Методические рекомендации по проведению
Долженко Р.И.,
методист кабинета иностранных
языков ОАУ ДПО ЛИРО
Школьный этап олимпиады проводится организатором данного этапа олимпиады с 1 октября по 15 ноября. Конкретные даты проведения школьного этапа олимпиады устанавливаются организатором муниципального этапа олимпиады.
Для проведения школьного этапа олимпиады организатором данного этапа олимпиады создаются оргкомитет и жюри школьного этапа олимпиады.
Школьный этап олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методическими комиссиями муниципального этапа олимпиады, с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий олимпиады.
В школьном этапе олимпиады принимают участие обучающиеся 5-11 классов образовательных организаций, желающих участвовать в олимпиаде.
Основная задача школьных олимпиад – выявление не только хорошо подготовленных по предметы, но и творчески одаренных школьников.
Цель предмета «иностранный язык» - формирование коммуникативной компетенции учащихся для обеспечения способности к межкультурному общению.
Умение решать коммуникативные задачи должно быть проверено во всех видах речевой деятельности, реализуемых как в устной, так и в письменной форме.
Критерии оценки и формулировка заданий должны обеспечить максимальную объективность и комплексный учет дискурсивной и языковой составляющих коммуникативных компетенций.
Содержание олимпиады должно отвечать требованиям компетентностного подхода, принятого сегодня в мировой образовательной практике. Являясь основой модернизации общего образования, этот подход предполагает развитие или формирование у учащихся так называемых ключевых компетенций.
|
Основной целью в обучении иностранным языкам на современном этапе является формирование коммуникативной компетенции, поскольку язык есть средство общения. Коммуникативная компетенция обеспечивает способность учащихся к межкультурному общению, способность вступать в равноправный диалог с носителями языка, то есть предполагает умение формулировать и сообщать свои мысли на неродном языке в процессе коммуникации.
Для успешной реализации коммуникативной компетенции необходимо сочетание и взаимодействие следующих компетенций:
- лингвистической, или языковой компетенции, которая подразумевает владение языковыми средствами иностранного языка (фонетикой, грамматикой, лексикой, семантикой, орфографией, правилами орфоэпии);
- дискурсивной, или речевой компетенции, которая обозначает умение адекватно использовать эти языковые средства для решения практических задач общения;
- социолингвистической компетенции, которая обозначает умении варьировать свою речь в зависимости от социального статуса собеседников и общего контекста общения;
- социокультурной компетенции, которая подразумевает умение эффективно применять имеющуюся информацию о страноведческих, лингвострановедческих и социокультурных особенностях страны изучаемого языка и ситуациях речевого общения.
Умение решать коммуникативные задачи должно быть проверено во всех видах речевой деятельности, реализуемых как в устной, так и в письменной форме. Традиционно выделяют четыре основных вида речевой деятельности: два из них относятся к рецептивному типу (понимание устной и письменной речи) и два – к продуктивному типу (говорение и письмо). Таким образом, в программу школьной олимпиады должны быть обязательно включены четыре конкурса:
|
- конкурс понимания устного текста,
- конкурс понимания письменного текста,
- конкурс устной речи, конкурс письменной речи.
Обычно в программу школьной олимпиады по английскому языку также входит пятый конкурс:
- лексико-грамматический тест.
Лексико-грамматический тест нацелен на определение уровня лингвистической компетенции учащихся, то есть проверяет степень их владения языковыми средствами (знание лексики, грамматики, умение строить предложения и т.д.). В лексико-грамматический тест обычно включены задания на проверку социолингвистической и социокультурной компетенции учащихся.
Рекомендуется проводить школьный тур олимпиады в два дня:
первый день – конкурс понимания устной речи (Listening)
конкурс понимания письменной речи (Reading)
лексико-грамматический тест (Use of English)
конкурс письменной речи (Writing)
второй день – конкурс устной речи (Speaking)
Школьный этап олимпиады проводится в 4 группах:
1 группа – 5-6 классы
2 группа – 7-8 классы
3 группа - 9-10 классы
4 группа – 11 классы