Исторический аспект развития института приостановления производства по уголовному делу.




УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

 

Лекция

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И ВОЗОБНОВЛЕНИЕ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

 

Красноярск

СибЮИ ФСКН России


 

Лекция подготовлена к.ю.н. доцентом Е.М. Головащук.

Лекция переработана доцентом кафедры уголовного процесса к.ю.н. О.В. Меремьяниной

 

Приостановление и возобновление предварительного расследования: лекция по дисциплине «Уголовный процесс» / О.В. Меремьянина. – Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2011.

 

 

В лекции рассматриваются сущность, значение, основания, условия и процессуальный порядок приостановления предварительного расследования, деятельность следователя по приостановленным уголовным делам, порядок возобновления приостановленного производства по уголовному делу.

 

 

Одобрена на заседании

кафедры №7

30 ноября 2011 г.,

протокол № 4

 

 

ã СибЮИ ФСКН России, 2011


ПЛАН

ВВЕДНИЕ

1. Исторический аспект развития института приостановления производства по уголовному делу.

2. Понятие сущность и значение приостановления предварительного расследования

3. Основания и условия приостановления предварительного расследования

4. Процессуальный порядок приостановления предварительного расследования

5. Возобновление приостановленного предварительного расследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ЛИТЕРАТУРА

Конституция Российской Федерации.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства РФ. – 1995. - № 33. – Ст. 3349.

О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон РФ 17.01.1992 г. № 2202-1 (в ред. от 24.07.2007 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.

О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // [Электронный ресурс] Консультант Плюс.

Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд: Приказ МВД РФ № 368, ФСБ РФ № 185, ФСО РФ № 164, ФТС РФ № 481, СВР РФ № 32, ФСИН РФ № 184, ФСКН РФ № 97, Минобороны РФ № 147 от 17.04.2007 // [Электронный ресурс] Консультант Плюс.

Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: Приказ Генпрокуратуры РФ от 15.02.2011 № 33 // [Электронный ресурс] Консультант Плюс.

Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия: Приказ Генпрокуратуры РФ от 02.06.2011 № 162 // СПС КонсультантПлюс.

Об организации процессуального контроля при возбуждении ходатайств о продлении срока предварительного следствия, избрания и продления срока меры пресечения в виде заключения под стражу: Приказ Следственного комитета РФ от 15.01.2011 № 3 // СПС КонсультантПлюс.

Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации: Приказ Следственного комитета РФ от 15.01.2011 № 2 // СПС КонсультантПлюс.

Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 06.09.2007 г. № 137 (в ред. от 28.12.2007 № 213) // СПС КонсультантПлюс.

Ефимичев П.С., Ефимичев С.П. Расследование преступлений: теория, практика, обеспечение прав личности: «Юстицинформ», 2009.

Малышева О.А. Направления совершенствования института процессуальных сроков в досудебном уголовном судопроизводстве // Российская юстиция. – 2011. - № 5.

Методические рекомендации по организации работы следователей, расследующих уголовные дела о нераскрытых преступлениях общеуголовной направленности. Следственный комитет при МВД России // Информационный бюллетень СК при МВД России. – 2005. – № 2.

Основание и порядок приостановления предварительного следствия, когда местонахождение подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует: отчет о науч. работе / науч.рук. С.А. Достовалов; сост. С.Б. Карамашев, Е. Боброва, И.Н. Лемперт. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2006.

Степанова Н.А.Недостатки в организации работы следователей по делам, предварительное следствие по которым приостановлено на основании п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ // Российский следователь. – 2010. - № 12.

Шихова Л. Следствие по приостановленным делам // Законность. – 2005. - № 6.

Эфендиев Т.С. О некоторых вопросах порядка исчисления процессуальных сроков следствия после признания судом, военным прокурором или руководителем следственного органа постановления о приостановлении или прекращении производства по уголовному делу незаконным и необоснованным // Российский следователь. – 2009. - № 21.


Введение

 

Вступление России в Совет Европы подтвердило необходимость адаптации ее правовых институтов к нормам Сообщества, поскольку в современном государстве обрел силу один из важных международных документов – Конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Уголовно процессуальное законодательство Российской Федерации вступившее в силу с 2002 года, отразило новый подход к определению иерархии защищаемых ценностей: личность, общество, государство. В соответствии с этим концептуальным положением последовательно проведен принцип приоритета общечеловеческих ценностей, провозглашена ориентация на максимальное обеспечение безопасности личности, охрану жизни, здоровья, чести, достоинства прав и свобод гражданина.

Уголовное судопроизводство имеет своим назначением: защиту прав и интересов лиц потерпевших от преступлений, в связи с чем, каждое преступление должно быть раскрыто а виновное лицо привлечено к уголовной ответственности. По общему правилу производство по уголовному делу должно быть непрерывным.

В ходе предварительного расследования нередко появляются обстоятельства, препятствующие последовательному, поэтапному движению уголовного дела, влекущие вынужденную, временную его задержку, не позволяющую успешно завершить данную стадию уголовного судопроизводства в установленные законом сроки.

Каким образом должен действовать следователь, дознаватель при возникновении таких ситуаций, какими нормами при этом он должен руководствоваться, и другие вопросы будут рассмотрены в настоящей лекции.

Исторический аспект развития института приостановления производства по уголовному делу.

Институт приостановления предварительного следствия в Российском уголовном судопроизводстве прошел достаточно сложный путь развития. До 1864 года об институте приостановления производства по уголовному делу говорить не приходится, поскольку следствие заканчивалось либо направлением уголовного дела в суд, либо уголовное преследование прекращалось. Впервые в отечественном уголовно-процессуальном законодательстве институт приостановления производства по уголовному делу появился с принятием Судебных уставов 1864 года. Предусматривалось два разряда причин приостановления уголовного преследования: юридические и фактические. К числу последних относились основания приостановления, когда было известно лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности: 1) неоткрытие местопребывания обвиняемого или его побег; 2) безумие, сумасшествие и т.д. Указанные причины сохранили свою актуальность и на последующих этапах развития института приостановления вплоть до настоящего времени. Таким образом, Устав Уголовного судопроизводства Российский империи урегулировал вопросы о причинах, условиях и процессуальном порядке приостановления уголовного преследования.

Решение о приостановлении производства по уголовному делу могло приниматься как окружным судом, так и судебной палатой в зависимости от подсудности. Для рассмотрения решения по уголовному делу о приостановлении следователь направлял его прокурору, который составлял по нему заключение и направлял дело прокурору судебной палаты или в окружной суд. Предварительное следствие рассматривалось по докладу одного из членов судебной палаты, при этом излагался повод к возбуждению уголовного дела, в подлиннике зачитывались протоколы, имеющие наиболее существенное значение для дела. Прокурор судебной палаты зачитывал заключение и высказывал свое суждение по рассматриваемому вопросу. Затем в отсутствии прокурора члены судебной палаты обсуждали обстоятельства дела и принимали решение.[1] В Уставе уголовного судопроизводства порядку приостановления производства судом была посвящена глава 11 «О делах, по которым обвинение уклонилось от суда», которая предусматривала следующее: «В случае неоткрытия местопребывания обвиняемого или его побега, суд, по представлению судебного следователя, предложению прокурора или по собственному постановлению, смотря по тому, в каких условиях скрылся обвиняемый, дает распоряжение касательно сыска его припечатанием о той статьи в сенаторских объявлениях и ведомостях столицы и местных губернских» (ст. 846 УУС). Если в течение шести месяцев после публикации о сыске обвиняемый не явится и не будет отыскан, то суд откладывает осуждение о нем впредь до явки и его задержания (ст. 853 УУС).

В случае необнаружения лица, совершившего преступление, уголовное дело не приостанавливалось, а прекращалось.2 Аналогичное положение существовало в советском уголовном процессе до 1960 года прошлого столетия. Однако прекращение не было окончательным решением, производство по уголовному делу могло быть в любое время возобновлено.

До Октябрьской революции 1917 года институт приостановления производства по уголовным делам не изменялся.

Существенные изменения в институт приостановления были внесены Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 29 октября 1929 года: глава семнадцатая УПК РСФСР 1923 года, предусматривавшая окончание предварительного следствия, была изложена в редакции: «Приостановление и окончание предварительного следствия». Изменения касались оснований, условий, а также порядка приостановления. 3

В дальнейшем, с принятием Верховным Советом РСФСР 27 октября 1960 года УПК РСФСР в статью 195 было введено такое основание приостановления предварительного следствия, как «неустановление лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого», которое предполагало наиболее активную непосредственную деятельность следователя, в том числе с помощью органов дознания по раскрытию преступления и установлению виновного лица.

С принятием УПК РФ в 2002 году был дополнен перечень оснований для приостановления производства по уголовному делу. Учитывая возникающие в практической деятельности ситуации, когда имеется информация о точном местонахождении подозреваемого или обвиняемого, однако реальная возможность его участия в производстве по уголовному делу отсутствует, соответствующие положения были внесены в статью 208 УПК РФ как одно из оснований для приостановления предварительного расследования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: