Словарь основных понятий




Разработка и принятие управленческих решений

 

1. Тематический план дисциплины «Разработка и принятие управленческих решений»

Тема Часы Форма занятий
Методологические основы разработки управленческих решений   Лекция -визуализация
Психологические основы принятия управленческих решений   Проблемная лекция
Типология управленческих решений, особенности управленческих проблем в образовательных организациях   Конспект-лекция
Модели и методы принятия решений   Лекция -дискуссия
История науки об управленческих решениях   Практическое занятие – круглый стол
Методы разработки управленческих решений   Практическое занятие – моделирование ситуаций
Особенности разработки и принятия управленческих решений в образовательной организации   Практическое занятие – анализ ситуаций
Нормативные основы процедуры разработки и принятия управленческих решений   Практическое занятие – анализ документов

 

Словарь основных понятий

 

Анализ – разложение целого на элементы с последующим установлением взаимосвязей между ними в целях повышения качества прогнозирования, оптимизации, обоснования, планирования и оперативного управления реализацией управленческого решения.

Анализ дерева альтернатив управленческих решений – схематичное представление процесса принятия решений как выбора одного из двух или нескольких возможных решений.

Анализ риска – выявление источников, факторов и причин различного вида помех и обстоятельств, ставящих под угрозу достижение результата.

Влияние целей организации на принятие решения – отражение стратегии развития организации в разрабатываемых альтернативных вариантах решений.

Делегирование полномочий – передача прав принятия части решений на нижестоящий уровень управления.

Дельфи-группа (метод Дельфи) (Delphi group) – форма группового принятия решений, когда специалисты излагают отношение к проблеме в письменном виде в соответствии с обозначенными вопросами. Руководитель группы обобщает их и, в случае расхождения мнений, создает новый вопросник по проблеме – и так до тех пор, пока не будет достигнут консенсус.

Дерево решений – графическое отображение альтернатив, результаты которых могут оказать существенное влияние на последующие действия.

Качество управленческого решения – степень соответствия параметров выбранной альтернативы определенной системе характеристик, обеспечивающая возможность эффективной реализации решения.

Команда по решению проблем и задач ( problem-solving team) – группа, обычно состоящая из 5–12 сотрудников, которые добровольно встречаются между собой и обсуждают способы повышения качества, эффективности и улучшения условий труда.

ЛПР - лицо, принимающее решение, единоличный или коллегиальный орган управления, утверждающий решение и несущий за него ответственность.

Методы воздействия отражают способ выдачи распоряжений – устно, письменно, в виде приказов. Кроме этого, они включают методы стимулирования исполнения решений.

Методы контроля выполнения решений подразделяются на контроль по промежуточным и конечным результатам и контроль по срокам выполнения. Основное назначение контроля заключается в создании системы гарантий выполнения решений, системы обеспечения максимально возможного качества решения.

Мониторинг – непрерывное комплексное изучение проблемы, измерение ее параметров и анализ факторов, ее обуславливающих.

Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации и, в частности, для участия в процедуре разработки и принятия решения.

Неопределенность в процессе принятия решений – недостаточность информации, случайность и противодействие факторов внутренней и внешней среды.

Ответственность за принятое решение – принуждение к соблюдению определенных требований, норм и правил, обеспечивающих достижение результата в процессе принятия решений.

Ответственность социальная (social responsibility) – обязанность руководства организации принимать решения и осуществлять действия, которые увеличивают уровень благосостояния и отвечают интересам как общества, так и организации, и участников образовательного процесса.

Правила – точные действия, соответствующие указанным в каком-либо документе; то, что должно быть сделано в конкретной ситуации. Правила ограничивают свободу выбора.

Проблема – расхождение между желаемым и реальным (прогнозируемым) состояниями управляемого объекта.

Ранжирование – определение порядка факторов (проблем) по их важности, значимости, ранга по их эффективности, актуальности, масштабности, степени риска.

Распоряжение – документ, издаваемый единолично руководителем учреждения. Распоряжение является формой доведения до исполнителей оперативных вопросов. Обычно распоряжение имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга должностных лиц.

Решение (decision) – процесс и результат выбора способа и цели действий из ряда альтернатив в условиях неопределенности.

Решение безальтернативное – решение, которое принимается в стандартных ситуациях, имеющих только один выход.

Решение бинарное – решение, отличающееся высокой степенью связанной с ним неопределенности, в которой представлены две диаметрально противоположные альтернативы.

Решение в условиях неопределенности – выбор альтернативы в условиях невозможности оценить вероятность потенциальных результатов.

Решение в условиях определенности – выбор альтернативы в условиях, когда в точности известны результаты каждого из вариантов.

Решение в условиях риска – выбор альтернативы в условиях, когда результаты неопределенны, но вероятность каждого результата известна.

Решение вероятностное – решение, принятое в условиях риска или неопределенности, результатом которого являются несколько вероятных событий.

Решение детерминированное – решение, принятое в условиях определенности, результатом которого является единственное событие, а вероятность его наступления близка к единице.

Решение импульсивное – недостаточно обоснованное и надежное решение, которое принимается спонтанно.

Решение индивидуальное – единоличное решение, определяемое индивидуальным стилем руководства и управления.

Решение инертное – результат осторожного поиска с преобладанием контрольных и уточняющих действий.

Решение инновационное (новаторское) – решение, которое предусматривает некоторое нововведение, связанное с формированием и реализацией ранее неизвестной альтернативы.

Решение интуитивное – решение в условиях ограничения времени (в оперативном управлении), основанное на убежденности ЛПР, что его выбор правильный.

Решение коллегиальное – управленческое решение, разработанное совместно группой специалистов и принятое группой соответствующих руководителей на общем собрании всеми участниками независимо от занимаемого служебного положения, ранга и характера работы.

Решение коллективное – решение на длительный период, разрабатываемое при широком участии коллектива организации.

Решение социальное – решение в области стратегии социального развития организации.

Решение стандартное – наиболее распространенный тип решений, конечный результат которого – однозначный выбор.

Решение управленческое (managerial decision) – 1) творческое, волевое воздействие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа управленческой информации о ее состоянии, направленное на организацию деятельности коллектива по разрешению назревшей проблемы; 2) деятельность руководителя или управляющей системы, ведущая к разрешению проблемы и тем самым определяющий нормальное функционирование или развитие организации; 3) заключительный этап процесса управления, превращающий его в импульс трудовой активности, целенаправленности и согласованности совместных действий людей. Основными характеристиками управленческого решения являются адресность, своевременность, мотивационный потенциал, соответствие цели управления, организующая сила, определенность, конкретность, контролируемость.

Синергизм (synergy) – состояние, когда система как единое целое дает больший выход, чем каждый ее элемент по отдельности.

Технология принятия решений – совокупность научных методов, моделей и приемов разработки и принятия управленческих решений; состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблем организации, в комплексе с методами разработки и выбора альтернатив.

Технология принятия управленческого решения – процесс, состоящий из трех этапов: 1) подготовка решения – выявление и анализ управленческой ситуации; 2) принятие решения – оценка альтернативных вариантов и выбор единственного решения; 3) реализация решения.

Уровень принятия решений – статус ЛПР в иерархии организации.

Эксперт – специалист, оценки и суждения которого ЛПР считает полезным учитывать при принятии решений.

Эффективность управленческого решения – отношение полученного результата к величине затрат на осуществление решения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: