Примерная тематика докладов и письменных работ




(эссе, рефераты)

 

1. Юридическая наука как форма общественного сознания.

2. Структура и проблематика современной юридической теории.

3. Источники римского частного права.

4. Правовая идеология раннего христианства.

5. Правовая идеология эпохи Возрождения.

6. Формирование правовых систем Нового времени.

7. Основные правовые системы современного мира и проблемы унификации права.

8. Обзор основных исторических школ и концепций права.

9. Формирование юриспруденции в России в Х – ХVII вв.

10. Третьяков И.А., Десницкий С.Е. - становление отечественной юридической науки и образования в России.

11. Начало разработки теоретических аспектов правовой науки и ее отраслевых направлений в России в XIX веке.

12. Развитие правовой мысли и правовой теории во второй половине XIX - начале XX вв. «Золотой век» российского правоведения.

13. Советская юридическая наука: дискуссии о праве 20-х – начала 30-х гг. XX века.

14. Юридическая мысль в трудах русских ученых-эмигрантов.

15. Понятие научной школы. Научные школы Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)».

16. Современное состояние российской юридической науки и основные направления ее развития.

17. Объект и предмет юридической науки. Обусловленность метода и методологии правового исследования его объектом и предметом.

18. Общая характеристика метода и методологии юридической науки.

19. Методология классической и постклассической юридической науки.

20. Принципы объективности правовых исследований.

21. Содержание и стадии проведения правовых исследований.

22. Жанры научных юридических публикаций.

23. Этапы развития и специфические черты правовой культуры в России.

24. Правовое воспитание. Девиантное поведение: причины, профилактика, коррекция.

25. Основные элементы методики правового обучения.

26. Формы, методы и уровни обучения праву.

27. Виды самостоятельной работы в рамках правового обучения.

28. Современное юридическое образование в России: состояние и перспективы развития.

 

4.2 Примерные вопросы для проведения промежуточной аттестации (экзамена) по дисциплине

 

1. Предмет курса «История и методология юридической науки», взаимосвязь с другими дисциплинами («Философия права», «История государства и права», «История политических и правовых учений», «Теория государства и права», др.)

2. Понятие, критерии научного знания и научного исследования. Юриспруденция в системе наук.

3. Методология науки. Классификация методов юридической науки.

4. История юридической науки: проблемы генезиса и основных этапов развития науки о праве.

5. Древнегреческая философия как основа европейской политико-правовой мысли. Учение о государстве и праве в сочинениях античных мыслителей.

6. Римская юриспруденция классического периода (I – III в. н.э.): причины расцвета. Прокульянцы и сабиньянцы. Выдающиеся юристы.

7. Постклассическая юриспруденция (IV - VI вв. н.э.). Развитие правовой науки и образования в Византии. Основные кодификации.

8. Теологические концепции права. Религиозная методология Фомы Аквинского. Каноническое право как самостоятельная правовая система.

9. Рецепция римского права в средневековых европейских государствах. Глоссаторы и постглоссаторы.

10. Европейские средневековые университеты. Схоластический и догматический методы в юриспруденции эпохи Средних веков.

11. Правовая система средневековой Англии. Английская правовая наука, ее практическая направленность. Р. Гленвилль, Г. Бректон, У. Блэкстон.

12. Правовая система средневековой Германии. Особенности рецепции римского права. Пандектное право. Городское право и его роль в становлении правовой культуры общества.

13. Основные источники права в средневековой Франции. Частные и официальные кодификации, тенденции к унификации права в европейских государствах.

14. Юриспруденция в Новое время, институциализация научной деятельности. Отраслевая дифференциация юридической науки.

15. Концепция гуманизма и ее влияние на политико-правовые исследования.

16. Школа «естественного права»: философско-методологические основания.

17. Новые представления о праве и государстве в XVII-XVIII вв. Концепции «общественного договора», народного суверенитета, неотъемлемых прав человека и гражданина. Г. Гроций. Дж. Локк.

18. Методологическое значение для правовой науки трактата Ш. Монтескье «О духе законов».

19. Становление в Новое время конституционно-правовых идей и их влияние на развитие юридической науки.

20. Диалектический метод познания государства и права. Г.В.Ф. Гегель.

21. Методология юридического позитивизма. Дж Остин, К. Бергом, Г. Шершеневич.

22. Методологическое своеобразие социологических теорий права XIX века. Р. Иеринг, Л. Гумплович, Е. Эрлих.

23. Психологическая теория о праве и государстве и ее методологическое своеобразие. Л. Петражицкий.

24. Системный и структурно-функциональный анализ государства и права.

25. Формально-юридический метод в правовом исследовании.

26. Юснатурализм и юспозитивизм в истории юридической науки.

27. Принципы историзма, системности и объективности исследования государства и права.

28. Становление сравнительного правоведения как метода юридической науки.

29. Догматическое исследование: анализ содержания нормативного правового акта.

30. Основные этапы истории российской юридической науки. Формирование правового знания на Руси и в России в период X-XVII вв.

31. Становление отечественной юридической науки и образования в России (XVIII - первая половина XIX вв.). И.А. Третьяков, С.Е. Десницкий.

32. Обзор научных школ в отечественной юридической науке второй половины XIX – начала XX веков. Коркунов Н.М., Неволин К.А., Новгородцев П.И., Шершеневич Г.Ф., др.

33. Советский период истории и методологии юридической науки. Методологический монизм юридических исследований.

34. Современные отраслевые исследования в праве (на примере научных направлений в рамках конкретной магистерской образовательной программы).

35. Сущность, цели и задачи правового образования на современном этапе. Формы и уровни правового образования.

36. Правовое образование, правосознание, правовая культура: аспекты соотношения и взаимосвязи.

37. Формы, методы и уровни обучения праву. Инновационные образовательные технологии в современном правовом обучении.

38. Правовое воспитание. Девиантное поведение: причины, профилактика, коррекция.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: