Своеобразие педагогической профессии




Педагогическая профессия – особая по совей значимости, важности и противоречивости. Учитель – наставник – наставляет как вести себя, как надо жить. Учитель – преподаватель – передает накопленные человечеством знания. Это две основные функции учителя. Функции остаются неизменными стечением времени; меняются цели, задачи, а значит и содержание, методы, формы работы учителя. Через руки учителя проходит все молодое поколение. В его руках – будущее страны. Живя в настоящем учитель формирует будущее. В этом огромная социальная значимость профессии учителя. В чем же особенности труда учителя?

По классификации типов профессий человека, пред­ложенной Е.А.Климовым, педагогическая профессия от­носится к группе профессий типа «Человек — человек». Так, по Е.А. Климову, человеку этой профессиональной схемы свойственны: 1) умение руководить, учить, воспи­тывать, «осуществлять полезные действия по обслужива­нию различных потребностей людей»; 2) умение слушать и выслушивать; 3) широкий кругозор; 4) речевая (ком­муникативная) культура; 5) «душеведческая направлен­ность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или спо­собность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собствен­ный или иной, знакомый по опыту»; 6) «проектировоч­ный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»; 7) способность сопере­живания; 8) наблюдательность; 9) «глубокая и опти­мистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»; 10) решение нестандартных ситуаций; 11) высокая степень саморегуляции*.

Педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представи­телей, повышенному чувству долга и ответственности.1 В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в от­дельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек — человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профес­сий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности ста­новление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физическо­го развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек — человек" также требует взаимодей­ствия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача — понять общественные цели и на­править усилия других людей на их достижение.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по со­циальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двой­ной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание со­ставляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отноше­ния с теми людьми, которыми он руководит или которых он убе­ждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека спе­циальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в за­висимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руково­дит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.

Так, в профессии учителя умение общаться становится про­фессионально необходимым качеством. Изучение опыта начи­нающих учителей позволило исследователям, в частности В.А.Кан-Калику, выявить и описать наиболее часто встречающие­ся "барьеры" общения, затрудняющие решение педагогических задач: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие контак­та, сужение функции общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание. Однако если начи­нающие учителя испытывают психологические "барьеры" по не­опытности, то учителя со стажем — по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, что приводит к обеднению эмоционального фона образовательного процесса. В результате оказываются обедненными и личные кон­такты с детьми, без эмоционального богатства которых невозмож­на продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельность личности.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Гуманистическая функция педагогической профессии

За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции — адаптивная и гуманистическая ("человекообразующая"). Адаптивная функция связана с приспособлени­ем учащегося, воспитанника к конкретным требованиям совре­менной социокультурной ситуации, а гуманистическая — с раз­витием его личности, творческой индивидуальности.

С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанни­ков к нуждам данного момента, к определенной социальной си­туации, к конкретным запросам общества. Но, с другой сторо­ны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником куль­туры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой куль­туры, учитель работает на будущее.

В труде учителя всегда содержится гуманистическое, общече­ловеческое начало.

Л.Н.Толстой считал свободу ребенка ведущим принципом обу­чения и воспитания. По его мнению, школа может быть подлин­но гуманной только тогда, когда учителя не будут рассматривать се как "дисциплинированную роту солдат, которой нынче коман­дует один, завтра другой поручик". Он призывал к новому типу1 Д истервег- А. Избр. п ед. соч. - М., 1956. — С. 237. ■' Толспой JI.Н. Пед. соч. - М., 1956. - С. 362. отношений между учителями и учениками, исключающему при­нуждение, отстаивал идею развития личности как центральную в гуманистической педагогике.

В.А.Сухомлинский(1918 — 1970) -отечественный педагог. Труды по теории и методике воспитания де­тей: "Воспитание личности в со­ветской школе", "Сердце отдаю детям", "Рождение гражданина", "О воспитании".

'"В 50 — 60-е гг. XX в. наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес Василий Александрович Сухомлин­ский — директор Павлышской средней школы на Полтавщине.

Воспитание во имя счастья ребенка — таков гуманистический смысл педагогических трудов В.А.Сухомлинского, а его практи­ческая деятельность — убедительное доказательство тому, что без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны.;

Первоочередная задача школы, отмечал В.А.Сухомлинский, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поста­вить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально пол­нокровного труда. "Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, вы­пестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант — значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства"2.

История педагогической профессии показывает, что борьба передовых учителей за освобождение ее гуманистической, соци­альной миссии от давления классового господства, формализма и бюрократизма, консервативного профессионального уклада придает драматизм судьбе педагога. Эта борьба становится все напряжен­нее по мере усложнения социальной роли педагога в обществе.

Карл Роджерс, являющийся одним из основоположников со­временного гуманистического направления в западной педагоги­ке и психологии, утверждал, что общество сегодня заинтересовано в огромном количестве конформистов (приспособленцев).

Сугубо адаптивная направленность деятельности учителя край­не негативно сказывается и на нем самом, так как он постепен­но теряет самостоятельность мышления, подчиняет свои способ­ности официальным и неофициальным предписаниям, теряя в конечном счете свою индивидуальность. Чем больше учитель подчиняет свою деятельность формированию личности учащего­ся, приспособленного к конкретным запросам, тем в меньшей степени он выступает как гуманист и нравственный наставник. И наоборот, даже в условиях антигуманного классового общест­ва стремление передовых педагогов противопоставить миру на­силия и лжи человеческую заботу и доброту неизбежно отзыва­ется в сердцах воспитанников. Вот почему И.Г.Песталоцци, от­мечая особую роль личности воспитателя, его любви к детям,1 Rogers С. Freedom to learn for the 80-s. — Toronto; London; Sydney, 1983. — P. 307. провозглашал ее в качестве основного средства воспитания. "Я не знал ни порядка, ни метода, ни искусства воспитания, кото­рые не явились бы следствием моей глубокой любви к детям"1. Речь собственно идет о том, что учитель-гуманист не только верит в демократические идеалы и высокое предназначение сво­ей профессии. Он своей деятельностью приближает гуманисти­ческое будущее. А для этого он должен быть активным сам. При этом имеется в виду не любая его активность. Так, нередко встре­чаются учителя сверхактивные в своем стремлении "воспиты­вать", брать на себя право поучать, лишенные способности оце­нивать свои действия со стороны. Выступая субъектом образова­тельного процесса, учитель должен признавать право быть субъ­ектами и за учащимися. Это значит, что он должен быть способ­ным довести их до уровня самоуправления в условиях доверитель­ного общения и сотрудничества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: