Методы исследования конфликтов




№ п/п Группа методов Конкретные методы
  Методы изучения личности Наблюдение, опрос, тест
  Методы изучения социально-психологических явлений в группах Наблюдение, опрос, социометрия
  Методы анализа конфликта Наблюдение, экспертный опрос, анализ результатов деятельности, интервью
  Методы управления конфликтами Структурные методы, картография

 

Традиционными для психологии являются возможности наблюдения и описания естественного существования изучаемых явлений и экспериментального их воссоздания. Соответственно это применимо и в исследовании конфликта. Экспериментальное исследование конфликта может осуществляться как в лабораторных, так и в естественных условиях человеческого взаимодействия.

Важной частью исследовательских процедур являются опросные методы, с помощью которых предпринимается попытки проникнуть в мир чувств человека, переживаний, мотивов, а также личностных особенностей.

Сложность явления конфликта, разнообразие подходов к его понима­нию приводят и к разным исследовательским стратегиям. Каждый из вышеуказанных подходов может быть охарактеризован через призму психологической школы, соответствующей методологии конкретного психолога.

1. Первая группа подходов основана на применении экспериментальных исследований конфликта в лабораторных условиях, игровых процедур и создания конфликта.

Первые эксперименты с конфликтами были довольно просты по процедуре и базировались на том, что экспериментатор с помощью специальных приемов создавал ситуацию, ставящую человека в условия конфликта. А.Р. Лурия (1930) вносил изменения в выполняемые испытуемым задания, фиксируя возникающие у него реакции на психофизиологическом уровне. При сильном раздражителе, слишком трудной задаче и недостаточной готовности организма для адекватной реакции возникает конфликт между начавшимся процессом реакции с реальными возможностями ее осуществления. Другой прием, который использует в своих экспериментах А.Р. Лурия, – это конфликт установок, «сшибка» чего-то привычного и внезапно появляющихся новых условий. Речь идет о таком понимании конфликта, когда его возникновение определяется исключительно внешней ситуацией, а такие существенные с современной точки зрения факторы, как восприятие этой внешней ситуации, ее оценка и т. д., попросту не принимаются во внимание.

Таковы ранние исследования конфликта. В последующем авторы совершенствовали методические процедуры экспериментального исследования конфликта, однако во многом их исходные установки не слишком менялись, сохраняя убежденность в том, что конфликт может быть создан «извне».

Наибольшее число методических процедур для экспериментального изу­чения конфликта было предложено представителями бихевиоризма. Среди разработанных ими экспериментальных игровых процедур – матричные игры (типа обсуждаемой ниже «дилеммы заключенного»), переговорные игры (в которых участники вступают в коммуникацию друг с другом, пытаясь достичь одностороннего или взаимного выигрыша), коалиционные игры (предполагающие формирование участниками коалиций внутри группы), локомоционные игры (с движением сторон в направлении поставленной задачи или выбранной участниками цели) и социальные игры-ловушки (социальные задачи-дилеммы)

Одна из них получила широкую известность под названием «дилеммы заключенного» (или «дилеммы узника). Основной принцип взаимодействия в диаде: «человек будет испытывать положительные чувства к другому, когда потери от такого отношения не будут превышать получаемых от него выгод».

Смысл «дилеммы заключенного» сводится к следующему. Два человека задержаны по подозрению в совершении некоего преступ­ления, однако имеющихся улик недостаточно, чтобы осудить их. Дальнейшее зави­сит от их поведения. Если они не признаются, то будут осуждены на относительно небольшой срок за другие правонарушения. Если они оба сознаются, они будут осуждены, но при этом будет учтено их чистосердечное признание и сроки их нака­зания будут уменьшены. Если же один из них признается, а другой нет, то тот из них, кто своим признанием помог следствию в раскрытии преступления и задержа­нии опасного преступника, получит совсем незначительный срок зато другой – максимальный. Например, если они оба не признаются, их ждет по два года тюрьмы: в случае признания обоих – по семь лет: если признается один он получит только четыре месяца, тогда как другой – десять лет.

Построение «дилеммы заключенного» ставит участников эксперимента перед выбором между кооперацией и соперничеством.

Применение данной дилеммы нацелено на выявление психологических ориентаций, определяющих поведение испытуемого в подобных социальных ситуациях: кооперация – человек стремится к достижению собственного благополучия, реализации собственных интересов, но при этом заинтересован и в благополучии других; индивидуализация – стремление к реализации собственного интереса и отсутствие какой-либо заботы о благополучии других: конкуренция – стремление не только достичь своего, но и получить больше других.

Основная критика «дилеммы заключенного» в качестве изучения конфликта связана с чрезмерными допущениями относительно того, что поведение человека в конфликте отличается целесообразностью, основанной на прогнозировании исходов. И главное – человеческое взаимодействие представляет собой строгое соперничество, организованное по принципу игры с нулевой суммой, где выигрыш одного непременно означает проигрыш другого. Последний аргумент особенно противоречит современному пониманию конструктивного разрешения конфликтов, предполагающего действия в интересах обеих сторон и возможность обоюдного выигрыша.

2.Эксперименты с созданием конфликтов в естественных условиях.

Наиболее известный пример такого рода экспериментов – это исследования М.Шерифа. Общая схема эксперимента такова. В летнем лагере группа незнакомых между собой подростков (возраст от 11 до 14 лет) делилась на две подгруппы, в каждой из которых шла своя жизнь. Отдыхая, играя, занимаясь хозяйственными делами, мальчики сдружились между собой, образовав две сплоченные группы. После того как у них сформировалось сильное чувство групповой принадлежности, началась следующая, решающая стадия эксперимента. Между группами создавалась ситуация противоборства, например проводились разные соревнования со строгим соперничеством, в результате которого одна из групп объявлялась победительницей, а другая – проигравшей. На этой стадии и был зафиксирован тот результат, который предполагался основной гипотезой Ше­рифа: объективная конкурентная ситуация, в которой оказывались группы, вызыва­ла конфликт между ними.

Эксперименты такого рода единичны как в силу сложности самой процедуры и ее организации, так и по понятным этическим соображениям. Гораздо чаще для создания конфликта в реальных условиях используется прием создания так называемого «конфликта мнений», который в различных вариантах сводится к тому, что давление заранее подготовленной группы идет вразрез с собственным мнением человека.

Р. Бэрон и Д. Ричардсон изучая агрессию, провоцировали конфликты для изучения реагирования людей. Они создавали искусственные помехи в движении водителей, вводили в естественную ситуацию взаимодействия подставное лицо, которое пытается пройти куда-то без очереди или грубо толкает других при входе в транспорт и т. д. Использование подобных приемов требует осторожности и сопряжено с понятными этическими проблемами.

3. Изучение специфических форм социального взаимодействия как моделей конфликта.

Изучать реальные конфликты между людьми, скрытые от глаз посторонних, можно с помощью ретроспективного анализа, обсуждая происшедшее в трактовках его участников. Трудности применения данной группы методов связаны с фрагментарностью исследования (имеем дело лишь с частью конфликта), тенденциозностью трактовок ситуации со стороны участников.

Зачастую используются для изучения конфликтов особые, специфические ситуации взаимодействия людей, которые, по их мнению, естественным образом моделируют конфликт, что позволяет рассмат­ривать происходящее в этих ситуациях как конфликтное взаимодействие.

4.Опросные методы. Опросные методы высоко эффективны в психологической диагностике конфликтности личности.

Психологическая диагностика разрабатывает методы и процедуры их применения при выявлении и измерении индивидуально-психологических особенностей личности. Целью психодиагностики является личность в многообразных формах ее проявления. Методы психодиагностики делятся на инструментальные (задания, тесты, самоотчеты, проективные методы и пр.) и неинструментальные (наблюдение, анализ результатов деятельности и отношений). В настоящее время психодиагностика применяется при работе с персоналом, особенно при приеме на работу. В основном используются различные методы инструмен­тальной психодиагностики, но особенно популярным стало психологическое тестирование, в частности его компьютеризированные варианты.

Тест К. Томаса определяет общую личностную предрасположенность к конфликтному поведению. В ситуациях конфликтов главным являются возможности прогноза поведения оппонентов и возможности управления ими. В связи с этим особое внимание следует уделять направленности личности на разрешение ситуации острых противоречий. Выделяется пять ее вариантов: соперничество, приспособление, компромисс, уход, сотрудничество.

Психодиагностика характеристик биологически-обусловленной подструктуры конфликтной личности

В результате изучения особенностей темперамента получены данные о том, что к конфликтам более склонны те, кто обладает холерическим типом. Чем выше уровень экстраверсии и нейротизма, тем больше склонность к конфликтному поведению. Тип темперамента определяется с помощью теста. Г.Ю. Айзенка. В зависимости от ответов определяются уровни «экстраверсии-интроверсии» и «нейротизма - эмоциональной устойчивости». В тесте В. М. Русалова, определяются уровни: эргичности (жизненный тонус, активность), которая бывает предметной и социальной, то есть направленной на деятельность и взаимодействия; пластичности (способности менять сферу деятельности, общения, переключаемости), которая также бывает предметной и социальной; скорости и темпа (в работе, общении, взаимодействиях); эмоциональной чувствительности.

Психодиагностика характеристик подструктуры психических свойств и процессов конфликтной личности.

Так, конфликтные личности отличаются волевыми ка­чествами. Определить волевой потенциал можно методом наблюдения по целеустремленности пове­дения, преодолению преград. У конфликтных личностей высока степень агрессивности. Ее уровень можно определить с помощью тестов А. Басса и Л. Дарки. Хорошие результаты дают проективные методики. Эмоциональное реагирование конфликтных личностей, как правило, носит полярный характер: от амбивалентного поведения до высокой степени сосредоточенности и «умения держать удар». Здесь применим цветовой тест М. Люшера. Многие конфликтные личности склонны к риску. Диагностика этого свойства осуществляется с помощью теста Шуберта.

Психодиагностика подструктуры опыта конфликтной личности.

Конфликтные личности отличаются значительным опытом конфликтного противоборства. Он формируется в виде специальных знаний и умений, навыков. Конфликтные личности – хорошие психологи. Они, используя психологические уловки, приемы оказания психологического давления, стремятся захватить инициативу, победить в конфликтном противоборстве. Диагностировать уровень опыта конфликтной личности целесообразно методом наблюдения.

Психодиагностика подструктуры характерологических особенностей конфликтной личности.

Характерологические особенности – это устойчивые личностные черты, влияющие на поведение и отношения. Весьма информативным методом в этом случае является 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла. В его основе лежит представление о шестнадцати главных личностных чертах. Его применение показало, что конфликтные личности отличаются следующими устойчивыми личностными чертами:

- высокими значениями по шкалам «доминантность», «радикализм», «напряженность», «подозрительность»;

- низкими значениями по шкалам «моральная нормативность», «самоуверенность», «эмоциональная устойчивость», «самоконтроль».

Исследования показали, что многие конфликтные личности обладают акцентуациями характера. У конфликтных личностей часто встречаются: высокая степень истероидности, паранойяльности, психопатии, маниакальности. Конфликтны феминизированные личности, экспансивные шизоиды. Последовательны в конфликтах лица с педантичной акцентуацией, по их поведение хорошо прогнозируется, поэтому они редко добиваются успеха. Информативен в этом случает тест К. Леонгарда.

Психодиагностика подструктуры направленности конфликтной личности.

Характеристики подструктуры направленности конфликтной личности можно определить с помощью наблюдения, бесед и обобщения оценок других лиц, тестирования. Так, у конфликтных личностей отмечена высокая самооценка ( тест Ч. Спилберга). Направленность активности и оценочных суждений в ситуации преград у конфликтных личностей преимущественно экстрапунитивная ( тест Розенцвейга).

Как уже говорилось выше, конфликтные личности в коллективах часто играют социальные роли «борца за справедливость», «нигилиста», «революционера», нередко они маскируются под социально одобряемые роли «генератора идей», «организатора» и «хранителя традиций». Данные социальные роли хорошо идентифицируются в ходе наблюдения и интервью.

Мотивы конфликтного поведения с помощью традиционных опрос­ников трудно выявить ввиду недоверчивости конфликтных личностей и их стремления «казаться», а не «быть». В этом случае применим тест «юмористических фраз» для выявления скрываемой мотивации поведения. Однако психологу надо найти убедительные доводы для такого тестирования, например, определение «уровня чувства юмора» и пр.

Заключение

Подводя итоги применения методов психодиагностики для опреде­ления конфликтности личности, хотелось бы подчеркнуть, что выбор диагностического инструментария — это творческая задача, специфичная в каждом отдельном случае. Всегда есть возможность коррекции или дополнения батареи методов в случаях, когда характер конфликтов во многом зависит от его вида или специфики профессиональной деятельности.

 

 

Разработал:

Старший преподаватель кафедры

педагогики и социальной психологии

подполковник полиции И.А. Воробьев

12.09.2016

 


[1] Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 14.

 

[2] Гришина Н. В. Психология конфликта.– СПб.: Питер, 2008. С. 55-56.

 

[3] Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения. – СПб.: Питер, 2005. С. 44-46.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: