Отечественное юридическое образование




(2 часа)

План:

1. Основные этапы истории российской юридической науки. Формирование правового знания на Руси и в России в период X-XVII вв. Источники права в средневековой Руси.

2. Становление отечественной юридической науки и образования в России (XVIII-первая половина XIX вв.). Академический этап. И.А. Третьяков, С.Е. Десницкий.

3. Университеты – центр юридической науки (Б. Н. Чичерин, А. Д. Градовский, В. И. Сергеевич). Исследование о власти и праве (К. П. Победоносцев, Л. А. Тихомиров, К. Н. Леонтьев).

4. Западноевропейская юриспруденция и ее влияние на развитие основных направлений дореволюционной российской правовой науки: историческая школа права (К.А. Неволин), юридический позитивизм (Г.Ф. Шершеневич), психологическая теория права (Л.И. Петражицкий), социологическое направление (Н.М. Коркунов, С.А. Муромцев, М.М. Ковалевский), возрождение естественного права (П.И. Новгородцев), феноменологическая теория права (Н.Н. Алексеев).

5.Советский период истории и методологии юридической науки. Методологический монизм юридических исследований.

6. Современный период отечественной юридической науки и образования. Отраслевые исследования в праве.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

Ознакомиться с учебной литературой по рассматриваемой на занятии проблематике.

Формирование юриспруденции на Руси – в России в X в. – XVII в.: государственность на Руси и в России и первые правовые теории, обеспечивающие ее легитимацию. Правосознание русского средневекового общества.

Развитие юриспруденции в России в XVIII в.

Университетский этап развития российской правовой науки. Роль М.М. Сперанского в развитии правовой науки и юридического образования в России. Консервативно-охранительное и либеральное направления в юридической науке. Юридический позитивизм в России. Социологическое и психологическое направление в юридической науке.

Советский этап в истории юридической науки в России. Отличительные черты и особенности советского этапа юридической науки.

Российская наука о праве в начале XXI века: методологический плюрализм, традиции и новации, перспективы развития.

Отраслевые исследования в праве. Данный вопрос должен быть изучен на основе анализа состояния отраслевых юридических наук, соответствующих профилю магистерской образовательной программы. Обучающимся необходимо ознакомиться с соответствующими научными публикациями в сборнике «История юридических наук в России: Сборник статей/ Под ред. О.Е. Кутафина. - М., 2009.», составить конспект или подготовить эссе по историографии отраслевой науки.

 

Занятия 6. Понятие и принципы методологии современной юридической науки. Методология юридического исследования

(2 часа)

План:

1. Общая характеристика метода и методологии юридической науки.

2. Общенаучные, частнонаучные и дисциплинарные методы в юридической науке. Методология сравнительного правоведения.

3. Понятие, виды и структура правовых исследований. Организация научных исследований.

4. Оформление результатов научного исследования. Жанры научных работ.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

Обсуждение вопросов практического занятия должно соотноситься обучающимся с выбором темы магистерской диссертации, этапами организации и проведения собственного научного исследования в период обучения.

Магистерская диссертация как выпускная квалификационная работа и вид научного произведения.

Обратить внимание на содержание категории «культура научного исследования» и соблюдение принципов профессиональной этики юриста.

 

 

Занятие 7. Лабораторное занятие

(2 часа)

Заключительное занятие по всем формам обучения (очная, очно-заочная, заочная) проводится в формате практикума по методологии юридического исследования и соотносится с примерной тематикой магистерской диссертации обучающегося.

Практикум предназначен для проработки вопросов, которые находят отражение в разделе «Введение» магистерской диссертации и ориентируют на использование в процессе исследования разнообразной юридической методологии.

Практикум предполагает письменные ответы обучающихся по следующим вопросам:

1. Обоснуйте актуальность избранной темы диссертационного исследования.

2. Проведите краткий обзор научной литературы по теме исследования. В чем будет выражаться предполагаемая новизна Вашего диссертационного исследования?

3. Укажите объект и предмет диссертационного исследования. В чем состоит различие между объектом и предметом? Чем обусловлен выбор именно такого объекта и предмета исследования? Носит ли исследование междисциплинарный характер?

4. Укажите цель и задачи диссертационного исследования. Покажите, каким образом задачи, с одной стороны, направляют диссертационное исследование, с другой – ограничивают его.

5. Охарактеризуйте методологическую основу исследования (общенаучные методы).

6. Охарактеризуйте специфику использования системного подхода при проведении диссертационного исследования.

7. Охарактеризуйте специфику использования структурно-функционального подхода при проведении диссертационного исследования.

8. Охарактеризуйте специфику использования филологического метода при проведении диссертационного исследования. Что такое академический (научный) стиль письма?

9. В чем состоит суть формально-догматического (формально-юридического) метода вообще и применительно к данному исследованию?

10. Охарактеризуйте качество нормативных правовых актов (конкретного правового института), подлежащих изучению в процессе выполнения диссертационного исследования.

11. Можно ли выявить несоблюдение требований правотворческой юридической техники? Если да, охарактеризуйте особенности реализации правовых норм, не соответствующих требованиям юридической техники. Можно ли внести предложения по совершенствованию этих правовых норм?

12. В чем состоит суть социологического метода вообще и применительно к данному исследованию?

13. Используются ли математические, статистические методы обработки данных в исследовании?

14. В чем состоит суть исторического метода вообще и применительно к данному исследованию?

15. В чем состоит суть сравнительно-правовой методологии, в том числе применительно к Вашему исследованию? Возможно ли сравнение исследуемого правового института в рамках стран СНГ? Романо-германской правовой семьи? Юридической географии мира в целом?

16. Применяется ли экономический анализ (выявление обусловленности экономическими отношениями) подлежащих исследованию правовых институтов? Если да, ответьте подробнее.

17. Дается ли анализ соответствующих правовых институтов с точки зрения политических и иных интересов (индивидуальных, корпоративных и др.).

18. Используется ли анализ особенностей правосознания участников соответствующих правоотношений (в том числе выявление особенностей индивидуального, группового, общественного правосознания), психологические методы и теории?

19. Проводится ли культурологический анализ соответствующих правовых институтов, выявляется ли их социально-культурная обусловленность?

20. Используется ли в диссертационном исследовании естественно-правовой подход, т.е. выявление соответствия содержания исследуемых правовых институтов, юридической практики ценностям и принципам права (справедливость, равенство, свобода и т.д.), моральным ценностям?

Тематика и планы занятий

(очно-заочная форма обучения)

Занятие 1. Юриспруденция в системе научного знания

(2 часа)

План:

1. Понятие науки, критерии научного знания и научного исследования.

2. Предмет и объект юридической науки. Юриспруденция в системе наук.

3. История юридической науки: вопросы генезиса и основных этапов развития науки о праве.

4. Философские основания юридической науки. Понятие методологии юридического исследования.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

Изучить соответствующий раздел учебника (учебного пособия). Разобрать понятийный аппарат рассматриваемой темы – «наука», «научное познание», «научное исследование», «объект и предмет исследования», «научный метод», «методология», «юриспруденция как наука».

Подготовиться к обсуждению дискуссионных в научной литературе вопросов о генезисе и основных этапах развития науки о праве.

 

Занятие 2. История и методология зарубежной юридической науки

(2 часа)

План:

1. Основные этапы в истории римской юриспруденции. Герменевтика как метод анализа юридических текстов. Выдающиеся римские юристы.

2. Рецепция римского права в средневековых государствах Европы. Глоссаторы и постглоссаторы. Схоластический и догматический методы познания в юриспруденции.

3. Рационалистическая методология как основа юридических доктрин Нового времени. Гуго Гроций, Томас Гоббс, Бенедикт Спиноза. Формирование школы естественного права.

4. Исторические условия развития европейской правовой культуры и юридической науки в Новое время. Методологическое значение для юридической науки трудов Дж. Локка, Ф. М. Вольтера, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, И. Канта.

5. Основные научные школы в зарубежной юриспруденции и их развитие в XIX-XX вв.: историческая школа права, позитивистская концепция права, социологическое направление в юридической науке, нормативистская концепция права, др.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

Изучить соответствующий раздел учебника (учебного пособия).

Ознакомиться с основными этапами развития римского права и ролью выдающихся римских юристов в становлении правоведческой науки. Обратить внимание на понятие герменевтики как метода анализа юридических текстов.

Средневековое знание о государстве и праве, господство религиозной методологии, значение теологических концепций права для становления и последующего развития юридической науки.

Переход от средневековья к Новому времени, концепция гуманизма. Основные представители концепции, содержание учений и их влияние на развитие правоведения.

Обратить внимание на исторические условия развития государственно-правовых институтов в Новое и Новейшее время, их влияние на состояние политико-правовых идей и науки о праве. Целесообразно провести сравнительный анализ особенностей и основных черт юридического знания и науки в эпоху Средних веков и Нового времени.

Необходимо ознакомиться с основными идеями учений Г. Гроция, Б. Спинозы, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ф. М. Вольтера, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, И. Канта, проанализировать отражение их идей в Конституциях США и других европейских стран.

Формирование и развитие научных школ о праве в Новое и Новейшее время.

Новые методологические подходы в юриспруденции и познании права в XX – начале XXI вв. Нетрадиционные концепции трактовки права - юридическая герменевтика, феноменологическая, экзистенциалистская и иные теории права. Синергетика в науке о праве. Изучение данного раздела учебной дисциплины может быть организовано в форме докладов «малых групп» из числа обучающихся для последующего совместного обсуждения.

 

Занятия 3. История и методология права в России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: