Цель, принципы, приоритеты национальной стратегии занятости




Стратегия занятости - это система иерархии целей, принципов, задач и этапов формирования эффективного рынка труда, приоритеты и механизмы реализации политики в сфере социально-трудовых отношений с учетом анализа основных тенденций рынка, социально-экономических последствий принимаемых решений, создание нормативно-правовой базы рынка труда и регулирования миграции рабочей силы. Задачей новой стратегии - «стратегии развития» является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели - обеспечение достойного труда, позволяющее гражданину страны реализовать свое конституционное право на труд и обеспечить социальную защиту по оплате и условиям труда.

Главной целью и приоритетом стратегии эффективной занятости должно стать развитие человеческих ресурсов. В качестве основной составляющей новой социальной модели занятости может быть использована концепция флексикьюрити (англ. «flexicurity»). Это пока еще недостаточно широко известное для нашей страны понятие означает сочетание гибкой политики на рынке труда и в сфере занятости с высокой степенью социальной защищенности, иначе говоря, нахождение оптимального баланса между экономической эффективностью и обеспечением прав и гарантий работников.

Концепция «флексикьюрити» базируется на следующих четырех принципах:

договорные отношения между работодателями и работниками, обеспечивающие необходимую гибкость для обеих сторон трудового процесса, и соответствующее им законодательство о защите занятости;

активная политика на рынке труда, стимулирующая мобильность работников (быстрый переход из состояния безработицы к экономической активности);

система образования и переподготовки, способствующая развитию профессиональных навыков работника в течение всего периода его трудовой деятельности и обеспечивающая его адаптивность к быстро меняющимся условиям на рынке труда;

система социальной защиты населения, обеспечивающая необходимую поддержку уровня доходов безработных и экономически неактивных граждан.

Надо отметить, что в последнее время главный уполномоченный орган по вопросам занятости - Министерство труда и социальной защиты РК активно изучает возможности применения этой концепции в Казахстане. Однако, при этом социальная защищенность трактуется как принцип «взаимных обязательств» между гражданами, оказавшимися в ситуации риска, и местными исполнительными органами. Это означает, что государство будет помогать тем, кто готов участвовать в государственных программах. Например, в проектах в рамках «Дорожной карты» или Стратегии индустриально-инновационного развития. Таким образом, предполагается к 2015 году трудоустроить 70 процентов лиц, обратившихся за содействием в уполномоченные органы занятости, что позволит повысить уровень занятости до 94,5 процента. К 2020 году планируется снизить уровень безработицы до пяти процентов.

Другой новацией является поощрение государством работодателей, которые будут заниматься подготовкой и переподготовкой кадров. Привлечение работодателей в качестве социальных партнеров предполагает уточнение, а в отдельных случаях и разработку новых профессионально-квалификационных требований к специалистам, которые будут положены в основу профессиональных стандартов. Предполагается, что к 2020 году доля высококвалифицированной рабочей силы в составе занятого населения увеличится до 50 процентов.

Намечены и основные этапы формирования нового типа занятости: разработка Программы занятости населения (2010 г.); проекта Закона РК «О занятости населения» (2011-2012 гг.); создание единой автоматизированной информационной системы Рынок труда (2009-2011 гг.) и проекта генеральной схемы (баланса) создания рабочих мест и кадрового обеспечения (на базе Карты индустриализации) (2011-2012 гг.).

Важным шагом в этом направлении должна стать реализация принятой Правительством РК в 2011 году государственной программы «Занятость-2020», основные усилия которой направлены на обучение и помощь в трудоустройстве самозанятого, безработного и малообеспеченного населения на рынке труда; содействие развитию предпринимательства на селе и повышение мобильности трудовых ресурсов. К 2015 году мерами, предлагаемыми новой программой занятости, предполагается охватить до 1,5 млн. человек, что позволит снизить уровень бедности до 6% (с 8,2%), а уровень безработицы до 5,5%.

В целом, положительно оценивая намеченные мероприятия нельзя не отметить значительное отставание этих процессов от требований сегодняшней экономики. Особую обеспокоенность вызывает ориентация программы «Занятость-2020» преимущественно на экстенсивный тип развития и на решение краткосрочных задач. Это означает, что переход страны на индустриально-инновационный тип развития может столкнуться с невозможностью ее реализации вследствие отсутствия условий для использования и развития имеющегося кадрового потенциала.

Конечно, универсальной стратегии занятости не существует. Но любая выбранная стратегия должна корректироваться в зависимости от результатов деятельности, а стратегические решения следует глубоко продумать, хорошо обосновать, а действия - детально спланировать. Под стратегией развития занятости понимается система согласованных мер по воспроизводству, регулированию, обмену и использованию рабочей силы, направленных на повышение эффективности труда и отдачи совокупного трудового и интеллектуального потенциалов.

Приоритетами новой стратегии занятости могут стать следующие направления:

Совершенствование институционально-правовой базы. Объектом законодательного регулирования должна стать занятость в целом, а не только регистрируемая безработица, ориентироваться надо на повышение эффективности занятости, требуется равное внимание к спросу на труд и его предложению. Необходимо срочно принять кодекс законов о занятости, который бы охватывал все ее сферы, определил формы участия и меру ответственности за решение проблем занятости всех причастных субъектов общества.

Проведение работы по идентификации самозанятого населения в рамках неформальной экономики Казахстана и сопоставление с международной практикой, включая определение правового и социально-экономического статуса самозанятых и их отраслевого профиля, а также выявление доступа этой категории к услугам системы социального обеспечения.

Направление усилий республиканских и местных исполнительных органов на решение проблемы самозанятости населения за счет более активных мер по возрождению, развитию и инновационному обновлению производства в промышленных и аграрном секторах, в депрессивных регионах, развитие малого и среднего предпринимательства.

Создание условий для эффективной системы учета, отчетности и контроля занятости населения, преодоление стихийности в развитии рынка труда, координация решений по регулированию рынка труда с учетом состояния региональных рынков, состояния социальной инфраструктуры и прежде всего рынка жилья.

Принятие мер по недопущению нелегальной трудовой миграции, использование возможностей перелива рабочей силы и формирования общего рынка труда в рамках Таможенного Союза.

Развитие и поощрение научных исследований по наиболее актуальным проблемам создания эффективного рынка труда и регулирования миграции рабочей силы.

Эти меры могли бы обеспечить повышение эффективности занятости населения, снижение безработицы, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, предоставление социальных гарантий гражданам в области труда, медицинского страхования, получения профессионального образования, соблюдение ряда других социальных стандартов и нормативов.

 


 

Заключение

 

Рынок труда, подчиняется в целом законам спроса и предложения и представляет собой рынок особого рода, который имеет существенные отличия от других товарных рынков. На рынке труда регуляторами являются не только микро- и макроэкономические факторы, но и многие факторы социального и социально-психологического характера.

В отраслевой структуре рабочей силы, прослеживаются следующие изменения: сокращение численности занятых в сельском хозяйстве и увеличение их в сфере услуг. В профессиональной структуре рабочей силы преобладает категория работников умственного труда. Численность работников физического труда сокращается. Численность экономически активного населения во 2 квартале 2012 года составила 9 млн. человек

Безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. В зависимости от причин возникновения безработицы выделяют несколько ее типов: структурную, циклическую, естественную, фрикционную, сезонную, скрытую и др. В среднем уровень безработицы на 2011 год в Казахстане составляет 5,4% от численности рабочей силы, а на сентябрь 2012 года уровень безработицы составил 5,3%.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимают службы занятости. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В их функции входят регистрация безработных, их трудоустройство, изучение конъюнктуры рынка труда, тестирование, профессиональная ориентация и переподготовка безработных, выплата пособий.

Задачей новой стратегии - «стратегии развития» является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели - обеспечение достойного труда, позволяющее гражданину страны реализовать свое конституционное право на труд и обеспечить социальную защиту по оплате и условиям труда.

Список использованной литературы

рынок национальный занятость труд

1) Данные с сайта Министерства труда и социальной защиты Р.К. https://www.enbek.gov.kz

2) Данные Агентства по статистике РК. - https://www.stat.kz

3) «Тенденции формирования современного рынка труда в РК», Лучанинова, 2003 г.;

4) «Социально-экономическая статистика: учебник для вузов», под. ред. Б.И. Башкатова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002, с. 221-261

) «Рынок труда» - под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. - М.: «Экзамен», 2000 г. - 562 с.

) «Регулирование социально-трудовых отношений и занятости населения» - Пошевнев Г.С. Новосибирск: СибАГС, 2008. - 304 с.

) «Регулирование рынка труда и занятости человеческих ресурсов РК в условиях глобализации», Татибеков, Алматы, 2006 г.

8) «Основные индикаторы рынка труда» и Руководство по использованию системы основных индикаторов KILM. Международная Организация Труда, Женева, 1999 г.,

9) «Занятость и рынок труда в переходной экономике, теория и практика» Белокрылова О.С., Заиченко А.А., г. Ростов-на-Дону, 1998 г.;

10) «Flexicurity, или как обеспечить сочетание гибкости и защищенности на рынке труда» // Человек и труд. Варшавская Е. - 2007. - №10. - С. 26.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: