предмет, задачи и периодизация учебной дисциплины «история россии (до XVII века)»




Гуманитарно-технический факультет

Кафедра истории, права и общественных дисциплин

 

РЕФЕРАТ

 

предмет, задачи и периодизация учебной дисциплины «история россии (до XVII века)»

    Студентки 3 курса группы ЕСС 129  
  Морозихиной Дарьи Андреевны  
  Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили «История» и «Русский язык»    
  Научный руководитель:  
  кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории, права и общественных дисциплин  
  Костенко О.А.  
     
   
   
   
   
         

 

Ессентуки, 2017

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….….Стр. 3

Глава 1.История как учебная дисциплина: предмет и задачи....................Стр. 4

Глава 2. Периодизация учебной дисциплины «История России
(до XVII века)...............................................................................................Стр. 11

Заключение…………………………………………..…………...………...Стр. 18

Список используемой литературы….……………………………………………...……………….Стр. 19

 

Введение.

Целью преподавания истории России в рамкахучебной дисциплины «История России (до XVII века)» является раскрытие основных закономерностей социально-экономического и политического развития России с древнейших времен до конца XVII в., характеристика основных тенденций культурно-исторического процесса в данный период.

На этом этапе истории России формируется Древнерусское государство, которое с XI в. вступает в полосу раздробленности. На смену усобицам в XV в. приходит период «собирания земель» и образования Русского централизованного государства.

Важнейшие процессы происходят и в сфере экономики—от разложения первобытнообщинного строя к зарождению и развитию феодальных отношений. Кардинальные изменения происходят в сфере духовной культуры: от языческих верований и политеизма к распространению и утверждению в сознании людей христианских представлений.

Принятие христианства дало толчок развитию письменности и книжной культуры, архитектуры и искусства (в том числе и иконописи).

 

 

Глава 1. История как учебная дисциплина: предмет и задачи.

История России - важнейшая общественная наука. Это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно - временных измерениях.

Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни. В соответствии с многообразием явлений история - наука многоотраслевая, состоящая из ряда самостоятельных отраслей исторического знания:

-экономической,

-политической,

-социальной,

-гражданской,

-военной,

-государства и права,

- религии и прочих.

История России - неотъемлемая часть всемирной истории, она изучает историю страны, в которой мы живем.

История – это прошлое в развитии природы и общества. Изучение фактов, событий, различных процессов, пройденных человечеством, привело к созданию истории как науки. Превращение истории в науку – длительный процесс накопления вещественных, письменных, лингвистических, этнографических и других источников, которыми оперирует наука.

Учебная дисциплина, изучающая историю России, ее народов с момента основания до XVII века, называется Историей России (до XII века).

Предмет истории России(до XVII века) – история России с образования государственности у славянских народов, населявших нашу страну, до 17 века.

История связана с археологией, этнографией, источниковедением, культурой, многими общественными науками. Используя исторические памятники, она устанавливает закономерности общественного развития.

История вскрывает объективные и субъективные факторы в историческом процессе, является памятью человечества. Изучая прошлое, история помогает понять настоящее, предостерегает от повторения пройденных ошибок.

История представляет собой комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.

Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин.

Функции истории:

· познавательная,

· мировоззренческая,

· политическая,

· воспитательная.

 

Задачи:

1) формирование целостное представление о развитии Российского государства.

2) ознакомить с основными фактами истории вышеуказанного периода.

3) дать возможность оценки перспективы развития страны с учетом ее исторического прошлого.

4) реконструктирование и описание прошлого в наиболее достоверном виде.

5) выяснение причин, по которым события, явления развивались по фактически сложившемуся направлению

6) определение общих закономерностей исторического процесса развития общества.

Цель предмета:

1) обеспечение знаниями о важнейших этапах, событиях и личностях в истории России с древнейших времён до наших дней.

2) формирование представлений о различных происходивших в нашей стране политических, социальных, экономических процессах и их закономерностях;

3) расширение культурных знаний.

Значение учебной дисциплины состоит в том, что изучение истории имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение.

Память народа о прошлом - основная часть национального самосознания, которое составляет духовную основу государственной независимости. Значение истории формирует патриотизм и обеспечивает преемственность поколений, без чего общество, народ утрачивает целостность и поступательное развитие. Именно поэтому порабощение народа всегда связано с уничтожением или искажением его исторической памяти, с разрушением национальной культуры.

В ходе изучения истории формируется историческое сознание. Историческое сознание - это одна из важных сторон общественного сознания. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества.

При изучении исторического процесса применяются следующие методы (подходы):

- формационный;

- модернизированный формационный;

- цивилизационный;

- религиозный;

- классовый;

- личностный;

- всемирно-исторический;

- локально-исторический;

- комбинированный и иные методы.

К историческим источникам принято относить весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты, и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события. При этом любой исторический источник является продуктом социальной деятельности людей.

Изучение исторических источников представляет собой сложную научную задачу. В современном источниковедении принято классифицировать исторические источники на три большие группы: письменные источники, материальные памятники и этнографические памятники.

Первый, самый многочисленный тип представляют письменные исторические источники, которые подразделяются на:

- законодательные источники, включающие памятники древнерусского права, светского права и прочие законодательные памятники;

- акты;

- документы личного происхождения (мемуары, дневники, переписка);

- публицистика и литературные памятники.

Ко второму типу следует относить материальные (вещественные) памятники. К материальным реликтам, к примеру, относятся архитектурные ансамбли, остатки жилищных комплексов, другие предметы ремесленного производства, произведения искусства, машинная и боевая техника и проч. Весьма многие материальные по-прежнему сокрыты под земным покровом. Их извлечением занимается археология.

Третий тип исторических источников представляют этнографические памятники, содержащие те или иные сведения о различных народах, их названиях, ареалах расселения, специфике их культурной жизни, а также об особенностях их религиозных верований, обрядов и обычаев. Среди разнообразия этнографических источников особую ценность имеют древнейшие письменные документы – папирусы, клинописи, летописи, хроники: в этих источниках содержится комплексный и разнохарактерный этнографический материал.

Также ценную группу этнографических памятников составляют изобразительные памятники – рисунки, орнаменты, скульптура и проч. Например, народные орнаменты отражают сюжеты и эпизоды древней мифологии, а также специфику религиозных верований и символов языческих культов. Изучением материальной и духовной культуры занимается отдельная наука – этнография.

Четвертый тип источников представлен фольклором – устным народным творчеством различных цивилизаций и эпох. К фольклорным источникам относятся:

легенда – народное предание о жизни какого-либо лица или о каком-либо событии;

эпос – героические сказания, былина;

предание – переходящий из поколения в поколение рассказ о былом;

сказка – народно-поэтическое повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил, и прочие источники.

Фольклорные источники, как и данные археологии, приобретают ценность при реконструкции древнейших исторических эпох.

Источниковедческая критика – решающая стадия исследовательской работы над документами. Ее цель – определить степень полноты и достоверности фактического содержания источника и создать предпосылки для извлечения из него достоверной информации. Всю процедуру источниковедческой критики принято дифференцировать на внешнюю и внутреннюю критику.

 

Внешнюю критику исторического источника можно охарактеризовать как весьма специфический многошаговый процесс, требующий от историка специальной подготовки, обширных знаний, умений и навыков.

Процесс внешней критики включает в себя такие процедуры и операции, как определение внешних особенностей источника, установление его подлинности, выяснение истории текста, определение его оригинала и последующих вариантов, прочтение текста, определение времени и места возникновения текста, установление его автора, выяснение причин, целей и исторических обстоятельств появления текста, определение его социальных функций в прошлом, интерпретацию текста.

Внутренняя критика представляет собой завершающий этап критического анализа источника. На этом этапе критика источника основывается на герменевтике, теории и искусству истолкования исторических (и вообще литературных) текстов. Познающему субъекту важно предельно возможно выявить степень достоверности и научно значимой ценности к информативному содержанию источника, его фактологии. На этом же этапе работы выявляется и социальная направленность и ориентация атрибуции документа.

При этом процесс внутренней критики можно разделить на два этапа: изучение фактического содержания письменного источника и источниковедческий синтез памятника.

 

Глава 2.Периодизация учебной дисциплины «История России (до XVII века).

В основе любой периодизации должен быть критерий: какие-то поворотные события, радикальное изменение состояния государства, экономики и общества и т.д.

Российская историография Нового времени, начиная с ее основателя, автора многотомной "Истории государства Российского" Николая Михайловича Карамзина (1766–1826), делила всю русскую историю на три периода, называя их по столицам:

1) киевский (от возникновения Киевской Руси до ее распада в XII в.);

2) московский (от начала собирания великими князьями владимирскими и московскими русских земель в XIII–XIV вв. до правления первых Романовых в XVII в.);

3) петербургский (XVIII–XIX вв.).

Тем самым в основе периодизации лежал династически-государственнический принцип: вначале страной с центром в Киеве правили Рюриковичи, затем московская ветвь Рюриковичей (Калитичи) управляла государством с центром в Москве, после них на русском престоле в Москве сидели первые три Романова, и уже потом правила династия Романовых, перенесшая столицу в Санкт-Петербург. Такая периодизация легитимизовала российскую монархию.

История страны представала как непрерывная череда сменявших друг друга на престоле великих князей, царей и государей. Но с ликвидацией института царской власти в 1917 г. данная периодизация перестала работать. Кроме того, термин "Киевская Русь" применительно к Древнерусскому государству представляется не вполне удачным.

"Киевская Русь" – не самоназвание страны: никто в IX–XII вв. ее так не называл. Словосочетание это, введенное в научный обиход российскими историками Нового времени, можно использовать, но только имея в виду его условность.

Советские историки предложили периодизацию истории России, исходя из марксистско-ленинской концепции классового общества, развития человечества по пути последовательной смены пяти социально-экономических формаций (первобытного строя, рабовладения, феодализма, капитализма и коммунизма).

Однако формационная теория оказалась малоприменима к российской истории. На всей территории страны у нас не было такого периода, как рабовладельческий строй (за исключением узкой полосы прибрежных древнегреческих и древнеримских городов-государств, античных колоний в Причерноморье).

Неочевидно также, где начало и конец русского феодализма: о частной феодальной земельной собственности мы можем говорить не ранее XII в., но тогда куда относить период IX–XI веков?

Раз рабовладельческого периода нет, то переход к феодализму происходит сразу после первобытного строя, что разрушает пятичленную схему.

Не меньше вопросов и относительно верхней границы периодизации: в Европе смена феодализма капиталистическим строем происходила путем буржуазной революции, но в России буржуазной революцией считаются события 1905–1907 гг., когда капитализм в российской экономике уже весьма активно развивался. Переход к нему произошел в первой половине XIX в. без всякой буржуазной революции. Одним словом, периодизация отечественной истории с помощью формационной теории оказалась очень спорной, и в настоящее время ее практически никто не использует.

Более корректно придерживаться традиционной европейской периодизации по эпохам развития человечества – от Древнего мира до Новейшего времени. Тогда периодизация истории России будет вписана в общемировой исторический процесс. В европейской истории ученые выделяют следующие периоды:

1) история Древнего мира (с древнейших времен до падения Западной Римской империи в 476 г.);

2) история Средних веков (от падения Западной Римской империи до эпохи Великих географических открытий и Реформации, т.е. до конца XV – начала XVI в.);

3) история Нового времени (конец XV – начало XX вв). Поскольку этот отрезок истории человечества занимает почти 500 лет, в течение которых облик мира весьма существенно изменился, в данном периоде принято выделять:

– раннее Новое время (с конца XV в., эпохи Великих географических открытий, Возрождения и Реформации, до второй половины XVII в., окончания Тридцатилетней войны (1618–1648) и складывания международной Вестфальской системы);

– собственно Новое время (XVIII – начало XX в., от эпохи Великих колониальных империй и колониальных войн до окончания Первой мировой войны и заключения Версальского мира в 1918 г.);

4) история Новейшего времени (после окончания Первой мировой войны до наших дней).

 

Если пользоваться приведенной периодизацией, настоящий учебник охватывает древнюю, средневековую историю нашей страны и историю России в раннее Новое время. Но в исторической периодизации каждой страны есть свои особенности. Ведь маркерами, знаменующими переход от одной эпохи к другой, выступают определенные судьбоносные исторические события. Для варварских племен Восточной Европы падение Западной Римской империи в 476 г. было слишком отдаленным событием, чтобы оказать влияние на их историческую судьбу. Для них куда важнее были отношения в VI–VII вв. с Византией и Аварским каганатом.

Поэтому и эпоху древности для племен Восточной Европы стоит продлить на весь период их безгосударственного существования, то есть до возникновения Древнерусского государства.

Оставив в стороне многочисленные историографические дискуссии о том, с какого момента стоит вести отсчет существования Древнерусского государства (назывались даты от VI до XI в.), отметим, что в любом случае вслед за древнерусским летописцем историю средневековой Руси стоит начинать с IX в., то есть. с описания событий, известных нам по первой русской летописи – "Повести временных лет".

Русское Средневековье охватывает IX–XV вв., включая в себя историю Древней (Киевской) Руси и период существования в Восточной Европе отдельных земель-государств и княжеств-государств. Заканчивается он образованием единого "государства всея Руси" под началом Москвы в конце XV в.

Следующие два столетия, XVI–XVII вв., можно называть ранним Новым временем, хотя, строго говоря, это не совсем правильно. В Европе Средневековье от раннего Нового времени отделяют эпоха Великих географических открытий, Возрождение и Реформация.

Россия не участвовала в географических открытиях конца XV – начала XVI в., в ее культуре Возрождение получило очень слабое отражение, и совсем не было ничего похожего на Реформацию.

Получается, что западноевропейские маркеры не работают, тем не менее XVI–XVII вв. принято выделять в особую эпоху (называя ее "временем Московского царства", как российские историки XIX в., или "ранним Новым временем", как современные ученые). Такое выделение правомерно, поскольку русская история XVI–XVII вв. по облику и характеру значительно отличается от истории разрозненных русских земель и княжеств XII–XV вв.

История России до конца XVII в., представленная в учебнике, делится на

- древнюю историю (с древнейших времен до VIII–IX вв.),

- средневековую (IX–XV вв.),

-раннее Новое время (конец XV–XVII в.).

Формационная периодизация российской истории в соответствии с господствующими формами социально-экономических отношений следующая:

1) первобытнообщинная эпоха (до середины I тыс. н. э.);

2) феодальная (IX — середина XIX в.).

Однако указанные границы весьма условны, поскольку предпосылки для формирования новых укладов складывались внутри предшествующих периодов.

Так, история феодализма в России имеет следующие стадии развития:

1) зарождение феодальных отношений на базе разложения первобытнообщинной формации (VI—VIII вв.);

2) раннефеодальный период (IХ—ХI вв.);

3) эпоха развитого феодализма (ХII—ХV вв.);

4) поздний феодализм (ХVI—ХVII вв.);

5) эпоха разложения феодализма (ХVIII в.);

С точки зрения типа организации общества выделяют:

1) эпоху патриархального равноправия (до середины I тыс. н.э.);

2) разложение общинного равенства (VI—VIII вв.);

3) период формирования ведущих сословий (IX—XIII вв.);

4) стадия консолидации сословий (ХIV—ХVII вв.);.

По типу организации властироссийскую историю подразделяют на:

1) стадию догосударственной военной демократии (до IX в.);

2) раннефеодальное государство (IX — начало ХII в.);

3) эпоху феодальной раздробленности (ХII — середина ХV в.);

4) эпоху образования централизованного государства в форме сословно-представительной монархии (середина ХV — середина ХVII в.);

5) стадию абсолютизма (середина ХVII — начало XX в.)

В соответствии с развитием культуры выделяют:

1) дохристианскую эпоху (до 988 г.);

2) утверждение христианства и формирование христианско-языческого двоеверия (Х—ХIII вв.);

3) эпоху национального возрождения (ХIV—ХV вв.); 4) нарастание явлений секуляризации культуры (ХVI—ХVII вв.);

При построении общеисторической периодизации обычно учитывается комплекс вышеприведенных критериев, таких как:

1) господствующая форма социально-экономических отношений;

2) тип организации власти;

3) характер организации общества;

4) специфика культуры.

В соответствие с ними российский исторический процесс делится на следующие периоды:

 

1) первобытнообщинная эпоха, время господства патриархального равноправия, строя военной демократии, господства языческой культуры (до IX в.);

2) Киевская Русь, раннефеодальное государство и общество, эпоха начала христианизации страны, оформления христианско-языческого двоеверия (IX — начало XII вв.);

3) феодальная раздробленность, монголо-татарское нашествие и иго, время расцвета феодализма, оформления и консолидация сословий, эпоха национального возрождения (нач. XII — сер. XV вв.);

4) эпоха образования Российского централизованного государства, начало зарождения капиталистических отношений и первых ростков секуляризации культуры (сер. XV—XVII вв.).

 

Заключение.

Таким образом, задачу истории можно суммировать следующим образом: она состоит в изучении конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. Она решается с помощью отбора из совокупности дошедших до нас событий тех, которые имеют значение с точки зрения исследования. Существующие между ними связи вскрываются таким образом, чтобы современное состояние оказалось результатом исторической картины, составленной с их помощью. Следовательно, история призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах.

Говоря словами Цицерона, первая задача истории — воздерживаться от лжи, вторая — не утаивать правды, третья — не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности.

 

 

Список используемой литературы.

1.Андреев К.М., Отечественная история, ЭКСМО, М.:2013.

2. Андреев И.Л. История России с древнейших времен до 1861 года, 2014.

3. Вовина-Лебедева В.Г. История России 16-17 века, 2012.

4.Соловьев С.М. История России с древнейших времен, 2013.

5. https://ru.wikipedia.org

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: