Цели: повторить приём представления чисел в виде суммы разрядных слагаемых; решать задачи на нахождение периметра фигур.
Организационный момент
Устный счёт
![]() |
Игра "Молчанка"
Учитель на доске делает рисунки, ученики в тетрадях записывают математические выражения и находят их значения.
Поставьте вместо точек знаки действий, чтобы равенства были верными:
35...7 = 70... 65 37...8 = 9...5
27...3 = 4...5 32...4=15...7
Решите задачи:
а) В Московском Кремле хранятся старинные пушка и колокол. За огромные размеры их назвали Царь-пушка и Царь-колокол. Их общий вес 240 т. Пушка весит 20 т. На сколько меньше весит Царь-пушка, чем Царь-колокол?
б) Велосипед весит 12 кг. Мальчик тяжелее велосипеда на 24 кг. Найдите общий вес мальчика и велосипеда.
Задание 2 (с. 8)
Задание 8 (с. 9)
При сравнении выражений вспоминаем свойства арифметических действий с нулем и единицей.
724: 724 > 0 0 + 390 > 0
0·376 = 0 74·0 < 74
0: 250 < 400 540-0 = 540
320:1 = 320 720 - 720 = 0
Задание 9 (с. 9)
Задание 7 (с. 9)
По первому и второму рисункам называем третью неизвестную сторону и вычисляем периметр.
Ответ: Р = 20 см; Р = 19 см.
Задание 5* (с. 8)
Способ I.
Внимательно рассмотрим рисунок и ответим на вопросы.
Что показывает первый отрезок? Из каких частей он состоит? На сколько первый отрезок больше второго? Что обозначает это число? 89 - 63 = 26 (кг) — масса Пети. На сколько первый отрезок больше третьего? Что обозначает это число?
89 - 58 = 31 (кг) — масса Миши.
Как найти массу Коли? 63-31 = 32 (кг) или 58 - 26 = 32 (кг).
Способ II.
1) 89 + 63 + 58 = 210 (кг) — удвоенная масса всех детей и Коли;
2) 89 • 2 = 178 (кг) — удвоенная масса всех детей;
3) 210 - 178 = 32 (кг) — масса Коли;
4) 63 - 32 = 31 (кг) — масса Миши;
5) 58 - 32 = 26 (кг) — масса Пети.
Сообщение темы и целей урока
Закрепление изученного материала
Задание 1 (с. 8)
Задание 3 (с. 8)
Задание 4 (с. 8)
1) 36: 12 = 3 (м);
2) 3 • 20 = 60 (м).
Задание 6 (с. 8)
40 + 84 + х = 150.
Сначала найдем сумму известных слагаемых и упростим данное уравнение:
40 + 84 = 124;
124 + х = 150.
Теперь нужно найти неизвестное слагаемое.
х = 150-124
х=26
Задание 10 (с. 9)
(15 + 9): 4 = 6 (м.);
6 • 5 = 30 (м.) или 15 + 9 + 6 = 30 (м.).
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: с. 9 № 11(ст. 1, 2)
математика
Тема: Сложение чисел и величин. Изменение суммы в зависимости от изменения ее компонентов.
Цели: повторить алгоритм сложения трехзначных чисел и величин; решать задачи на изменение суммы в зависимости от изменения слагаемых.
Организационный момент
Устный счёт
Соедините примеры с одинаковыми ответами:
7·7 49-15
60-26 28 + 26
6·9 72:9
2·4 76-27
Решите уравнения
х + 38 = 47 52 + х = 70
39 - х=12 х - 18 = 82
Решите задачи:
а) Маме 36 лет, а сыну — 9. Поставьте вопрос к задаче так, чтобы она решалась действием вычитания (деления).
б) На поливку огурцов израсходовали 24 ведра воды, а на поливку помидоров — в 2 раза больше. Сколько всего ведер воды израсходовали на поливку? Сколько литров воды израсходовали, если в каждом ведре было по 10 л?
в*) Мотоциклист проехал 160 км со скоростью 80 км/ч, при этом он несколько раз останавливался в пути. Сколько времени мотоциклист затратил на весь путь, если его остановки заняли 25 мин?
Математический диктант.
Ученики записывают только ответы:
• найдите разность чисел 500 и 70;
• найдите сумму чисел 340 и 60;
• уменьшите 360 в 2 раза;
• увеличьте 420 на 80;
• увеличьте 170 в 3 раза;
• на сколько 290 больше, чем 150?
• на сколько 30 меньше, чем 170?
• найдите произведение чисел 370 и 2;
• найдите частное чисел 280 и 4;
• найдите 1 часть числа 180.
Задание 7 (с. 11)
По условию задачи на доске делается рисунок, где количество станков показано одинаковыми отрезками.
По рисунку сразу видно, что в первом цехе станков стало больше. На сколько? (На 7; 15 - 8 = 7.)
Задание 9 (с. 11)
30 мин — это половина часа. Акула проплывает 80 км за 1 ч. Тогда за 30 мин она проплывет 40 км (80: 2 = 40).
Задание 5* (с. 10)
(□+□)·5>(□ + □)·0
В окошки можно записывать любые числа. Неравенство будет выполняться всегда, кроме одного случая, если слева будет получаться в произведении нуль. Например: (0 + 0) • 5 = (0 + 0) • 0.
Задание 10 (с. 11)