Психологическая детерминация последипломного образования. Личностно ориентированное последипломное образование. Аттестация как фактор стимулирования последипломного образования. Развивающая диагностика и технологии профессионального развития специалистов. Коррекция развития профессиональных деструкции специалистов. Технологии профессионального самосохранения личности.
Тема 9. Педагог как субъект профессионального развития
Психологическая структура профессионально-педагогической деятельности. Функции и содержание профессионально-педагогической деятельности.
Формирование профессионального опыта, ключевых квалификаций и компетенций. Социально и профессионально важные качества. Профессиональные деформации педагогов и психотехнологии их преодоления. Повышение педагогического мастерства. Психологические особенности личности педагога профессиональной школы.
Профессионально-педагогическое общение. Типы межличностного общения: императивное, манипулятивное, диалогическое и личностно ориентированное. Педагогическая рефлексия. Стили общения. Технологии фасилитационного общения.
.
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа.
При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, коммуникативного тренинга, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ
6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям
Примерные темы практических занятий:
Занятие 1. «Психология профессионального образования как отрасль прикладной психологии»
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Задание 1.На основе ознакомления с научными и практическими особенностями психологии профессионального образования и их обсуждения на занятии, студенты самостоятельно заполняют таблицы
Проблемное поле психологии профессионального образования
на разных стадиях профессионального становления личности
табл.1
Стадии профессионального становления | Психологически обусловленные образовательные проблемы |
Оптация | |
Профессиональная подготовка | |
Профессиональная адаптация | |
Профессионализация | |
Профессиональное мастерство |
Особенности психологии профессионального образования
Табл.2
Системо-образующие факторы | Психология профобразования как наука | Психология профобразования как учебная дисциплина |
Цель | ||
Объект | ||
Предмет | ||
Методы | ||
Задачи |
З
Занятие 2. «Методы исследования психологии профобразования »
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Задание 1. На основе ознакомления с исследовательскими методами психологии профессионального образования и их обсуждения на занятии студенты самостоятельно заполняют табл. 1.5. Для каждой задачи исследования обучаемые должны подобрать соответствующие методы и заполнить таблицу по следующей схеме:
1) весьма информативные методики (+ +);
2) информативные методики (+);
3) методики, которые иногда могут применяться (+ –).
Результаты самостоятельной работы обсуждаются на семинаре.
Таблица 1.5
7. Методы исследования психологии профессионального образования
Задача исследования | 8.Название метода | ||||||||||||||||||
Лонгитюдный метод | Корреляционный анализ | Наблюдение | Метод анамнеза | Диагностика проф. обучаемости | Лабораторный эксперимент | Факторный анализ | Биографические методы | Тесты достижений | Опросники интересов | Изучение документации | Естественный эксперимент | Формирующий эксперимент | Анализ продуктов деятельности | Дисперсионный анализ | Тесты специальных способностей | Трудовой метод | Каузометрия | Интервью | |
Описание профессионального становления личности | |||||||||||||||||||
Характеристика профессий | |||||||||||||||||||
Измерение профессионально важных качеств | |||||||||||||||||||
Объяснение профессионального становления личности | |||||||||||||||||||
Коррекция профессионального становления личности | |||||||||||||||||||
Обработка результатов исследования |
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Какие методы психологии профессионального образования относятся к группе праксиметрических методов?
2. Какой метод предполагает многократное систематическое изучение одних и тех же испытуемых в процессе их развития?
3. Какие методы могут быть использованы для изучения содержания профессиональной деятельности?
Занитие 3. «Психологические основы периодизации и становления личности»
Порядок работы
В рамках внеаудиторной подготовки обучаемым предлагается ознакомиться с отечественными концепциями профессионального становления. Студенты самостоятельно заполняют таблицу 2.1. Результаты самостоятельной работы обсуждаются на семинаре.
Таблица 2.1.
Характеристика отечественных концепций профессионального развития
Автор | Критерии выделения стадий профессионального становления | Содержание профессионального развития на каждой стадии |
Климов Е.А. | ||
Зеер Э.Ф. | ||
Маркова А.К. | ||
Митина Л.М. | ||
Фонарёв А.Р. |
.