Организационная структура управления предприятием представлена на рисунке 2.
Рис. 2. – Организационная структура управления предприятием
Все структурные подразделения предприятия в основном находятся в головном офисе, за исключением лесозаготовительного участка, который расположен в месте заготовки леса. Лесозаготовительный участок имеет в своём штате бригадира (руководитель участка), рабочих-лесорубов.
На пилораме осуществляется переработка леса и производство лесоматериалов. В штат пилорамы входит бригадир, заведующий складом и двое рабочих.
Характер организационных отношений на предприятии – линейно-функциональный. Это означает, что помимо прямых (вертикальных) связей на предприятии имеются связи функциональные (горизонтальные), которые обеспечивают взаимодействие сотрудников предприятия при выполнении конкретных задач.
Деятельность структурных подразделений осуществляется на основании Устава и внутренней распорядительной документации.
3. Порядок финансового планирования
Функции экономических служб и финансового менеджмента на предприятии распределены между следующими подразделениями:
· бухгалтерия предприятия (финансовый анализ и планирование);
· отдел сбыта (анализ продаж);
· заведующий хозяйством (анализ производственного процесса и оценка потребности в материальных ресурсах).
На предприятии применяется рыночная система цен на лес и лесоматериалы, которая сложилась в регионе. На лес цены могут быть договорными, при формировании которых также отталкиваются от цен рыночных.
Планирование прибыли осуществляется в рамках финансового плана предприятия, который составляется одновременно с общим планом и является его составной частью. Финансовый план предприятия определяет также направление использования прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов, а также мероприятия по привлечению долгосрочных и краткосрочных кредитов. Цель разработки финансового плана - определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования прибыли предприятия.
|
Предприятие разрабатывает три основных вида финансового плана:
· стратегический (сроком на 5 лет);
· текущий (сроком на 1 год);
· оперативный (сроком на квартал).
Перспективный финансовый план определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Пятилетний финансовый план - это главная форма реализации цели и задач развития предприятия, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений.
Текущий финансовый план включает в себя годовой баланс доходов и расходов, сметы образования и расходования фондов денежных средств: фонда оплаты труда, фонда средств, направляемых на развитие и совершенствование производства (фонда накопления); фонда средств, направляемых на социальные нужды; резервных и других фондов.
Текущий финансовый план разрабатывается на основе стратегического плана путем его конкретизации и детализации. Производится конкретная увязка каждого вида вложений или фонда и источника их финансирования.
Оперативный финансовый план заключается в составлении и использовании платежного календаря - подробного финансового документа, отражающего оперативный денежный оборот предприятия. Поскольку весь оборот проходит через расчетный, текущий, валютный и ссудные счета, то в нем представлено движение денежных средств, по их поступлению и использованию. Платежный календарь оперативного финансового плана обеспечивает оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, фиксирует происходящие изменения в платежеспособности предприятия, позволяет отслеживать состояние собственных средств, а также привлекать в необходимых случаях банковский или коммерческий кредит. Составление и использование платежного календаря финансового плана являются реализацией распределительной и контрольной функции финансов предприятия.
|
Для разработки финансовых планов и планирования прибыли на предприятии используются следующие исходные данные:
· договоры (контракты), заключенные с покупателями и поставщиками товарно-материальных ценностей;
· прогнозные расчеты по реализации леса и лесоматериалов и прибыли;
· экономические нормативы, устанавливаемые государством
Разработанный на основе этих данных финансовый план служит для увязки общего объема финансовых ресурсов с их источниками и направлениями расходования.
При разработке финансовых планов ООО «Миал» использует ряд основополагающих принципов:
1) Принцип финансового соотношения сроков - использование и получение средств должно происходить в установленные сроки, то есть капиталовложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет заемных средств.
2) Принцип платежеспособности - планирование денежных ресурсов в финансовом плане должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года.
|
3) Принцип рентабельности капиталовложений - для капитальных вложений целесообразно выбирать самые дешевые способы финансирования. Заемный капитал выгоднее привлекать в том случае, если он повышает рентабельность собственных средств.
4) Принцип сбалансированности рисков - особенно рискованные инвестиции правомерно финансировать за счет собственных средств.
5) Принцип приспособлений к потребностям рынка - в финансовом плане предприятию важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от получения кредитов.
6) Принцип предельной рентабельности - целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную предельную рентабельность на инвестированный капитал.
Финансовый план предприятия состоит из следующих разделов:
1) расчет потребности в собственных оборотных средствах, определение источников ее покрытия;
2) плановый расчет прибыли и ее распределение;
3) баланс доходов и расходов.
При финансовом планировании делается прогноз объемов реализации продукции, который помогает дать представление о той доле рынка, которую предлагается завоевать. Такой прогноз составляется на три года вперед. Для первого года данные в плане приводятся помесячно, для второго - поквартально, для третьего приводится общая сумма продаж за двенадцать месяцев.
Баланс денежных расходов и поступлений - это часть финансового плана, позволяющая оценить, какое количество финансовых ресурсов следует вложить в проект, причем с разбивкой во времени, то есть до начала реализации, а затем по ходу выполнения поставленной задачи. Главная задача баланса денежных расходов - проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, проверить будущую ликвидность предприятия.
Управление персоналом
Отдел кадров выполняет работу по укомплектованию предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации с целями, стратегией и профилем предприятия, изменяющимися внешними и внутренними условиями его деятельности, формированию и ведению банка данных о количественном и качественном составе кадров, их развития и движения. Организует разработку прогнозов, определение текущей и перспективной потребности в кадрах и источников ее удовлетворения на основе изучения рынка труда, установление прямых связей с учебными заведениями и службами занятости, контактов с предприятиями аналогичного профиля, информирование работников внутри предприятия об имеющихся вакансиях, использование средств массовой информации для помещения объявлений о найме работников. Принимает участие в разработке кадровой политики и кадровой стратегии предприятия. Осуществляет работу по подбору, отбору и расстановке кадров на основе оценки их квалификации, личных и деловых качеств, контролирует правильность использования работников в подразделениях предприятия. Обеспечивает прием, размещение и расстановку молодых специалистов и молодых рабочих в соответствии с полученной в учебном заведении профессией и специальностью, совместно с руководителем подразделений организует проведение их стажировки и работы по адаптации к производственной деятельности. Осуществляет планомерную работу по созданию резерва для выдвижения на основе таких организационных форм, как планирование деловой карьеры, подготовка кандидатов на выдвижение по индивидуальным планам, ротационное продвижение руководителей и специалистов, обучение на специальных курсах, стажировка на соответствующих должностях.
Численность персонала 55 человек, средний возраст работников 35 лет.
В данной местности работодателями являются предприниматели, занятые на переработке древесины. Средняя заработная плата по району составляет 12000 рублей.
На данном предприятии в основном используется сдельная форма оплаты труда. Для увеличения объемов производства применили следующую схему: была выведена средняя производительность одного рабочего (отдельно по цехам), после чего был издан приказ, в котором говорилось, что при увеличении средней производительности будет выдаваться премия в размере 50%. Этот шаг со стороны руководства привел к увеличению объемов производства на 30%, что в свою очередь сократило сроки отгрузки готовой продукции, снизив при этом время простая грузового транспорта.