Тенденции финансирования АПК из федерального бюджета




 

В последние годы в Российской Федерации уделяется немало внимания развитию АПК. В доказательство этому в 2007 году была разработана госпрограмма развития сельского хозяйства.

Проект госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. подготовлен Минсельхозом РФ в соответствии с федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" от 29 декабря 2006 г.[2] и указаниями президента РФ, содержащимися в его послании Федеральному Собранию в 2007 г.[9]

Финансирование мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия РФ на 2008-2012 гг. запланировано из федерального бюджета в объеме 551,3 млрд. руб. В том числе распределение по годам выглядит следующим образом: 2008 г - 76,3 млрд. руб., 2009 г - 100 млрд. руб., 2010 г - 120 млрд. руб., 2011 г - 125 млрд. руб., 2012 г - 130 млрд. руб. Об этом говорится в материалах, подготовленных министерством сельского хозяйства РФ к заседанию правительства РФ.

Для формирования консолидированного бюджета государственной программы субъектами РФ предусматривается выделение из бюджетов субъектов 544,3 млрд. руб., в том числе по годам: 2008 г - 83 млрд. руб., 2009 г - 99,4 млрд. руб., 2010 г - 108,3 млрд. руб., 2011 г - 121,2 млрд. руб., 2012 г - 132,4 млрд. руб.

В результате реализации госпрограммы предполагается создать равные условия конкуренции на рынке сельхозпродукции, сырья и продовольствия, что обеспечит предпосылки для развития предпринимательства в сельском хозяйстве. К 2012 г предполагается достичь прироста физического объема продукции сельского хозяйства на 23,4 % и довести инвестиции в основной капитал в сельское хозяйство в 2008-2012 гг. до 946,8 млрд. руб.

За счет регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия долю отечественных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами предполагается довести до 70 проц.

В социальной сфере предполагается в 2012 г увеличить ввод и приобретение жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 г, довести обеспеченность качественной питьевой водой до 66 % и повысить уровень газификации в сельской местности до 60 %.

Реализация госпрограммы предполагает формирование нормативной базы и необходимость выделения средств в установленном порядке в соответствии с параметрами госпрограммы при формировании федерального бюджета на соответствующие годы.[18]

Необходимость разработки государственной программы определяется исключительной значимостью сельского хозяйства в обеспечении населения качественным продовольствием, промышленности сельхозсырьем и в содействии устойчивому развитию сельских территорий. Впервые госпрограмма предполагает системный подход к решению производственных, финансовых и социальных проблем в сельском хозяйстве, что создаст предпосылки для сокращения бедности сельского населения и повышения продовольственной безопасности страны.

Основными целями на пятилетний период госпрограмма определяет устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения, а также повышение конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции, сохранение и воспроизводство используемых в сельхозпроизводстве земельных и других природных ресурсов.

Госпрограмма включает мероприятия по улучшению жилищных условий, социальной и инженерной инфраструктуры села, что позволит обеспечить повышение уровня и качества жизни и будет способствовать улучшению социально-демографической ситуации в сельской местности.

Создание благоприятных условий для функционирования сельского хозяйства связано с поддержанием почвенного плодородия и развитием информационного обеспечения. Государственная аграрная политика с 2008 г будет формироваться с участием союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Госпрограммой предусмотрены меры по развитию приоритетных подотраслей сельского хозяйства, имеющих потенциальные преимущества на внутреннем и мировом рынках. В качестве основного направления выбрано животноводство, что обусловлено, прежде всего, растущим спросом на животноводческую продукцию, а также необходимостью решения проблем низкой продуктивности и доходности этой отрасли. Развитие таких подотраслей, как северное оленеводство и табунное коневодство, овцеводство и козоводство, имеет важное значение для сохранения традиционных занятий народов Севера, Сибири, Дальнего Востока, других регионов страны. Предполагается также рост поддержки племенного дела в животноводстве.

В растениеводстве в качестве приоритетных направлений выбраны элитное семеноводство, увеличение производства рапса, необходимое для обеспечения полноценными кормами животноводства и для производства биотоплива, развитие льняного комплекса, закладка многолетних насаждений.

Достижение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей планируется обеспечить через расширение доступности к кредитам, а также путем снижения рисков через развитие страховой деятельности и компенсацию ценовых колебаний на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

Модернизация и технологическое обновление отрасли и регулирование рынка создаст предпосылки для повышения конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции, сырья и продовольствия с целью поддержания доходности российских сельхозтоваропроизводителей.

Государственная программа развивает направления, определенные приоритетным национальным проектом "Развитие АПК", а также федеральными и ведомственными целевыми программами.[17]


Практическая часть

 

Динамику бюджетных показателей консолидированного бюджета Белгородской области проанализируем, используя данные таблиц 1 и 2.

 

Таблица 1 Динамика доходов консолидированного бюджета Белгородской области за 2004-2008 гг.

Годы Итого доходов Собственные доходы Безвозмездные и безвозвратные перечисления
Всего, тыс. руб. Темп роста (%) Всего, тыс. руб. Темп роста (%)
      -   -
      171,7   209,0
      110,4   127,5
      145,8   167,1
      146,5   110,8

 

Таблица 2 Динамика расходов консолидированного бюджета Белгородской области за 2004-2008 гг.

Годы Расходы Дефицит (-) профицит (+)
  Всего, тыс. руб. Темп роста (%) Всего, тыс. руб. Темп роста (%)
    -   -
    186,9   44,2
    126,8 -2101348 -
    149,4 -2981894 -
    139,6 -4547623 -

 

Данные таблиц 1,2 свидетельствуют, что в течение 2004-2005 года консолидированный бюджет Белгородской области имел профицит денежных средств, а, начиная с 2006 года, Законы об областном бюджете Белгородской области основываются на формировании бюджета с дефицитом денежных средств. Охарактеризуем объем расходов регионального бюджета, направляемых на финансирование сельского хозяйства в 2005 – 2008 годах, используя данные таблицы 3.


Таблица 3 Объем финансирования сельского хозяйства из регионального бюджета в 2005-2008 гг.

Индикаторы реализации 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год
тыс. руб. уд. вес. тыс. руб. уд. вес. тыс. руб. уд. вес. тыс. руб. уд. вес.
Всего                
Расходы на сельское хозяйство   6,17   1,45 1 130 931 3,25   3,32

 

Как видно из таблицы 3, расходы на сельское хозяйство имеют скачкообразную тенденцию. Наблюдается увеличение как количественной, так и процентной величины данного показателя к концу 2008 года. Это является положительной тенденцией, отвечающей основным направлениям бюджетной политики как области, так и государства в целом.

Анализируя структуру расходов на сельское хозяйство в 2004-2008 гг., можно сделать вывод об конкретизации данной позиции по различным направлениям. Структура расходов на сельское хозяйство в 2007 и 2008 гг. представлена в таблице 4 и таблице 5.

 

Таблица 4 Структура расходов на сельское хозяйство в региональном бюджете Белгородской области в 2007 г.

Наименование позиции Сумма, тыс.руб. Уд.вес,%
Сельское хозяйство и рыболовство 1 130 931 100,00
Руководство и управление в сфере установленных функций, в т.ч. 8 917 0,79
Центральный аппарат 8 917 0,79
Сельскохозяйственное производство, в т.ч.   84,47
Компенсация части затрат на приобретение средств химизации   0,96
Животноводство   4,10
Элитное семеноводство   0,03
Закладка и уход за многолетними насаждениями   0,03
Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях   2,94
Компенсация части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений   0,01
Мероприятия в области сельскохозяйственного производства 218 625 19,33
Субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие животноводства и промышленного рыбоводства 639 924 56,58
Субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе 5 500 0,49
Учреждения, обеспечивающие предоставление услуг в области животноводства, в т.ч. 166 417 14,72
Обеспечение деятельности подведомственных учреждений 166 417 14,72
Фонд компенсаций, в т.ч.   0,03
Организация, регулирование и охрана водных биологических ресурсов   0,01
Охрана и использование объектов животного мира, отнесенные к объектам охоты   0,00
Иные безвозмездные и безвозвратные перечисления,в т.ч.   0,02
Субсидирование части затрат на приобретение дизельного топлива, использованного на проведение сезонных сельскохозяйственных работ   0,02

 

Таблица 5 Структура расходов на сельское хозяйство в региональном бюджете Белгородской области в 2008 г.

Наименование позиции Сумма, тыс.руб. Уд.вес, %
Сельское хозяйство и рыболовство   100,00
Руководство и управление в сфере установленных функций 16 361 1,01
Федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель как национального достояния России на 2006 - 2010 сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов годы"   3,11
Государственная поддержка сельского хозяйства   73,44
Учреждения, обеспечивающие предоставление услуг   13,67
Охрана и использование объектов животного мира   0,22
Рыбное хозяйство   0,01
Региональные целевые программы   8,54

Как видно из таблиц 4 и 5, структура расходов в 2008 году претерпела некоторые изменения. Так положительным моментом является появление в 2008 году расходов на целевые федеральные и региональные программы. Можно отметить и то, что, несмотря на снижение удельного веса государственной поддержки, количественное значение увеличивается.

 


Заключение

В процессе выполнения работы был сделан ряд выводов.

1. Законодательную основу расходов бюджета на сельское хозяйство составляют положения Конституции РФ, Бюджетного кодекса РФ, федеральных законов «О федеральном бюджете», постановления и распоряжения Правительства РФ, региональные законы, нормативные документы ведомственного характера.

2. В работе выявлены особенности сельского хозяйства и, как следствие, подчеркнута необходимость государственного регулирования и бюджетного финансирования.

3. Проанализировано сегодняшнее состояние агропромышленного комплекса РФ, а также тенденции бюджетного финансирования данного направления. Финансирование мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия РФ на 2008-2012 гг. запланировано из федерального бюджета в объеме 551,3 млрд. руб. В том числе распределение по годам выглядит следующим образом: 2008 г - 76,3 млрд. руб., 2009 г - 100 млрд. руб., 2010 г - 120 млрд. руб., 2011 г - 125 млрд. руб., 2012 г - 130 млрд. руб. В результате реализации госпрограммы предполагается создать равные условия конкуренции на рынке сельхозпродукции, сырья и продовольствия, что обеспечит предпосылки для развития предпринимательства в сельском хозяйстве. К 2012 г предполагается достичь прироста физического объема продукции сельского хозяйства на 23,4 % и довести инвестиции в основной капитал в сельское хозяйство в 2008-2012 гг. до 946,8 млрд. руб.

4. Проведен анализ расходов консолидированного бюджета белгородской области, а также анализ расходной части в области сельского хозяйства.

Подводя итоги можно сказать, что за последние 3 года в РФ было принято порядка 15 аграрных законов. Приоритетный национальный проект по развитию АПК - один из самых успешных из реализуемых нацпроектов. Нацпроект "плавно перерос" в пятилетнюю программу по развитию отрасли, результатом которой стал рост сельскохозяйственного производства в 2008 году в России на 11%.

Правительство РФ определило сельское хозяйство одной из приоритетных отраслей для господдержки, в России создано консолидированное аграрное движение, а также Россия стала полноправным игроком на международном рынке продовольственных товаров.

 


Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации: принята всенарод. голосованием 12 декабря 1993 года. – М.: Ось-89, 2006.

2. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ.

3. О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ // ЭБД «КонсультантПлюс».

4. О Федеральном бюджете на 2007 год: Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ // ЭБД «КонсультантПлюс».

5. О Федеральном бюджете на 2006 год: Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ // ЭБД «КонсультантПлюс».

6. О Федеральном бюджете на 2005 год: Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. № 173-ФЗ // ЭБД «КонсультантПлюс».

7. О Федеральном бюджете на 2004 год: Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ // ЭБД «КонсультантПлюс».

8. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы): Распоряжение Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 38-р // СЗ РФ. – 2006. – № 5. – Ст. 589.

9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 г. // РГ. – 2007. – 27 мая.

10. Об областном бюджете на 2009 год: Закон Белгородской области от 4 декабря 2008 г. № 267 // ЭБД «КонсультантПлюс».

11. Об областном бюджете на 2008 год: Закон Белгородской области от 3 декабря 2007 г. № 169 // ЭБД «КонсультантПлюс».

12. Об областном бюджете на 2007 год: Закон Белгородской области от 29 декабря 2006 г. № 91 // ЭБД «КонсультантПлюс».

13. Об областном бюджете на 2006 год: Закон Белгородской области от 19 декабря 2005 г. № 108 // ЭБД «КонсультантПлюс».

14. Об областном бюджете на 2005 год: Закон Белгородской области от 20 декабря 2004 г. № 157 // ЭБД «КонсультантПлюс».

15. об областном бюджете на 2004 год: закон белгородской области от 31 декабря 2003 г. № 109 // ЭБД «КонсультантПлюс»

16. Маслова В. Финансы как фактор воспроизводства в сельском хозяйстве// https://www.vniiesh.ru/publications/zhurnal_laquoapk/december/1914.html

17. https://www.prime-tass.ru/

18. https://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: