Тексты лекций или фрагменты первоисточников




 

Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. — 3-е изд., испр. — М.: Дело, 2002. — 392 с.

 

Двенадцать принципов Эмерсона

Основное направление работ Эмерсона посвящено не столько повышению производительности труда рабочих, сколько повышению производительности управленческого труда. Он справедливо считал, что основной причиной, по которой расточаются природные богатства и человеческие возможности, является неправильная организация.

Примечательна точка зрения на целесообразное сочетание результатов и усилий, направленных на их достижение. Эмерсон считал, вопреки многим его современникам, что максимальные результаты труда достигаются при минимальных усилиях. Напряжение же наоборот, дает довольно ощутимые результаты лишь при усилиях ненормальных. Таким образом, по его мнению, между напряжением и производительностью существует связь, но обратная.

Согласно Эмерсону мастер работает на заводе не для того, чтобы снять напряжение с заведующего, а для того, чтобы руководить рабочими, директор-распорядитель существует для обслуживания заведующих и т.д. То есть Эмерсон впервые показал истинное назначение управленческого труда.

Сформулированные Эмерсоном двенадцать принципов и по сегодняшний день не потеряли своей актуальности. Напомним их.

1. Точно поставленные цели. Правильно ориентированные и согласованные цели участников производственного процесса позволяют добиться колоссальных результатов. Несогласованность целей приводит к большим потерям.

2. Здравый смысл. В основе организации производства должна быть не погоня за тоннажем, не стремление вложить в дело больше капитала, а разумная организация производства, решение проблем организации на основе здравого смысла.

3. Компетентная консультация. Эмерсон предлагал на каждом предприятии наличие отдела, который «занимался бы выработкой рекомендаций по совершенствованию управления во всех подразделениях». Это положение Эмерсона вполне соответствует пониманию роли менеджмента на современном предприятии.

4. Дисциплина. Должны существовать инструкции, каждый работник должен их знать и выполнять. Отклонение от них — шаг в сторону анархии.

5. Справедливое отношение к персоналу. Работникам должны быть обеспечены улучшение условий труда, повышение его оплаты, постоянное повышение квалификации. Должны обеспечиваться хорошие отношения на производстве. Работники должны тщательно отбираться, при этом должны учитываться внутренние склонности и способности человека.

6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет. Эмерсон считал, что только тот, кто учитывает количество продукции, цены, эффективность может достигнуть высокой производительности и выполнять другие принципы.

7. Диспетчирование. Диспетчирование представляет собой часть планирования. Практика показывает, что лучше диспетчировать даже неспланированную работу, чем планировать работу и не диспетчировать ее.

8.Нормы и расписания. Нормирование позволяет определять резервы производительности и работать над сокращением потерь. Определение рациональных трудовых норм должно производиться на основании хронометража всех операций, эффективного планирования, участия таких специалистов, как психологи, физиологи и т.д. Примитивная сдельщина, поштучная оплата стимулируют чрезмерное напряжение сил работника и, в конечном счете, не оправдывают себя.

9. Нормализация условий. Нормализация условий необходима для точного, и полного учета. Она необходима также при планировании работ, обеспечивает расчет будущего на основании знания настоящего.

10. Нормирование операций. Нормирование операций, с одной стороны, способствует стандартизации производства, что позволяет внедрять автоматизацию производства, а, с другой стороны, способствует нормированию времени на выполнение операций.

11. Письменные стандартные инструкции. По Эмерсону сборник стандартных письменных инструкций является кодификацией законов и практики предприятия. Это необходимо для того, чтобы успехи, достигнутые на предприятии, закреплялись письменно. Мнение, что стандартные инструкции убивают инициативу ошибочно. Наоборот, выполнение рутинных операций самым быстрым и легким способом освобождает мозг для изобретения и разработки новых способов. Многие из положений Эмерсона хорошо согласуются с бюрократической организационной структурой, впервые предложенной немецким социологом Максом Вебером.

12. Вознаграждение за производительность. Отсутствие стимулирования и повышения оплаты труда за лучшую работу приводит к снижению производительности. Для стимулирования работников, помимо оплаты труда, целесообразно использовать и другие формы стимулирования.

 

Принципы управления организацией Файоля.

Следующий прорыв в формирующейся науке управления связан с работами Анри Файоля (1841-1925 г.г.). В течение 30 лет Файоль возглавлял крупную французскую металлургическую и горнодобывающую компанию. Он принял ее на грани банкротства, а оставил одним из самых мощных французских концернов. Соединение творческой мысли с огромным практическим опытом и возможностями эксперимента в области управления организацией стали заметной вехой в развитии управленческой мысли.

Файоль в своих работах не ограничивался рамками производства, а распространял свои идеи на любую организацию, являющуюся объектом управления.

Файоль дал четкое определение понятия «управление». Он говорил, что управлять — значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех, имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Он выделял 6 областей деятельности предприятия, которыми необходимо управлять:

1.техническую (технологическую);

2.коммерческую (закупка, продажа и обмен);

3.финансовую (поиски капитала и эффективное его использование);

4.защитную (защита собственности и личности);

5.бухгалтерскую (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика);

6.административную (воздействует только на личный состав, не оказывая непосредственно никакого влияния ни на материалы, ни на механизмы).

Файоль сформулировал принципы управления, которые считал гибкими, требующими творческого подхода, а не абсолютными.

В области обучения искусству управления Файоль считал, что для этого далеко недостаточно обучаться лишь тонкостям инженерной подготовки. Необходимо учиться профессиональному умению управлять. Или, выражаясь современным языком, необходимо учиться менеджменту.

Приведем принципы управления организацией, сформулированные Файолем:

1. Власть неотделима от ответственности. Те, кто отдают приказы и распоряжения, должны нести ответственность за наступающие вслед за этим последствия.

2. Разделение труда при специализации. Для всех видов труда, как управленческого, так и технического характерно разделение труда. Это позволяет производить больше и лучше при примерно тех же усилиях.

3. Единство распоряжения. Работник должен получать указания от одного начальника. Очевидно, этот принцип противоречит принципу Тейлора о многофункциональном подчинении. Хотя скорее всего, эти принципы должны дополнять друг друга.

4. Дисциплина. Под дисциплиной Файоль понимал уважение соглашений, рассчитанных на то, чтобы обеспечить повиновение, прилежание, энергичность и внешнее проявление уважения. Дисциплина обязательна как для рядовых работников, так и для руководителей.

5. Единство руководства. Файоль считал, что нужен «один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель». Иными словами, в каждом деле нужна одна голова, отвечающая за постановку целей и их достижение. Коллективной может быть только выработка рекомендаций.

6. Подчинение индивидуальных интересов общим. Интерес работника или группы работников не может превалировать над интересами дела. Если наметились расхождения внутри коллектива, руководитель должен обеспечить принятие единого решения.

7. Вознаграждение. Файоль считал, что вознаграждение должно быть справедливым и удовлетворять как работника, так и работодателя.

8. Централизация. Эффективное производство обеспечивается сочетанием разделения труда и централизованного управления. Степень централизации может быть различна в зависимости от величины организации и специфики деятельности. Как правило, в маленьких компаниях степень централизации выше. В более крупных централизация несколько ослабевает.

9. Иерархия. В каждой организации должна существовать четко заданная «цепь начальников» от более высокого ранга до менее высокого. Нарушать ее без надобности не стоит. Но если она приносит вред, ее целесообразно укорачивать.

10. Порядок. Файоль считал, что всему должно быть определено свое место и все должны быть на своем месте. Иными словами, предполагается четкая расстановка сил и четкое их взаимодействие в процессе достижения цели.

11. Справедливость. Лояльность и преданность делу рядовых работников должна обеспечиваться добрым и справедливым отношением со стороны руководства.

12. Устойчивость персонала. Текучесть кадров, как правило, сопровождает недостаточно эффективную деятельность организации. В эффективно действующих организациях состав персонала обычно стабилен.

13. Инициатива. Инициатива способствует более полной реализации работников в деятельности организации. Файоль призывает руководителей, по возможности, поступиться реализацией собственной инициативы в пользу инициативы работника, стоящего рангом ниже.

14. Корпоративный дух. При управлении организацией Файоль не советует придерживаться принципа «разделяй и властвуй». Гораздо более целесообразным он считает принцип коллективизма в деятельности организации, обеспечивающий стремление коллектива к достижению единой цели.

 

Методы решения проблем

Механизм управления процессом решения проблем в организации: предвидение проблем, выявление проблем, диагностика, систематизация и классификация проблем, выработка альтернативных вариантов решений, выбор наиболее предпочтительного альтернативного варианта решения (собственно принятие решения), реализация принятых решений,,контроль за реализацией решений.

Предвидение проблем предполагает анализ тенденций изменения внешней и внутренней среды организации, результатов деятельности организации уже достигнутых и достижение которых только ожидается.

Большое внимание при этом должно уделяться анализу слабых и сильных сторон, возможным опасностям и перспективам, которые ожидают организацию в будущем. Такой анализ обязателен при разработке проектов, перспективных планов и программ развития организации, широко используется при планировании и называется SWOT-анализом по аббревиатурам его основных составляющих.

Для более четкого представления проблем, с которыми придется с большой вероятностью столкнуться организации в будущем, необходимо использование аппарата прогнозирования и, прежде всего, экспертного прогнозирования. Полезна разработка наиболее вероятных сценариев развития организации, а также внешних и внутренних условий ее функционирования.

Проблемы, возникновение которых ожидается, целесообразно ранжировать по важности, обращая, в первую очередь, внимание на наиболее важные из них, которые могут оказать существенное влияние на функционирование организации.

К числу внешних проблем могут быть отнесены проблемы, возникающие в связи с развитием международного сотрудничества, изменением ситуации на рынке ценных бумаг, инвестиционной или налоговой политики, введением новых таможенных пошлин, появлением новых технологий изготовления продукции или резким изменением ситуации на рынках сбыта, которые необходимо предвидеть и максимально адаптироваться к ним.

К числу внутренних проблем могут быть отнесены проблемы обеспечения функциональных подразделений необходимыми ресурсами, организации эффективного взаимодействия функциональных подразделений, обеспечения желательного уровня рентабельности производства и т.д.

Выявление проблем предполагает тщательный анализ текущей деятельности организации. Этот анализ может проводиться как пассивными, так и активными методами.

К числу активных методов могут быть отнесены методы, связанные с анализом поступающей в организацию информации или информации, непосредственно относящейся к области ее функционирования, полученной из внешних источников. В частности, они могут быть получены из специальных аналитических обзоров, прессы, банков данных и т.д.

К числу активных методов выявления проблем относятся, прежде всего, методы, связанные с использованием опыта и знаний экспертов, специально собранной информации целенаправленно проведенного исследования.

Выявленные проблемы так же, как и на этапе прогнозирования, должны быть ранжированы по важности. Среди них должны быть отобраны те, которые представляют наибольшую опасность, либо открывают принципиально новые возможности для развития организации.

После того, как проблема выявлена, она должна быть диагностирована с целью определения ее характера и специфики. Целесообразно создание банков данных, в которых выявленные проблемы могут быть зарегистрированы. В таких банках данных может также храниться информация о решениях, принятых в связи возникшими проблемами, об исполнителях, которым поручен определенный объем работ в связи с выявленными проблемами, о ходе реализации принятых решений

 

В.И. Хавроничев. Принятие управленческих решений как основа менеджмента/Вестник Череповецкого государственного университета №1 2010, С. 21-24.

 

Ключевая роль в принятии управленческого решения принадлежит руководителю образовательного учреждения, так как чаще всего он выступает в роли лица, принимающего решение. Основной формой управленческого решения в образовательном учреждении является приказ. При исследовании был проанализирован 371 приказ, они составили годичный цикл по образовательному учреждению.

По содержанию управленческие решения, принимаемые в образовательном учреждении, следует отнести к группам: организационно-распорядительные, административно-хозяйственные, решения по работе с кадрами, решения по основной деятельности, решения во исполнение вышестоящих органов управления образования.

К управленческим решениям по основной деятельности относятся: приказы и распоряжения о проведении внеклассных и внешкольных занятий, массовых мероприятий, приказы и распоряжения о проведении олимпиад и конкурсов, приказы об обучении детей на дому, приказы о создании различных ученических сообществ.

Организационно-распорядительные решения: приказы об установлении педагогической нагрузки, о штатном расписании, об окончании учебных периодов, о планировании работы подразделений, об утверждении графика работы, приказы по итоговой аттестации.

Административно-хозяйственные решения: приказы по охране труда, приказы по обеспечению безопасности участников образовательного процесса.

Решения по кадрам: расстановка педагогических кадров, установление компенсационных выплат, распределение дополнительных обязанностей, отпуска, командировки, поощрения.

Направленность управленческой деятельности образовательного учреждения в нашем исследовании оценивалась по следующим классификационным признакам: значимость принимаемых решений, степень повторяемости проблемы, длительность реализации, характер использованной информации, место и функции в процессе управления, форма принятия решения.

Результаты исследования показали, что руководители образовательного учреждения в практике своей работы используют детерминированные управленческие решения, результат которых заранее известен. Это в основном текущие решения, направленные на организационные вопросы, поэтому они являются краткосрочными. Следует отметить, что удельный вес групповых решений также не велик (10,8 %), большинство из них принимается единолично руководителем образовательного учреждения. Как следствие, нетипичных управленческих решений всего 4 %. Таким образом, принимаемые решения направлены на функционирование, а не на развитие образовательного учреждения.

Анализ приказов образовательного учреждения показывает, что принятие большинства обусловлено необходимостью решения текущих вопросов. Данные решения повторяются ежегодно, имеют идентичный процесс подготовки, принятия, организации и контроля их выполнения. В настоящее время все эти решения, как правило, принимаются на уровне первого руководителя. Для оптимизации управленческой деятельности целесообразно делегировать полномочия по принятию однотипных решений заместителям руководителя образовательного учреждения. Это позволит повысить оперативность их выполнения и даст возможность руководителю осуществлять контроль качества и эффективности работы исполнителей. Роль руководителя при принятии типичных управленческих решений сведется к утверждению и официальной передаче полномочий по их подготовке, принятию и контролю ответственным лицам.

Исследование показало, что руководители образовательного учреждения в практике своей работы в основном используют интуитивные решения и решения, основанные на суждениях. Интуитивные решения - это выбор, сделанный на основе ощущений того, что он правилен. Решения, основанные на суждениях, - это выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом. Руководитель использует свой опыт, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Рациональные решения, при принятии которых используются формализованные методы, в практике работы руководителей образовательных учреждений присутствуют крайне редко. Это можно объяснить недостаточной компетентностью руководителей в области разработки и принятия управленческих решений.

Принятие рациональных решений - главная задача руководителя. Неправильное решение, а также отсроченное может иметь непоправимые последствия. Подавляющее большинство решений готовится без учета современных технологий организации управленческого цикла. Анализ деятельности руководителей показывает, что, если лицо, принимающее решение, опирается на личный опыт, интуицию или на суждения, оно часто принимает ошибочные, неправильные решения. Такие способы принятия решений распространены ввиду того, что у руководителей ограничен временной ресурс.

 

Документирование управленческих решений

 

Приказ официальное распоряжение органа власти (начальника учреждения), обращенное обычно к подчиненным и требующее выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение.

Положение – это организационно-правовой документ, регламентирующий порядок образования, права, обязанности, ответственность и организацию работы структурного подразделения (должностного лица, совещательного или коллегиального органа), а также его взаимодействие с другими подразделениями и должностными лицами.

Распоряжение — распорядительный документ, издаваемый руководителем или его заместителями единоначалию для решения оперативных вопросов, по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов.

Инструкция - руководящие указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления чего-либо

Регламент - специальный нормативно-правовой акт внутреннего применения, который регламентирует порядок деятельности определенного органа, описывает его внутреннюю организацию.

Решение– правовой акт, принимаемый коллегиальными и совещательными органами учреждений, организаций, предприятий в целях разрешения наиболее важных вопросов их деятельности. Решениями называются также совместные распорядительные документы, принимаемые несколькими органами управления, один из которых действует на основе коллегиальности, а другой – на основе единоначалия.

Правила – нормативный правовой акт, определяющий порядок организации и осуществления определенного вида деятельности.

Акт – документ, составленный для подтверждения установленных фактов, событий, действий.

Протокол – это документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, заседаниях коллегиальных органов управления. Он составляется на основании записей, произведенных во время заседания (совещания), представленных тезисов докладов и выступлений, справок, проектов решений и других материалов.

Докладная записка– документ, адресованный руководителю прямого (непосредственного) подчинения (от нижестоящего должностного лица к вышестоящему), который информирует его о сложившейся ситуации, имевшем место событии или факте, выполненной работе, и содержит выводы и предложения составителя. Она готовится как по инициативе автора, так и по указанию руководства. Цель докладной записки – побудить руководителя принять определенное решение. Поэтому текст докладной записки делится на две части: 1) констатирующая, в которой излагаются имевшие место факты или описывается ситуация; 2) в которой излагаются предложения, просьбы.

Служебная записка– применяемый на одном уровне управления (между структурными подразделениям или должностными лицами непрямого подчинения) документ. В тексте записки излагаются факт или событие, послужившие поводом для ее написания, а также выводы и предложения о конкретных действиях, которые, по мнению составителя, необходимо предпринять в связи с изложенными фактами.

Объяснительная записка– документ, адресованный руководителю, составляемый в ответ на его просьбу или указание объяснить какие-либо факты и события. Объяснительная записка является обязательным документом, который руководитель должен затребовать от работника, в следующих случаях: при нарушении трудовой дисциплины до применения дисциплинарного взыскания; при расследовании несчастного случая; для установления причины возникновения ущерба. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт.

Должностная инструкция. В этом документе указываются функции, обязанности, права и ответственность сотрудника определенной категории. Основные положения должностной инструкции являются основой трудового соглашения с тем или иным работником. Эта инструкция необходима также при возникновении трудовых споров, конфликтных ситуаций во взаимоотношениях между работниками и работодателями.

Запрос - документ, запрашивающий у кого-либо, какие-либо сведения, или что-либо, содержащее определенные сведения. (Например, запрос архивной справки, запрос научно информационных материалов, запрос сведений, характеризующих соблюдение норм законодательства).

Заявление - 1. Официальное обращение с сообщением о чем-либо важном, значительном. 2. Письменная просьба о чем-либо, направленная официальному лицу, организации.

Предписание - документ, в котором содержатся требования, адресованные какой-либо организации или лицу, выполнить определенный перечень работ в определенные сроки.

Экспертное заключение - документ, содержащий мнение специалистов в определенной сфере человеческой деятельности по каким-либо вопросам.

 

  1. Задания для самостоятельной работы

Тема 1. Характеристика проблемы.

Цель: Сформировать умение классифицировать проблемы по различным основаниям.

Подберите проблемную ситуацию из деятельности образовательной организации, проанализируйте ее с позиции квалификационных характеристик и предложите вариант управленческого решения.

Квалификационные характеристики:

Степень повторяемости проблемы: Традиционные – часто встречающиеся в практике; нетипичные – нестандартные решения, поиск которых связан с генерацией новых альтернатив.

Значимость цели: стратегические; тактические.

Сфера воздействия: Глобальные – влияющие на работу организации в целом; локальные – влияние на работу одного или нескольких подразделений.

Длительность реализации: Долгосрочные; краткосрочные.

Прогнозируемые последствия решения: корректируемые; некорректируемые – решения, последствия которых необратимы Характер использованной информации: Детерминированные – принятые в условиях определенности; вероятностные – решения, принимаемые в условиях риска или неопределенности.

Метод разработки решений: Формализованные – решения, принимаемые по заранее заданному алгоритму; неформализованные – решения в нетипичных ситуациях, не имеющих алгоритма решений.

Количество критериев выбора: Однокритериальные – простое решение; многокритериальные – сложное решение.

Форма принятия: Единоличные; коллегиальные.

Способ фиксации решения: Документированные – имеющие письменное подтверждение; недокументированные – устное распоряжение.

Результаты занесите в таблицу:

 

Классификационные признаки управленческих решений Характеристики / комментарии
Степень повторяемости проблемы  
Значимость цели  
Сфера воздействия  
Длительность реализации  
Прогнозируемые последствия решений  
Характер использованной информации  
Метод разработки решений  
Количество критериев выбора  
Форма принятия  
Способ фиксации решения  

 

При трудностях с поиском проблемных ситуаций можно использовать материал, представленный ниже:

Ученик 11 класса принёс в школу «набор юного террориста»: перочинные ножи, охотничьи патроны, мешочек с металлическими шариками, веревку, набор отверток, флакон с бензином. Нашёл всё это добро охранник, который обыскивал мальчика металлоискателем на входе в учреждение.

Сразу после инцидента директор школы попросил всё замять, однако охранник вызвал полицию. Сейчас подросток находится в отделении полиции, на месте работают кинологи.

По данному факту прокуратурой проводится проверка.

(из материалов группы «В контакте» «Подслушано у учителей»).

 

Тема 2. Эффективность решения проблемы

Цель: Определить ориентиры в оценке эффективности принятых и принимаемых решений.

На сайте любой образовательной организации найдите документ, содержащий важное решение в организации ее жизнедеятельности. Представьте оценку эффективности решения в соответствии с перечнем принципов принятия эффективных решений:

- системности;

- стандартизации (стандартных управленческих ситуаций и решений);

- оптимальной информированности;

- автоматизма реализации управленческих решений;

- учета вероятных последствий;

- свободы выбора;

- ответственности;

- соразмерности прав и ответственности;

- творчества;

- своевременности;

- единства единоначалия и коллегиальности;

- соучастия.

 

Тема 3. Методы разработки управленческих решений

Цель: Создать «банк» методов разработки управленческих решений.

На основе изучения источников собрать значимые на Ваш взгляд методы в разработке управленческих решений и подготовить презентацию одного из них. Проиллюстрировать его на примере одной из проблем деятельности образовательной организации.

 

Тема 4. Выбор метода разработки и принятия решения.

Цель: разработать алгоритм выбора методов в соответствии с характером проблемы и возможными ресурсами.

Наполнить «банк» возможных методов после прочтения источников №№ 2, 6, 10, 11, 17, 19, 20, 22.

Представить их классификацию по различным основаниям:

- этапы процедуры разработки и принятия управленческих решений;

- степень ответственности участников образовательного процесса;

- субъекты решения проблемы;

- анализ внешней и внутренней среды;

- личностные профили принятия решения.

 

Тема 5. История науки об управленческих решениях

Цель: Выявить особенности становления научных подходов к практике принятия управленческих решений.

Познакомиться с текстом Литвак Б.Г. «Разработка управленческого решения» (Предисловие, Разделы 1 и 2).

- определить значимые исторические периоды в разработке теории управленческих решений;

- представить персоналии и их вклад в разработку теории управленческих решений;

- отобрать научные подходы, значимые в деятельности образовательных организаций.

 

Тема 6. Реализация управленческих решений.

Цель: разработать возможные модели взаимодействия участников образовательного процесса в процедуре реализации управленческих решений.

Рассмотрите процесс реализации управленческих решений в образовательной организации. Отразите в схеме последовательность этапов с указанием ответственных лиц. Укажите направления информационного обмена и взаимодействия участников образовательного процесса в процедуре выполнения управленческих решений. Приведите конкретный пример. Результаты своей работы обсудите на практическом занятии.

 

Тема 6. Контроль выполнения управленческих решений.

Цель: охарактеризовать методы и средства контроля исполнения управленческих решений.

Обоснуйте основные причины необходимости контроля реализации управленческого решения.

Перечислите требования, которые предъявляются к контролю.

Опишите функции контроля.

Приведите примеры видов контроля управленческих решений.

 

Тема 7. Особенности разработки и принятия управленческих решений в образовательной организации

Выявить особенности процедуры разработки и принятия управленческих решений в деятельности образовательной организации.

Проанализировать публикации в журналах Управление образованием (https://narodnoe.org/journals/upravlenie-obrazovaniem); Электронный журнал Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах (https://e.obrotvet.ru/) и Журнал руководителя управления образованием (https://obr.direktor.ru/) Практика управления ДОУ (https://doy.direktor.ru/) и обосновать не менее трех значимых особенностей в принятии решений применительно к деятельности образовательных организаций с привлечением конкретных примеров и ссылок на материалы статей.

 

Тема 8. Нормативные основы процедуры разработки и принятия управленческих решений

Цель: Сформировать перечень документационной базы принятия управленческих решений.

Выбрать документы, необходимые для руководства в принятии решений применительно к деятельности образовательных организаций.

2. https://www.consultant.ru/ - справочно-правовая система

3. https://www.garant.ru/ - информационно-правовой портал

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: