ЧПОУ Медицинский Колледж «Призвание»
«ОСНОВЫМИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Студентки (а) ____________курса
группы __________ специальности
_______________________________
Ф.И.студента
Г.Нальчик
Уважаемые студенты!
Данное пособие является необходимым учебным материалом для подготовки к практическим занятиям по основам микробиологии и иммунологии.
Рабочая тетрадь составлена на основании ФГОС к уровню подготовки выпускников по специальностям СПО, учебной программы по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии».
Заполненная рабочая тетрадь является допуском к экзамену или дифференцированному зачету по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии».
По каждой теме в соответствии с программой разработаны и указаны задания для самоподготовки и способы их выполнения.
Приступая к выполнению заданий, необходимо ознакомиться с теоретическим материалом, изучив учебную литературу. Задания выполняются непосредственно в рабочей тетради, разборчиво, аккуратно, рисунки выполняются карандашом.
Рабочая тетрадь облегчает работу студента на практических занятиях, позволяет сэкономить время и более глубоко изучить учебный материал, а так же оценить уровень собственных знаний и умений.
Критерии оценки:
«Отлично» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, без ошибок;
«Хорошо» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, но допущены некоторые неточности;
«Удовлетворительно» - задания выполнены своевременно, но имеются ошибки;
«Неудовлетворительно» - задания выполнены не вовремя, имеются грубые ошибки.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.
Раздел 1. Общая микробиология.
Тема 1.2.Экология микроорганизмов. Организация микробиологической лабораторной службы.
Структура микробиологических лабораторий и требования к их оснащению. Основные правила работы в микробиологической лаборатории. Техника безопасности при работе с инфицированным материалом в микробиологической лаборатории.
Задание 1. Напишите определение понятия.
Патогенные биологические агенты (ПБА) __________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Задание 2. Перечислите.
Основные методы лабораторной диагностики:
1.______________________________________
2.______________________________________
3.______________________________________
4.______________________________________
5.______________________________________
Задание 3. Продолжите предложение.
В зависимости от выполняемых исследований, микробиологические лаборатории подразделяются на ______________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________.
В соответствии с типами изучаемых микроорганизмов выделяют лаборатории: ______________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________.
Задание 4. Заполните таблицу.
Помещения, входящие в состав микробиологической лаборатории.
«Грязная» зона | «Чистая» зона |
Задание 5. Решите ситуационную задачу.
Вы сотрудник микробиологической лаборатории. После проведения исследований у вас остались моча и кал, содержащие ПБА. Рабочий день окончен. Как вы поступите с инфицированным биологическим материалом?
А. Он вам больше не нужен:______________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Б. Исследования будут продолжены завтра:_________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Задание 6. Перечислите.
Правила работы в «грязной» зоне микробиологической лаборатории:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Решите ситуационную задачу.
Медицинская сестра произвела забор крови у ВИЧ-инфицированного пациента для повторного исследования на ВИЧ-инфекцию. На пост позвонили из лаборатории и попросили принести кровь данного пациента для биохимического исследования. Медицинская сестра перелила часть крови в другую пробирку и понесла ее в биохимическую лабораторию. Можно ли считать правильными действия медицинской сестры? Ответ обоснуйте.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка _________________________
Подпись _______________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.
Раздел 2. Основы инфектологии и эпидемиологии.
Тема 2.1. Учение об инфекционном процессе.
Тема 2.2. Х-ка микроорганизмов. Признаки и периоды инфекционных заболеваний.
Тема 2.3. Учение об эпидемическом процессе.
Организация профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Задание 1. Напишите определение понятия.
Инфекция-_____________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Заполните таблицу.
Инфекционные болезни - классификация по первичной локализации в организме и механизму передачи.
Название группы | Механизм передачи инфекции | Профилактика заболеваний |
Задание 3. Заполните таблицу.
Периоды инфекционного процесса
Название периода | Характеристика периода |
Задание 4. Напишите определение понятия.
Эпидемический процесс - ________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите факторы, необходимые для возникновения и течения эпидемического процесса:
1._____________________________________________________________
2._____________________________________________________________
3._____________________________________________________________
Задание 5. Решите ситуационные задачи, ответив на вопросы:
1. К какой группе, в зависимости от локализации микроорганизмов Вы можете отнести данное заболевание?
2. Как Вы считаете, о каком периоде заболевания может идти речь?
3. Какой механизм передачи данной инфекции?
4. Какую степень интенсивности эпидемического процесса можно предположить в данном случае?
5. Какие профилактические и противоэпидемические мероприятия Вы можете предложить, как медицинская сестра?
Задача № 1. К Вам обратился сосед-подросток. Примерно двадцать минут назад его укусила бродячая собака. Рана не глубокая, но кровоточит. Родителей дома нет и он просит Вас обработать рану.
1._____________________________________________________________
2._____________________________________________________________
3._____________________________________________________________
4._____________________________________________________________
5._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача № 2. Вы навестили знакомых и увидели следующую ситуацию. У всех членов семьи наблюдается диарея, у детей еще и повышение температуры. Несколько часов назад они вернулись с дачи, где собирали урожай клубники. Самые красивые ягоды, конечно, съедали прямо с грядки.
1._____________________________________________________________
2._____________________________________________________________
3._____________________________________________________________
4._____________________________________________________________
5._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача № 3. В классе на занятиях отсутствует половина учащихся. У некоторых присутствующих отмечается кашель, чихание, головная боль, повышенная температура. В остальных учебных заведениях города ситуация примерно такая же.
1._________________________________________________________
2._________________________________________________________
3._________________________________________________________
4._________________________________________________________
5.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача № 4. Ребенок летом, играя в песочнице, поцарапал руку о ржавый гвоздь. Ссадина кровоточит. Ребенок не долго по плакал, успокоился и продолжает играть с друзьями.
1._________________________________________________________
2._________________________________________________________
3._________________________________________________________
4_________________________________________________________
5.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка___________________
Подпись__________________