Периоды постэмбрионального развития человека.




Тема: Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: изучить стадии онтогенеза человека, познакомиться с влиянием алкоголя, никотина и наркотических веществ на формирование зародыша.

Основные понятия: Используемая литература: учебник Общая биология 11 класс, В.И.Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова, изд. Дрофа 2014 год

Ход урока

1. Организационный момент.

На уроке изучим стадии развития зародыша, характерные для человека.

2. Основная часть Лекция

Особенности онтогенеза, характерные для человека.

Для человека характерен внутриутробный тип развития. После оплодотворения при дроб­лении возникает шар, состоящий из двух типов клеток: более темных, располагающихся вну­три и медленно делящихся, и более светлых, располагающихся снаружи. Из темных клеток в дальнейшем будет формироваться тело эмбри­она, из светлых — специальные органы, обеспе­чивающие связь с материнским организмом (зародышевые оболочки, пуповина и др.).

Первые 5-6 суток зародыш по яйцеводу движется к матке. Далее он внедряется в ее стенку и начинает получать кислород и пита­тельные вещества от матери. К этому моменту стадии бластулы и гаструлы уже пройдены. После появления третьего зародышевого лист­ка начинается органогенез: закладывается хорда, потом нервная трубка, затем — все ос­тальные органы. Органогенез завершается к 9-й неделе; с этого момента начинается быст­рое увеличение массы эмбриона и его начина­ют называть «плод».

Длительная (38-40 недель) беременность, характерная для человека, позволяет ребенку родиться хорошо сформированным, способ­ным к многим движениям, с развитым вку­сом, слухом и т. д. Еще одной особенностью онтогенеза человека является увеличение дорепродуктивного периода, что расширяет воз­можности обучения и получения социальных навыков.

Влияние на развитие зародыша чело­века никотина, алкоголя и наркотиче­ские веществ.

При попадании в организм матери никотин через плаценту легко проникает в кровенос­ную систему плода, вызывая сужение его сосу­дов. Это приводит к ухудшению снабжения ре­бенка кислородом и питательными вещества­ми, что может вызвать задержку развития. У курящих женщин чаще происходят прежде­временные роды или выкидыши на поздних сроках беременности. Никотин на 30% повы­шает вероятность детской смертности и на 50% — вероятность развития пороков сердца.

Алкоголь также легко проходит через пла­центу, вызывая у плода задержку умственного развития, микроцефалию, расстройства пове­дения, снижение скорости роста, слабость мышц. Алкоголь существенно повышает веро­ятность возникновения отклонений в разви­тии ребенка.

Очень сильно воздействуют на плод нарко­тические вещества. Они не только вызывают тяжелые нарушения его развития, но и спо­собны привести к формированию зависимости, когда после рождения у ребенка возникает синдром отмены.

Факторы внешней среды влияющие на развитие зародыша человека

На развитие зародыша могут оказывать влияние:

  • уровень обеспеченности организма матери питательными веществами;
  • экология окружающей среды;
  • употребление матерью никотина, алкого­ля, наркотических и лекарственных веществ;
  • вирусные заболевания матери во время беременности: гепатиты, ВИЧ, краснуха и др.;
  • стресс, переносимый матерью (сильные отрицательные эмоции, избыточная физиче­ская нагрузка).

Периоды постэмбрионального развития человека.

Постэмбриональное развитие человека раз­деляют на три этапа:

  • дорепродуктивный этап — период дет­ства, который у человека по сравнению с дру­гими млекопитающими заметно увеличен;
  • репродуктивный этап — наиболее дли­тельный период постэмбрионального разви­тия, он начинается с момента полового созре­вания (11-14 лет);пострепродуктивный этап (старе­ние): наступает после окончания репродуктив­ного периода.

Старение затрагивает все уровни организа­ции тела человека: происходит нарушение репликации ДНК и синтеза белков, снижается интенсивность обмена веществ в клетках, за­медляется их деление и восстановление тка­ней после травм, ухудшается работа всех сис­тем органов. Вместе с тем при соблюдении ра­зумного режима питания, активном образе жизни и надлежащем медицинском обслужи­вании данный период можно продлить на не­сколько десятилетий.

последствия в развитии че­ловека при недостатке витамина D и не­полноценном питании.

Витамин D, как известно, регулирует вса­сывание кальция в кишечнике и его отложе­ние в костях. Недостаток витамина D ведет, прежде всего, к нарушениям в формировании скелета (рахит).

Неполноценное питание, и в первую оче­редь недостаток белков животного происхож­дения, приводит к замедлению роста детей и появлению у них психических отклонений (отставание в умственном развитии). Это со­стояние называют белковым голоданием. Оно обусловлено дефицитом в растительных бел­ках большинства необходимых нашему орга­низму незаменимых аминокислот. Белки жи­вотного происхождения (молочные, яичные, мясные, рыбные) отчасти могут быть замеще­ны лишь белками бобовых растений.

 

3. Обобщение и закрепление материала. (записать в тетрадь)

· В эмбриональном развитии человека, выделяют три периода:

· -начальный (1-я неделя);

· -зародышевый (2-8-я неделя);

· -плодный (с 9-й недели до рождения)

· (записать в Лист)

· Периоды эмбриогенеза, когда развивающийся организм наиболее подвержен действию различных вредных факторов:

· -момент оплодотворения; В результате оплодотворения генетический материал сперматозоида и яйцеклетки объединяются в одно диплоидное ядро. Сочетание материнских и отцовских хромосом определяют индивидуальные особенности нового организма (пол, группу крови, цвет глаз, цвет волос и мн. Другое)

· -имплантация зародыша в стенку матки (7-8 сутки развития); Зародышевый пузырёк (бластула) срастается со слизистой оболочкой матки. Внешние клетки впоследствии образуют плаценту. Внутренние клетки разделяются на 3 зародышевых листа (какие?) и дадут начало различным органам и тканям. (каким?)


· -смыкание нервной трубки (4-я неделя развития); Ворсинки внешних клеток эмбриона соединяются с кровеносными сосудами матери и образуют пуповину. Эмбрион начинает обособляться от зародышевых оболочек, образуются зачатки мышц, скелета и нервной системы.

· -закладка основных органов и формирование плаценты (8-я недели); Большинство органов уже сформировано и в дальнейшем происходит только их рост. Происходит разделение пальцевых фаланг. Активно развиваются кости и суставы. Формируются ушные раковины и лицо, зародыш окружён водной оболочкой (амнионом). Эмбрион связан с развивающейся плацентой с помощью пупочного канатика. Длина 21 мм.


· -усиленный рост головного мозга и дифференцировка нервной ткани

· (15-20-я недели);

· -дифференцировка полового аппарата (20-24-я недели);

· -момент рождения;

Алкогольный синдром плода: А – мозг здорового новорождённого (слева) и ребёнка с алкогольным синдромом (справа); Б – дети с разной степенью выраженности алкогольного синдрома

 

4. Домашнее задание составить конспект.

 

5. Литература: Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Общая биология.11 кл. Учебник-М., Дрофа,2015г

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: