Возникновение и становление педагогической профессии.




ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫЕЕ РАЗВИТИЯ

Возникновение и становление педагогической профессии.

Педагогическая профессия как особый социально значи­мый вид человеческой деятельности имеет глубокую и инте­ресную историю своего возникновения и развития. Возник­новение профессии «педагог» обусловлено необходимостью передачи общественного опыта от старших поколений но­вым поколениям, подготовки этих поколений к жизни и труду, что является непреложным условием выживания и развития человеческого общества.

Возникновение педагогической профессии своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была вплетена в трудовую деятельность. По мере усложнения сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода – самые уважаемые и умудренные опытом, образовали первую социальную группу людей – воспитателей. Воспитание стало сферой деятельности и сознания человека. Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Замечено, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающего поколения. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

Уже в наиболее развитых государствах Др. мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал.

В Др. Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Др. Греции – наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане. В Др. Риме – от имени императора назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование.

Задачи, стоявшие перед школой, существенно не менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако передовые мыслители никогда не противопоставляли обучение и воспитание.

В генезисе педагогической профессии можно условно выделить четыре этапа: допрофессиональный, условно про­фессиональный, собственно профессиональный и современный. Охарактеризуем каждый из этапов для того, чтобы яснее выделить характер и специфику профессиональной педа­гогической деятельности, раскрыть объективный харак­тер ее возникновения и существования.

1.1. Допрофессиональный этап

В период первобытности педагогической профессии не существовало, но уже была педагогическая деятельность как важнейшая социальная функция, обеспечивающая жизнеспособность и развитие человеческого общества.

На заре человечества, в эпоху первобытности, обучение и воспитание осуществлялось в форме коллективной спон­танной помощи старших младшим в освоении знаний об окружающем мире с целью выживания. Обучение и воспи­тание, возникнув вместе с человеческим обществом, разви­тием трудовой деятельности, мышления и языка, очень рано выделились в самостоятельную общественную функцию. Каждый член первобытного общества выполнял педагоги­ческие действия в процессе повседневной жизнедеятельнос­ти, причем старшие дети также осуществляли педагогичес­кие функции по отношению к младшим детям. Вместе со взрослыми дети занимались собирательством и охотой, при­ручением диких животных, выращиванием растений, изго­тавливали орудия труда. Детей учили наблюдать за природ­ными явлениями, исполнять ритуальные танцы и песни. Девочки обучались ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми. Жизнь первобытного человека не была легкой, по­этому актуальной задачей являлось воспитание в детях таких качеств, как выносливость, умение переживать поражения и гибель соплеменников. Первобытная эпоха — важный пе­риод развития человеческого общества, который до настоя­щего времени мало изучен. Однако представление о том, что в этот период обучение и воспитание не требовали никаких специальных усилий, педагогического умения, явно оши­бочно. Первобытные люди, как показывают исследования археологов, использовали время досуга, в частности, и для занятий с детьми. Несмотря на скудность сведений о столь далеком времени этнографы свидетельствуют о том, что ар­хаическая педагогическая деятельность первобытных людей была вполне осмысленной, достаточно сложной и разноха­рактерной. Примером тому может служить обряд инициа­ции, целью которого являлась подготовка молодых членов племени к трудовой, общественной и семейной жизни.

На позднем этапе первобытности можно говорить даже о зачатках специально организованной педагогической дея­тельности. Например, чтобы удержать в памяти все богат­ство фольклора, жрецы племен, живших в Но­вой Зеландии изо дня в день часами упражнялись в беско­нечном повторении мифов, родословий, преданий. В каж­дом племени создавались специальные школы — варе вананга (дома знаний), где наиболее знающие люди пере­давали молодым знания и опыт племени, знакомили с его обрядами и преданиями, посвящали в искусство черной магии и колдовство. Юноши проводили в школе многие месяцы, заучивая слово в слово духовное наследие. В варе вананга молодежь обучали также и различным ремеслам, практике земледелия, знакомили с лунным календарем, учили определять по звездам благоприятные сроки начала и завершения земледельческих работ.

С возникновением религии педагогические функции у первобытных народов стали выполнять шаманы, заклина­тели, знахари. С появлением потребности в специализи­рованном обучении вследствие усложнения трудовых опе­раций, общественных отношений и разделения труда выделяются люди, лучшие в своем деле, передающие зна­ния, опыт без отрыва от основной трудовой деятельности.

Вместе с тем нельзя не отметить, что уже на этом этапе элементы обучающе-воспитательной деятельности были рассчитаны не только на трудовую, но и на спонтанную социально-идеологическую подготовку. Взращивание не просто трудоспособных, но и верных членов родоплеменного социума интуитивно осознавалось как насущная по­требность, которая реализовывалась в содержании ритуа­лов и одобряемых формах поведения.

Таким образом, предыстория возникновения педагоги­ческой профессии характеризуется наличием архаичного типа образования. Оно осуществлялось в процессе повседнев­ной общественной (прежде всего, производственной жиз­ни): все без исключения взрослые выполняли педагогиче­ские функции по отношению ко всем несовершеннолетним, а не только к своим детям; воспитательные функции роди­телей и других членов общины тесно переплетались; фи­зические наказания отсутствовали, взрослые уважительно относились к личности ребенка и учитывали его желания. Способ обучения был практически-деятельностным, сло­весные методы воспитания и передачи информации име­ли второстепенное значение. У детей не существовало осо­бого периода подготовки к взрослой жизни, поскольку все необходимые знания, умения, навыки и способности приобретались в ходе непосредственной производственной и других видов общественной деятельности.

1.2. Условно профессиональный этап

С возникновением частной собственности обществен­ное воспитание постепенно уступает место семейному. Главной целью людей, осуществлявших педагогическую деятельность, являлось формирование хорошего хозяина, на­следника. Богатые слои населения стали поручать воспита­ние своих детей образованным рабам и наемным учителям. Наличие наряду с семейным государственных, храмовых и других форм общественного воспитания было общей закономерностью рабовладельческих обществ и важной пред­посылкой возникновения профессиональной педагогичес­кой деятельности.

Изобретение письменности, математической символики привело к радикальным изменениям в способах накопле­ния, хранения и передачи информации, вследствие чего изменились как содержание образования, так и характер педагогической деятельности. Способ образования стал в основном словесно-знаковым, обособленным от производственной и всех других сфер жизни общества.

Именно в этот период выделяется социальная группа людей, занимающихся образовательной деятельностью в особых, приспособленных для этих целей учреждениях, а получение образования стало давать гораздо большие воз­можности участвовать в государственном управлении, ре­лигиозной деятельности, заниматься наукой, искусством.

Таким образом, с возникновением письменности в рабовладельческую эпоху выделяется сословно-кастовая группа людей, владеющих письмом и умеющих ему обу­чать. Обучение становится самостоятельным видом дея­тельности, но реализуется по «совместительству» с дру­гими видами профессиональной деятельности. Возник­новение школ в странах Древнего Востока (первое упо­минание о школе для детей царских сановников встре­чается в египетских источниках, датированных 2500 лет до н.э.) обусловлено повышением статуса и роли учите­ля, профессиональной деятельностью которого стало обучение и воспитание, хотя оно и осуществлялось без специальной профессионально-педагогической подготов­ки. В качестве учителей выступали, главным образом, жрецы, составлявшие привилегированную касту. В этой социальной группе знания передавались как от родите­лей к детям, так и в жреческих школах, существовавших при храмах и в больших городах.

Первоначально условно профессиональная педагогиче­ская деятельность в Древней Греции осуществлялась дидаскалами (от греческого «дидаско» — учу) в школах грам­матистов и кифаристов, а идущего в школу и из школы мальчика сопровождал раб, именовавшийся «педагогом». (по-гречески — детоводитель). В возрасте 13 лет мальчики переходили в палестру, где в течение двух-трех лет зани­мались гимнастикой под руководством педотриба. В Спар­те педономами называли руководителей государственного воспитательного учреждения, которые назначались старейшинами из числа знатных аристократов. В их обязанности входило наблюдение за нравственным поведением и военно-физическими упражнениями воспитанников, а также наказание их за те или иные проступки.

В первой половине II в. до н.э. в Риме возникают грамматические школы, в которых педагоги давали подросткам достаточно широкое по тем временам гуманитарное образование и на этой основе подготавливали их к политической и судебной деятельности. Преподаватели этих школ («грамматики», или «литераты», а затем и риторы), как правило, были широко образованными людь­ми. Вышедшие главным образом из социальных низов, они принимали активное участие в общественной жизни; мно­гие из них добивались значительной известности.

Римская империя стремилась взять под свой контроль все стороны жизни общества, в том числе воспитание и Образование. Юлий Цезарь дал всем учителям право на римское гражданство. Император Веспасиан (9—79 гг. н.э.) назначил риторам ежегодный выплачиваемый государством гонорар. Постепенно грамматики и риторы, а позже и учителя начальных школ становятся государственными слу­жащими. Император Антоний Пий (86—161 гг. н.э.) уста­новил число риторов и грамматиков, полагавшихся каждо­му городу в зависимости от числа его жителей, а для учителей — ряд льгот и привилегий. При императоре Диок­летиане (243—316 гг. н.э.) был введен обязательный состав учителей для каждого типа школ, определены круг их обя­занностей и суммы гонорара. Существовавшие в античную эпоху системы обучения и воспитания имели четкую социальную и идеологиче­скую направленность, что и определяло в целом характер условно профессиональной педагогической деятельности.

В средние века характер условно профессиональной пе­дагогической деятельности в Западной и Центральной Европе находился в полной зависимости от христианской религиозной идеологии, отвергнувшей культурное насле­дие античного мира. В этот период общий уровень образо­вания значительно снизился.

В монастырских школах учителями были монахи, имев­шие склонность к педагогической деятельности. Они при­обретали педагогический опыт самостоятельно и непо­средственно в процессе практической педагогической деятельности. Уроков — коллективной работы всего клас­са с учителем — в средневековой школе не было. Хотя ученики занимались в школе одновременно, но каждый из учеников читал и писал разное: одни лишь начинали заучивание азбуки, другие заучивали слоги, третьи уже начинали читать и т.д. Учитель подзывал к себе учеников по очереди и занимался с ними индивидуально.

По инициативе объединений ремесленников в городах возникают цеховые школы, а по инициативе купечества — гильдейские школы. Цехи, гильдии, а также городское само­управление несли расходы по постройке школьных зда­ний, хозяйственным нуждам, главная же часть платы учи­телям поступала от родителей учеников. Назначение учи­телей и заведующих школами производилось цехами, гиль­диями и городским самоуправлением.

В XII—XIII вв. в Европе возникают университеты, в которых, как правило, преподавателями выступали изве­стные ученые.

Со временем стало недоставать людей, способных выпол­нять роль педагогов. Отказ от индивидуального обучения и переход к классно-урочной системе в школах и к лекционно-семинарской — в университетах позволил преодолеть это ос­ложнение. В результате эффективность образования повыси­лась в десятки раз, значительно снизилась стоимость обуче­ния, повысились его доступность, охват им населения.

В XVI в. создается педагогическая система иезуитов, в которой учителя ставили себе целью укрепление влияния католической церкви, но осуществляли ее новыми сред­ствами, т.е. посредством расширения практики физиче­ского воспитания, улучшенного оснащения школ, широ­кого применения средств наглядности, относительного смягчения дисциплины, расширения содержания образо­вания. Иезуиты впервые осуществили систематическую Подготовку учителей (из числа членов ордена). По оконча­нии образования в иезуитских коллегиумах наиболее на­дежные студенты допускались к преподаванию в млад­ших классах коллегиумов, ведя педагогические дневники. Уроки этих преподавателей и их дневники разбирались на собраниях всех учителей более опытными преподавателя-ми, которые нередко присутствовали на уроках. После не­скольких лет такого пробного преподавания молодые учи­теля заканчивали свою богословскую подготовку и стано­вились преподавателями в старших классах.

Таким образом, в средние века педагогами были свя­щенники, монахи, но в городских школах и университетах Ими все чаще становились люди, получившие специальное непедагогическое образование. Содержанием и целью ус­ловно профессиональной педагогической деятельности было формирование человека, отвечающего требованиям совре­менной ему действительности и морали в рамках опреде­ленного сословия.

1.3. Собственно профессиональный этап

С развитием науки и техники, зарождением капиталистических отношений понадобились люди, владеющие искусством обучать и воспитывать, т.е. возникла потребность в специальной профессионально-педагогической подготовке для осуществления педагогической деятельности. А это потребовало, в свою очередь, создания системы подготовки специалистов в специальных учебных заведениях, что при­вело к возникновению первых учебных заведений по подготовке учителей. На этом этапе педагогическая профессия становится массовой, а сложность и разнохарактерность 'задач, решаемых педагогами, приводит к выделению педа­гогических специальностей и специализаций. Содержание и, цели профессиональной деятельности в этот период обус­ловлены целями и ценностями капиталистического обще­ства и варьируются в зависимости от национальных осо­бенностей культуры, темпов общественного развития, раз­вития науки и в том числе педагогики.

В XVIII в., названном веком просвещения, в сознании общества утверждается мысль о том, что обучение и воспитание являются сознательно-преобразующим фактором развития общества, а человек должен всегда быть целью, а не средством общественного развития. С конца XVIII в. все более усиливается внимание к вопросам обучения и воспитания широких слоев населения, происходит пре­одоление влияния схоластики и сближение содержания образования с жизнью, что, безусловно, влияет на харак­тер профессионально-педагогической деятельности.

В XIX в. развитие фабрично-заводского производства, прокатившиеся по Европе войны, революционные выс­тупления народных масс, национально-освободительные движения сделали неизбежными демократические тенден­ции в области образования. Однако прогресс в этой обла­сти утверждался противоречиво, содержание, методы и характер профессиональной педагогической деятельнос­ти несли четкую печать социально-классовой ограничен­ности.

Глобальные изменения, происходящие в современном мировом сообществе, ставят перед ним все более слож­ные задачи, требующие адекватного реагирования. В усло­виях, когда резко возрастают требования к профессио­нальному мастерству специалиста-педагога, когда важен возможно более высокий уровень развития его личност­ных качеств, в первую очередь, нравственных и интеллек­туальных, необходимо столь же ускоренно двигаться к овладению педагогической технологией, соответствующей постоянно растущим требованиям постиндустриального общества с его быстро развивающимися информацион­ными и социальными технологиями. Так, в начале XX в. немецкий философ Пауль Наторп выдвинул идею интег­рации воспитательных сил общества с целью распростра­нения культуры и просвещения в народе. Он выступил за всеобщую педагогизацию общества и призвал к созданию воспитательных союзов, «союзов граждан», которые мог­ли бы способствовать реализации этой идеи. Появилась социальная педагогика, что, в свою очередь, обусловило появление такой профессии как социальный педагог.

В 20-30-е гг. XX в. получили распространение идеи «об­щинного воспитания» и «общинных школ», первые про­екты которых появились в Великобритании и США. Учи­теля, приверженцы этого направления, осуществляли педагогическую деятельность не в традиционных классных комнатах, а на площадках, в залах для занятий без перегородок. Введено гибкое расписание без традиционных уро­ков и звонков, основным методом обучения становится метод «открывания», а обстановка на занятиях приближается к семейным условиям. В 60-е гг. XX в. «общинное воспитание» рассматривается как средство осуществления социальных изменений в общине, а воспитатель воспринимается в качестве «агента социальных изменений». Для этого периода развития профессионально-педагогической деятельности характерен активный поиск аль­тернативных традиционной школе форм обучения и воспитания. Ярким примером тому может служить деятель­ность педагогов Вальдорфской школы, вся деятельность которой строилась на принципе самоуправления. При от­сутствии в штате такой школы должности директора учи- теля, не являющиеся государственными служащими, осуществляли свою деятельность в достаточно свободной обстановке, не испытывая давления со стороны государства. С утверждением крупного машинного производства про­исходят глубокие качественные изменения в целевых уста­новках профессиональных педагогов. Определяющее значе­ние приобретает распространение естественнонаучных зна­ний, снижается гуманистическая роль образования, на первый план выходит функция профессионализации.

Вторая половина XX в. характеризуется образователь­ным взрывом, небывалым охватом подрастающих поко­лений и всего населения различными формами обучения. Педагогическая профессия становится еще более востре­бованной. Социальный статус педагога, которому довере­но развитие природных способностей человека, его обу­чение и воспитание, весьма возрос в этот период. Перед профессиональными педагогами ставятся все более сложные задачи, среди которых большую актуальность приоб­ретает задача осознания каждым человеком глобальных масштабов человеческой деятельности, формирование у него планетарного мышления, ощущение личной ответ­ственности за будущее человеческой цивилизации.

После Октября 1917 года в странах социалистической ориентации содержанием и целью педагогической деятельности стало формирование человека, преданного идеалам

коммунизма, способного быть квалифицированным и ис­полнительным тружеником.

В современный период при всем многообразии полити­ческих режимов, национальных культур содержание педаго­гической профессии можно сформулировать как деятельность по созданию условий и оказанию помощи личности в ее раз­ностороннем развитии, формировании общей культуры, адап­тации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе и овладении профессией. Педагогика, а вместе с ней и профес­сиональная педагогическая деятельность выходит за рамки школы и детско-юношеского возраста воспитуемых. Суще­ственно расширяется спектр педагогических профессий.

 

      Таблица 1
Этапы становления и развития педагогической профессии  
Этапы Условная Субъекты педагоги- Содержание и направления  
  хронология ческой деятельности педагогической деятельности  
1.Допрофессиональный Эпоха перво бытности   Все члены рода, племени   Обучение и воспитание осуще ствлялось в виде коллективной спонтанной помощи старших младшим   в освоении знаний об окружающем   мире с целью выживания. С возникновением религиозных верований начинает осуществляться воспитание в целях сохранения обычаев ро­да, ритуалов, религиозных культов. Разделение труда по­рождает необходимость пере­дачи знаний, опыта в отдель­ных областях трудовой дея­тельности, что осуществляется непосредственно в процессе этой деятельности  
  Возникновение религии   Знахари, шаманы, заклинатели  
    Разделение труда Опытные, лучшие в своем деле члены ро­да
  2. Эпоха рабо- Сословно-кастовая Обучение становится самостоя-    
  Услов- владения группа людей, вла- тельным видом деятельности,    
  но-   деющих письмом и однако педагогическая деятель-    
  профес-   умеющих обучать ность осуществляется «по со-    
  сио-   письму (ученые- вместительству» с другими ви-    
  нальный   жрецы Месопотамии, Древнего Египта, Ва­вилона, Сирии, Ки­тая); ' - вольнонаемные гра­ждане (педономы, педотрибы, дидаскалы в Древней Греции); -государственные чиновники-учителя в Древнем Риме дами общественно полезной деятельности. Цель педагогиче­ской деятельности - формиро­вание человека, отвечающего требованиям эпохи, в рамках оп­ределенного класса, сословия    
    Средневековье Священники, монахи; - в городских школах и университетах - люди, имеющие специ­альное непедагогиче­ское образование; - в Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями властителя и родителя; - мастера грамоты      
  3. Эпоха индуст- Специалисты, имею- Педагогическая профессия ста-    
  Соб- риального об- щие профессиональ- новится массовой, цели и содер-    
  ствен- щества но-педагогическую жание профессионально-    
  но-   подготовку и специа- педагогической деятельности  
  профес-   лизирующиеся в раз- обусловлены интересами, целя-  
  сио-   личных направлениях ми и ценностями правящего  
  наль-   профессионально- класса, для стран капитализма -  
ный   педагогической дея­тельности. Педагоги, учителя, воспитатели, имею­щие различный уро­вень профессиональ­ного педагогического образования и осуще­ствляющие профес­сионально-педагогическую дея­тельность в различ­ных типах образова­тельных учреждений это интересы, цели и ценности буржуазного общества, для стран социалистической ориентации -это интересы пролетариата, а точнее, ценностно-целевые уста­новки правящих социалистиче­ских или коммунистических пар­тий. Они варьируются в зависи­мости от особенностей нацио­нальной культуры, темпов обще­ственного развития.  
Эпоха постин- Педагоги, учителя, В современный период при    
  дустриального воспитатели, имею- всем многообразии политиче-    
  общества щие различный уро­вень профессиональ­но-педагогического образования и осуще­ствляющие профессионально-педагогическую дея­тельность в различ­ных образовательных учреждениях ских режимов, национальных культур содержание профессии педагога можно сформулиро­вать как деятельность по соз­данию условий и оказанию по­мощи личности в ее разносто­роннем развитии, формирова­нии общей культуры, адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе и овладе­нии профессией    
                   

2. Особенности педагогической профессии



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: