ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫЕЕ РАЗВИТИЯ
Возникновение и становление педагогической профессии.
Педагогическая профессия как особый социально значимый вид человеческой деятельности имеет глубокую и интересную историю своего возникновения и развития. Возникновение профессии «педагог» обусловлено необходимостью передачи общественного опыта от старших поколений новым поколениям, подготовки этих поколений к жизни и труду, что является непреложным условием выживания и развития человеческого общества.
Возникновение педагогической профессии своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была вплетена в трудовую деятельность. По мере усложнения сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода – самые уважаемые и умудренные опытом, образовали первую социальную группу людей – воспитателей. Воспитание стало сферой деятельности и сознания человека. Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Замечено, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающего поколения. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.
|
Уже в наиболее развитых государствах Др. мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал.
В Др. Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Др. Греции – наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане. В Др. Риме – от имени императора назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование.
Задачи, стоявшие перед школой, существенно не менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако передовые мыслители никогда не противопоставляли обучение и воспитание.
В генезисе педагогической профессии можно условно выделить четыре этапа: допрофессиональный, условно профессиональный, собственно профессиональный и современный. Охарактеризуем каждый из этапов для того, чтобы яснее выделить характер и специфику профессиональной педагогической деятельности, раскрыть объективный характер ее возникновения и существования.
1.1. Допрофессиональный этап
В период первобытности педагогической профессии не существовало, но уже была педагогическая деятельность как важнейшая социальная функция, обеспечивающая жизнеспособность и развитие человеческого общества.
На заре человечества, в эпоху первобытности, обучение и воспитание осуществлялось в форме коллективной спонтанной помощи старших младшим в освоении знаний об окружающем мире с целью выживания. Обучение и воспитание, возникнув вместе с человеческим обществом, развитием трудовой деятельности, мышления и языка, очень рано выделились в самостоятельную общественную функцию. Каждый член первобытного общества выполнял педагогические действия в процессе повседневной жизнедеятельности, причем старшие дети также осуществляли педагогические функции по отношению к младшим детям. Вместе со взрослыми дети занимались собирательством и охотой, приручением диких животных, выращиванием растений, изготавливали орудия труда. Детей учили наблюдать за природными явлениями, исполнять ритуальные танцы и песни. Девочки обучались ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми. Жизнь первобытного человека не была легкой, поэтому актуальной задачей являлось воспитание в детях таких качеств, как выносливость, умение переживать поражения и гибель соплеменников. Первобытная эпоха — важный период развития человеческого общества, который до настоящего времени мало изучен. Однако представление о том, что в этот период обучение и воспитание не требовали никаких специальных усилий, педагогического умения, явно ошибочно. Первобытные люди, как показывают исследования археологов, использовали время досуга, в частности, и для занятий с детьми. Несмотря на скудность сведений о столь далеком времени этнографы свидетельствуют о том, что архаическая педагогическая деятельность первобытных людей была вполне осмысленной, достаточно сложной и разнохарактерной. Примером тому может служить обряд инициации, целью которого являлась подготовка молодых членов племени к трудовой, общественной и семейной жизни.
|
|
На позднем этапе первобытности можно говорить даже о зачатках специально организованной педагогической деятельности. Например, чтобы удержать в памяти все богатство фольклора, жрецы племен, живших в Новой Зеландии изо дня в день часами упражнялись в бесконечном повторении мифов, родословий, преданий. В каждом племени создавались специальные школы — варе вананга (дома знаний), где наиболее знающие люди передавали молодым знания и опыт племени, знакомили с его обрядами и преданиями, посвящали в искусство черной магии и колдовство. Юноши проводили в школе многие месяцы, заучивая слово в слово духовное наследие. В варе вананга молодежь обучали также и различным ремеслам, практике земледелия, знакомили с лунным календарем, учили определять по звездам благоприятные сроки начала и завершения земледельческих работ.
С возникновением религии педагогические функции у первобытных народов стали выполнять шаманы, заклинатели, знахари. С появлением потребности в специализированном обучении вследствие усложнения трудовых операций, общественных отношений и разделения труда выделяются люди, лучшие в своем деле, передающие знания, опыт без отрыва от основной трудовой деятельности.
Вместе с тем нельзя не отметить, что уже на этом этапе элементы обучающе-воспитательной деятельности были рассчитаны не только на трудовую, но и на спонтанную социально-идеологическую подготовку. Взращивание не просто трудоспособных, но и верных членов родоплеменного социума интуитивно осознавалось как насущная потребность, которая реализовывалась в содержании ритуалов и одобряемых формах поведения.
Таким образом, предыстория возникновения педагогической профессии характеризуется наличием архаичного типа образования. Оно осуществлялось в процессе повседневной общественной (прежде всего, производственной жизни): все без исключения взрослые выполняли педагогические функции по отношению ко всем несовершеннолетним, а не только к своим детям; воспитательные функции родителей и других членов общины тесно переплетались; физические наказания отсутствовали, взрослые уважительно относились к личности ребенка и учитывали его желания. Способ обучения был практически-деятельностным, словесные методы воспитания и передачи информации имели второстепенное значение. У детей не существовало особого периода подготовки к взрослой жизни, поскольку все необходимые знания, умения, навыки и способности приобретались в ходе непосредственной производственной и других видов общественной деятельности.
1.2. Условно профессиональный этап
С возникновением частной собственности общественное воспитание постепенно уступает место семейному. Главной целью людей, осуществлявших педагогическую деятельность, являлось формирование хорошего хозяина, наследника. Богатые слои населения стали поручать воспитание своих детей образованным рабам и наемным учителям. Наличие наряду с семейным государственных, храмовых и других форм общественного воспитания было общей закономерностью рабовладельческих обществ и важной предпосылкой возникновения профессиональной педагогической деятельности.
Изобретение письменности, математической символики привело к радикальным изменениям в способах накопления, хранения и передачи информации, вследствие чего изменились как содержание образования, так и характер педагогической деятельности. Способ образования стал в основном словесно-знаковым, обособленным от производственной и всех других сфер жизни общества.
Именно в этот период выделяется социальная группа людей, занимающихся образовательной деятельностью в особых, приспособленных для этих целей учреждениях, а получение образования стало давать гораздо большие возможности участвовать в государственном управлении, религиозной деятельности, заниматься наукой, искусством.
Таким образом, с возникновением письменности в рабовладельческую эпоху выделяется сословно-кастовая группа людей, владеющих письмом и умеющих ему обучать. Обучение становится самостоятельным видом деятельности, но реализуется по «совместительству» с другими видами профессиональной деятельности. Возникновение школ в странах Древнего Востока (первое упоминание о школе для детей царских сановников встречается в египетских источниках, датированных 2500 лет до н.э.) обусловлено повышением статуса и роли учителя, профессиональной деятельностью которого стало обучение и воспитание, хотя оно и осуществлялось без специальной профессионально-педагогической подготовки. В качестве учителей выступали, главным образом, жрецы, составлявшие привилегированную касту. В этой социальной группе знания передавались как от родителей к детям, так и в жреческих школах, существовавших при храмах и в больших городах.
Первоначально условно профессиональная педагогическая деятельность в Древней Греции осуществлялась дидаскалами (от греческого «дидаско» — учу) в школах грамматистов и кифаристов, а идущего в школу и из школы мальчика сопровождал раб, именовавшийся «педагогом». (по-гречески — детоводитель). В возрасте 13 лет мальчики переходили в палестру, где в течение двух-трех лет занимались гимнастикой под руководством педотриба. В Спарте педономами называли руководителей государственного воспитательного учреждения, которые назначались старейшинами из числа знатных аристократов. В их обязанности входило наблюдение за нравственным поведением и военно-физическими упражнениями воспитанников, а также наказание их за те или иные проступки.
В первой половине II в. до н.э. в Риме возникают грамматические школы, в которых педагоги давали подросткам достаточно широкое по тем временам гуманитарное образование и на этой основе подготавливали их к политической и судебной деятельности. Преподаватели этих школ («грамматики», или «литераты», а затем и риторы), как правило, были широко образованными людьми. Вышедшие главным образом из социальных низов, они принимали активное участие в общественной жизни; многие из них добивались значительной известности.
Римская империя стремилась взять под свой контроль все стороны жизни общества, в том числе воспитание и Образование. Юлий Цезарь дал всем учителям право на римское гражданство. Император Веспасиан (9—79 гг. н.э.) назначил риторам ежегодный выплачиваемый государством гонорар. Постепенно грамматики и риторы, а позже и учителя начальных школ становятся государственными служащими. Император Антоний Пий (86—161 гг. н.э.) установил число риторов и грамматиков, полагавшихся каждому городу в зависимости от числа его жителей, а для учителей — ряд льгот и привилегий. При императоре Диоклетиане (243—316 гг. н.э.) был введен обязательный состав учителей для каждого типа школ, определены круг их обязанностей и суммы гонорара. Существовавшие в античную эпоху системы обучения и воспитания имели четкую социальную и идеологическую направленность, что и определяло в целом характер условно профессиональной педагогической деятельности.
В средние века характер условно профессиональной педагогической деятельности в Западной и Центральной Европе находился в полной зависимости от христианской религиозной идеологии, отвергнувшей культурное наследие античного мира. В этот период общий уровень образования значительно снизился.
В монастырских школах учителями были монахи, имевшие склонность к педагогической деятельности. Они приобретали педагогический опыт самостоятельно и непосредственно в процессе практической педагогической деятельности. Уроков — коллективной работы всего класса с учителем — в средневековой школе не было. Хотя ученики занимались в школе одновременно, но каждый из учеников читал и писал разное: одни лишь начинали заучивание азбуки, другие заучивали слоги, третьи уже начинали читать и т.д. Учитель подзывал к себе учеников по очереди и занимался с ними индивидуально.
По инициативе объединений ремесленников в городах возникают цеховые школы, а по инициативе купечества — гильдейские школы. Цехи, гильдии, а также городское самоуправление несли расходы по постройке школьных зданий, хозяйственным нуждам, главная же часть платы учителям поступала от родителей учеников. Назначение учителей и заведующих школами производилось цехами, гильдиями и городским самоуправлением.
В XII—XIII вв. в Европе возникают университеты, в которых, как правило, преподавателями выступали известные ученые.
Со временем стало недоставать людей, способных выполнять роль педагогов. Отказ от индивидуального обучения и переход к классно-урочной системе в школах и к лекционно-семинарской — в университетах позволил преодолеть это осложнение. В результате эффективность образования повысилась в десятки раз, значительно снизилась стоимость обучения, повысились его доступность, охват им населения.
В XVI в. создается педагогическая система иезуитов, в которой учителя ставили себе целью укрепление влияния католической церкви, но осуществляли ее новыми средствами, т.е. посредством расширения практики физического воспитания, улучшенного оснащения школ, широкого применения средств наглядности, относительного смягчения дисциплины, расширения содержания образования. Иезуиты впервые осуществили систематическую Подготовку учителей (из числа членов ордена). По окончании образования в иезуитских коллегиумах наиболее надежные студенты допускались к преподаванию в младших классах коллегиумов, ведя педагогические дневники. Уроки этих преподавателей и их дневники разбирались на собраниях всех учителей более опытными преподавателя-ми, которые нередко присутствовали на уроках. После нескольких лет такого пробного преподавания молодые учителя заканчивали свою богословскую подготовку и становились преподавателями в старших классах.
Таким образом, в средние века педагогами были священники, монахи, но в городских школах и университетах Ими все чаще становились люди, получившие специальное непедагогическое образование. Содержанием и целью условно профессиональной педагогической деятельности было формирование человека, отвечающего требованиям современной ему действительности и морали в рамках определенного сословия.
1.3. Собственно профессиональный этап
С развитием науки и техники, зарождением капиталистических отношений понадобились люди, владеющие искусством обучать и воспитывать, т.е. возникла потребность в специальной профессионально-педагогической подготовке для осуществления педагогической деятельности. А это потребовало, в свою очередь, создания системы подготовки специалистов в специальных учебных заведениях, что привело к возникновению первых учебных заведений по подготовке учителей. На этом этапе педагогическая профессия становится массовой, а сложность и разнохарактерность 'задач, решаемых педагогами, приводит к выделению педагогических специальностей и специализаций. Содержание и, цели профессиональной деятельности в этот период обусловлены целями и ценностями капиталистического общества и варьируются в зависимости от национальных особенностей культуры, темпов общественного развития, развития науки и в том числе педагогики.
В XVIII в., названном веком просвещения, в сознании общества утверждается мысль о том, что обучение и воспитание являются сознательно-преобразующим фактором развития общества, а человек должен всегда быть целью, а не средством общественного развития. С конца XVIII в. все более усиливается внимание к вопросам обучения и воспитания широких слоев населения, происходит преодоление влияния схоластики и сближение содержания образования с жизнью, что, безусловно, влияет на характер профессионально-педагогической деятельности.
В XIX в. развитие фабрично-заводского производства, прокатившиеся по Европе войны, революционные выступления народных масс, национально-освободительные движения сделали неизбежными демократические тенденции в области образования. Однако прогресс в этой области утверждался противоречиво, содержание, методы и характер профессиональной педагогической деятельности несли четкую печать социально-классовой ограниченности.
Глобальные изменения, происходящие в современном мировом сообществе, ставят перед ним все более сложные задачи, требующие адекватного реагирования. В условиях, когда резко возрастают требования к профессиональному мастерству специалиста-педагога, когда важен возможно более высокий уровень развития его личностных качеств, в первую очередь, нравственных и интеллектуальных, необходимо столь же ускоренно двигаться к овладению педагогической технологией, соответствующей постоянно растущим требованиям постиндустриального общества с его быстро развивающимися информационными и социальными технологиями. Так, в начале XX в. немецкий философ Пауль Наторп выдвинул идею интеграции воспитательных сил общества с целью распространения культуры и просвещения в народе. Он выступил за всеобщую педагогизацию общества и призвал к созданию воспитательных союзов, «союзов граждан», которые могли бы способствовать реализации этой идеи. Появилась социальная педагогика, что, в свою очередь, обусловило появление такой профессии как социальный педагог.
В 20-30-е гг. XX в. получили распространение идеи «общинного воспитания» и «общинных школ», первые проекты которых появились в Великобритании и США. Учителя, приверженцы этого направления, осуществляли педагогическую деятельность не в традиционных классных комнатах, а на площадках, в залах для занятий без перегородок. Введено гибкое расписание без традиционных уроков и звонков, основным методом обучения становится метод «открывания», а обстановка на занятиях приближается к семейным условиям. В 60-е гг. XX в. «общинное воспитание» рассматривается как средство осуществления социальных изменений в общине, а воспитатель воспринимается в качестве «агента социальных изменений». Для этого периода развития профессионально-педагогической деятельности характерен активный поиск альтернативных традиционной школе форм обучения и воспитания. Ярким примером тому может служить деятельность педагогов Вальдорфской школы, вся деятельность которой строилась на принципе самоуправления. При отсутствии в штате такой школы должности директора учи- теля, не являющиеся государственными служащими, осуществляли свою деятельность в достаточно свободной обстановке, не испытывая давления со стороны государства. С утверждением крупного машинного производства происходят глубокие качественные изменения в целевых установках профессиональных педагогов. Определяющее значение приобретает распространение естественнонаучных знаний, снижается гуманистическая роль образования, на первый план выходит функция профессионализации.
Вторая половина XX в. характеризуется образовательным взрывом, небывалым охватом подрастающих поколений и всего населения различными формами обучения. Педагогическая профессия становится еще более востребованной. Социальный статус педагога, которому доверено развитие природных способностей человека, его обучение и воспитание, весьма возрос в этот период. Перед профессиональными педагогами ставятся все более сложные задачи, среди которых большую актуальность приобретает задача осознания каждым человеком глобальных масштабов человеческой деятельности, формирование у него планетарного мышления, ощущение личной ответственности за будущее человеческой цивилизации.
После Октября 1917 года в странах социалистической ориентации содержанием и целью педагогической деятельности стало формирование человека, преданного идеалам
коммунизма, способного быть квалифицированным и исполнительным тружеником.
В современный период при всем многообразии политических режимов, национальных культур содержание педагогической профессии можно сформулировать как деятельность по созданию условий и оказанию помощи личности в ее разностороннем развитии, формировании общей культуры, адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе и овладении профессией. Педагогика, а вместе с ней и профессиональная педагогическая деятельность выходит за рамки школы и детско-юношеского возраста воспитуемых. Существенно расширяется спектр педагогических профессий.
Таблица 1 | |||||||||
Этапы становления и развития педагогической профессии | |||||||||
Этапы | Условная | Субъекты педагоги- | Содержание и направления | ||||||
хронология | ческой деятельности | педагогической деятельности | |||||||
1.Допрофессиональный | Эпоха перво бытности | Все члены рода, племени | Обучение и воспитание осуще ствлялось в виде коллективной спонтанной помощи старших младшим в освоении знаний об окружающем мире с целью выживания. С возникновением религиозных верований начинает осуществляться воспитание в целях сохранения обычаев рода, ритуалов, религиозных культов. Разделение труда порождает необходимость передачи знаний, опыта в отдельных областях трудовой деятельности, что осуществляется непосредственно в процессе этой деятельности | ||||||
Возникновение религии | Знахари, шаманы, заклинатели | ||||||||
Разделение труда | Опытные, лучшие в своем деле члены рода | ||||||||
2. | Эпоха рабо- | Сословно-кастовая | Обучение становится самостоя- | ||||||
Услов- | владения | группа людей, вла- | тельным видом деятельности, | ||||||
но- | деющих письмом и | однако педагогическая деятель- | |||||||
профес- | умеющих обучать | ность осуществляется «по со- | |||||||
сио- | письму (ученые- | вместительству» с другими ви- | |||||||
нальный | жрецы Месопотамии, Древнего Египта, Вавилона, Сирии, Китая); ' - вольнонаемные граждане (педономы, педотрибы, дидаскалы в Древней Греции); -государственные чиновники-учителя в Древнем Риме | дами общественно полезной деятельности. Цель педагогической деятельности - формирование человека, отвечающего требованиям эпохи, в рамках определенного класса, сословия | |||||||
Средневековье | Священники, монахи; - в городских школах и университетах - люди, имеющие специальное непедагогическое образование; - в Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями властителя и родителя; - мастера грамоты | ||||||||
3. | Эпоха индуст- | Специалисты, имею- | Педагогическая профессия ста- | ||||||
Соб- | риального об- | щие профессиональ- | новится массовой, цели и содер- | ||||||
ствен- | щества | но-педагогическую | жание профессионально- | ||||||
но- | подготовку и специа- | педагогической деятельности | |||||||
профес- | лизирующиеся в раз- | обусловлены интересами, целя- | |||||||
сио- | личных направлениях | ми и ценностями правящего | |||||||
наль- | профессионально- | класса, для стран капитализма - | |||||||
ный | педагогической деятельности. Педагоги, учителя, воспитатели, имеющие различный уровень профессионального педагогического образования и осуществляющие профессионально-педагогическую деятельность в различных типах образовательных учреждений | это интересы, цели и ценности буржуазного общества, для стран социалистической ориентации -это интересы пролетариата, а точнее, ценностно-целевые установки правящих социалистических или коммунистических партий. Они варьируются в зависимости от особенностей национальной культуры, темпов общественного развития. | |||||||
Эпоха постин- | Педагоги, учителя, | В современный период при | |||||||
дустриального | воспитатели, имею- | всем многообразии политиче- | |||||||
общества | щие различный уровень профессионально-педагогического образования и осуществляющие профессионально-педагогическую деятельность в различных образовательных учреждениях | ских режимов, национальных культур содержание профессии педагога можно сформулировать как деятельность по созданию условий и оказанию помощи личности в ее разностороннем развитии, формировании общей культуры, адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе и овладении профессией | |||||||
2. Особенности педагогической профессии