Вопрос 1. Предмет и метод курса «История менеджмента». Исторический анализ зарождения и развития управленческих идей и подходов.




Лекция № 1

 

Тема :

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МЕНЕДЖМЕНТА.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ И КОНЦЕПЦИЙ

 

Вопросы лекции:

1. Предмет и метод курса «История менеджмента». Исторический анализ зарождения и развития управленческих идей и подходов.

2. Управленческие революции в истории менеджмента.

 

 


Вопрос 1. Предмет и метод курса «История менеджмента». Исторический анализ зарождения и развития управленческих идей и подходов.

Управление различными объектами, в том числе организацией, - это реальная конкретная осознанная деятельность людей по достижению определенных целей, удовлетворению определенных потребностей в каждый конкретно-исторический период. Отсюда следует, что наука управления, изучающая управленческие отношения, является вторичным образованием по отношению к реальной, конкретной управленческой деятельности людей.

История управленческой мысли, в свою очередь, занимается этим вторичным образованием. Она изучает управленческую мысль в ее историческом развитии (в широком смысле), реконструируя прошлое, восстанавливая возникновение и смену мыслей и рассуждений, различные воззрения, взгляды, управленческие теории, переходы в них и логику каждого из этих переходов, раскрывая их необходимый характер.

Причем очень важно отметить, что предметом историко-научной реконструкции является все, что происходило в истории управленческой мысли, т. е. не только то, что вошло в последующее развитие науки, но и то, что было отброшено, оставлено как ошибочное построение. Ведь для истории любой науки, в том числе и управления, важным является не столько хронологическое изложение позитивных результатов науки, сколько выявление причин и на основе этого понимание хода и закономерностей ее развития, что предполагает анализ как достижений научной мысли, так и ее ошибок, неверных ходов и траекторий в развитии.

В силу диалектической связи предмета и метода науки переход к методологическим проблемам истории управленческой мысли позволяет одновременно более конкретно охарактеризовать и ее предмет, который представляет собой не просто совокупность управленческих идей и теорий, а именно их историю. Выяснение смысла этой историчности имеет большое значение в плане как предмета истории управленческой мысли, так и ее методологии.

Анализ зарождения и развития управленческих идей и подходов затрагивает как генезис науки управления, так и развитие управленческих взаимоотношений между людьми в ходе создания и функционирования общественно-хозяйственных организаций. Эти две составляющие, определяющие перспективу развития теории и практики управления, следует рассматривать в неразрывной связи. Хотя в рамках изложения эта связь может проступать неявно, ее всегда следует иметь в виду.

Нельзя сказать, что осмысление проблем управленческой деятельности, поиск и выработка эффективных подходов к ней являются достоянием последних двухсот лет существования западноевропейской культуры. Можно с уверенностью заявить, что теория и практика управления существовала в любой развитой цивилизации.

Часто в явном виде принципы эффективного менеджмента и не формулировались, а присутствовали в символической форме в рамках мифологических, религиозных, юридических или же протофилософских систем. В некоторых культурах проблемы управления осмысливались в явной форме, но письменные свидетельства, дошедшие до нас, не позволяют представить всей полноты утерянных знаний, и главное, не дают возможности понять сам дух, «форму форм мышления».

Древний Восток. Одна из самых ярких управленческих систем сложилась в рамках шумерской культуры, возникшей в Древней Месопотамии. В этом чрезвычайно децентрализованном обществе 4-5 тыс. лет назад произошла так называемая первая управленческая революция, в результате которой родилась принципиально новая система передачи информации - письменность. Деловые отношения развивались настолько бурно, что управленческому слою - жрецам - пришлось выработать способы эффективной реализации многих управленческих функций: ведение деловой документации, бухгалтерский учет, снабжение, контроль, планирование и пр. Активно развивалась и наука, и практика управления.

Почти все сохранившиеся с тех пор памятники культуры носят исключительно прикладной управленческий характер. Так, все знания о религиозных взглядах шумеров получены на основе анализа изображений на печатях, использовавшихся в хозяйственной деятельности для заключения контрактов или подтверждения правильности отчетных сведений.

Анализ сохранившихся артефактов древних культур заставляет серьезно задуматься, обоснован ли тезис о том, что культура является побочным продуктом управленческой деятельности, которая только в последние столетия относительного материального изобилия стала восприниматься как самостоятельная область общественного развития.

В этом памятнике древнейшей письменности зафиксированы сведения об имуществе. Это подтверждает гипотезу о том, что язык возник как своеобразная информационная система управления для оптимизации всех видов управленческой деятельности, в первую очередь координации.

В Шумере как центре древнего управления главная роль принадлежала не науке и искусству, а магии. Следует обратить особое внимание на связь магии и управления, проявлявшуюся не только в шумерской (хотя именно здесь эта связь наиболее очевидна), но и во многих других древних культурах. При подробном рассмотрении этого явления можно увидеть некоторые схожие черты между современным проектным управлением и магическим управлением древности. Управленческая деятельность по своей сути является реализацией, использованием власти. В древности власть имела исключительно сакральный, магический характер. Возможность управления человеком или человеческим обществом не; базировалась ни на профессиональной компетенции, ни на личных качествах, ни на общественном признании. Человек, получивший возможность управлять, обладал некими священными, нисходящими с духовных вершин, полномочиями. Поэтому человек царствующий становился живым носителем целей и задач вверенного ему социума. А сами цели и задачи воспринимались вполне конкретно и очевидно - как цели и задачи, которые необходимо реализовать в рамках данной исторической предметной области. Таким образом, предводитель общества становился не функционером, а своеобразным руководителем проекта по достижению обществом поставленных свыше целей. I

Магия представляет собой деятельность, направленную на установление и реализацию влияния на человека, общество и природу посредством воспроизведения подобий. Основной принцип магии состоит в том, что подобное управляется подобным. Для того чтобы осуществить реальное действие, маг создает модель объекта и путем имитации реального воздействия на эту модель пытается добиться осуществления этого действия в объективной реальности. В проектном управлении модель также служит первоначальным воплощением реальности и имеет особо важное значение.

Естественно, сходство магии и проектного управления довольно условно, так как сами принципы их создания и обращения с моделями существенно отличаются друг от друга. В одном случае они мистические, а в другом - рациональные. Но тем не менее не следует забывать, что корни современной науки уходят в магию.

Другой культурой, в рамках которой управленческая мысль достигла своих высот, был Древний Египет. В отличие от Шумера в Египте сложилась парадигма централизованного управления. Именно в Древнем Египте появились первые университеты управления, в которых готовили менеджеров того времени. Эти учебные заведения назывались домами учения писанию. В Древнем Египте мы видим образцы успешной реализации крупнейших и сложнейших проектов монументально-строительного (великие египетские пирамиды), общехозяйственного (система ирригации) и общественно-политического характера (религиозные реформы Эхнатона).

Судя по реализованным проектам, Египет может служить образцом применения древних аналогов элементов современного проектного управления. Сохранилось достаточное количество свидетельств того, что египтяне при реализации сложных комплексных мероприятий много внимания уделяли их тщательной предварительной проработке, созданию проектов и моделей предстоящей деятельности.

Древний Вавилон стал прямым наследником шумерской культуры и родиной первой выдающейся личности, оставившей свой след в развитии теории и практики управления, - царя Хаммурапи. Хаммурапи создал известный свод законов, который следует рассматривать не столько как культурный, политический или юридический документ, сколько как основу всего государственного управления. Законы Хаммурапи сильно повлияли на подходы к организации государственного управления во многих соседних цивилизациях.

Древняя Греция и Древний Рим. Интересные образцы осмысления управленческой деятельности можно найти в Древней Греции. Древние греки находились под влиянием двух противоречащих систем управления - античной демагогии (демократической - горизонтальной формы общественного управления людьми) и деспотии (централизованной - вертикальной формы управления людьми). Но, как это происходит ив нашей цивилизации, подобная диалектика управленческих систем определялась мыслительными структурами более высокого порядка — «формами форм мышления», которые имели мифологический характер. Эллинистический мир находился под воздействием двух наиболее значимых культов - Аполлона, олицетворяющего организованно-планомерное, централизованное, рациональное начало, и Диониса, бывшего воплощением начала спонтанно-хаотического, децентрализованного, иррационального. На стыке этих двух мировоззренческих подходов развивалась греческая цивилизация, давшая миру и идеальную рациональность геометрии Евклида, и мистику чисел Пифагора, и строгую космогонию Гесиода, и таинственность элевсинских мистерий, и расцвет аполлонических искусств, и безумство дионисийских трагедий. В философском мировоззрении также присутствуют оба этих начала, но со временем произошел постепенный переход от деспотического, вертикально-идеократического стиля к демократическому, горизонтально-социальному. Досократики мыслили властвующее как единое начало, тотально доминирующее над остальными проявлениями жизни. Затем происходит изменение приоритетов. Единое метафизическое властвующее уступает место социально-психологическому властвующему, выражением которого стал тезис «человек есть мера всех вещей». Метафизика Гераклита, Анаксимандра, Фалеса сменяется эти­кой Сократа, агностицизмом и скептицизмом софистов, материализмом и эвдемонизмом Эпикура. Управленческая практика все реже и реже обращается к организационным формам тирании и деспотии'. Окончательно утверждаются демократические идеалы полисного устройства, и вместе с этими идеалами утверждаются соответствующие концепции управления. Динамическое демократическое устройство социальной жизни в Древней Греции приводило к тому, что наиболее очевидными организационными формами становились временные проектные образования, направленные на достижение поставленной цели. Например, в период войны с персами достаточно децентрализованное древнегреческое общество объединилось для организации отпора врагу и справилось с поставленной задачей; в дальнейшем это объединение распалось, сменилось иными политическими и экономическими союзами различных греческих городов-государств.

Тенденции развития древнеримской управленческой теории и практики по своему направлению прямо противоположны древнегреческим.

Развитие цивилизации Древнего Рима шло от горизонтально-демократических форм управления к централизованно-цезаристским (в этом Рим был схож с Древним Египтом) и достигло своего пика в период правления императора Диоклетиана, великого управленца своего времени, заложившего основы всего современного государственного менеджмента. Особым вкладом Древнего Рима в развитие проектного управления может являться выработанный там системный подход к организации административной деятельности. На основе этого подхода была построена эффективная бюрократическая система, мало подверженная личностным, индивидуальным мотивам.

Политическое устройство Древнего Рима предполагало, что занимать государственную должность один и тот же человек может в среднем не более года. И такая бюрократическая система работала, и работала весьма эффективно. Основным ее достоинством было то, что она функционировала исключительно на основе оптимально выстроенной структуры, а не индивидуальных усилий сотрудников.

Не менее грандиозными были архитектурно-строительные проекты, реализуемые в Древнем Риме. В Вечном городе в период его расцвета появились монументальные сооружения, такие, как Пантеон, Колизей, термы Каракаллы, Форум и др.

По территории Римской империи протянулись мощеные дороги, постоянно поддерживавшиеся в хорошем состоянии, акведуки, подводящие питьевую воду в города и являвшиеся центральным звеном городского хозяйства.

Средневековье и Новое время. Средневековая Западная Европа усовершенствовала централистический принцип управления Древнего Рима и создала самую долговечную и, пожалуй, самую совершенную в структурном плане функционально-иерархическую организацию - Римско-католическую церковь, базирующуюся на тех же эффективных принципах системной обезличенности, что и Римская империя.

Наибольшее число проектов средневековой Европы, результаты или сведения о которых сохранились до сегодняшнего дня, как и в древности, являлись строительными и градостроительными (например, средневековые замки, которые представляли собой города в миниатюре). Строительство городов приобрело планомерный, проектный характер

Эпоху Возрождения можно охарактеризовать как период обращения к классической античности. Происходит оживление децентрализованной парадигмы управления, активизация политической борьбы. Известным исследователем проблем управления этого периода является Никколо Макиавелли, определивший в своих произведениях методы и средства управления людьми в сложной политической и экономической обстановке ренессансной Италии. Его известный тезис о том, что цель оправдывает средства, если отвлечься от этической оценки происходящего, можно рассматривать в качестве предвестника целевого подхода в политическом управлении. В общественной среде ренессансных европейских государств даже католической церкви пришлось применить определенные организационные новации в виде создания «проектно-ориентированного» ордена Иезуитов.

В эпоху Нового времени закладываются основы современных государств, постепенно усиливается их влияние на все сферы социальной жизни. Католическая церковь утрачивает свои доминирующие позиции. Управленческие идеалы снова меняются. Абсолютизм, централизм - вот основные направления развития государственного управления той эпохи. Государство становится наиболее развитой и сильной организационной формой общества.

В это же время были заложены технологические и экономические основы для появления новой организационной силы – хозяйственных предприятий. Производственно-технической базой этих организаций стала механизация труда на основе изобретений парового двигателя. Эти решения совершенствовались и в дальнейшем привели к появлению массового серийного производства.

Новейшее время (до середины XX века). Развитие управленческих идей в Новейшее время приводит к становлению современного менеджмента. Следует отметить, что изначально классики современного управления отталкивались от идеалов централизованного, вертикального, функционального управления.

В период первоначального накопления капитала успех зависел исключительно от умения собственника обеспечить порядок внутри своей организации. Управляющие, пришедшие на смену собственникам-капиталистам, поначалу действовали как и их предшественники, так как ничего другого внешняя среда от них не требовала, а сами они не знали каких-либо иных подходов к управлению. Границы системы определялись сложившимися отношениями собственности и контроля.

Кроме того, научный менеджмент складывался в рамках общенаучной парадигмы, которая имела рационалистический, механистический характер, поэтому первый период развития современного менеджмента можно охарактеризовать как механистический, иерархический, вертикальный, централизованный.

В 30-е годы XX века разразился экономический кризис, вызванный несоответствием реалий хозяйственной жизни и применяемых методов управления. К этому времени окончательно сформировался класс менеджеров, который стал определять дальнейшее развитие экономики.

Окончательное изменение экономического порядка происходит в 50-е годы XX столетия во время так называемого менеджмент-бума. В это время теоретики и практики менеджмента усиленно ищут новые подходы к управлению бизнесом. Оказалось, что решение проблем одного только производства еще не обеспечивает коммерческого успеха. Главным становится не то, как произвести товар, а то, как его продать. Поэтому пересматривается вся централизованная, вертикальная концепция управления.

Становится понятно, что успех дела в первую очередь зависит от усилий, направленных за пределы организации. Необходимо умело лавировать на рынке: быстро варьировать ценовыми и качественными показателями продукции, строить эффективные сбытовые сети. Важно грамотно вести конкурентную борьбу и строить выгодные отношения с поставщиками. Но выстроить внешние отношения на основе вертикально властного подхода невозможно.

Поэтому на первый план выдвигается горизонтальный, демократический менеджмент, который переносит во внутренние отношения подходы к управлению, доказавшие свою эффективность в построении внешних отношений. Начинается период развития маркетинга, стратегического управления, управления сбытом и ослабления властной вертикали управления во всех аспектах и проявлениях.

В это время появляются первые горизонтально-ориентированные формы организации деятельности. Во многих отраслях экономики в разных странах начинают применять матричные и проектные организационные структуры; И именно в это время зарождается теория и практика управления, которые в дальнейшем приведут к формированию методологии управления проектом.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: