Спасо-Преображенский собор — пятиглавый восьмистолпный храм в Чернигове. Является единственным сохранившимся на левобережье Украины памятником монументального каменного зодчества периода расцвета Киевской Руси. О его бывшем богатом внутреннем убранстве свидетельствуют остатки фресок, резные плиты хоров, пола, колонны. На протяжении веков он неоднократно перестраивался. В Спасо-Преображенском соборе покоится прах князя Игоря Северского, воспетого в «Слове о Полку Игореве», Игоря Черниговского и других князей той эпохи [18, c. 23]. Заложен около 1030-34 годов черниговским князем Мстиславом Владимировичем. После его смерти в 1036 г. (согласно Повести временных лет по Ипатьевскому списку) со стройки собора, имевшего высоту стен около 4 метров, мастера были сняты для постройки храма св.Софии Новгородской, а окончен черниговский собор был только в середине века. Стал главным храмом древнерусского города и Чернигово-Северского княжества. Спасо-Преображенский собор сохранился до наших дней почти целиком, но отчасти перестроенным: он подвергся переделкам после разрушительного пожара 1756 года. Все внутренние помещения выгорели. Сгоревшие деревянные хоры не были восстановлены. Была сломана крещальня в юго-западном углу храма, а вместо неё построена круглая башня, симметричная левой древней башне с лестницей на хоры. На обе башни были установлены шпили огромной величины, что исказило древний облик церкви. В довершение ко всему, перед порталами устроили тамбуры. Постепенное возвышение масс храма кверху было утрачено с западной стороны. Пирамидальный рост собора виден с востока. Древнее покрытие храма было позакомарным, что также работало на эффект пирамидальности верхней части постройки. Главы имели по-византийски параболическую форму. В XVIII—XIX веках, в частности, были надстроены две башни, после чего собор приобрёл нынешний вид. В плане собор представляет собой большой (18,25 х 27 м.) трехнефный храм с шестью столбами и тремя апсидами. Раскопки показали, что к восточным углам были пристроены небольшие часовни, которые не сохранились. Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Фасады также оформлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными. В интерьере Спасского собора превалирует строгое и торжественное сочетание вертикалей и горизонталей. Здесь явственно акцентирована удлиненность здания, что сочетается с внутренними двухъярусными аркадами, уходящими в подкупольное пространство. Вдоль них изначально шли деревянные настилы северных и южных хор, усиливавших горизонтальное членение интерьера. Подобные аркады свойственны византийскому зодчеству той эпохи, но редки в Киевской Руси. Пол храма устилали резные шиферные плиты с инкрустацией из цветной смальты. Стены и своды украшали древние фрески, погибшие в пожаре 1756 года. По великолепию убранства храм Спаса не уступал первопрестольным киевским церквам. Возможно, строители Спасо-Преображенского собора повторяли в какой-то мере схему Десятинной церкви. Раппопорт высказал предположение, что мастера, создававшие черниговский собор и Софию Киевскую, были из одной и той же столичной византийской артели [24, c. 60]. Спасо-Преображенский собор в Чернигове принадлежит к уникальным памятникам византийско-киевской школы зодчества первой половины XI века. Он сыграл значительную роль в формировании строительных норм в храмовом строительстве домонгольской Руси.
|
|
Борисоглебский собор (1120—1123 гг.) — усыпальница князей рода Давидовичей, позже главный храм кафедрального монастыря, ликвидированного указом русской императрицы Екатерины ІІ в 1786 г. Собор строился как храм — усыпальница, о чем свидетельствуют глубокие ниши — аркасолии (места для погребений), расположенные в северной и южной стенах. Захоронения, возможно, были и в галереях — пристройках, которые не сохранились (сейчас фундаменты выведены на поверхность) и под полом боковых нефов собора. За время существования Борисоглебский собор неоднократно был разрушен и перестроен. Каждый раз его архитектура приобретала новые черты. В начале XVII в. Во время польской интервенции собор был перестроен в доминиканский костел. Еще одну перестройку храм пережил во второй половине XVII столетия. Собор был перестроен в стиле барокко. К западному фасаду пристроена восьмигранная ротонда — притвор, была изменена форма куполов. Значительными были перестройки XIX в., когда собор расширили на восток за счет новой апсиды для алтаря. Исследованиями установлено, что Борисоглебский собор перекрывает собой более древнее сооружение, остатки стен и фундаментов которого были выявлены под полом храма. Относительно этих остатков существует предположение, что это мог быть двухкамерный княжеский терем или же более древний (нежели существующий Борисоглебский собор) храм. Борисоглебский собор является характерным образцом черниговской архитектурной школы XII в. Крестовокупольный, шестистолпный, увенчанный одной главой (высота 25 м.). Фасады храма определяются большими плоскостями стен, разбитыми только полуколоннами, которые идут от самого низа до карнизов. Эти полуколонны завершаются резными капителями из белого камня, а стены — полуциркульными закомарами. Собор впечатляет мощью и статичностью. Его постройка отличается высоким качеством кирпича — плинфы, совершенством кирпичной кладки, утонченной резьбой по камню [33, c. 188]. Применение в оформлении фасадов деталей из известняка, декорирование рельефными орнаментами в т. н. «зверином стиле», где растительные орнаменты соединяются в сказочное кружево с фантастическими птицами, зверями — грифонами является характерной чертой именно черниговской архитектуры XII в. Сейчас капители полуколонн — являются копиями из оргстекла, а фрагменты оригиналов экспонируются в памятнике — музее. Украшением экспозиции собора являются серебряные с позолотой царские врата, весом 56 кг. Они были изготовлены в начале XVIII века по указанию гетмана И. С. Мазепы, в мастерской Филиппа Якоба Дрентветта из немецкого города Аусбурга (в соответствии с клеймом на вратах). К счастью для нас они сохранились неповрежденными, а сам барочный иконостас собора был утрачен. В соборе восстановлен древний пол из шиферных плит, а в подкупольном квадрате реконструирован амфалий — часть пола из резных шиферных плит, инкрустированных разноцветной мозаикой. В северном нефе, в раскопе, можно увидеть фундаменты сооружения XI в., которое было на этом месте до строительства собора. В XVII веке в Борисоглебском соборе были захоронены выдающиеся иерархи Православной церкви: архиепископ Лазарь Баранович, святитель Феодосий Черниговский, Амвросий Дубневич и Феофил Игнатович.
|
Пятницкая церковь была построена черниговскими посадскими людьми в конце XII — начале XIII столетий на Пятницком поле, которое издревле было местом торгов. На протяжении своего существования церковь неоднократно разрушалась и сжигалась во время вражеских нападений на город. Во время восстановительных работ в разные времена она существенно перестраивалась и меняла свой облик. В 1941 году церковь была разрушена практически полностью [32, c. 271]. Чудом уцелела колокольня, но впоследствии (в 1963 году) она была разобрана — по одной версии мешала строительству областного драматического театра им. Шевченко, по другой — на кирпич для восстановления храма. Долгое время церковь оставалась разрушеной. Внимательное исследование остатков этого памятника, приписываемого зодчему Петру Милонегу, дало возможность П. Д. Барановскому воссоздать её первозданный вид. Восстановленная из руин Пятницкая церковь — небольшое, вертикально устремлённое четырёхстолпное сооружение, имеющее много общего с памятниками средневекового Смоленска.
Ильинская церковь — православный храм XII в., который входит в ансамбль Троицко-Ильинского монастыря в Чернигове. Церковь была построена в XII веке (хотя в летописях не упоминается время строительства храма) возле входа в Антониевы пещеры, вместе с которыми она положила начало Ильинскому монастырю. Сперва выполняла функции баптистерия и принадлежала к редкому типу для приднепровской архитектуры — была трёхдольной, однобанной, миниатюрных размеров, состояла из прямоугольных бабинца и нефа, полукруглой аспиды. С запада к бабинцу прилегал небольшой притвор. Во время Татарского нашествия в XIII веке Ильинская церковь была в значительной мере разрушена и лишь в XVI веке она была восстановлена и достроена — церковные стены были увенчаны карнизом, над апсидой и бабинцом соорудили небольшие пристройки, а с восточной стороны пристроили ризницу [23, c. 131]. Современный вид Ильинской церкви — результат перестроек XVII—XVIII веков. В 1649 году за средства черниговского полковника С.Подобайла был разобран притвор и вместо него возведено большое огранённое помещение, расширен бабинец, после чего церковь получила трёхкупольное многоярусное завершение над центральным куполом, разобран купол над старым бабинцом и возведён новый над пристройкой. В результате этих переделок памятник приобрёл черты украинского барокко. В интерьере церкви доминирует высотный принцип раскрытия внутреннего пространства. Главной особенностью архитектуры является использование элементов византийской крестовокупольной системы с бесстолповой композицией храма, что характерно для деревянного зодчества. Древний декор интерьера утрачен. Не сохранились ни фрески, ни пол из керамических плит. До наших дней дошёл только иконостас 1774 года в стиле рококо, в котором интерпретирован коринфский ордер.
Любечский замок был построен в XI в. на месте более древнего укрепления-детинца. На основании анализа археологических данных и письменных источников академик Б. Рыбаков доказал, что Любечский замок построил киевский князь Владимир II Мономах, который тогда княжил в Чернигове [19, c. 59]. С того времени Любечский замок становится одной из главных резиденций черниговских князей. Замковая гора стоит в центре Любеча, особняком от остальных. Сам замок окружали крепкие валы. Те валы были построены из дубовых колод высотой не меньше 2 метров, заполненных с середины глиной. На гребне валов стояли мощные дубовые стены-заборола, а в самых уязвимых местах возвышались четырехугольные боевые башни. С середины к стенам замка прилегали жилищные и хозяйственные срубы-клети. Те крыши служили боевыми площадками для воинов в случае необходимости оборонять замок. С юга, юго-запада и юго-востока замок полумесяцом охватывал 12-метровый земляной вал с широким сухим рвом перед ним. Внутри этой территории размещался торгово-ремесленный посад. Чтобы попасть к замку, нужно было минуть подъемный мост через ров, ворота в земляном валу, проехать через посад и преодолеть крутую узкую дорогу. Только тогда можно было попасть к главным вратам крепости, которая располагалась в большой двойной башне и имела вид достаточно глубокого тоннеля. В нем было поставлено три заслона, которые утруждали путь врагу во время штурма. За вратами содержался небольшой огражденный двор, где постоянно находилась вооруженная стража. Отдыхали часовые здесь же, в небольших помещениях. Из двора специальный ход вел на стены замка. Слева от двора размещались хозяйственные службы. Запасами продовольствия, оружия и снаряжения, которые сохранялись в Любечсмком замке, можно было на протяжении года обеспечить гарнизон численностью до 250 человек, и он мог выдержать длительную осаду. В центре двора стояло наивысшее сооружение замка - большая четырехугольная вежа-донжон, не связанная со стенами. Хозяином башни был главный управитель замка и княжеского хозяйства. Главным сооружением Любечского замка был трехэтажный княжеский дворец с тремя высокими теремами. Рядом из палацем, почти в центре замка, стояла деревянная церковь. Из нее за пределы замка вел еще один подземный ход. В восточной части замка располагалось кладбище. Исследования древнего Любеча начали еще в XIX в. из раскопок курганов возле Любечского замка. В 1957-1960 гг. Черниговская экспедиция Института археологии АН СССР во главе с академиком Б.Рыбаковим полностью исследовали Любечский замок [28]. В результате этих этих раскопок сделана реконструкция замка и его детальное описание. Это была первая полная реконструкция раннефеодального замка Киевской Руси.
На сегодняшний день в Чернигове сохранилось 5 древнерусских храмов домонгольского времени, включая и самый древний на Украине. Это позволяет считать, что, как и в Полоцке и Смоленске, так и в Чернигове зародилось своя архитектурная школа со своими особенностями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в данной работе нами была предпринята попытка с разных сторон взглянуть на архитектуру таких земель в Древней Руси, как Полоцкая, Смоленская и Черниговская. Рассмотреть особенности этих архитектурных школ.
Изучение архитектуры Древней Руси в XIX в. обусловлено тем же интересом к отечественным древностям, который привел к собиранию и изучению памятников старины.
Большие успехи, достигнутые в изучении архитектуры Древней Руси, дали основания утверждать, что оно переходит теперь на новый, более высокий этап. Значительное увеличение количества привлекаемых памятников, историчность и комплексность исследований позволяют обрисовать общую картину развития русской архитектуры X-XIII вв., проследить основные закономерности этого процесса.
Каменное зодчество Полоцкого княжества началось с постройки в середине XI века Софийского собора в Полоцке — произведения, всецело находящегося в русле строительной традиции Киевской Руси. После 1170-х в Полоцке каменно-кирпичного строительства не велось, сами сведения о раздираемом междоусобицами княжестве исчезают из русских летописей. Есть основания предполагать, что местные строители переместились в Смоленск и Гродно, перенеся свои строительные наработки в эти княжества. Ниже перечислены все каменные сооружения, о существовании которых на территории Полоцкого княжества до монгольского нашествия известно по археологическим и летописным материалам.
Каменное зодчество Смоленского княжества началось с постройки в первые годы XII века Успенского (Мономахова) собора — главного городского храма, судя по всему, всецело находившегося в русле строительной традиции Киевской Руси. Под 1150 г. отмечено освящение Успенского собора. Поскольку совершенно несомненно, что собор уже функционировал до этой даты, это было, очевидно, вторичное освящение. Неясно, связано оно с завершением нового этапа строительства здания или же объясняется какими-то политическими причинами. В самом Смоленске каменное строительство прервалось страшным мором 1230-х годов, за которым последовало татаро-монгольское нашествие. Тем не менее влияние смоленско-полоцкой модели храма ощутимо и в первых каменных постройках Московского княжества, таких, как Успенский собор Ивана Калиты.
На сегодняшний день в Чернигове сохранилось шесть памятников домонгольской эпохи: Спасо-Преображенский собор (середина ХІ в.), Успенский собор Елецкого монастыря (середина ХІ в.), Антониевы печеры (ХІ—ХVІІ вв.) Ильинская церковь (XII в.), Борисоглебский собор (середина ХІІ в.), Церковь Параскевьи Пятницкой (середина ХІІ в.).
Таким образом, архитектура Полоцкой, Смоленской и Черниговской земель сохранилась частично на сегодняшние дни и нуждается в отдельном изучении. В каждом из этих регионов сложилась своя архитектурная школа, в которых были свои сходства и различия.