Птицы не высиживают яйца, рыбы не нерестятся




Рыбаки разделяют опасения экологов: рыбы с каждым годом в реке все меньше. А этой весной, говорят, совсем нет. И не будет.

— Сейчас должны нерестовать лещ и судак, но условий им никаких. Судак вьет гнездо под берегом, а сейчас, смотрите, как вода упала, места нет ему — и он уходит дальше, на глубину, а там вода холодная, не прогревается, икра не оплодотворяется, не созревает и в итоге не выводится. Лещ и сом нерестуют на заливных лугах, там вообще воды нет. Не будет рыбы, — сетуют мужики с Припяти.

Исчезает не только рыба. Директор станции кольцевания птиц «Туров» Павел Пинчук рассказывает, что даже на «Туровском лугу», куда во время сезонных миграций слетаются сотни тысяч перелетных птиц, в этом году сухо — и это стало серьезной проблемой.

— Для птиц высокая вода — это не только кормовая база, но и изолированность от человека. Но этой весной из-за отсутствия паводка пойма для людей стала доступна, берега свободны — везде машины и люди с собаками. В таких условиях птица не может сесть на кладку. Ждет день, два, три — и кладка погибает. Не все об этом знают, мы, конечно, пытаемся объяснить, но многие местные считают себя хозяевами — мол, это наша земля, мы здесь родились, какие птицы…

Высохшие лягушки и остовы деревьев. Как выглядят Ольманские болота после пожара

Не меньше экологов обмелением Припяти обеспокоены в Белорусском речном пароходстве. Из Микашевичей в Петриков и Мозырь по реке ходят 3 рудовоза и один буксир, возят отсев. Пока возят. Но, говорят, если не пойдут обильные дожди, навигация может стать уже в начале июня. Суда мозырского порта сейчас загружены всего на 60% (вместо 1060 тонн перевозят всего 640).

Еще один местный экологический активист, ихтиолог по образованию Владимир Филько знает, как вернуть Припять восвояси и снова сделать ее полноводной, причем без привлечения больших средств. По мнению специалиста, достаточно соорудить на реке гати — нехитрые сооружения из лозы, камней или даже намытых песчаных кос, которые помогут удержать воду, а значит — и жизнь на Полесье. Но пока, говорит Владимир, предложенный способ не нашел поддержки у местных властей. Зато на всех уровнях всерьез обсуждают (правда, уже несколько лет, с 2014-го, просто обсуждают — и не более того) строительство международной водной магистрали Е-40 Гданьск — Херсон. Если это случится, то русло Припяти выпрямят еще больше — и Полесью, возможно, останется еще меньше.

Чего боятся экологи?

Если вкратце, Е-40 — проект судоходного маршрута длиной более двух тысяч километров. Планируется, что он будет проходить по территории Польши, Беларуси, Украины и станет новым торговым путем между портами Балтийского и Черного морей.

Белорусский участок международного водного пути E-40. Иллюстрация Greenbelarus.by

У экологов к проекту большие вопросы: чтобы гарантировать прохождение тяжелых судов по Припяти, реку нужно подвергнуть серьезным изменениям. А если менять гидротехнический режим реки, точно прекратятся паводки — и это значительно повлияет на местную флору и фауну. Многие виды животных, рыб, насекомых, птиц, ценных не только для Беларуси, но и всего мира, считают специалисты, могут исчезнуть.

Иллюстрация Greenbelarus.by

— Строительство лишит нас и туристов, которые все еще приезжают на Полесье, чтобы увидеть одну из крупнейших почти не тронутых рек в Европе, чтобы наблюдать за птицами… Е-40 — это смерть Полесья как региона, — считает директор станции кольцевания птиц «Туров» Павел Пинчук.

Читайте также

Не только чучела, но и живые птицы. Сойки свили гнездо под окном музея в Полоцке

Доклад ООН: миллион видов животных и растений на грани исчезновения

Гродненцам предлагают обсудить строительство пешеходного моста в Пышках

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйст

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: