АРХИТЕКТУРА ПОЛОЦКОЙ ЗЕМЛИ




 

Каменное зодчество Полоцкого княжества начинается с постройки в середине XI века Софийского собора в Полоцке — произведения, всецело находящегося в русле строительной традиции Киевской Руси.

Возведение храма связано с переносом центра города со старого городища [1, c. 167]. Оригинальное здание собора не сохранилось, остались его руины: остатки нижних стен и столпов, и апсид высотой около 11 метров. Архитектурное решение полоцкого Софийского собора повторяет одноимённые храмы Киева и Новгорода. Это был пятинефный крестово-купольный храм с княжескими хорами, с выделенной алтарной частью в центральной апсиде с синтроном, с куполом диаметром 5,85 метра. К храму прилегали пристройки: крещальня и лестничная башня на княжеские хоры. По летописям, можно предположительно сказать, что храм имел 7 глав. 4 купола располагались симметрично от главного, а крещальня и лестничная башня имели свои главы, что создавало свой композиционный образ общего вида. Главные отличия от Киева и Новгорода, это отсутствие галерей. Храм имел 3 апсиды, а не 5 апсид. Княжеские хоры открывались в центральное помещение двойными арками, опирающиеся на 1 промежуточный столб. Есть вима, дополнительное членение в апсидной части подкупольного пространства, характерна для Византии. Храм был расписан только фресками, также как и в Новгороде, а в Киеве в свою очередь был синтез фресковой и мозаичной декоративной отделки храма. Строительством этого храма занималась киевская артель, которая была послана из Константинополя. Доказательством служит, что строительство в Полоцке прекратилось, также как и на территории всей Киевской Руси [7, c. 321]. Главная идея храма это вхождение Руси во Вселенскую церковь, единство визуального образа и подобия Софийского Собора Константинополя, и символ единства княжеской власти, по образу регалий власти Византии. Собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Рядом с собором установлен один из Борисовых камней. Строительная деятельность в княжестве возобновляется после распада киевской державы (1132) и интенсивно продолжается с 1140-х по 1170-е годы.

В Полоцке каменное строительство велось в зоне княжеского дединца, в Бельчицком мужском монастыре и в Ефросиньевском — женском. Храмы Борисоглебского Бельчицкого монастыря в Полоцке являлись замечательными образцами древнерусской архитектуры. В данных памятниках воплотились первые характерные черты полоцкой архитектурной школы. Пятницкая и Борисоглебская церкви, по мнению Л. В. Алексеева, являлись творением зодчего Иоанна, монаха Борисоглебского монастыря [27, c. 461].

Помимо Полоцка, каменные храмы возводились в Витебске и в Минске — городах, которыми правили младшие представители княжеского дома Изяславичей. Из летописей известно о высылке полоцких князей в Византию (1127); после их возвращения наблюдается усвоение полоцкими зодчими отдельных приёмов византийской строительной практики.

Вершиной полоцкого зодчество стало возведение соборной Спасской церкви Ефросиньевской обители — первого памятника, в котором в полной мере выявилась характерная для Древней Руси и не свойственная Византии форма столпообразного храма. Основан святой княгиней Евфросинией Полоцкой в 1125 году, когда она поселилась возле Преображенского храма в Сельце. Со временем здесь были пострижены в монашество сестры преподобной Евфросинии: родная Евдокия (в миру Градислава) и двоюродная Евпраксия (в миру Звенислава) — единственная дочь полоцкого князя Бориса Всеславича. В 1161 году усердием св. Евфросинии преподобной был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский храм — наиболее сохранившийся памятник древнеполоцкого зодчества. Его строителем был зодчий Иоанн. В этот храм преподобная Евфросиния в 1161 году пожертвовала золочёный напрестольный крест (Крест Евфросинии Полоцкой) с частицами мощей многих святых и Животворящего Креста Христова. Крест был вырезан местным мастером-ювелиром Лазарем Богшей.

В XIII веке крест был вывезен из Полоцка, однако снова возвращён в монастырь Иваном Грозным в 1563 году после успешной осады города. В 1580 году монастырь после взятия Полоцка Стефаном Баторием был отдан иезуитам. В 1654 году возвращен в православие. В 1667 году снова попал в руки иезуитов, в ведении которых оставался до 1820 года.

Благовещенская церковь в Витебске — православный храм XII века, расположенный в центре города на левом берегу Западной Двины. Относится к шестистолпным трёхапсидным крестово-купольным храмам. Средний неф шире боковых. Письменные источники не сохранили сведений о дате возведения витебской церкви Благовещения. Летописные источники XVI—XVII вв. — (хроника Стрыйковского, хроника Быховца) относят возведение церкви к XIV веку и связывают с именем князя Ольгерда. Предание, фиксированное в городской летописи XVII века, говорит о возведении храма Благовещения в Витебске в 974 году княгиней Ольгой одновременно с основанием города. Первое обследование храма было осуществлено в начале XIX века А. М. Павлиновым, который выдвинул предположение о времени его возведения в рамках X—XII веков, более склоняясь к XI веку [25, c. 150]. Первая обоснованная датировка строительства храма выдвинута в начале двадцатых годов XX века Н. И. Бруновым (который отнёс её к XII веку) и не оспорена до сего дня. Результаты проводившихся археологических исследований (в 60 — 90 годы XX века) под руководством Г. Штыхова, О. Трусова, П. Раппопорта и Т. Бубенько, а также анализ и изучение архитектурных форм, строительной техники и Фрагментов фресок, дают основание датировать строительство церкви в пределах XII века и предположить участие в возведении храма византийских мастеров и использование византийского строительного опыта. Церковь несколько раз перестраивалась. В 1619 году по приказу короля Сигизмунда III передана униатам. Церковь сильно пострадала во время Северной войны. В 1714 году был произведён ремонт, а в 1759 церковь перестроена в стиле позднего барокко. В 1832 году церковь была возвращена православным и в середине XIX века перестроена ещё раз. Церковь сильно разрушена во время Великой Отечественной войны, затем взорвана в 1961 году, причём стены сохранялись на высоту до 5 метров. В 1968 г. археологом М. К. Каргером произведены раскопки и частичная разборка обломков. В 1977 году произведена консервация руин церкви. В 1993-1998 гг. церковь Благовещения Пресвятой Богородицы восстановлена в облике XII века по проекту архитектора Г. А. Лаврецкого с сохранением фрагментов оригинальной кладки (кладка стен — чередование доломитовых тёсаных блоков с двумя или тремя рядами плинфы [25, c. 150].

Среди недошедших до сегодняшних дней архитектурных сооружений Полоцкого княжества можно выделить несколько. Храм-усыпальница в Ефросиньевом монастыре: четырехстолпный одноапсидный храм, обстроенный с трех сторон галереями, в которых с востока были устроены небольшие часовни с апсидками. На западных углах — совершенно необычные для русского зодчества расширения. Построен из плинфы со скрытым рядом, однако фундаменты здесь уже не на растворе, а выложены кладкой из булыжников насухо. Предположительно, работали те же мастера, что и в Бельчицком соборе, но мог быть среди них и приглашённый грек, исполнивший мозаичный пол. Церковь на Нижнем Замке: четырехстолпный одноапсидный храм, план которого мало отличается от предыдущей церкви. Фундаменты изучены еще пока недостаточно. Неизвестная церковь Бельчицкого монастыря: четырехстолпный одноапсидный храм, расширенный двумя полукружиями на боковых фасадах, северном и южном. Это единственный известный на Руси храм-триконх, типичный для Балкан и для Афона. Пятницкая церковь Бельчицкого монастыря: крохотный бесстолпный храм (570 на 510 см) с совершенно романской прямоугольной апсидой. Имеет аналоги среди усыпальниц, примыкавших к апсидам полоцкого Софийского собора. Обладал значительной высотой, стены высотой не менее 700 см. Борисоглебская церковь Бельчицкого монастыря: Небольшой шестистолпный храм с одной апсидой, имевший много общего с предыдущим памятником и, по всей вероятности, предвосхищавший его композицию. Княжеская церковь в полоцком дединце: Одноглавый шестистолпный храм с тремя притворами, в котором подкупольное пространство смещено на западные столбы, по образцу собора Бельчицкого монастыря. Одна полукруглая центральная апсида, а у боковых — прямоугольные очертания. У северного и южного притворов — самостоятельные апсидки. Упор на центричность композиции свидетельствует о наличии повышенной подкупольной части и столпообразном характере постройки. Это переходный тип между Бельчицким собором и Свирским храмом в Смоленске, различия с которым в плане сводятся к минимуму. Каменный терем княжеского дворца. Недостроенная церковь неизвестного посвящения в Минске: Четырехстолпный храм, почти квадратный в плане, причем апсиды должны были образовывать трехлопастную кривую. По характеристике П. А. Раппопорта, «бутовая кладка с внутренней стороны имеет облицовочную стенку, сложенную из тщательно отесанных каменных плиток».

После 1170-х в Полоцке каменно-кирпичного строительства не велось, сами сведения о раздираемом междоусобицами княжестве исчезают из русских летописей [35, c. 113]. Есть основания предполагать, что местные строители переместились в Смоленск и Гродно, перенеся свои строительные наработки в эти княжества. Ниже перечислены все каменные сооружения, о существовании которых на территории Полоцкого княжества до монгольского нашествия известно по археологическим и летописным материалам.

Из этого следует, что архитектура Полоцкой земли имеет свои различия, поэтому исследователи выделяют отдельно полоцкую архитектурную школу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: