Задание 1. Тест.
1. Процессы принятия управленческих решений в организациях, как правило, …
А. носят индивидуальный характер
Б. протекают в паритетных группах
В. протекают в иерархических группах
2. ЛПР (лицо, принимающее решения) – это …
А. человек, который лично работает в рассматриваемой области деятельности, является признанным специалистом по решаемой проблеме, может и имеет возможность высказать суждения по ней
Б. группа людей, имеющая общие интересы и старающаяся оказать влияние на процесс выбора и его результат
В. субъект, который всерьез намерен устранить стоящую перед ним проблему, выделить на ее разрешение и реально задействовать имеющиеся у него активные ресурсы, суверенно воспользоваться положительными результатами от решения проблемы или взять на себя всю ответственность за неуспех, неудачу, за напрасные расходы
3. Процессы принятия управленческих решений в организациях, как правило, …
А. носят индивидуальный характер
Б. протекают в иерархических группах
В. протекают в паритетных группах
4. Метод мозгового штурма относится к … методам
А. количественным
Б. формализованным
В. Эвристическим
5. Альтернатива – это …
А. один из возможных способов достижения цели или один из конечных вариантов решений
Б. вариант действий ЛПР (лица, принимающего решения)
В. способ выражения различий в оценке альтернативных вариантов с точки зрения участников процесса выбора
6. Решение, принятое по заранее определенному алгоритму, называется …
А. детерминированным
Б. стандартным
В. хорошо структурированным
- Под эффективностью управленческого решения понимается …
А. результат, полученный от реализации решения
|
Б. разность между полученным эффектом и затратами на реализацию решения
В. отношение эффекта от реализации решения к затратам на его разработку и осуществление
- Дерево решений – это …
А. философское видение процесса управления
Б. графическое представление процесса принятия решений
В. суть процесса принятия решений
9. Риск при принятии управленческих решений заключается …
А. в вероятности потери ресурсов или неполучения дохода
Б. в отсутствии необходимой информации для анализа ситуации
В. в опасности принятия неудачного решения
10. Основу принятия всех решений на всех этапах процесса выработки решений составляют …
А. предпочтения ЛПР (лица, принимающего решения)
Б. как предпочтения ЛПР, так и предпочтения эксперта
В. предпочтения эксперта
1. Для более эффективной реализации управленческого решения …
А. необходимо сформулировать имеющиеся ограничения
Б. необходима система контроля
В. необходима оперативная система управления
12. Выберите не существующий принцип принятия управленческого решения:
А. принцип единоначалия
Б. принцип большинства
В. принцип меньшинства
13. Количественные и качественные показатели (характеристики), отражающие условия функционирования системы, называются:
А. альтернатива
Б. критерий
В. Ограничения
14. Какие этапы процесса управления составляют необходимую последовательность этапов разработки управленческих решений?
А. Целеполагание, разработка сценариев, выбор альтернативного сценарий, принятие решения.
|
Б. Определение проблемы, разработка вариантов решения проблемы, выбор одного из вариантов, реализация решения.
В. Проблема, цель, ситуация, решение.
15. Управленческие решения воплощаются:
А. в устных или письменных распоряжениях приказа по выполнению конкретного действия, операции или процесса.
Б. в индивидуальной или коллективной интеллектуальной деятельности субъекта управления.
В. в выборе одного из нескольких возможных вариантов действий.
16. Как можно определить «пространство эффективных решений»?
А. Это время, прибыль, качество.
Б. То, о котором мечтает руководитель
В. Это пространство, образованное целями, знаниями (информацией) и результативностью решений
17. Организационные свойства управленческого решения - это:
А. плановость
Б. последовательность
В. целенаправленность
18. Группа решений, выделенная по способу их фиксации - это:
А. документированные и недокументированные
Б. формализованные и неформализованные
В. стратегические и тактические
19. Вероятностные решения – это решения, принятые в условиях:
А. конкуренции;
Б. риска и неопределенности.
В. противоречивости
20. Психологические феномены оказывают на принятие решений:
А. только положительное влияние
Б. или положительное или отрицательное
В. и положительное и отрицательное одновременно
21. Признаки авторитарного стиля принятия решений - это:
А. групповые консультации
Б. индивидуальные консультации
В. самостоятельное принятие решений с использованием полученной консультации
|
22. Социальный аспект принятия решений - это:
А. ресурсное обеспечение принятия решений
Б. моральная мотивация выполнения решений
В. материальная мотивация принятия решений
23. Критерий эффективности решения - это:
А. качество контроля выполнения решения
Б. ресурсоемкость решения
В. научная обоснованность решения
24. К проблемам, обеспечивающих процесс принятия решения относятся:
А. проблема результата: изучение процесса формирования результатов функционирования предприятия и их оценка.
Б. проблема целей: выяснение процесса формирования цели функционирования предприятия и их оценка в определенном направлении или ситуации.
В. все ответы верны.
25. Технологии принятия управленческих решений включают:
А. методы и средства сбора и обработки информации, приемы эффективного воздействия на персонал, принципы, законы и закономерности организации и управления и системы контроля
Б. методы и средства сбора и обработки информации и приемы эффективного воздействия на персонал.
В. принципы, законы и закономерности организации и управления и системы контроля.
26. Принятие управленческих решений в организации:
А. существенно отличаются от частного выбора человека
Б. отличается, но не существенно
В. практически не отличается
27. Каким факторам принятия решений соответствуют следующие особенности?
-снижает оперативность управления
- повышает обоснованность решений
- препятствует грубым ошибкам и злоупотреблением
- размывает ответственность за результаты
А. индивидуальной
Б. коллегиальной
В. обеим формам
28. Какую ответственность принимает на себя лицо, принимающее решение?
А. моральную
Б. материальную
В. оба ответа верны
29. Назовите первоочередное требование, которое предъявляется к управленческому решению?
А. реализуемость
Б. наличие цели
В. обоснованность
30. Одно из условий качества управленческого решения – его гибкость. Что означает этот параметр?
А. возможность изменения результатов решения
Б. возможность изменения целей и алгоритмов достижения целей
В. наличие большого количества альтернатив.
Ключ к тесту
Вопрос | А | Б | В |
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ |
Критерии оценки:
Правильный ответ – 1балл
Критерии перевода в отметку:
27-30 баллов – отлично
22-26 баллов – хорошо
16-21баллов – удовлетворительно
0-15 баллов – неудовлетворительно
Задание 2. Документация в процедуре принятия решений
Цель: определиться с подходами в выборе форм документов, фиксирующих управленческие решения.
Ознакомьтесь с представленными ниже ситуациями и определите вид документа, необходимого для разработки и принятия управленческого решения. Результаты занесите в таблицу. Соотнесите с материалами лекции «Документирование управленческих решений».
Ситуации из практики:
1) законные представители учащихся начальной школы и посторонние взрослые свободно перемещаются по корпусу начальной школы;
2) вахтёрам не удаётся обеспечивать режим ограниченного доступа родителей в здание начальной школы;
3) неоднократно в здании начальной школы родители решали конфликты, возникшие между детьми, без участия классного руководителя;
4) зафиксирован случай, когда отец ученика ворвался в класс, оскорблял учителя и угрожал физической расправой;
5) родители приходят на встречу с педагогами в состоянии алкогольного опьянения.
6) во время рабочего процесса бабушка устраивает постоянные скандалы с воспитателями и другим персоналом ДОО. Примерные темы скандалов: слишком темный лист рисунка у ребенка, мелко написанное расписание НОД, отсутствие возможности отправить ребенка в бассейн в желаемый для нее день. Скандалы сопровождаются нецензурными оскорблениями в адрес работников.
7) мальчик мешает всем учиться, он может посреди урока залезть под парту или вдруг начать бегать по кабинету, швыряя вещи одноклассников на пол, он выкрикивает ругательства, срывает очки с одноклассников и швыряет об пол, провоцирует других детей на драку, наносит им травмы или плюет им в лицо.
8) мальчик посещает подготовительную группу детского сада. Он становится социально опасен для детей, педагогов и самого себя в прежней группе. Ребенок впадает в истерики, убегает из детского сада, бросает различные предметы в детей и педагогов, ругается матом, бьется головой об пол и мебель, выбивает двери помещений. С ребенком проводились неоднократные беседы, велась работа с психологом (вследствие чего он стал закатывать истерики и требовать психолога), педагогами использовался демократический метод воспитания. Инспектор по делам несовершеннолетних проводил беседу с ребенком и его родителями. Следует отметить, родители утверждают, что дома проблем с ребенком нет. При этом они используют категоричные меры воспитания, запреты, окрик. Более строгие меры воспитания ребенка, предпринятые в прежней группе, не дают никаких результатов.
9) в дошкольной образовательной организации в подготовительной к школе группе некоторые дети стали приносить мобильные телефоны и планшеты. В течении дня данные дети не хотят вступать в непосредственную образовательную деятельность, организация самостоятельной деятельности сводится к скоплению детей возле экрана гаджета. Со слов педагогов группы беседы с родителями проводились, но безрезультатно.
10) в школе нет технической возможности проставлять в электронный журнал отметки. При этом обязательное требование вести электронный журнал. Директор просто наседает и говорит во время перемен приходить каждый раз к нему в кабинет и выставлять отметки с его ноутбука, только это все на словах. На деле директора почти нет в школе.
Вид документа | Номер ситуации |
Акт | |
Докладная записка | |
Должностная инструкция | |
Запрос | |
Заявление | |
Инструкция | |
Объяснительная записка | |
Положение | |
Правила | |
Предписание | |
Приказ | |
Протокол | |
Распоряжение | |
Регламент | |
Решение | . |
Служебная записка | |
Экспертное заключение |
Список литературы
- Ашихмин А.А. Разработка и принятие управленческих решений. Издательство "Горная книга".- 2011. 80 с.
- Багаутдинова С.Ф., Санникова Л.Н. Профиль Управление дошкольным образованием: учеб.-метод. комплекс Издательство "ФЛИНТА". 2011.- 138 с.
- Баева И.А., Тарасов С.В. - Показатели психологической безопасности образовательного пространства как фактор принятия управленческих решений/ Научное мнение - 2018. №1.
- Ворошилов С.А., Ткаченко И.В., Грачева Н.М., Ягубова М.А., Бурмистров А.В., Ворошилов А.С., Шаманова О.А. Мониторинговое исследование как основа управленческих решений в образовании / Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2007. Т. 7. № 1. С. 52-61. https://elibrary.ru/item.asp?id=11723020
- Гладкова Кристина Александровна - Факторы эффективности разработки и реализации управленческих решений/ Экономическая среда. 2016. №2
- Горшкова С.Б. Управленческие решения в российской системе образования в современных экономических условиях /Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2015. № 2. С. 242-252. https://elibrary.ru/item.asp?id=23585301
- Игнатова Т. В., Филимонцева Е. М. - Механизмы управления персоналом в условиях дифференцированной поддержки развития образовательных организаций/ Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2018.- №1
- Ильясов Д.Ф., Кеспиков В.Н., Солодкова М.И. Закономерности государственно-общественного управления качеством общего образования на различных уровнях принятия управленческих решений / Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2-1. С. 74-78. https://elibrary.ru/item.asp?id=25510587
- Казанцев Ю. И. - Характерные особенности современного управления российским образованием Профессиональное образование в современном мире - 2018г. №2
- Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. — 3-еизд., испр. — М.: Дело.- 2002. 392 с.
- Логинов, В. Н. Методы принятия управленческих решений. Учебное пособие / В.Н. Логинов. - М.: КноРус. 2015. 224 c.
- Кузьмина Т.И., Мандрик Н.В. - Креативность - основа разработки и принятия уникальных управленческих решений/ Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2014. №3.
- Назмутдинов В.Я., Яруллин И.Ф. Управленческая деятельность и менеджмент в системе образования личности. – Казань: ТРИ «Школа». - 2013. 360 с.
- Петров В. В. - Развитие образования в обществе инновационного типа: проблема принятия управленческих решений /Философия образования. - 2013. №3 https://elibrary.ru/item.asp?id=20152441
- Петронюк И.С. Принятие управленческих решений по результатам мониторинга оценки качества образования Академия профессионального образования. 2016. № 11. С. 31-39. https://elibrary.ru/item.asp?id=27522962
- Прудский В.Г., Жданов М.А. - Управленческий проект как форма разработки, принятия и реализации инновационного решения Ars Administrandi / Искусство управления. - 2013. №2
- Тебекин, А. В. Методы принятия управленческих решений. Учебник / А.В. Тебекин. - М.: Юрайт.- 2015. - 432 c.
- Трофимова, Л.А. Методы принятия управленческих решений. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.А. Трофимова, В.В. Трофимов. - М.: Юрайт.- 2016. 335 c.
- Тюшняков В.Н., Воробьева М.В. Инновации в образовании: учебный ситуационный центр как эффективный инструмент принятия управленческих решений /В сборнике: Наука, образование, производство - 2014 сборник статей Международной научно-технической конференции. Под общей редакцией М.Г. Шалыгина. 2014. С. 34-38. https://elibrary.ru/item.asp?id=22422755
- Фирсова, И. А. Методы принятия управленческих решений. Учебник и практикум / И.А. Фирсова, М.В. Мельник. - М.: Юрайт.- 2015. 544 c.
- Хавроничев В.И. Принятие управленческих решений как основа менеджмента/Вестник Череповецкого государственного университета. 2010. - №1. С. 21-24.