Изящество и разнообразие фактуры. Ясность, прозрачность; гибкая, подвижная ритмика.




В соч. С.-С. господствуют светлая поэтич. лирика, настроения радости, бодрости, рождаемые экспрессивной динамикой движения, сочные жанровые зарисовки, умиротворённая созерцательность, благородная патетика, сдержанный драматизм. Характерно сочетание живого импульсивного темперамента с уравновешенностью. Образы героич. подъёма, тревоги, смятения, печали - относительно редки. По своей природе иск-во С.-С. объективно, логично и ясно, интеллектуальное начало в нём часто превалирует над эмоциональным. Для стиля композитора типичны песенно-декламац. склад тематизма, широкое использование фольклорных интонаций и жанров, танц. ритмов. Произв. С.-С. отличают мелодич. насыщенность, бесконечно изменчивая, гибкая, подвижная и упругая ритмика (сильнейшая сторона его музыки), изящество и разнообразие фактуры. Он часто обращался к полифонич. приёмам; гармония его - в основном классическая. Соч. С.-С. свойственно сочетание свободного построения с логической стройностью и законченностью композиции в целом. Синтез классических и поэмных принципов формообразования, обращение к монотематизму характерны для ряда его произв. циклич. формы (напр., 3-я симфония, 4-й фп. концерт). Оркестровку С.-С. определяют типичные для франц. школы ясность и прозрачность колорита. Композитор в совершенстве владел тембровыми ресурсами оркестра, выразительными и виртуозными возможностями солирующих инструментов.

"Интродукция и Рондо каприччиозо "

Непосредственным поводом созданию этой блестящей концертной пьесы послужило знакомство композитора с искусством Пабло Сарасате. Знакомство Сен-Санса с выдающимся испанским скрипачом-виртуозом состоялось четырьмя годами ранее(в 1859г). Сарасате было в то время 15 лет, и за его плечами было уже 7 лет активной концертной деятельности. Потрясённый искусством юного виртуоза, композитор создаёт по его просьбе 1-ый концерт для скрипки с оркестром, а через 4 года и «Интродукцию и рондо-каприччиозо» - в этом произведении можно услышать нечто испанское, т.к.создавалось для исполнителя-испанца.

"Испанская симфония" Лало

Эдуар Виктуар Антуан Лало (фр. Édouard-Victoire-Antoine Laló; 27 января 1823, Лилль — 22 апреля 1892, Париж) — французский композитор. Ввел испанскую тематику, впоследствии характерную для французской музыки.Испанская симфония для скрипки с оркестром Эдуарда Лало была написана в то же время, что и «Кармен» Бизе, и стала одним из первых французских произведений, в которых был бы проявлен интерес к испанскому фольклору и танцевальным ритмам ("Кармен" была представлена публике через месяц после симфонии).Симфонию отличают богатство и своеобразие ритмики, красочность гармонических средств, колоритность инструментовки.

Сам композитор назвал своё произведение «Симфонией», но во многих энциклопедиях это произведение называют концертом-сюитой.

Часть I

Первая часть Симфонии написана форме сонатного allegro с элементами рондальности. Форма характерна для первых частей сонатно-симфонического цикла. Яркий характер тематизма говорит явно в пользу «концертной версии».О концертности произведения так же свидетельствуют многочисленные виртуозные пассажи у скрипки и противопоставление сольного инструмента оркестру. Нельзя не упомянуть смешанный тип фактуры, в которой оркестр очень часто воспринимается именно как аккомпанемент (аккордовое сопровождение), но есть и полифонические элементы, где оркестр противопоставляется сольному инструменту. Это характерно именно для концертов. В части нет двойной экспозиции и каденции. Часть написана в сонатной форме. О сюитности может говорить разве что ярко выраженный национальный колорит произведения. Открывается Симфония фанфарными звуками вступления, которые в дальнейшем будут звучать в том или ином виде на стыке всех тем этой части, что придаёт части некоторую рондальность. Сразу же во вступлении звучит скрипка solo, затем в сопровождении оркестра (аккордовое сопровождение). Уже в первом скрипичном соло благодаря характерному ритмическому рисунку слышен национальный испанский колорит.

Части II и III. Эти части имеют одну и ту же функцию – функцию интермеццо.. Функция интермеццо характерна для частей симфонии, но никак не для концерта и тем более не для сюиты. Во внимание бросаются названия частей: Скерцандо и Интермеццо, что уже говорит об их характере. Функция интермеццо характерна для частей симфонии, но никак не для концерта и тем более не для сюиты. Так же в этих частях можно обнаружить интонационно-ритмическое родство между собой и первой частью, что тоже характерно именно для симфонии, а для сюиты не характерно вовсе. Виртуозные пассажи и лидерство солирующего инструмента свидетельствует о концертности произведения. А о принадлежности к сюите говорит только испанский колорит и народные, танцевальные интонации. Скерцандо написано в нестандартной форме, ближе всего она к сложной трёхчастной. Часть написана тональности G-dur. Темп части – Allegro molto – быстрый темп, нехарактерен для концерта (обычно средние части концертов пишутся в медленном или в умеренном темпе). Начало части – типичное романтическое оркестровое scherzo: подвижный темп, отрывистый, короткий штрих, характерный трёхдольный размер. Вступление скрипки solo – фанфарный скачок на квинту вверх – это интонационное объединение частей, которое характерно для симфонии. Две оркестровые темы вступления служат фотоном для развития мелодических образов у скрипки. Всё тематическое развитие происходит в мелодии у солирующего инструмента, обилие виртуозных пассажей (концертность). Интермеццо написано в сложной трёхчастной форме. В тональности a-moll. Темп части – Allegro ma non troppo – достаточно подвижный, но не контрастный по отношению к предыдущей части. (это не должно нас смущать, так как речь идёт о расщеплении функции: II и III части несут одну и ту же функцию, характерную для симфонии). Часть открывается фанфарным вступлением, напоминающем интонацию вступления первой части произведения. Это принцип интонационного единства характерен для жанра симфонии. Опять характерное чередование триолей и дуолей, танцевальность (основана на повторе характерных ритмических фигур) в оркестровом вступлении создаёт испанский колорит (версия сюиты). Этот же характерный ритмический рисунок роднит Интермеццо с первой частью (во вступлении и ГП), это также принцип интонационно-ритмического единства, который может свидетельствовать о принадлежности произведения к жанру симфонии.

Часть IV Самая короткая, единственная трагичная часть Симфонии. Написана в сложной трёхчастной форме с эпизодом. Темп части Andante, слышны интонации lament - это безусловно лирический центр всей симфонии. Часть открывается спокойным оркестровым вступлением, в нём нет выраженного ни испанского тематизма, ни каких-либо перекликающихся с другими частями интонационно-ритмическими рисунками. Национальный колорит проявляется только уже в партии скрипки (характерные ритмические фигуры: на сильную долю шестнадцатая – восьмая с точкой, залигованная с четвертью; триольные шестнадцатые – восьмая, залигованная с четвертью). Говоря о национальном колорите, мы подразумеваем возможную сюитность жанра. Эта часть выполняет функцию лирического центра всего музыкального произведения. Благодаря гомофонно-гармоническому типу фактуры лидирующее место занимает солирующий инструмент, (виртуозные пассажи) – концертность произведения. В части так же ярко выражен испанский колорит, что может говорить о сюитности, но трагический тематизм части отвергает сюитность.

Рондо (часть V) написана в сложной трёхчастной форме с элементами рондальности, в подвижном темпе allegro. Открывается часть оркестровым вступлением. Первые такты вступления – квинты и скачки квинт – говорит о бытовом песенно-танцевальном характере музыки, что характерно для финалов симфоний и концертов. Также народный колорит придаёт повторяющийся бас (доминантовый контрапункт) на слабую долю. Также квинтовые скачки роднят эту часть со вступлением первой, интонациями у скрипки во второй и вступлением в третьей частях. Трель и выход из неё в скрипичной партии интонационно роднит её с третьей частью (сходство и интонационно-мелодическое и ритмическое) и, соответственно, с первой и четвёртыми частями симфонии. Это интонационное единство характерно для жанра симфонии. Виртуозная партия скрипки, её лидерство (оркестр играет роль сопровождения). Бытовой песенно-танцевальный.

В его произведениях можно заметить чеканность музыкальных образов, богатство и своеобразие ритмики, красочность гармонии, яркость инструментовки. Огромное влияние «Испанской симфонии было оказано на скрипачей и композиторов, большой заслугой этого была игра Сарасате, одного из крупнейших мировых скрипачей-виртуозов, его игра отличалась исключительной лёгкостью техники, певучестью, изяществом. Сарасате был пропагандистом современных ему скрипичных произведений; многие из них написаны специально для С. и ему посвящены, в том числе «Испанская симфония» Э. Лало. В этот период выделяется длительное увлечение испанским музыкальным фольклором среди многих композиторов и исполнителей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: