Ивлиев Ианнуарий, архм. Евангелие от Луки. Богословско-экзегетический комментарий. М, 2019. С. 105-108.




Неделя 18-я по Пятидесятнице.

Порядок чтений, согласно календарю: Лит. – Лк. 17 зач., V, 1–11.

 

Новый русский перевод:

1. Однажды Иисус стоял у Геннисаретского озера, и народ, столпившись вокруг Него, слушал слово Божье. 2. Иисус увидел у воды две лодки, которые принадлежали рыбакам, промывавшим невдалеке сети. 3. Он вошел в одну из лодок, которая принадлежала Симону, и попросил того отплыть немного от берега. Затем Он сел и стал учить народ из лодки. 4. Когда Иисус закончил говорить, Он сказал Симону:

– Отплыви на глубокое место и закинь сети для лова.

5. Симон ответил:

– Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но если Ты так говоришь, то я закину сети.

6. И когда они сделали это, то поймали столько рыбы, что сети начали рваться. 7. Они знаками стали звать на помощь товарищей из другой лодки. Те подплыли, и вместе они наполнили две лодки так, что лодки стали тонуть. 8. Когда Симон Петр это увидел, он пал к ногам Иисуса и сказал:

– Уйди от меня, Господи, ведь я человек грешный!

9. Он сказал так потому, что его и всех, кто вместе с ним ловил рыбу, объял ужас при виде столь обильного улова.

10. Были поражены и товарищи Симона: Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея. Иисус же сказал Симону:

– Не бойся, отныне ты будешь ловить людей.

11. И вытащив лодки на берег, они оставили все и пошли за Ним.

Ивлиев Ианнуарий, архм. Евангелие от Луки. Богословско-экзегетический комментарий. М, 2019. С. 105-108.

В этом рассказе евангелист только частично следует преданию о призвании первых учеников, которое мы находим в его изначальном виде у Марка (Мк 1:16-20 ср. Мф 4:18-22). Если у Марка самым главным для учеников является их абсолютное послуша­ние повелению Иисуса, то здесь рассказывается об обстоя­тельствах встречи с Ним первых учеников, о том, что они слушали Его проповедь и видели чудо, которое Он совершил. В основном же Лука черпает свой материал из особого предания, которое отразилось также в последней главе Евангелия от Иоанна (Ин 21:1-14), где говорится о великом улове рыбы. Но там это происходит не в начале деяний Иисуса Христа, а уже после Его воскресения, во время явления воскресшего Иисуса при море Тивериадском. Надо напомнить, что большое озеро в Галилее известно под тремя названиями: Галилейское море, Тивериадское море и Геннисаретское озеро. Акцент в Евангелии от Иоанна делается на явлении воскресшего Господа, а в Евангелии от Луки - на призвании учеников. И первый призванный Иисусом ученик - Симон Петр. Он становится сотрудником Иисуса, Его помощником, а в будущем - миссионером. К нему лично направлено обетование Христа о «ловле человеков». Так у Луки. В Евангелии от Марка это обетование Христово дается не лично Петру, но всем призываемым ученикам. Но для евангелиста Луки фигура Петра - особенная. В Книге Деяний именно Петр - первый апостол, который после Пятидесятницы засвидетельствовал своей проповедью об Иисусе Христе Воскресшем. Так же Лука подчеркивает готовность людей внимать Вести Иисуса. Слово, которое возвещал через Него Бог (дословно: «слово Бога») - это характерное для Луки словосочетание, он употребляет его в Евангелии че­тыре раза, а в Деяниях апостолов - четырнадцать раз. Ис­тинный источник Вести коренится в Боге, это Его слово возвещается устами Иисуса.

Но обратимся к нашему тексту по порядку. Здесь мы видим некий поворотный пункт в жизни Иисуса. До этого момента Он проповедовал в синагоге. Теперь Он учит на берегу озера. Правда, Он в синагоге снова будет проповедовать; но близится то время, когда дверь синагоги будет для Него закрыта, и местом проповеди для Него станет берег озера или дорога. Он будет во всех местах, где люди будут слушать Его.

Итак, народ на берегу Геннисаретского озера теснится к Учителю Иисусу, чтобы слышать от Него «Слово Божье». То есть Слово Иисуса понимается как Слово помазанного Духом Божьим пророка. Многолюдство теснящего народа вынуждает Его войти в одну из двух стоявших у берега лодок, чтобы поучать народ «Словом Божьим» из лодки. Вместе с Ним в лодке находится Симон и другие рыбаки. Закончив поучение, Иисус обратился к Симону и сказал, чтобы тот отплыл подальше в озеро, где он с помощью прочих находившихся в лодке рыбаков должен закинуть сети для лова. Несмотря на неудачную ночную ловлю, Симон послушно закидывает сеть, так как он уже знает о властной силе Иисуса, который одним своим словом вылечил его тещу. «По Слову Твоему закину сеть», - говорит Симон. При этом он называет Иисуса «Наставник», то есть «старший начальник, покровитель» (Επιστάτης). Так называют Его и прочие ученики (Лк. 8:24-45; 9:33-49; 17:13), в то время как не ученики называют Иисуса просто «Учитель» (Διδάσκαλος). В этом послушании Симона проявляется его личная вера. И награда за веру не замедлила ждать и превосходила все ожидания. Количество пойманной рыбы было столь велико, что невозможно было управиться с сетью и пришлось вызывать на подмогу рыбаков второй лодки. Обе лодки наполнились рыбой так, что они едва не затонули. При этом стоит напомнить, что в ранней церкви, в которой жил и действовал евангелист Лука, ловля сетью рыбы символизировала христианскую миссию, а рыбы символизировали народы ойкумены, вселенной, известного тогда мира. Во всем этом эпизоде проявляется власть и чудотворящая сила Слова Божьего, а также принципиальное значение веры как доверия и послушания по этой вере, послушания Иисусу и Его Слову.

Симон Петр припадает к коленям Иисуса и прежде всего исповедуется перед Ним как грешник: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». Разумеется, в этой исповеди уже сквозит знание истории троекратного отречения Петра, которая изложена в конце Евангелия (Лк. 22:54-62). Тогда Петр «горько заплакал». Да, Петр сознает себя грешником, да и есть таковой. Но смысл-то всей истории в том, что Бог через грешника, через Симона Петра, начинает богатый улов церковной миссии. Случай на Геннисаретском озере образно представляет богатый урожай и богатый улов церкви по причине ее миссионерской проповеди «Слова Божьего», то есть Евангелия, народам всего мира (Деян 4:31; 6:7; 8:14 и так далее).

Симон Петр не выносит близкого присутствия Сына Божьего и просит Его выйти из лодки, удалиться от него, грешника (ср. Ис 6:5). Грех в данном случае - это не какой-то нравственный проступок, а удаленность че­ловека от Бога. Симон сознает свою греховность лишь после встречи с Божественным милосердием, воплощенным в Иисусе. Чудо столь же устрашающе действует на Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, которые здесь впервые упоминаются как «товарищи», то есть помощники Симона Петра (что расходится с преданием евангелиста Марка). В заключение Иисус рассеивает ужас присутствующих словами, сказанными Симону: «Не бойся; отныне будешь ловить человеков». Что значит «отныне» Это означает, что призвание обосновано вот этими словами Иисуса, Его повелением как проявлением Его богоданного могущества. В будущем задача Симона – не рыбачить, а «ловить человеков». Это не меньший труд, чем рыболовство: должны быть предприняты активные усилия, чтобы приобрести людей для Христа и Его «Слова Божьего», открыть им новый смысл жизни и вести их к этому смыслу. При этом «ловить» нельзя понимать отрицательно, в смысле заманивать, насильно вовлекать, отнимать свободу, подчинять. Все это, так сказать, применимо к рыбной ловле, но не к «ловле человеков». Здесь «ловить» понимается как призывк освобождающему следованию за Иисусом, согласно обетованию «Слова Божьего», которое несет миру спасение и жизнь. И вот мы слышим, что рыбаки были так захвачены этим властным обетованием, что «оставили все и последовали за Ним». Это очень важные слова: «оставили все». Призыв Иисуса и «Слово Божье» обладают силой вести людей к полной самоотдаче Богу и Христу Его, могут привлечь к радикальному следованию за Иисусом. Как далее скажет сам Спаситель, «всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:33). «Идти за кем-то» значит не только его сопровождать, но и стать его учеником. Так у Иисуса появились первые ученики.

В отличие от этой истории, иудеи сами выбирали своих учителей. Это они решали, кому следовать и у кого учиться. А в нашем евангельском рассказе Сам Учитель Иисус вызывает четырех рыбаков из их повседневности и увлекает вслед за собой в служение Царствию Божию.

В Ветхом Завете тоже есть образ рыбной ловли, но там творится о том, что Бог пошлет Своих ангелов «выловить» людей для Суда (Иер 16:16; ср. Иез 29:4-5; Ам 4:2). Эта страшная и грозная метафора меняет свой смысл на проти­воположный - радостный. Апостолы тоже будут ловить людей, но для спасения. Теперь же Апостолы будут, образно говоря, ловить людей новой сетью.

Церковь, или пока еще первообщина учеников Иисуса Христа начала своё существование с того момента, когда Он возле Галилейского моря избрал и призвал братьев Симона с Андреем и Иакова с Иоанном следовать за Ним. Итак, в основе существования Церкви лежит призвание, слово Иисуса.

Мы видим, что Иисус вел себя по отношению к Симону и Андрею, Иакову и Иоанну так же, как великий пророк библейских времен (ср. 3 Цар. 19:19-21). Но отличие Иисуса от пророка Илии в том, что Его призыв был столь настоятельным, что Он даже не оставил времени призванным отдать долг любви их ближним. Илия позволил это сделать Елисею. В Иисусе не просто воспроизводится прошлая история. В Нем начинается нечто новое, такое, что не терпит отлага­тельств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: