Влияние родительских установок на развитие детей




 

Родительские установки – это готовность ребёнка действовать в определённой ситуации на основе заданного родителями шаблона. Например, незнакомый человек приближается к ребенку с желанием угостить его конфетой. Но ребенок испуганно отдергивает руку, прячется за спину взрослого. В данном случае появилась установка: «Если человек незнакомый, то лучше не вступать с ним в контакт».

Польза родительских установок в том, что они обеспечивают возможность быстрого реагирования на ситуацию и дают экономию психических ресурсов – внимания, мышления, воли. Действуя на основе сложившихся установок, ребенок как бы следует готовым шаблонам и строит свое поведение на основе стереотипных правил. Полезные привычки развиваются на основе полезных установок:

- «Встал утром – убрал за собой постель»;

- «Собрался кушать – помыл руки»;

- «Выходишь из комнаты - гасишь свет» и т.п.

Установки возникают повседневно. Одни случайны, другие постоянны и принципиальны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее.

Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для нее момент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и, поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость - глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Многие родительские установки позитивные и являются своеобразной формой психологической защиты. Однако наряду с позитивными установками существуют и негативные родительские установки, которые нередко встречаются в повседневных детско-родительских отношениях. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребенку.

Уважаемые родители, проанализируйте:

- какие директивы и установки вы даете своим детям;

- постарайтесь сделать так, чтобы негативных оценок было мало;

- научитесь видеть позитивную сторону раньше негативной и на основе положительной

установки развивать в своём ребенке веру в себя, в добро.

 

Негативные установки Позитивные установки
сказав так: подумайте о последствиях и вовремя исправьтесь:
«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить…» Замкнутость, отчужденность, безы­нициативность, подчиняемость, угод­ливость, приверженность стереотип­ному поведению. «Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!»
  «Горе ты мое!» Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружаю­щим, отчуждение, конфликты с роди­телями. «Счастье мое, радость моя!»
  «Плакса-вакса, нытик!» Сдерживание эмоций, внутренняя оз­лобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи. «Поплачь,будет легче…»
«Вот дурашка, все готов раздать…» Низкая самооценка, жадность, нако­пительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. «Молодец, что делишься с другими!»
  «Не твоего ума дело!..» Низкая самооценка, задержки в пси­хическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями. «А ты как думаешь?..»
«Одевайся теплее, заболеешь!» Повышенное внимание к своему здо­ровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания. «Будь здоров, закаляйся!»
  «Ты совсем, как твой папа (мама)…» Трудности в отношении с родите­лями, идентификация с родительским поведением, неадекватная само­оценка, упрямство, повторение пове­дения родителя. «Папа у нас замеча­тельный человек!» «Мама у нас умница!»
  «Ничего не умеешь де­лать, неумейка!» Не уверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психи­ческого развития, безынициатив­ность, низкая мотивация к достиже­нию. «Попробуй еще, у тебя обязательно полу­читься!»
  «Не кричи так, оглохнешь!» Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликт­ность. «Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…»
«Противная девчонка, все они капризули!» (мальчику о девочке) «Негодник, все маль­чики забияки и дра­чуны!» (девочке о мальчике) Нарушения в психосексуальном раз­витии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола. «Все люди равны, но в тоже время ни один не похож на другого».
  «Неряха, грязнуля!» Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, не разборчивость в выборе друзей. «Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»
  «Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!..» Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей. «Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!»
  «Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь!..» Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодо­левать препятствия, склонность к не­счастным случаям, подозрительность, пессимизм. «Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!»
«Уйди с глаз моих, встань в угол!» Нарушения взаимоотношений с ро­дителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессив­ность. «Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!»
«Не ешь много сладкого, зубки будут болеть и будешь то-о-олстая!» Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя. «Кушай на здоровье!»
«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!» Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги «На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…»
«Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!» Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях «Как ты мне нравишься!»
«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!» Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. «Смелее, ты все можешь сам!»
«Всегда ты не вовремя, подожди…» Отчужденность, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение. «Давай я тебе помогу!»
«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!» Отсутствие самоконтроля, агрессив-ность, отсутствие поведенческой гиб-кости, сложности в общении, пробле-мы со сверстниками, ощущение все-дозволенности. «Держи себя в руках, уважай людей!»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: