Если Вы не работаете в области финансов, маркетинга или в производственном отделе, то Вы редко задумывались о том, как рассчитываются цены на товары или услуги, предоставляемые Вашей организацией. Мы попробуем проанализировать, как рассчитываются цены, и определить, какие маркетинговые факторы могут влиять на установление окончательной цены, которую назначает организация. Имеются три основных элемента процесса формирования цены.
• Оценка издержек. Цена не должна быть меньше затрат. • Учет цен и предложений конкурентов. Организация должна определить свою позицию относительно цен конкурентов: будет ли ее цена выше или ниже и насколько. • Исследование ожиданий имеющихся и потенциальных потребителей. Необходимо определить, готовы ли потребители платить больше или меньше того, на что мы рассчитываем.
Оценка затрат. Целью данного подраздела является получение общего представления о том, как могут быть покрыты издержки на производство и маркетинг товаров и услуг. Одни расходы, осуществляемые отделами и организациями, возрастают в связи с увеличением объемов работ, а другие затраты не зависят от количества произведенного товара и являются постоянными. Постоянные издержки, по-другому называемые накладными расходами, включают в себя:
• заработную плату менеджеров и администрации; • оплату служебных автомашин; • арендную плату и налог на вид деятельности; • оплату собственных складских помещений; • плату за свет, отопление, телефон (постоянная составляющая) и т. д.
Переменные издержки, известные как прямые, включают в себя расходы, которые меняются в зависимости от количества произведенного продукта:
• материалы, используемые непосредственно для производства товаров/услуг; • рабочая сила и энергия, используемые непосредственно в производстве; • хранение, если склады арендуются по мере необходимости; • доставка и упаковка; • оплата комиссионных для агентов и продавцов.
Распределение постоянных и переменных затрат не всегда однозначно, причем наибольшую сложность представляет распределение постоянных затрат. Естественно, что все затраты, непосредственно связанные с производством товаров и предоставлением услуг, должны покрываться выручкой, полученной за них. Мы рассмотрим два распространенных метода определения цены – метод определения полной себестоимости и маржинальный метод. Определение цены методом полной себестоимости. При использовании метода полной себестоимости накладные расходы распределяются между разными продуктами портфеля товаров. Каждая организация устанавливает принцип такого распределения: пропорционально доле каждого продукта в общей прибыли или общем объеме продаж, рабочим часам, отработанным персоналом, машинным часам или другим параметрам. После того как определена доля включения накладных затрат в себестоимость товара или услуги, можно оценить в денежном выражении объем продаж и далее – сумму накладных затрат, которую следует включить в себестоимость единицы продукции. При использовании метода полной себестоимости все понесенные затраты относятся к единице продукта. Структура и порядок вычисления цены для каждого изделия при таком методе расчета могут быть представлены так, как показано на рисунке.
Определение цены продукта методом полной себестоимости
Здесь использованы следующие обозначения: k – номер продукта; Нk – суммарные накладные расходы на k-е изделие; Сk – расчетная цена одного изделия; Nk – прогноз объема продаж; Хk – прямые затраты на одно изделие k-го продукта; Рн – норматив прибыли. ПРИМЕР. Определение цены продукта Организация производит ряд изделий, включая три типа магнитных накопителей информации. По результатам предыдущего года имеется следующая информация о прямых затратах на производство:
Вариант накопителя информации
| А
| В
| С
| Прямые расходы, включая труд и материалы, тыс. р.
| 0,08
| 0,13
| 0,20
| Накладные расходы, включающие в себя заработную плату торговых агентов, расходы на администрацию, затраты на доставку, составляют 15 млн р. Организация решает распределить накладные расходы между изделиями в соответствии с объемом продаж каждого типа. Доли, в которых проводится такое распределение, выбираются исходя из имеющегося опыта работы с такими или похожими товарами. Пример определения накладных расходов, исходя из объемов продаж предыдущего года, дан в следующей таблице.
Вариант накопителя
| А
| В
| С
| Итого
| Объем продаж, шт.
| 10 000
| 6 000
| 4 000
| 20 000
| Процент продаж, %
|
|
|
|
| Накладные расходы, тыс. р.
| 7 500
| 4 500
| 3 000
| 15 000
| Накладные расходы на одно изделие, тыс. р.
| 0,75
| 0,75
| 0,75
| –
| Для определения полных затрат необходимо к сумме прямых и накладных расходов добавить желаемую долю прибыли, например 30 %.
Вариант накопителя, тыс. р.
| А
| В
| С
| Прямые издержки на одно изделие
| 0,08
| 0,13
| 0,20
| Накладные расходы на одно изделие
| 0,75
| 0,75
| 0,75
| Полные издержки на единицу продукции
| 0,83
| 0,88
| 0,95
| Прибыль (30 % с округлением)
| 0,26
| 0,27
| 0,28
| Итоговая цена
| 1,09
| 1,15
| 1,23
| При таком методе расчета наибольшую погрешность вносит прогноз объема продаж. Очевидно, что не все произведенные единицы продукции могут быть проданы. В этом случае не все постоянные затраты будут покрыты. Меньший объем продаж ведет к необходимости пересчета цен и распределению постоянных расходов между меньшим количеством проданных товаров. ПРИМЕР. Расчет цены услуги методом полных затрат Рассмотрим следующую ситуацию [3]. Организация предлагает консалтинговые услуги и имеет в штате двух консультантов. В сущности, то, что продается, это знания и время консультации, поэтому заработная плата консультанта состоит из постоянной части (800 долл. в месяц) и переменной, которая пропорциональна количеству отработанного времени (200 долл. в день). Накладные расходы компании составляют 60 000 долл. и включают в себя: заработную плату менеджера, постоянную часть заработной платы консультантов, аренду помещения, расходы на поддержание работы оборудования офиса и др. Число рабочих дней в году равно 230, но, с учетом затрат на привлечение новых клиентов, планирование и неполную загрузку, на непосредственную работу с клиентами, у каждого консультанта остается 100 рабочих дней. Поэтому для покрытия всех накладных расходов каждый консультант должен зарабатывать не менее чем 30 000 долл. в год или 300 долл. за рабочий день. Прямые издержки включают в себя: заработную плату консультантов, налоговые и пенсионные отчисления в размере 40 % фонда заработной платы (ФЗП) и затраты на командировки в размере 10 % ФЗП. Кроме того, прибыль исчисляется в данной организации в размере 50 % ФЗП. Определим цену одного рабочего дня.
Накладные расходы в расчете на одного консультанта в год, долл.
| 30 000
| Число рабочих дней консультанта за год
|
| Накладные расходы (на один рабочий день одного консультанта), долл.
|
| Заработная плата, долл
|
| Затраты на командировки, долл.
|
| Налоговые и пенсионные отчисления, долл.
|
| Прямые издержки, долл.
|
| Прибыль, долл.
|
| ИТОГО (полные издержки плюс прибыль), долл.
|
| Таким образом, приведенные выше расчеты показывают, что консультанты должны браться за работу, которая оплачивается не ниже чем 700 долл. в день (при загрузке 100 рабочих дней в году) для того, чтобы получать заработную плату и обеспечивать прибыльность компании.
ЗАДАНИЕ 5.2. Выберите один из основных товаров/услуг Вашей компании и выпишите приходящиеся на него расходы, выделяя среди них прямые и накладные. Если можете, обозначьте величину этих затрат в расчете на единицу товара/услуги.
прямые расходы
| затраты
| накладные расходы
| затраты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Далеко не всегда можно легко отнести затраты к переменным или постоянным. Представьте себе, что объем продаж Вашей компании уменьшился в два раза. Сможете ли Вы уменьшить расходы на оплату труда или объем поставки комплектующих? Вероятно, это будет зависеть от целого ряда факторов. Метод ценообразования, приведенный выше, не учитывает внешнего окружения организации и спроса на товар. При определении приемлемой цены важно посмотреть на все это глазами потребителя и постараться предугадать те сравнения с товарами-конкурентами, которые он будет делать. Нам нужно сравнить свои услуги с услугами конкурентов, чтобы увидеть уникальность нашего предложения. Информация о ценах конкурентов и услугах, предлагаемых за эту цену, позволит назначить приемлемую цену для своих товаров/услуг. Следует, однако, иметь в виду, что конкуренты могут назначать цену, руководствуясь мотивами, о которых мы можем только догадываться. Расчет цен маржинальным методом. В маржинальном подходе накладные расходы и прибыль не распределяются между продуктами, а учитываются лишь суммарно. Величины розничных цен устанавливаются с учетом запросов потребителей, цен конкурентов и целей фирмы. Затем проверяется, удовлетворяет ли такой уровень цен условиям покрытия накладных расходов и прибыльности, либо требуется изменение цен. Вводится также понятие маржинальной прибыли, величина которой равна цене единицы (или партии) продукции за вычетом прямых (переменных) расходов. Величина маржинальной прибыли по каждому продукту служит для определения выгодности каждого товара в портфеле. Структура и порядок расчета при таком методе ценообразования приведены на рисунке.
Определение цены маржинальным методом
Пример применения маржинального метода к определению цены на магнитные накопители показан в таблице.
Показатели
| Вариант накопителя
| Сумма А+В+С
| А
| В
| С
| Прямые издержки в расчете на одно изделие, тыс. р.
| 0,08
| 0,13
| 0,20
| -
| Установленная розничная цена одного изделия, тыс. р.
| 1,09
| 1,25
| 1,43
| -
| Маржинальная прибыль на одно изделие, тыс. р.
| 1,01
| 1,12
| 1,23
| -
| Прогноз объема продаж, шт.
| 10 000
| 6 000
| 4 000
| -
| Суммарная маржинальная прибыль, тыс. р.
| 10 100
| 6 720
| 4 920
| 21 740
| Суммарные накладные расходы, тыс. р.
| -
| -
| -
| 15 000
| Суммарная прибыль, тыс. р.
| -
| -
| -
| 6 740
| Суммарный оборот, тыс. р.
| 10 900
| 7 500
| 5 720
| 24 120
| Суммарная прибыль, деленная на оборот, %
| -
| -
| -
|
| Из таблицы видно, что изделие А обеспечивает самую большую маржинальную прибыль. Величина суммарной прибыли (28 % оборота) соответствует целям компании, но ее достаточно большое значение требует тщательной проверки реальности прогноза объема продаж.
ЗАДАНИЕ 5.3. Расчет цены услуги маржинальным методом Представьте себе, что в примере Расчет цены услуги методом полных затрат цена за рабочий день консультанта назначена в размере 720 долл. и за год было оказано оплаченных услуг в объеме 180 рабочих дней. Выполните расчет маржинальным методом и определите, насколько прибыльной будет в этом случае деятельность компании.
1.
| Стоимость одного рабочего дня консультанта, долл.
|
| 2.
| Суммарное число реализованных рабочих дней
|
| 3.
| Годовой доход компании, долл.
| 129 600
| 4.
| Прямые издержки на одного консультанта в день, долл.
|
| 5.
| Суммарные прямые издержки, долл.
|
| 6.
| Суммарная маржинальная прибыль, долл.
|
| 7.
| Суммарные накладные расходы, долл.
| 60 000
| 8.
| Прибыль, долл.
|
| 9.
| Прибыльность работы компании по реализации услуг, %
|
| Если Вы правильно выполнили расчеты, то получите, что прибыльность работы компании (прибыль, деленная на годовой доход) составила 12 %.
|