Раздел 4. Бактериология.
Тема 4.4.Физиология бактерий. Бактериологические методы исследования.
Задание 1. Заполните таблицу.
Питание бактерий (классификация микроорганизмов) | |||||||
по характеру усвоения углерода | по характеру усвоения азота | по характеру источника энергии | |||||
Дыхание бактерий (классификация микроорганизмов) | |||||||
Задание 2. Перечислите группы питательных сред и укажите их назначение.
Питательные среды:
1._______________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Перечислите и охарактеризуйте фазы роста культур в жидкой питательной среде.
Фазы роста культур:
1._______________________________________________________________________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________________________________________________________________
4._______________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Решите ситуационную задачу.
При выращивании бактерий в жидкой питательной среде, спустя две недели, микроорганизмы погибли. Что необходимо предпринять, что бы поддерживать фазу логарифмического инкубационного роста бактерий как можно дольше?
|
________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Изучите основные принципы и этапы бактериологического исследования.
1. Квалифицированный выбор материала, подлежащего исследованию: для клинических образцов – с учетом характера и локализации патологического процесса, патогенеза заболевания и его стадии; для объектов окружающей среды – с учетом возможного значения их в качестве путей и факторов передачи микроорганизмов – возбудителей инфекции.
2. Отбор проб материала для исследования в необходимом и достаточном объеме. Обеспечение своевременной доставки материала для сохранения жизнеспособности искомых бактерий.
3. Выбор оптимального набора соответствующих питательных сред для первичного посева и накопления возбудителя с учетом характера материала, свойств искомого микроорганизма и посевных доз.
4. Соблюдение классических принципов тщательного изучения посевов.
5. Изучение фенотипических характеристик выделенных чистых культур, в первую очередь, биохимических свойств с максимально возможной стандартизацией условий их определения.
6. Определение согласно классификационным таблицам таксономического положения выделенной культуры в соответствии с задачами исследования (родовой, видовой, внутривидовой принадлежности).
Бактериологическое исследование проводится в несколько этапов:
|
1. Посев доставленного материала на среды обогащения. Для некоторых видов материалов осуществляют предварительную подготовку их для посева, а затем инкубацию посевов для всех видов при условиях, соответствующих свойствам искомых бактерий.
2. Изучение чашек с посевами. Выделение чистых культур из намеченных колоний, для дальнейшего изучения с использованием для этого комбинированных сред для первичной идентификации.
3. Учет результатов посева в комбинированные среды после 18-20 часов инкубации. Изучение морфологических и тинкториальных свойств. Посевы для воспроизведения тестов минимального дифференцирующего ряда. Ориентировочное изучение культур в реакциях агглютинации.
4. Определение рода и вида микроорганизмов на основании учета результатов посевов в среды минимального дифференцирующего ряда. При необходимости проводить посевы для определения дополнительных биохимических признаков.
5. Учет дополнительных биохимических тестов.
Оценка___________________
Подпись__________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7.
Раздел 4. Бактериология.
Тема 4.5.Частная бактериология. Возбудители бактериальных кишечных и бактериальных респираторных инфекций.
Тема 4.6. Частная бактериология. Возбудители бактериальных кровяных и бактериальных инфекций наружных покровов.
Тема 4.7.Антибактериальные средства. Определение чувствительности к антибиотикам.
Задание 1. Заполните таблицу.
Бактериальные инфекции.
1. Бактериальные кишечные инфекции | |||||
заболевание | возбудитель | пути передачи | патогенез | клиника | профилактика |
|
2. Бактериальные респираторные инфекции | |||||
заболевание | возбудитель | пути передачи | патогенез | клиника | профилактика |
3. Бактериальные кровяные инфекции | |||||
4. Бактериальные инфекции наружных покровов | |||||
заболевание | возбудитель | пути передачи | патогенез | клиника | профилактика |
Задание 2. Решите ситуационную задачу.
В стационар вечером поступил мужчина, 30 лет, с тяжелой формой пневмонии. Дежурный врач осмотрел больного, назначив ему лечение (в т.ч. антибиотики тетрациклинового ряда), а на утро- клинические лабораторные исследования крови и мочи, и бактериологическое исследование на определение чувствительности к антибиотикам.
Согласны ли Вы с данной тактикой? Ответ прокомментируйте.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________