В последние годы в Российской Федерации уделяется немало внимания развитию АПК. В доказательство этому в 2007 году была разработана госпрограмма развития сельского хозяйства.
Проект госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. подготовлен Минсельхозом РФ в соответствии с федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" от 29 декабря 2006 г.[2] и указаниями президента РФ, содержащимися в его послании Федеральному Собранию в 2007 г.[9]
Финансирование мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия РФ на 2008-2012 гг. запланировано из федерального бюджета в объеме 551,3 млрд. руб. В том числе распределение по годам выглядит следующим образом: 2008 г - 76,3 млрд. руб., 2009 г - 100 млрд. руб., 2010 г - 120 млрд. руб., 2011 г - 125 млрд. руб., 2012 г - 130 млрд. руб. Об этом говорится в материалах, подготовленных министерством сельского хозяйства РФ к заседанию правительства РФ.
Для формирования консолидированного бюджета государственной программы субъектами РФ предусматривается выделение из бюджетов субъектов 544,3 млрд. руб., в том числе по годам: 2008 г - 83 млрд. руб., 2009 г - 99,4 млрд. руб., 2010 г - 108,3 млрд. руб., 2011 г - 121,2 млрд. руб., 2012 г - 132,4 млрд. руб.
В результате реализации госпрограммы предполагается создать равные условия конкуренции на рынке сельхозпродукции, сырья и продовольствия, что обеспечит предпосылки для развития предпринимательства в сельском хозяйстве. К 2012 г предполагается достичь прироста физического объема продукции сельского хозяйства на 23,4 % и довести инвестиции в основной капитал в сельское хозяйство в 2008-2012 гг. до 946,8 млрд. руб.
За счет регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия долю отечественных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами предполагается довести до 70 проц.
В социальной сфере предполагается в 2012 г увеличить ввод и приобретение жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 г, довести обеспеченность качественной питьевой водой до 66 % и повысить уровень газификации в сельской местности до 60 %.
Реализация госпрограммы предполагает формирование нормативной базы и необходимость выделения средств в установленном порядке в соответствии с параметрами госпрограммы при формировании федерального бюджета на соответствующие годы.[18]
Необходимость разработки государственной программы определяется исключительной значимостью сельского хозяйства в обеспечении населения качественным продовольствием, промышленности сельхозсырьем и в содействии устойчивому развитию сельских территорий. Впервые госпрограмма предполагает системный подход к решению производственных, финансовых и социальных проблем в сельском хозяйстве, что создаст предпосылки для сокращения бедности сельского населения и повышения продовольственной безопасности страны.
Основными целями на пятилетний период госпрограмма определяет устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения, а также повышение конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции, сохранение и воспроизводство используемых в сельхозпроизводстве земельных и других природных ресурсов.
Госпрограмма включает мероприятия по улучшению жилищных условий, социальной и инженерной инфраструктуры села, что позволит обеспечить повышение уровня и качества жизни и будет способствовать улучшению социально-демографической ситуации в сельской местности.
Создание благоприятных условий для функционирования сельского хозяйства связано с поддержанием почвенного плодородия и развитием информационного обеспечения. Государственная аграрная политика с 2008 г будет формироваться с участием союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Госпрограммой предусмотрены меры по развитию приоритетных подотраслей сельского хозяйства, имеющих потенциальные преимущества на внутреннем и мировом рынках. В качестве основного направления выбрано животноводство, что обусловлено, прежде всего, растущим спросом на животноводческую продукцию, а также необходимостью решения проблем низкой продуктивности и доходности этой отрасли. Развитие таких подотраслей, как северное оленеводство и табунное коневодство, овцеводство и козоводство, имеет важное значение для сохранения традиционных занятий народов Севера, Сибири, Дальнего Востока, других регионов страны. Предполагается также рост поддержки племенного дела в животноводстве.
В растениеводстве в качестве приоритетных направлений выбраны элитное семеноводство, увеличение производства рапса, необходимое для обеспечения полноценными кормами животноводства и для производства биотоплива, развитие льняного комплекса, закладка многолетних насаждений.
Достижение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей планируется обеспечить через расширение доступности к кредитам, а также путем снижения рисков через развитие страховой деятельности и компенсацию ценовых колебаний на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Модернизация и технологическое обновление отрасли и регулирование рынка создаст предпосылки для повышения конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции, сырья и продовольствия с целью поддержания доходности российских сельхозтоваропроизводителей.
Государственная программа развивает направления, определенные приоритетным национальным проектом "Развитие АПК", а также федеральными и ведомственными целевыми программами.[17]
Практическая часть
Динамику бюджетных показателей консолидированного бюджета Белгородской области проанализируем, используя данные таблиц 1 и 2.
Таблица 1 Динамика доходов консолидированного бюджета Белгородской области за 2004-2008 гг.
Годы | Итого доходов | Собственные доходы | Безвозмездные и безвозвратные перечисления | ||
Всего, тыс. руб. | Темп роста (%) | Всего, тыс. руб. | Темп роста (%) | ||
- | - | ||||
171,7 | 209,0 | ||||
110,4 | 127,5 | ||||
145,8 | 167,1 | ||||
146,5 | 110,8 |
Таблица 2 Динамика расходов консолидированного бюджета Белгородской области за 2004-2008 гг.
Годы | Расходы | Дефицит (-) профицит (+) | ||
Всего, тыс. руб. | Темп роста (%) | Всего, тыс. руб. | Темп роста (%) | |
- | - | |||
186,9 | 44,2 | |||
126,8 | -2101348 | - | ||
149,4 | -2981894 | - | ||
139,6 | -4547623 | - |
Данные таблиц 1,2 свидетельствуют, что в течение 2004-2005 года консолидированный бюджет Белгородской области имел профицит денежных средств, а, начиная с 2006 года, Законы об областном бюджете Белгородской области основываются на формировании бюджета с дефицитом денежных средств. Охарактеризуем объем расходов регионального бюджета, направляемых на финансирование сельского хозяйства в 2005 – 2008 годах, используя данные таблицы 3.
Таблица 3 Объем финансирования сельского хозяйства из регионального бюджета в 2005-2008 гг.
Индикаторы реализации | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | ||||
тыс. руб. | уд. вес. | тыс. руб. | уд. вес. | тыс. руб. | уд. вес. | тыс. руб. | уд. вес. | |
Всего | ||||||||
Расходы на сельское хозяйство | 6,17 | 1,45 | 1 130 931 | 3,25 | 3,32 |
Как видно из таблицы 3, расходы на сельское хозяйство имеют скачкообразную тенденцию. Наблюдается увеличение как количественной, так и процентной величины данного показателя к концу 2008 года. Это является положительной тенденцией, отвечающей основным направлениям бюджетной политики как области, так и государства в целом.
Анализируя структуру расходов на сельское хозяйство в 2004-2008 гг., можно сделать вывод об конкретизации данной позиции по различным направлениям. Структура расходов на сельское хозяйство в 2007 и 2008 гг. представлена в таблице 4 и таблице 5.
Таблица 4 Структура расходов на сельское хозяйство в региональном бюджете Белгородской области в 2007 г.
Наименование позиции | Сумма, тыс.руб. | Уд.вес,% |
Сельское хозяйство и рыболовство | 1 130 931 | 100,00 |
Руководство и управление в сфере установленных функций, в т.ч. | 8 917 | 0,79 |
Центральный аппарат | 8 917 | 0,79 |
Сельскохозяйственное производство, в т.ч. | 84,47 | |
Компенсация части затрат на приобретение средств химизации | 0,96 | |
Животноводство | 4,10 | |
Элитное семеноводство | 0,03 | |
Закладка и уход за многолетними насаждениями | 0,03 | |
Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях | 2,94 | |
Компенсация части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений | 0,01 | |
Мероприятия в области сельскохозяйственного производства | 218 625 | 19,33 |
Субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие животноводства и промышленного рыбоводства | 639 924 | 56,58 |
Субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе | 5 500 | 0,49 |
Учреждения, обеспечивающие предоставление услуг в области животноводства, в т.ч. | 166 417 | 14,72 |
Обеспечение деятельности подведомственных учреждений | 166 417 | 14,72 |
Фонд компенсаций, в т.ч. | 0,03 | |
Организация, регулирование и охрана водных биологических ресурсов | 0,01 | |
Охрана и использование объектов животного мира, отнесенные к объектам охоты | 0,00 | |
Иные безвозмездные и безвозвратные перечисления,в т.ч. | 0,02 | |
Субсидирование части затрат на приобретение дизельного топлива, использованного на проведение сезонных сельскохозяйственных работ | 0,02 |
Таблица 5 Структура расходов на сельское хозяйство в региональном бюджете Белгородской области в 2008 г.
Наименование позиции | Сумма, тыс.руб. | Уд.вес, % |
Сельское хозяйство и рыболовство | 100,00 | |
Руководство и управление в сфере установленных функций | 16 361 | 1,01 |
Федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель как национального достояния России на 2006 - 2010 сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов годы" | 3,11 | |
Государственная поддержка сельского хозяйства | 73,44 | |
Учреждения, обеспечивающие предоставление услуг | 13,67 | |
Охрана и использование объектов животного мира | 0,22 | |
Рыбное хозяйство | 0,01 | |
Региональные целевые программы | 8,54 |
Как видно из таблиц 4 и 5, структура расходов в 2008 году претерпела некоторые изменения. Так положительным моментом является появление в 2008 году расходов на целевые федеральные и региональные программы. Можно отметить и то, что, несмотря на снижение удельного веса государственной поддержки, количественное значение увеличивается.
Заключение
В процессе выполнения работы был сделан ряд выводов.
1. Законодательную основу расходов бюджета на сельское хозяйство составляют положения Конституции РФ, Бюджетного кодекса РФ, федеральных законов «О федеральном бюджете», постановления и распоряжения Правительства РФ, региональные законы, нормативные документы ведомственного характера.
2. В работе выявлены особенности сельского хозяйства и, как следствие, подчеркнута необходимость государственного регулирования и бюджетного финансирования.
3. Проанализировано сегодняшнее состояние агропромышленного комплекса РФ, а также тенденции бюджетного финансирования данного направления. Финансирование мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия РФ на 2008-2012 гг. запланировано из федерального бюджета в объеме 551,3 млрд. руб. В том числе распределение по годам выглядит следующим образом: 2008 г - 76,3 млрд. руб., 2009 г - 100 млрд. руб., 2010 г - 120 млрд. руб., 2011 г - 125 млрд. руб., 2012 г - 130 млрд. руб. В результате реализации госпрограммы предполагается создать равные условия конкуренции на рынке сельхозпродукции, сырья и продовольствия, что обеспечит предпосылки для развития предпринимательства в сельском хозяйстве. К 2012 г предполагается достичь прироста физического объема продукции сельского хозяйства на 23,4 % и довести инвестиции в основной капитал в сельское хозяйство в 2008-2012 гг. до 946,8 млрд. руб.
4. Проведен анализ расходов консолидированного бюджета белгородской области, а также анализ расходной части в области сельского хозяйства.
Подводя итоги можно сказать, что за последние 3 года в РФ было принято порядка 15 аграрных законов. Приоритетный национальный проект по развитию АПК - один из самых успешных из реализуемых нацпроектов. Нацпроект "плавно перерос" в пятилетнюю программу по развитию отрасли, результатом которой стал рост сельскохозяйственного производства в 2008 году в России на 11%.
Правительство РФ определило сельское хозяйство одной из приоритетных отраслей для господдержки, в России создано консолидированное аграрное движение, а также Россия стала полноправным игроком на международном рынке продовольственных товаров.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенарод. голосованием 12 декабря 1993 года. – М.: Ось-89, 2006.
2. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ.
3. О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ // ЭБД «КонсультантПлюс».
4. О Федеральном бюджете на 2007 год: Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ // ЭБД «КонсультантПлюс».
5. О Федеральном бюджете на 2006 год: Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ // ЭБД «КонсультантПлюс».
6. О Федеральном бюджете на 2005 год: Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. № 173-ФЗ // ЭБД «КонсультантПлюс».
7. О Федеральном бюджете на 2004 год: Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ // ЭБД «КонсультантПлюс».
8. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы): Распоряжение Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 38-р // СЗ РФ. – 2006. – № 5. – Ст. 589.
9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 г. // РГ. – 2007. – 27 мая.
10. Об областном бюджете на 2009 год: Закон Белгородской области от 4 декабря 2008 г. № 267 // ЭБД «КонсультантПлюс».
11. Об областном бюджете на 2008 год: Закон Белгородской области от 3 декабря 2007 г. № 169 // ЭБД «КонсультантПлюс».
12. Об областном бюджете на 2007 год: Закон Белгородской области от 29 декабря 2006 г. № 91 // ЭБД «КонсультантПлюс».
13. Об областном бюджете на 2006 год: Закон Белгородской области от 19 декабря 2005 г. № 108 // ЭБД «КонсультантПлюс».
14. Об областном бюджете на 2005 год: Закон Белгородской области от 20 декабря 2004 г. № 157 // ЭБД «КонсультантПлюс».
15. об областном бюджете на 2004 год: закон белгородской области от 31 декабря 2003 г. № 109 // ЭБД «КонсультантПлюс»
16. Маслова В. Финансы как фактор воспроизводства в сельском хозяйстве// https://www.vniiesh.ru/publications/zhurnal_laquoapk/december/1914.html
17. https://www.prime-tass.ru/
18. https://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/