Раздел 3. Основы иммунологии.
Тема 3.1. Учение об иммунитете.
Тема 3.2. Иммунная система организма.
Тема 3.3. Иммунный статус. Патология иммунной системы.
Иммунотерапия и иммунопрофилактика.
Задание 1. Напишите определение понятия.
Иммунитет -____________________________________________________
______________________________________________________________
Задание 2. Заполните схему.
Классификация видов и форм иммунитета.
Задание 3. Определите соответствие.
В таблице «Защитные факторы» в пустую клетку поставьте номер той группы факторов, к которой принадлежит фактор, указанный в перечне.
Защитные факторы:
1. Неспецифические факторы
2. Специфические факторы
слизистые оболочки | |
система комплемента | |
антителообразование | |
киллерная функция лимфоцитов | |
нормальная микрофлора организма | |
аллергическая реакция | |
иммунологическая память | |
гуморальные факторы | |
иммунологическая толерантность | |
кожа | |
клеточные факторы |
Задание 4. Заполните схему.
Органы иммунитета.
Задание 4. Напишите определение понятия.
Аллергия -_____________________________________________________
______________________________________________________________
Задание 5. Закончите фразу.
В зависимости от локализации комплекса аллерген – антитело, происходит развитие аллергической реакции. Если встреча аллергена с антителом произошла:
на коже – появляется _________________________________________
в верхних дыхательных путях - ________________________________
в слизистой оболочке глаза - __________________________________
в слизистой оболочке бронхов - ________________________________
Задание 6. Решите ситуационные задачи.
В зависимости от предложенной ситуации, выберите из списка действий медицинского работника и расположите в нужной последовательности номера ваших действий, так чтобы получился алгоритм оказания неотложной помощи при различных анафилактических состояниях.
Тактика медицинского работника:
1. Положить пузырь со льдом на место введения аллергена.
2. Приподнять ножной конец кровати.
3. Расстегнуть стесняющую одежду.
4. Обеспечить приток свежего воздуха.
5. Прекратить введение препарата.
6. Наложить жгут.
7. Вывести пациента на свежий воздух.
8. Дать подышать увлажненным кислородом.
9. Придать устойчивое боковое положение.
10. Вынуть зубные протезы.
11. Вызвать врача.
12. Подготовить необходимые медикаменты.
13. Избавиться от источника аллергической реакции.
14. Побрызгать в лицо холодной водой.
15. Дать понюхать ватку с нашатырным спиртом.
Задача № 1.
У молодого мужчины после использования лосьона появились бледно-розовые бляшки на лице. Появление бляшек сопровождалось чувством резкого зуда. После того, как ополоснул лицо холодной водой, зуд несколько уменьшился. Примерно через час опять появился резкий зуд, бляшки на лице и по передней поверхности шеи.
Алгоритм оказания неотложной помощи ___________________________
______________________________________________________________
Задача № 2.
При составлении букета, в компоновке которого была использована полынь, у женщины, составлявшей букет, внезапно появился резкий зуд в носу, приступы чихания, слезотечение.
Алгоритм оказания неотложной помощи____________________________
______________________________________________________________
Задача № 3.
В школе на перемене ученики рассыпали в классе нюхательный табак. Через 15 минут после начала урока учительница заметила, что одна из учениц резко побледнела. Девочку отнесли в медпункт. При осмотре: кожные покровы бледные с мелкоточечной розовой сыпью. Девочка вялая, в контакт практически не вступает. Пульс 100 ударов в 1 минуту. АД 90/75 мм рт.ст. Дыхание частое, слабое.
Алгоритм оказания неотложной помощи____________________________
______________________________________________________________
Задача № 4.
Для проведения обследования в стационаре больному вводили рентгеноконтрастное вещество. В момент введения препарата больно пожаловался на чувство жара. Затем потерял сознание, стал быстро нарастать отек лица больного.
Алгоритм оказания неотложной помощи____________________________
______________________________________________________________
Задача № 5.
В походе юношу укусило в предплечье неизвестное насекомое. Через несколько минут на месте укуса появилось гиперемированное пятно, которое быстро увеличивалось в размере. Юноша жалуется на головокружение, слабость, чувство нехватки воздуха и жара во всем теле.
Алгоритм оказания неотложной помощи____________________________
______________________________________________________________
Задача № 6.
Женщина 40 лет находится на стационарном лечении по поводу пневмонии. Во время внутримышечной инъекции антибиотика пенициллинового ряда женщина побледнела, выступил холодный пот, дыхание участилось. Жалуется на слабость и головокружение.
Алгоритм оказания неотложной помощи___________________________
______________________________________________________________
Задание 7. Из предложенного списка медикаментов, подчеркните названия тех препаратов, которые могут понадобиться при оказании помощи людям с симптомами анафилаксии.
1. адреналин
2. анальгин
3. преднизолон
4. димедрол
5. дибазол
6. супрастин
7. тавегил
8. диазолин
9. инсулин
10. хлорид кальция
11. папаверин
12. гидрокортизон
13. промидол
14. глюконат кальция
15. хлорид натрия
16. церукал
17. лазикс
Задание 8. Кратко опишите, на чем основан, и в чем заключается принцип каждой из перечисленных ниже реакций иммунитета.
Реакции иммунитета:
1. Реакция агглютинации - _______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Реакция гемагглютинации - ____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Реакция преципитации - _______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Реакция нейтрализации - _______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка __________________
Подпись __________________