Иные источники конституционного права




Договоры и соглашения

Следует различать между­народные договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с другими суверенными государствами, и внут­ренние договоры и соглашения, заключаемые между Феде­рацией и ее субъектами или между субъектами Федерации. Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепри­знанные принципы и нормы международного права и меж­дународные договоры Российской Федерации являются со­ставной частью ее правовой системы. Более того, по анало­гии с рядом зарубежных конституций (США и др.) Консти­туция устанавливает примат международного права по от­ношению к внутреннему, указывая, что, если международ­ным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Эта конституционная нор­ма приобретет растущее значение, когда состоится вступле­ние России в Европейский Союз, в котором действует надна­циональный парламент, обладающий законодательной функ­цией. Законы, принятые этим парламентом, являются источ­ником конституционного права каждой входящей страны[9].

Включенная в Конституцию Российской Федерации фор­мулировка "общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права" таит в себе много неясностей, поскольку в мире не существует общепринятого определения этих прин­ципов и норм. Таковыми называют принципы Устава Орга­низации Объединенных Наций и "некоторые другие", но даже универсальное признание какой-либо нормы (т. е. подавляю­щим большинством государств) не порождает обязанности каждого государства соблюдать ее, если эта норма не нашла своего закрепления во внутреннем праве, в акте ратификации или в межгосударственном договоре. Поэтому многие иссле­дователи справедливо задаются вопросом: существуют ли вообще "общепризнанные принципы и нормы международ­ного права", а если существуют, то каково их содержание?

Весьма многозначительна конституционная формула о примате договорной нормы по отношению к закону. Отсюда можно сделать вывод о том, что в иерархии источников права ратифицированный международный договор стоит выше, чем закон, поскольку нормы последнего не могут отменять нормы или противоречить нормам международного договора. Заключение Российской Федерацией договоров с други­ми государствами регулируется Федеральным законом о меж­дународных договорах Российской Федерации от 15 июля 1995 г. Закон устанавливает, что положения официально опуб­ликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, дей­ствуют в Российской Федерации непосредственно. Для осу­ществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты. Законом ус­танавливаются порядок ратификации международных дого­воров, порядок присоединения РФ к международным дого­ворам, вступление в силу, выполнение, прекращение и при­остановление действия международных договоров.

Закон закрепляет очень важный "особый порядок выра­жения согласия на обязательность для Российской Федера­ции международных договоров". Статья 22 устанавливает: "Если международный договор содержит правила, требую­щие изменения отдельных положений Конституции Россий­ской Федерации, решение о согласии на его обязательность для Российской Федерации возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации или пересмотра ее по­ложений в установленном порядке". Международный дого­вор, следовательно, сам по себе не может изменить Консти­туцию или действовать в противоречии с ней. Учитывая слож­ный порядок внесения поправок в Конституцию и пересмот­ра ее положений, можно предположить, что "неконституци­онные" договоры будут заключаться крайне редко.

Дела о соответствии Конституции РФ международных договоров, не вступивших в силу (или отдельных их положе­ний), разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации. Если Суд признает их не соответствующими Кон­ституции, то такие договоры не подлежат введению в дейст­вие и применению.

К числу источников конституционного права относятся правовые акты, принимаемые Содружеством Независимых Государств, одним из членов которого является Россия, а также Союзом России и Белоруссии и других объединений части государств СНГ и России. Такие акты, еще не вошед­шие в практику, в будущем, возможно, будут приниматься Межпарламентской Ассамблеей, Парламентским Собранием Союзом России и Белоруссии и наднациональными исполнительными и судебными органами. Процедура их принятия и юридическая сила пока не определены.

В практику Российской Федерации все шире входят внут­ренние договоры и соглашения. Важным источником консти­туционного права остается Федеративный Договор от 31 марта 1992 г., которым были закреплены основы взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов. Другой пример: До­говор между Российской Федерацией и Республикой Татар­стан 1994 г., которым было проведено разграничение пред­метов ведения и взаимное делегирование полномочий между органами государственной власти Федерации и Республики Татарстан. Ряд субъектов Федерации заключили между со­бой соглашения по конкретным вопросам, в которых содер­жатся отдельные конституционно-правовые нормы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: