Этапы становления рынка труда в Казахстане. Анализ современного состояния рынка труда




рынок национальный занятость труд

Казахстан добился за последнее десятилетие значительного прогресса в трансформировании своей экономической системы. Комплексная программа реформ, осуществляемая с момента обретения независимости Казахстаном в 1991 году, привела к значительным результатам.

В результате позитивных сдвигов, имевших место в реальном секторе экономики, произошли заметные сдвиги на рынке труда. Занятость населения стала формироваться под влиянием спроса и предложения на рынке труда. В первые годы переходного периода ситуация на рынке труда характеризовалась снижением численности занятого населения. Начало подъема экономики дало новый импульс занятости.

Начиная с 1996 г., наблюдалась стабилизация на рынке труда, уменьшение простоев на производстве, более полное вовлечение в производство работников, находящихся вынужденных отпусках или работающих в режиме неполного рабочего дня.

С 1999 г. отмечается стабильное увеличение численности занятого населения и снижение уровня безработицы.

В 2004 г. в экономике было занято 1766 тыс. человек, что больше чем в 1999 г. на 1060 тыс. человек (или 17,3%).

За 1991-2003 гг. численность экономически активного населения в целом сократилась на 0,8% и составила 7,7 млн. в 2003 г., но уже в 2004 г. эта цифра выросла до 7,823 млн. и превысила показатели 1999 г.

января 2001 года был принят закон Республики Казахстан «О занятости населения». Данный Закон регулирует правовые, экономические и организационные отношения в сфере занятости населения.

По данным Агентства по статистике РК в 2009 году 23,0% занятого населения работало в государственном секторе, 74,5% - в частном секторе и 2,5% в собственности других государств, их юридических лиц и граждан. Отраслевое распределение занятых за этот же период выглядело следующим образом: сельское, лесное и рыбное хозяйство - 18,9%, промышленность и строительство - 18,9% и сфера услуг - 51,7%.

В ноябре 2010 года численность безработных составила 483,5 тыс. человек, уровень безработицы - 5,6%. Численность лиц, зарегистрированных в органах занятости в качестве безработных, составила 55,1 тыс. человек или 0,6% к численности экономически активного населения. Уровень скрытой безработицы составил 0,5% от экономически активного населения.

Вместе с тем, данные, приводимые органами государственной статистики о числе работающих, не в полной мере отражают объективную картину занятости в стране. Причиной тому служит отсутствие четкого механизма системы учета, отчетности, законодательной базы, мер стимулирования и ответственности для хозяйствующих субъектов за сохранения, увеличение и сокращение рабочих мест, обоснованности проводимых сокращений и т.д.

В различных сферах экономики Казахстана в 2011 г. были заняты 8,3 млн человек, или 67,8% от населения в возрасте от 15 лет и старше. Их численность по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 187,4 тыс человек (на 2,3%). Более половины занятых (4,3 млн человек) - мужчины, 48,8% (4,0 млн человек) - женщины. Об этом сообщает Агентство РК по статистике.

Численность наемных работников в 2011 г. составила 5,6 млн человек, или 67,2% от общего числа занятых в экономике. По сравнению с 2010 г. увеличение составило 172,0 тыс человек (на 3,2%). Среди занятого населения число самостоятельно занятых составило 2,7 млн человек, или 32,8%.

Численность безработного населения в 2011 г. составила 473,0 тыс. человек, это на 23,6 тыс человек (на 4,7%) меньше, чем в предыдущем году. Уровень безработицы сложился в 5,4% (в 2010 г. - 5,8%). Доля безработных мужчин составила 43,3%, женщин - 56,7%.

В общем числе безработных доля молодежи (в возрасте 15-24 лет) в 2011 году составила 12,2%, или 57,9 тыс человек. Уровень молодежной безработицы сложился в 4,6% (в 2010 г. - 5,2%).

Официально на конец 2011 г. в органах занятости Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан зарегистрированы 36,6 тыс. безработных. Доля зарегистрированных безработных составила 0,4% от экономически активного населения (в 2010 г. - 0,4%).

По оценке, в июле 2011 г. уровень скрытой безработицы составил 0,4% от экономически активного населения.

Численность экономически активного населения в возрасте 15 лет и старше во II квартале 2012 г. составила 9,0 млн. человек, что на 3,8% больше, чем в соответствующем периоде 2011 года. В экономике республики были заняты 8,5 млн. человек, или 68,1% от населения в возрасте 15 лет и старше. Их численность по сравнению со вторым кварталом предыдущего года увеличилась на 322,3 тыс. человек (на 3,9%).

Основные индикаторы рынка труда в Республике Казахстан во II квартале 2010-2012 гг.

  Население в возрасте 15 лет и старше
  II квартал I кв. 2012 г.
  2010 г. 2011 г. 2012 г.  
Экономически активное население, тыс. человек 8620,4 8671,4 8999,8 8941,0
Уровень экономической активности населения, % 71,2 71,7 71,9 71,4
Занятое население, тыс. человек 8116,5 8204,4 8526,7 8462,5
Уровень занятости, в% к:        
населению в возрасте 15 лет и старше 67,1 67,8 68,1 67,6
экономически активному населению 94,2 94,6 94,7 94,6
Наемные работники, тыс. человек 5383,3 5496,7 5810,4 5759,4
доля в численности занятого населения, % 66,3 67,0 68,1 68,1
Самостоятельно занятые, тыс. человек 2733,2 2707,7 2716,3 2703,1
доля в численности занятого населения, % 33,7 33,0 31,9 31,9
Безработное население, тыс. человек 503,9 467,0 473,1 478,5
Уровень безработицы, % 5,8 5,4 5,3 5,4
Безработные в возрасте 15-24 лет, тыс. человек 68,2 53,9 49,1 54,2
Уровень молодежной безработицы, % (в возрасте 15-24 лет) 5,2 4,5 3,8 4,2
Уровень долгосрочной безработицы, % 2,2 2,0 2,5 2,6
Экономически неактивное население, тыс. человек 3478,7 3427,6 3520,4 3580,5
Уровень экономической неактивности (пассивности) населения, % 28,8 28,3 28,1 28,6

 

Основная доля работающих по найму была занята в организациях (предприятиях) - 81,5% (4,7 млн. человек). Численность самостоятельно занятых лиц составила 2,7 млн. человек. Значительная часть самостоятельно занятых лиц осуществляла свою деятельность в сельском хозяйстве (56,9%), а также сфере торговли (22,8%), по оказанию транспортных услуг (6,4%) и в строительстве (5,7%).


 

Занятое население по статусу занятости и полу во II квартале 2012 г.

  Всего в том числе
    мужчины женщины
  тыс. человек удельный вес, % тыс. человек удельный вес, % тыс. человек удельный вес, %
Занятое население, всего 8526,7 100,0 4383,7 100,0 4143,0 100,0
Наемные работники 5810,4 68,1 2984,0 68,1 2826,4 68,2
в том числе занятые:            
в организации (предприятии) 4734,9 81,5 2414,4 80,9 2320,5 82,1
у отдельных физических лиц 725,7 12,5 355,0 11,9 370,7 13,1
в крестьянском (фермерском) хозяйстве 349,8 6,0 214,6 7,2 135,2 4,8
Самостоятельно занятые 2716,3 31,9 1399,7 31,9 1316,6 31,8
в том числе:            
работодатели 182,1 6,7 124,4 8,9 57,7 4,4
самостоятельные работники 2467,7 90,8 1235,6 88,3 1232,1 93,6
члены кооператива 26,7 1,0 16,8 1,2 9,9 0,7
помогающие (неоплачиваемые) работники семейных предприятий 39,8 1,5 22,9 1,6 16,9 1,3

 

Высшее и среднее профессиональное (специальное) образование имели 5,5 млн. человек, это 64,6% от занятого населения. Доля занятых женщин, имеющих высшее и среднее профессиональное образование выше, по сравнению с мужчинами.

Занятое население по уровню образования и полу во II квартале 2012 г.

  Всего в том числе
    мужчины женщины
  тыс. человек удельный вес, % тыс. человек удельный вес, % тыс. человек удельный вес, %
Занятое население, всего 8526,7 100,0 4383,7 100,0 4143,0 100,0
из них имеют образование:            
высшее 2543,6 29,8 1163,8 26,5 1379,8 33,3
незаконченное высшее 256,5 3,0 120,2 2,8 136,3 3,3
среднее профессиональное (специальное) 2709,8 31,8 1385,6 31,6 1324,2 32,0
начальное профессиональное 642,8 7,5 409,4 9,3 233,4 5,6
среднее общее 2189,3 25,7 1202,4 27,4 986,9 23,8
основное 163,6 1,9 91,7 2,2 71,9 1,7
начальное 21,1 0,3 10,6 0,2 10,5 0,3

 

Численность безработных (лиц в возрасте 15 лет и старше, которые не имели доходного занятия, активно его искали и были готовы приступить к нему) во II квартале 2012 г. составила 473,1 тыс. человек и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 6,1 тыс. человек или на 1,3%. Уровень безработицы сложился в 5,3% (во II квартале 2011 г. - 5,4%).

 

Уровни безработицы в 2010-2012 гг., в процентах

 

Доля безработных мужчин во II квартале текущего года составила 39,1%, женщин - 60,9%. Численность безработных женщин сложилась в 288,0 тыс. человек, что на 102,9 тыс. человек (на 55,6%) больше числа мужчин.

 

Безработное население по полу и возрасту во II квартале 2012 г.

  Всего в том числе
  тыс. человек уровень безрабо-тицы, % мужчины женщины
      тыс. человек уровень безрабо- тицы, % тыс. человек уровень безрабо- тицы, %
Безработные, всего 473,1 5,3 185,1 4,1 288,0 6,5
из них в возрасте, лет:            
15-24 49,1 3,8 19,1 2,8 30,0 5,0
25-29 93,4 6,6 43,7 5,9 49,7 7,4
30-34 84,1 5,9 33,2 4,6 50,9 7,2
35-39 60,1 5,9 20,3 4,0 39,8 7,7
40-44 47,2 4,6 16,8 3,3 30,4 5,9
45-49 44,5 4,4 17,2 3,5 27,3 5,2
50-54 54,6 5,5 15,0 3,1 39,6 7,8
55-59 32,8 6,0 12,5 4,9 20,3 6,9
60-64 7,3 3,2 7,3 4,8 - -

 

Во II квартале 2012 года в общем числе безработных доля молодежи (в возрасте 15-24 лет) составила 10,4%, или 49,1 тыс. человек. Уровень молодежной безработицы сложился в 3,8% (во II квартале 2011 г. - 4,5%).

Преимущества и недостатки рынка труда.

Что же дает нам рынок труда? Он ускоряет и облегчает процесс согласования личных, коллективных и общенародных интересов при размещении труда, придает необходимую гибкость организованному на плановой основе процессу формирования пропорций подготовки и распределения рабочих и специалистов, способствует повышению эффективности за счет рационального размещения работников по отраслям хозяйства и сферам производства. Важно отметить и то, что рынок труда выполняет функцию связующего звена между ее формированием (подготовкой) и использованием. Благодаря рынку происходит более обоснованный выбор людьми профессий в соответствии с их способностями и желаниями с учетом общественных потребностей, выбирается правильность заданных планом пропорций подготовки.

Кроме того, рынок труда является рыночным рычагом регулирования индивидуальных доходов, приближение их к собственно необходимому уровню с учетом квалификации работников и дефицитности профессии. Он опосредует движение моделей к лучшим условиям оплаты труда и индивидуального воспроизводства постольку, поскольку в новых условиях возникает экономическая состязательность первичных хозяйственных звеньев и конкуренция сфер занятости за привлечение лучших работников. Рынок труда становится так же одним из средств оптимизации потоков ее распределения и перераспределения в народном хозяйстве, необходимым звеном в хозяйственном механизме. Он позволяет управление экономикой на плановой основе с действием стоимостных рычагов. В то же время рынок труда - явление чрезвычайно сложное и противоречивое.

Исходным условием рынка труда служит организация оперативного изучения и анализа спроса на рабочую силу и предложение рабочих мест со стороны государственных и частных предприятий, а также выявление ориентаций населения при выборе сферы занятости и места работы. Для регулирования рынка труда в Казахстане необходимо широко использовать финансово-кредитные рычаги, приводить взвешенную политику распределения средств производства. Необходима также система государственного контроля за правильностью и полнотой учета доходов, получаемых от хозяйственной деятельности во всех секторах экономики гибкого их налогообложения, которая предотвратила бы возможность неоправданного обогащения любых производителей за счет потребителя, с одной стороны и ущемления интересов труженика и стимулов к труду у работников государственных предприятий и учреждений, арендаторов индивидуального сектора хозяйства - с другой.

Следует отметить еще одну важную функцию рынка труда. Он призван обеспечить экономизацию производства и занятости в государственном секторе, способствовать выделению в сферу обращения избыточных внутрипроизводственных резервов рабочей силы.

За последние пять лет произошли радикальные сдвиги в общественно-политической и экономической жизни страны. Курс проводимых реформ кардинально преобразил социально-трудовую сферу. Свершилась подлинная революция в занятости, а вместе с ней резко изменились общественные условия труда миллионов людей.

Сейчас с определенной долей уверенности можно утверждать, что переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя трудятся на предприятиях и в организациях частнокорпоративного типа.

Постепенно из государства заводов-гигантов Казахстана превращаются в страну мелких и средних предприятий, где люди работают не по плану, а по расчету, выживая вместе с ними в самых сложных ситуациях переходного периода.

Возрастает роль и усложняются функции территориальных центров занятости населения. Они должны вести учет резервов рабочей силы на территориальном уровне, аккумулировать всю информацию о свободных рабочих местах и вакантных должностей, информировать жителей о потребностях государственных предприятий другим нанимателям в рабочих определенных профессий и специалистах, содействовать устройству их на подходящую работу. Эти центры призваны также организовывать профессиональную ориентацию и переобучения с учетом реального спроса и возможностей трудоустройства, выявлять размеры нехватки рабочих мест, выступать инициатором создания общественных работ в условиях необходимости, оказать содействие в обеспечении работой слабо защищенных социальных групп трудоспособного населения, оказывать социальную поддержку при временной вынужденной незанятости, вести обмен информацией в условиях занятости в других регионах и республиках. Сложилось и многообразие функции определяет необходимость укрепления материальной базы службы трудоустройства, улучшение ее кадрового и финансового обеспечения.

Переходная экономика испытала бум маргинальной безработицы, когда десятки тысяч бомжей и других обитателей «диа» общества появились на официальном рынке труда. Регистрация безработных представила им возможность легализации, они впервые получили социальный статус, а также право на труд в соответствии с законом о занятости, включая профессиональное обучение и трудоустройство на подходящую для них работу. Но самое главное социальные гарантии (пособие и материальное пособие).

После официального признания безработицы в нашей стране большое внимание стало уделяться приоритетам политики на рынке труда.

Поскольку сложившимся представлениям о формах проводимой на рынке труда политики (особенно активной) присуща неопределенность, рассмотрим более подробно не только их содержание, но и эффективность, но и средства финансирования.

Расходы фонда занятости можно сгруппировать по четырем направлениям.

. Средства, расходуемые на пособия по безработице, это принято называть пассивной политикой.

. Средства, идущие на переподготовку и общественные работы. Является обязательными для государственной службы занятости.

. Средства, направленные, на финансовую поддержку, приобретение ценных бумаг и прочие расходы. Объединяет название формы, то что они не гарантированы законом. При этом расходы принято относить к активным формам политики на рынке.

. Средства, предназначенные для развития служб занятости. Переход к рыночной экономике связан с формированием рынка труда, проведением государственной политики занятости, призванной смягчить последствие такого сложного явления как безработица. И хотя в Казахстане она приобрела массовый характер, даже поверхностный анализ состояния рынка труда позволяет сделать вывод том, что избежать осложнений в области занятости пока не удается.

Факторы, которые могут способствовать огромному высвобождению рабочей силы:

• спад производства, вызванный в основном разрывом хозяйственных связей;

• искусственно созданная неплатежеспособность предприятия;

• резкое сокращение государственных капиталовложений и отсутствие средств для инвестиций у абсолютного большинства юридических и физических лиц;

• частная остановка экологических производств;

• сокращение численности вооруженных сил;

• конверсия военного производства;

• изменение форм собственности;

• усилие миграционных процессов и т.д.

По оценкам экспертов, часть потерявших работу трудящихся может уйти на пенсию, в сферу услуг; определенная доля вольется в теневую экономику. Отдельные граждане будут пытаться найти временную работу за рубежом. Многие перейдут в сферу сельского хозяйства. Расширяются возможности применения рабочей силы в топливно-энергетическом комплексе и на общественных работах. При создании государствами соответствующих условий (в частности при предоставлении беспроцентного кредита для занятия предпринимательской деятельностью, иных льгот) значительное число высвобождаемых граждан смогут заняться индивидуальной трудовой деятельностью, т.е. сами обеспечат себя работой.

Существенное давление на рынок труда оказывает резко усилившаяся миграция населения, что вызвало политическую нестабильность во многих странах СНГ, а также и в Казахстане.

Что, необходимо сделать, чтобы сложить происходящие процессы?

Первое. Должны быть разработаны конкретные адресные программы структурной перестройки экономики. При этом государствам следует побеспокоится о судьбе миллионов тружеников, работающих на остановившихся и перепрофилируемых предприятиях, обеспечить их переквалификацию, помочь если потребуется, в смене места жительства, содействовать в трудоустройстве.

Второе. Необходима быстрейшая разработка и принятие к реализации государственных программ занятости. При этом следовало бы обратить внимание на три направления:

• прямые инвестиции в общественную инфраструктуру. Здесь в виду имеется создание сети дорог, коммуникаций, транспорта и т.п. Без этого невозможно развитие рыночных отношений, а значит и создание новых рабочих мест;

• формирование условий, стимулирующих частные инвестиции, развитие малого бизнеса, самозанятости населения;

• прямые и косвенные меры по обеспечению занятости подготовка и переподготовка кадров.

Третье. Нельзя допустить развала единого экономического пространства.

Подводя итог, можно сказать следующее: преимущество рынка труда то, что он ускоряет и облегчает процесс согласования личных и коллективных, общенародных интересов при размещении труда, придается гибкость формированию и распределению рабочих и специалистов. Рынок труда является связующем звеном между ее подготовкой и использованием. Благодаря рынку труда происходит более обоснованный выбор людьми профессий в соответствии с их способностями и желаниями.

Все эти преимущества имеют место и сейчас в наше время. Они помогают людям в выборе профессий. Рынок труда обеспечивает экономизацию производства и занятости в государственном секторе.

Недостатками рынка труда является то, что с перехода к рыночной экономике в Казахстане почти все предприятия переходят на частную основу. И в связи с этим из-за не состояния оплачивать заработанные деньги, идет резкое сокращение рабочей силы, с этим и связан спад производства.

Все преимущества и недостатки рынка труда позволяют нам понять как функционирует рынок труда у нас в Казахстане. После всех этих признаков можно перейти и к такому понятию, как инфраструктура рынка труда, где она является формой и методом обеспечения занятости населения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: