего основного товара/услуги: какие потребности и желания он удовлетворяет и запишите ее?
Фактический товар/услуга. Понятие «фактический товар» (actual product) описывает ключевые характеристики товара/услуги. Какой же реальный вид примет он? Если Вы пытаетесь удовлетворить желание потребителя иметь мягкие и нежные руки, то товар (крем), который будет отвечать этому желанию, должен характеризоваться:
• составом и технологией;
• качеством компонентов;
• размером и дизайном упаковки;
• фирменным названием;
• информацией о товаре;
• репутацией производителя;
• сроком хранения.
Например [3], Вы можете описать обогащенный травами крем для рук, указав, что:
• он сделан только из натуральных экстрактов растений и масел;
• расфасован в пластмассовые тюбики по 75 и 150 мл;
• упаковка позволяет выдавливать крем в небольших количествах;
• установлена специальная линия связи для получения справок и рекламаций;
• имеет оригинальное фирменное название;
• его можно купить в аптеках и косметических магазинах;
• упаковка украшена цветовой композицией в пастельных тонах.
Для услуг фактический товар может также включать в себя:
• людей, принимающих участие в реализации услуги, их навыки и квалификацию;
• физические компоненты услуги, такие, как брошюры, проспекты, компьютеры, оборудование, обстановка офиса;
• процесс обслуживания, его этапы.
Описание фактического товара/услуги является важным для определения того, каким именно образом товар будет удовлетворять потребность, чем он отличается от предложений конкурентов и как можно донести информацию о его достоинствах до потенциального потребителя.
Тем не менее, применительно к развитым рынкам фактический товар, как правило, предлагает не так много характеристик, которые могли бы помочь выжить компании в конкурентной среде.
ЗАДАНИЕ 4.3. Опишите фактический товар Вашей организации, отвечающий той сущности товара, которая описана в предыдущем задании.
Добавленный товар. Добавленный (augment product) товар/услуга включает в себя все, что мы еще можем предложить нашим покупателям, помимо основного товара. Это могут быть:
• пред- и послепродажное обслуживание;
• кредитование;
• доставка покупки;
• монтаж, подключение и опробование оборудования;
• гарантийные обязательства или страхование;
• консультации и дополнительная информация.
Конкуренция между производителями в развитых странах сегодня происходит в основном на уровне добавленного товара. Так, бесплатные спиртные напитки для пассажиров авиарейса далеко не последнее, на что готовы идти авиакомпании, чтобы выделиться среди конкурентов, и в этой отрасли существуют даже международные соглашения, ограничивающие возможность предоставления всевозможных подарков.
ЗАДАНИЕ 4.4. Предлагает ли Ваша организация дополнительные виды услуг, которые повышают ценность описанного выше товара для покупателя? Если да, опишите их.
Характеристики и выгоды
Выше мы говорили о различиях между взглядами поставщика и потребителя применительно к концепции маркетингового комплекса (4Р – 4С). Тот же подход применим и собственно к товару. Это позволяет взглянуть на товар/услугу как бы с двух сторон. С точки зрения потребителя товар/услуга рассматривается как набор выгод, определяющих ценность этой услуги для потребителя. Второй план рассмотрения – это позиция поставщика: товар/услуга как набор характеристик, которые должны обеспечить данный набор выгод [3]. Часто мы прекрасно представляем себе, что хотим предложить потребителю: технические характеристики товаров, качество используемых материалов, навыки персонала и т. д. Однако потребитель не хочет слышать об этом. Он говорит:
• Не предлагайте мне вещи. Дайте мне решение моих проблем. • Не предлагайте мне одежду. Предложите приятный внешний вид. • Не предлагайте мне книги. Дайте удовольствие и пользу от чтения. • Не предлагайте мне фильмы. Предложите эмоции, чувства, пользу.
Потребитель просто хочет знать, что есть привлекательного в конкретном товаре лично для него. Решит ли это его проблему, удовлетворит ли его желание. Если Ваш товар отвечает этим требованиям, считайте, что Вы уже нашли покупателя. Например, покупая сверло, человек приобретает не сверло как таковое, а возможность просверлить отверстие диаметром 5 мм. Развивая эту логику, мы можем сказать, что этому потребителю нужно вовсе не отверстие, а возможность делать мелкий ремонт. Рассмотрим в качестве еще одного примера покупку видеомагнитофона [3]. Какой сценарий Вы предпочтете, будучи потребителем? Сценарий 1. Продавец говорит Вам, что стандартная скорость движения ленты – 23,4 мм/с, а медленная – 11,7 мм/с, соответственно время записи – 240 и 480 мин на кассете NV-E240. Сценарий 2. Продавец говорит Вам, что у данной модели есть нормальная и медленная скорости движения ленты, что позволит Вам при необходимости записать двухчасовую программу на часовую ленту и сэкономить на кассетах. Общаясь с потребителем, необходимо стремиться понять его и говорить с ним в понятиях его проблем и потребностей, сообщать ему, какую выгоду он получит, приобретя Ваш товар. При этом поставщик должен четко понимать, какие характеристики, атрибуты его товара/услуги обеспечивают получение соответствующих выгод. Необходимо отметить, что успеха на рынке добиваются те организации, которые способны предложить потребителю новую совокупность атрибутов, не сочетавшихся ранее.
ЗАДАНИЕ 4.5. Сформулируйте несколько наиболее важных характеристик Вашего товара/услуги. Попытайтесь определить, какие выгоды получит потребитель благодаря наличию тех или иных характеристик.
ЗАДАНИЕ 4.6. Оцените уровень уникальности основного товара/услуги Вашей организации с помощью наиболее подходящей из приведенных выше шкал или придумайте вариант шкалы, более подходящий к этому товару, и оцените его уникальность.
|
Жизненный цикл товара
Выше мы рассматривали товар с позиций того, что он неизменен. Однако его положение меняется с течением времени. Отличия одного товара от другого в один период времени могут сильно измениться спустя год. Новый продукт, который предлагает уникальные характеристики, может быть скопирован конкурентами или усовершенствован и стать лучше прежнего. В случае, когда новый товар с новыми характеристиками представлен рынку, конкуренты внимательно следят за тем, как он развивается и насколько он удачен. Если развитие проходит успешно, то конкуренты внедряют новые характеристики товара/услуги и в своей организации. А это значит, что потребители скоро увидят на рынке целую гамму товаров с одними и теми же характеристиками, и если это заслуживает того, то скоро все продукты-конкуренты будут обладать такими же характеристиками. Как только это случается, данная характеристика теряет свойство дифференциации. Другими словами, эта характеристика как бы двигается с уровня дополнительного товара на уровень фактического. Например, в США все новые марки автомобилей выпускаются с надувными подушками для водителя и пассажира на переднем сидении. В начале 1990-х гг. только небольшое число производителей выпускали автомобили с такими подушками, в то время как сейчас это уже вошло в стандарт требований к автомобилю. Те производители, которые не ввели это новшество в производственный процесс, перестали быть конкурентоспособными на рынке. Меняющаяся природа уникальных характеристик товара означает, что очень важно иметь и развивать бренд. В отличие от большинства других характеристик, воздействие бренда на потребителей со временем даже возрастает. Кроме того, потребители будут доверять бренду, несмотря на потерю уникальности товара со временем. Например, одежда может быть модной в течение одного сезона, однако Дома моды, которые производят одежду, могут сохранять клиентов в течение многих лет. В этом случае именно имя дизайнера, которое становится брендом, обеспечивает лояльность потребителей. Большинство товаров/услуг последовательно проходит несколько характерных фаз на протяжении жизненного цикла товара: внедрение, рост, зрелость и спад. Ограниченность жизненного цикла какого-либо явления свидетельствует о наличии некоторого исчерпаемого ресурса, в данном случае – интереса к товару со стороны потребителей. В конце ЖЦТ либо изменяются запросы потребителей и товар/услуга перестает им соответствовать, либо появляется более привлекательный товар-заменитель. Следует также отметить, что понятие жизненного цикла может относиться как к отдельным товарам/услугам, так и к целым классам или разновидностям товаров. Основные особенности фаз классического ЖЦТ даны в таблице.
• не получат ли в результате конкуренты слишком большие выгоды; Хотя это и кажется странным, но далеко не все компании изымают невыгодные товары из своего портфеля даже при выполнении всех этих условий либо слишком долго откладывают принятие необходимых решений. ЗАДАНИЕ 4.7. Вспомните, когда последний раз изменялся основной товар/услуга Вашей фирмы. Оцените продолжительность различных стадий его ЖЦ.
|
Бренд и его ценность
Бренд (от англ. brand – фирменный товар) – это не просто товар, но и все, что отличает продукцию определенного производителя от множества аналогичных товаров/услуг [5]. Понятие «торговая марка» используют для обозначения названия (brand name) либо торгового знака (logo), под которым фирма рекламирует и продает свои товары/услуги. Нередко понятия «бренд» и «торговая марка» используются как синонимы. Это связано с тем, что бренд – это нечто нематериальное, находящееся в сознании потребителя. Поэтому естественно, что это нечто связывается системой ассоциаций с основным материальным атрибутом бренда – торговым знаком. Торговая марка (знак) служит для потребителя средством идентификации изготовителя и убеждает покупателя в том, что при приобретении товара они получат то же самое качество, что и прежде. Соответственно покупатель согласен платить больше за это качество и гарантии. Как мы уже отмечали выше, бренд может быть неплохим средством дифференциации товара. Бренд, который хорошо известен и которому доверяют, может быть решающим моментом для потребителей при принятии решения о покупке того или иного товара. Если имеются два похожих продукта, то потребитель, скорее всего, выберет тот, который имеет известный ему бренд. Важность бренда демонстрирует пример теста, проведенного компаниями «Кока-Кола» и «Пепси-Кола» [5]. Респондентов попросили определить, какой напиток им нравится больше. В одном случае им позволили посмотреть на бренд напитка, и в результате 65 % опрошенных предпочли Кока-колу.В другом случае им пришлось выбрать напиток, не зная торговой марки заранее, и 51 % респондентов предпочли Пепси-Колу. Бренд несет в себе дополнительные преимущества как для покупателя, так и для продавца. Покупатели выигрывают, потому что они могут быстро определить специфические характеристики продукта и принять решение: хотят они этот товар или нет. Если бы не было торговой марки, то они должны были бы тратить время на то, чтобы прочитать состав содержимого, указанного на упаковке, и определить, то ли это, что им нужно. Продавцы также выигрывают в такой ситуации, потому что известный бренд приводит к повторным покупкам, и такая ситуация может привести к лояльности потребителей, а это, как известно, то, к чему стремятся все компании. Повышая степень лояльности покупателей, компании могут позволить себе манипулировать ценами. Однако такие преимущества не приходят без определенных усилий и ресурсов. Собственники брендов обычно тратят большое количество средств на их рекламу. Например, только в Великобритании «Кока-Кола» тратит 12 млн ф. ст. ежегодно на рекламу. Основные принципы управления брендом [5]. Исследования воздействия торговой марки на потребителей (Арнольд, 1922) привели к пониманию трех главных компонентов, характеризующих бренды.
![]()
ЗАДАНИЕ 4.8. Рассмотрите бренд журнала «Эксперт», используя концепцию четырех компонентов успеха, рассмотренную выше. Запишите, в чем заключаются эти компоненты.
|
Портфель товаров
Со временем некоторые продукты становятся невостребованными потребителями, поэтому организации должны вовремя вывести их из производства. Однако организации нуждаются в балансе между теми продуктами, которые приносят доход, и теми, которые являются затратными. Поэтому им важно уметь планировать, какой продукт поддерживать и развивать, какую стадию ЖЦТ продлить или в какую перевести товар, чтобы поддержать определенный денежный поток. Другими словами, организация должна уметь оптимизировать портфель товаров. Существование портфеля товаров/услуг является гарантией отсутствия общего кризиса предприятия при наличии кризиса на один вид товара. Для выпуска нового товара используется капитал, накопленный за счет предыдущего товара, находящегося на этапе зрелости своего ЖЦ. Введение на рынок нового товара – дело очень дорогое, связанное с капиталовложениями в исследования, новое оборудование, продвижение. В процветающей фирме неуклонный рост обычно объясняется тем, что своевременно выпускаются новые товары, и это позволяет сглаживать колебания циклов притока доходов. Один из методов планирования сбалансированного портфеля товаров – матрица, введенная Бостонской консалтинговой группой – БКГ.
![]() |