Toward a Cognitive-Affective model of Athletic Burnout




//The Journal of Sport and Exercise Psychology, 1986, v.8, 36-50.

 

В последние годы термин «выгорание» начал появляться с возрастающей частотой в связи с проблемами спортсменов. Тренеры всех уровней стали обсуждать вопрос об опасности выгорания в их профессии. Спортсмены высокого класса стали заявлять, что они прекращают выступления потому что «выгорели», что участие в соревнованиях вызывает слишком большое отвращение, чтобы продолжать карьеру. Размышления о большом числе юных спортсменов, которые прекратили занятия в юношеском возрасте активизировали обсуждение того, что неадекватно интенсивное давление соревновательных ситуаций является причиной этого прекращения. Рассматривалось также выгорание различных спортивных специалистов и врачей.

Выгорание рассматривается как реакция на вызванный работой стресс и считаются необходимым взаимосвязывать выгорание с теоретическими и эмпирическими исследованиями стресса и его преодоления. Настоящая работа является попыткой включить проблему выгорания, его причин и последствий в когнитивно - аффективную модель стресса, чтобы применить ее для решения задачи профилактики и преодоления выгорания, чтобы использовать концептуальные положения модели для теоретического рассмотрения выгорания в спорте и решения практических вопросов его предотвращения.

 

Синдром выгорания

 

Выгорание является реакцией на хронический стресс. Синдром выгорания имеет физиологические, психологические и поведенческие компоненты. Его развитие является следствием сложных взаимосвязей между средовыми факторами и личностными характеристиками человека. Его наиболее значимой чертой является психологический, эмоциональный, а иногда и физический уход от ранее привлекательной и вызывающей удовольствие активности. Однако не всегда уход от активности вызывается выгоранием. Для того, чтобы различать выгорание и другие факторы, как причины ухода от активности, нужно рассмотреть факторы, способствующие или препятствующие вовлечению человека в активность.

Полезной основой для различения различных причин ухода от активности являются теоретические положения Тибо и Келли. В своей модели социального обмена Тибо и Келли исходят из предположения, что человеческое поведение управляется преимущественно желанием максимизировать позитивный опыт и минимизировать отрицательный. С этой точки зрения, люди включаются в отношения или активность только тогда, когда рассматривают результаты этого включения как благоприятные для себя. Мерой благоприятности последствий включения в ситуацию является соотношение выгод и затрат.

Выгоды и затраты являются родовыми понятиями, характеризующими возможный спектр последствий включения в активность. Выгоды могут быть материальными, такими, как деньги, собственность или призы, либо психологическими, например, достижение желанной цели, чувство компетентности и мастерства, восхищение или оценки окружающих, ощущение близости в межличностных отношениях, возможность заниматься тем, что нравится, руководствоваться своими внутренними мотивами. Затраты также включают в себя разнообразные явления, включая затраты времени и усилий, негативные эмоции, такие как тревога и депрессия, чувство беспомощности и утраты контроля, невозможность включаться в другие виды активности или взаимоотношения. Важно заметить, что одной из самых важных форм сопоставления психологических затрат и выгод является инициируемое самим человеком соотнесение самопоощрений и самопорицаний (самоумалений) на основе сопоставления достижений с внутренними стандартами успеха. Это то, что Бандура называет самоэффективностью.

Согласно Тибо и Келли, решение включиться в активность или взаимоотношения и продолжать их базируется не только на оценке последствий включения в виде разницы выгод и затрат. Результат активности оценивается по отношению к двум стандартам: 1)уровень сравнения и 2)уровень сравнения для альтернатив. Уровень сравнения - это по существу нейтральная для личности точка на шкале позитивных и негативных последствий активности. Последствие активности, находящееся выше уровня сравнения, переживается как удовлетворяющее или приятное, ниже – как неудовлетворяющее или неприятное. Стандарт сравнения является результатом прошлого опыта человека, наблюдения результатов активности других людей и состояния текущих потребностей.

Отношение результата активности к уровню сравнения определяет то, насколько удовлетворяющей найдет человек активность, в которую включен, но само по себе оно не может предопределить, продолжит ли человек эту активность. Иногда, например, спортсмены продолжают заниматься спортом, хотя их не удовлетворяют результаты. Продолжение занятий определяется отношением результата активности к стандарту сравнения для альтернатив, который рассматривается как нижайший уровень результатов, который человек готов принять, в сравнении с представляемыми результатами альтернативных видов активности (включая неучастие). Таким образом, даже если результат активности выше стандарта сравнения (т.е. удовлетворяющий), человек может решить прекратить активность, если результат окажется ниже стандарта сравнения для альтернатив, а ему нужно выбрать определенную активность. Чем ближе результаты двух видов активности, тем сильнее переживание человеком внутреннего конфликта. Если результат обоих видов активности выше стандарта сравнения, то конфликт имеет характер «приближение-приближение», если ниже – то человек переживает конфликт «избегание-избегание».

Приведенные выше рассуждения приложимы к результатам исследований причин участия в занятиях спортом, неучастия или прекращения занятий. Исследования мотивации занятий спортом показывают, что людей привлекает в спорт целый спектр возможных выгод, включая улучшение умений, волнующие переживания во время соревнований, улучшение физической формы, чувство превосходства, признание и одобрение со стороны значимых других. Исследование причин неучастия и прекращения занятий спортом, с другой стороны, позволили установить факторы, которые увеличивают затратность занятий до уровня, когда достигаемые результаты оказываются ниже стандарта сравнения и стандарта сравнения для альтернатив. Они включают страх неудачи, возрастающую напряженность, вызываемую соревнованиями, неудовлетворенность тренером, трудности взаимоотношений с товарищами по занятиям, возрастающие затраты времени и сил, скуку.

Это подталкивает к заключению, что под решением детей прекратить занятия спортом в большинстве случаев лежат факторы, провоцирующие стресс. Однако, по-видимому, это не всегда так. Причина скорее может быть в том, что дети находят более привлекательные альтернативные виды активности. Например, в исследованиях Гоулда было обнаружено, что причиной прекращения детьми занятий по спортивному плаванию было переключение на более привлекательные виды активности, а не возрастающее напряжение, недостаток успехов или требования тренировок. То же показал обзор работ о причинах прекращения занятий спортом, сделанный Гоулдом. Во многих работах также было обнаружено, что причиной прекращения занятий был интерес к другой активности, в том числе к другому виду спорта. В терминах Тибо и Келли это значит, что результаты включения в другую активность оцениваются как превышающие стандарт сравнения для альтернатив участию в том виде спорта, которым ребенок занимаются в данный момент. Этим и объясняется смена активности или уход из определенной активности.

В противоположность уходу от активности вследствие смены интересов или ценностных ориентаций, выгорание выражается в повышении затратности деятельности под влиянием факторов, усиливающих стресс. Уход от активности именно по этой причине только и может расцениваться как выгорание. Например, выгоранием можно объяснить уход с поста главного тренера команды «Филадельфийские орлы»Дика Вермейла. В своих интервью он указал, что чрезмерно жесткие требования, которые он предъявлял к себе длительное время, привели к физическому и эмоциональному истощению и снижению уровня функционирования. Когда он почувствовал себя в состоянии декомпенсации и неспособности справляться с напряжением, он ушел со своего поста. При этом ценность выгод тренерской деятельности не снизилась, но возросла спровоцированная стрессами до уровня, когда затратность сделала уровень выгод ниже стандарта сравнения для альтернатив (в частности неучастия в деятельности. Неясно, с какой вероятностью выгорание провоцирует уход из спорта. Но теоретический и практический интерес к причинам прекращения занятий спортом может побудить к изучению роли выгорания в этом плане.

Таким образом, выгорания – это психологический, эмоциональный, а иногда и физический уход от активности как ответ на возрастающий стресс и неудовлетворенность. Когда возникает выгорание, ранее вызывающая наслаждение активность превращается в отвращающий от нее источник стресса. Люди, страдающие от выгорания, чувствуют уменьшение энергии, хроническую усталость, возрастающую подверженность болезням. Они чувствуют себя изнуренными в течение дня, но плохо спят ночью. Человек может чувствовать напряжение и раздражение, хотя испытывает эмоциональную истощенность, нарастающее негативное отношение к деятельности может распространиться на другие сферы жизни. Все, с чем человек сталкивается, кажется ему требующим чрезмерных усилий, чтобы справиться с ситуацией. Любой человек, предъявляющий требования, вызывает негодование и обиду. На поведенческом уровне снижается эффективность, отмечается нестабильность выполнения, а в предельных случаях наблюдается неадекватное поведение и уход.

Выгорание – сложный феномен, поэтому исследователи не могут дать ему унифицированное определение. Одно, в чем все сходятся, - это признание выгорания реакцией на хронический стресс. В дальнейшем изложении будет сделана попытка включить феномены стресса и выгорания в общие концептуальные рамки, которые подчеркивают взаимосвязи между ситуационными, когнитивными, физиологическими и поведенческими компонентами и определить специфические взаимозависимости этих четырех групп факторов. Теоретическая модель будет соотнесена с тем, что известно о факторах, которые усиливают или уменьшают вероятность выгорания. В связи с этим будет рассмотрен ряд методологических положений и эмпирических проблем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: