Акты органов местного самоуправления




Конститу­ция отмечает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12). Это означает, что орга­ны местного самоуправления вправе издавать свои правовые акты. И если эти акты регулируют отношения в сфере кон­ституционного права (например, расширяют права и свобо­ды или усиливают их гарантии), то они должны признавать­ся его источником[14].

Этот вывод не противоречит конституционному указа­нию (в той же статье) на то, что органы местного самоуправ­ления не входят в систему органов государственной власти. При любом толковании этого указания ясно, что не может быть предусмотренных Конституцией органов самоуправле­ния, которые осуществляли бы публичную власть без изда­ния правовых актов.

В конституционном праве ряда зарубежных государств в качестве источника конституционного права признают обы­чаи и доктрины (взгляды крупных ученых-юристов). Это связано со структурой права, сложившейся исторически. Но в российской конституционно-правовой теории и практике это пока не признается.

Некоторые из правовых актов СССР и РСФСР являются источниками конституционного права Рос­сии в силу принципа правопреемственности или на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство. Так, в постановлении Верховного Совета Российской Федерации о ратификации Соглашения о создании Содружества Неза­висимых Государств от 12 декабря 1991 г. установлено, что на территории России до принятия соответствующих законода­тельных актов Российской Федерации нормы бывшего Сою­за ССР применяются в части, не противоречащей Конститу­ции РФ, ее законодательству и настоящему Соглашению.

"Заключительные и переходные положения" Конститу­ции 1993 г. устанавливают, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Феде­рации. Сохраняют свое правовое значение ряд законов и по­становлений, принятых Съездом народных депутатов и Вер­ховным Советом СССР и РСФСР, а также постановлений Совета Министров СССР и РСФСР, хотя по мере принятия новых законов и других правовых актов число их постоянно убывает[15].


Заключение

Таким образом, исходя из вышеизложенного, представляется возможным сформулировать следующие выводы:

Различают понятие источника права в материаль­ном и формальном, юридическом смыслах. В первом значении понимаются факторы, определяющие само содержание права. К ним относят материальные усло­вия жизни общества, его экономические отношения.

В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы, посредством которых устанав­ливаются и получают обязательную силу правовые нор­мы. Формами в этом случае выступают правовые акты.

Источниками конституционного права являются пра­вовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Ими считаются только действующие в настоя­щий период правовые акты.

Для источников права установлен особый порядок как их принятия, так и отмены. После отмены акта он перестает быть источником действующего права.

Особое место среди актов, действующих на террито­рии Российской Федерации, занимает Конституция Рос­сийской Федерации. Она является основным источни­ком отрасли. Эта ее роль обусловлена следующими фак­торами:

1. В Конституции устанавливаются правовые нормы общего характера, становящиеся базовыми для всего текущего конституционно-правового регулирования. Все другие источники исходят из конституционных норм, детализируя их положения.

2. Конституция как источник права характеризует­ся широтой содержания установленных в них норм. Последние охватывают своим воздействием все сферы жизни общества: политическую, экономическую, соци­альную, духовную.

3. Конституция Российской Федерации имеет выс­шую юридическую силу, прямое действие и применяет­ся на всей территории России. Законы и правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Кон­ституции Российской Федерации.

4. В Конституции определяются многие другие виды источников отрасли права. В ней устанавливаются на­именование правовых актов, их юридическая сила, по­рядок принятия, отмены и опубликования.

5. Значение Конституции определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают как форма воп­лощения государственной воли народа; в ней в юриди­ческой форме устанавливаются цели, которые перед собой ставит общество, и принципы его организации и жиз­недеятельности.

6. Конституция — акт не только наивысшего право­вого, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной де­ятельности.

Таким образом, Конституция Российской Федерации как базовый источник отрасли служит формой уста­новления норм, составляющих ядро конституционного права, основу всего конституционно-правового регули­рования общественных отношений, входящих в пред­мет данной отрасли права.

К числу источников конституционного права, уста­навливающих нормы общефедерального значения, от­носятся законы Российской Федерации — федеральные законы. Закон — наиболее распространенная форма, через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принима­емых на основе развития конституционных положений и принципов.

В соответствии с Конституцией Российской Федера­ции 1993 г. предусматривается принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются по:

1) юридической силе;

2) предметам ведения, которые в них могут затраги­ваться;

3) порядку принятия;

4)..возможности применения в отношении их отлага­тельного вето Президентом Российской Федерации.

К источникам конституционного права относятся такие законы Российской Федерации, как Закон о граж­данстве, Закон о статусе депутата Государственной Думы, Федерального Собрания и др.

В качестве источников выступают и содержащие кон­ституционно-правовые нормы правовые акты, прини­маемые Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством. Это указы и прочие нормативные акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, поста­новления Правительства.

Источником отрасли являются регламенты палат Фе­дерального Собрания, положения о различных вспомо­гательных органах, образуемых органами законодатель­ной и исполнительной власти.

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации: Декларация о государственном суверенитете, Декларация о языках народов России, Декларация прав и свобод человека и гражданина.

Такие декларации имеют правовое значение. В них формируются принципы, считающиеся обязательными для всего конституционно-правового развития государ­ства, провозглашаются новые концепции, определяю­щие дальнейшее развитие государства.

К числу источников конституционного права, дей­ствующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся конституции республик и уста­вы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устрой­ства, компетенцию, структуру органов государственной власти.

Конституции республик и уставы должны соответ­ствовать Конституции России и федеральным законам. Они обладают более высокой юридической силой по от­ношению к другим правовым актам субъекта Федера­ции.

Формами установления правовых норм, действую­щих только на территории конкретного субъекта, яв­ляются законы, постановления, иные нормативные акты, принимаемые органами законодательной и исполнитель­ной власти. К источникам отрасли относятся и право­вые акты представительных органов местного самоуп­равления, содержащие конституционно-правовые нор­мы, в частности их уставы (положения).

Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить договоры. В их числе можно назвать Федеративный, договор, охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992 г., между феде­ральными органами государственной власти и органа­ми всех видов субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, договоры между Рос­сийской Федерацией и Татарстаном. Такие договоры о разграничении полномочий предусмотрены Конститу­цией России и могут быть заключены с любым субъек­том Федерации. Судебные решения также являются ис­точниками конституционного права, особенно решения Конституционного Суда.

26 июля 1994 г. принят Федеральный конституци­онный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Решения Конституционного Суда обяза­тельны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного са­моуправления, предприятий, организаций, должност­ных лиц и граждан, вступают в силу немедленно и об­жалованию не подлежат.

 


Глоссарий

№ п/п Новое понятие Содержание
1. Договор Основной источник международного права. Представляет собой соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей в политических, экономических или иных сферах.
2. Естественное право в теории государства и права понятие, означающее совокупность принципов, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве
3. Источники права формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм. Основными видами источников права являются нормативные правовые акты и правовые обычаи, прецеденты судебные, а также международные договоры и внутригосударственные договоры (договоры нормативного содержания).
4. Конституция представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу; в формальном смысле представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой
5. Конституция РФ основной закон государства; имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.
6. Позитивное право действующие нормативные правовые акты, право, установленное государством, волей законодателя, в отличие от естественного права.
7. Постановления Правительства акт управления общенормативного содержания, издаваемый Правительством РФ в пределах его компетенции, на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и указов Президента РФ. Подписывается Председателем Правительства РФ.
8. Соглашение в праве широко используется как синоним понятий договор, контракт, международный договор, конвенция;
9. Указы в РФ и в ряде других государств собственное название наиболее важных актов, издаваемых главой государства (президентом).
10. Уставы субъектов РФ основной региональный государственно-правовой акт, принимаемый в соответствии с Конституцией РФ самостоятельно субъектом РФ и устанавливающий экономические и финансовые основы данного субъекта, систему органов его государственной власти и управления, административно-территориальное устройство, организацию местного самоуправления и т.д.
11. Федеральные конституционные законы основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: