Параллельные модели стресса и выгорания




Концептуальная модель, показывающая динамику и взаимоотношения между стрессом и выгоранием, включает модель стресса, охватывает взаимоотношения между ситуационными факторами, когнитивную оценку различных аспектов взаимодействия между личностью и ситуацией, физиологические реакции и поведенческие реакции. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, находится под влиянием мотивационных и личностных факторов. Применение когнитивно - аффективной модели к стрессу у спортсменов подробно обсуждается в других работах автора, а в данной работе только кратко воспроизводится.

Первый компонент модели, ситуация, включает взаимодействие между требованиями окружающей человека среды и ресурсами личности. Требования могут быть внешними, когда, например, спортсмену противостоит сильный оппонент в значимом соревновании, или они могут быть внутренними по происхождению в форме желаемых целей, личных стандартов поведения, соотносимых с ценностями или обязательствами, либо неосознаваемых мотивов и конфликтов. Когда человек с требованиями не справляется, затраты проявляются в форме тревоги, вины, гнева или самоуничижения.

Типичным является представление о том, что стресс возникает тогда, когда требования превосходят ресурсы. Однако стресс может быть и результатом того, что ресурсы значительно превосходят требования, того, что человек не встречается с вызовами, требующими использования ресурсов. Чувство стагнации и скуки является наиболее характерной реакцией на такое положение дел, и ситуация «недогрузки» может иметь свои отрицательные последствия.

Хотя люди часто рассматривают свои эмоции как прямую реакцию на ситуации, на самом деле ситуация во многих случаях запускает определенные реакции через промежуточное влияние мышления. С помощью своего мышления люди создают психологическую реальность, на которую они и реагируют. Процессы когнитивной оценки играют центральную роль в понимании стресса, так как природа и интенсивность эмоциональных реакций является функцией по крайней мере четырех различных оценочных элементов: 1) оценки требований; 2) оценки ресурсов, необходимых, чтобы с требованиями справиться; 3) оценки природы и вероятности потенциальных последствий того, что человек не справится с требованиями; 4) оценки личностной значимости этих последствий для человека. Значение, которое придается этим последствиям, является производным от системы убеждений человека.

Смит считает, что чрезмерная или неадекватная ситуации стрессовая реакция может быть связана с ошибками в каждом из перечисленных выше оценочных элементов. Например, спортсмен с низкой уверенностью в себе или самоэффективностью может неправильно оценивать баланс между требованиями и ресурсами, в результате чего неудача может показаться ему неотвратимой. Точно также спортсмен, который считает, что ценность его личности зависит от успехов, будет приписывать значение спортивным достижениям иначе, чем спортсмен, который может отделить ценность своей личности от успехов и неудач. Многие люди становятся жертвами иррациональных представлений о значимости и важности успехов и социального одобрения, и такие представления предрасполагают их к неадекватным стрессовым реакциям.

Когда оценка указывает на угрозу вреда или опасности, возникает физиологическая активация как часть мобилизации ресурсов, необходимых для того, чтобы справиться ситуацией. Активация, в свою очередь, создает обратную связь об интенсивности переживаемых эмоций, внося тем самым вклад в процесс оценки и переоценки ситуации.

Четвертый компонент модели состоит из поведенческих реакций, с помощью которых человек пытается справиться с ситуацией. Они включают ориентированные на задачу, социальные и другие классы копинг-поведения, которые находятся под влиянием требований ситуации, когнитивных оценочных процессов и любых возникающих физиологических реакций.

Каждый их четырех компонентов модели находится под воздействием мотивационных и личностных факторов. Мотивационные и личностные переменные можно рассматривать как предрасположенность к поиску определенных ситуаций и целей, а также предрасположенность определенным образом воспринимать, думать, эмоционально реагировать и вести себя. Личность проявляется, вероятно, наиболее сильно в когнитивных оценках. Действительно, многие личностные переменные, такие как локус контроля, я-концепция, характеризуют главным образом стиль когнитивной оценки.

В рамках параллельной когнитивно-аффективной модели выгорание представляет собой проявление или следствие ситуационных, когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов стресса.

На ситуационном уровня ряд факторов могут внести вклад в возникновение выгорания. Хотя эти факторы в основном рассматриваются в связи с работой, эти факторы могут быть экстраполированы и на ситуации спортивной деятельности. Исследования юных спортсменов показали, что такие факторы, как трудности во взаимоотношениях с тренером или сверстниками – спортсменами, высокие соревновательные требования, необходимость тратить много времени и сил, недостаточное владение двигательными умениями, могут быть источниками стресса у спортсменов. У молодых спортсменов жесткая дисциплина, муштра, скука и отсутствие личной автономии могут стать главной причиной прекращения занятий спортом. Точно также отсутствие автономии, порожденное авторитарностью тренера, отсутствие солидарности и социальной поддержки оказываются среди главных причин прекращения занятий спортом у учащихся средней школы. Все эти факторы могут вызвать субъективное чувство увеличения требований и затратности занятий спортом. Эти факторы имеют непосредственное отношение к возникновению стресса у других участников спортивной деятельности (тренеров, администраторов, инструкторов). С другой стороны, низкий уровень успехов и мастерства может, ясное дело, сократить ценность выгод от занятий спортом.

Дисбаланс между требованиями и ресурсами, существующий в течение длительного времени, может вызвать ряд когнитивных феноменов, наблюдаемых у жертв выгорания. Когнитивная оценка требований ресурсов и последствий результатов выражается в чувстве перегруженности. В большинстве случаев выгорания человек чувствует себя перегруженным чрезмерными требованиями ситуации, хотя выгорание может возникать и в случае длительной скуки, «недогруженности». При выгорании многие замечают ухудшение качества выполнения работы, которое в случае, если продолжается длительное время, порождает чувство утраты контроля ситуации. Состояние приобретенной беспомощности, возникающее в таких ситуациях, выражается в снижении мотивации и способности справляться с трудностями. Возможно, самый разрушительный аспект приобретенной беспомощности состоит в потере способности различать те аспекты ситуации, которые поддаются контролю, и те, контроль которых затруднен. В конечном счете, человек приходит к заключению, что ничего не стоянии изменить.

Финальным когнитивным проявлением выгорания является утрата значимости того, чем человек занимается, и следующее за этим обесценивание активности. Мы можем ожидать, что испытывающие выгорание спортсмены, тренеры, инструкторы начнут сомневаться в ценности и значимости своих усилий и будут воспринимать условия деятельности как перегружающие и обременительные (ситуация белки в колесе).

На физиологическом уровне хронический стресс вызывает напряженность, усталость и раздражительность. Жертвы выгорания начинают чувствовать себя эмоционально истощенными, испытывают трудности в переживании положительных эмоций. У них усиливают нарушения сна, проявляется подверженность болезням. Как и в случае стресса, в состоянии выгорания предполагается реципрокное отношение между когнитивными и физиологическими компонентами. Это значит, что физиологические реакции вызываются главным образом особенностями оценок, которые делает человек. Но эти физиологические реакции образуют петли обратной связи, влияющие на оценки и переоценки ситуаций. Таким образом, телесные ощущения активации, усталости или болезни служат для ускорения и усиления оценок перегруженности, беспомощности и т.д. На физиологическом и эмоциональном уровне термин «выгорание» точно схватывает субъективный опыт испытывающего выгорание человека; он включает переживание ослабления энергии и исчезновение энтузиазма.

Поведенческие последствия выгорания включают сниженный уровень эффективности и физиологический, если не физический уход от активности. Обычно упоминающийся ответ на стресс – это ригидность поведения (Лазарус). Человек производит впечатление включившегося в поведенческий цикл, который не допускает гибкости, необходимой для успешного копинга, решения задач, межличностных отношений. Как результат ригидности поведение человека выглядит как не соответствующее ситуации и может быть источником трудностей в межличностных отношениях, а также снижения эффективности выполнения заданий. Когда возникает ригидность и дезорганизация поведения, человек часто попадает в изоляцию от других и лишается тем самым доступной социальной поддержки. Эрозия социальной поддержки разрушает барьеры между человеком и стрессогенными требованиями ситуации и сокращает важные ситуационные ресурсы.

Как и в случае стресса, при выгорании некоторые индивидуальные личностные переменные увеличивают риск выгорания, воздействуя на баланс выгод и затрат. До настоящего времени исследователи уделяли внимание ситуационным факторам выгорания, поэтому о личностных его предикторах известно мало.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: