Результаты мониторинга эффективности деятельности




Высшая школа Башкортостана: состояние, проблемы, перспективы

(аналитические материалы)

Уфа 2015


УДК 378.637

ББК 74.489.0

А27

Асадуллин Р.М.

Высшая школа Башкортостана: состояние, проблемы, перспективы (аналитические материалы) [Текст]. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2015 – 80 с.

Аналитические материалы отражают актуальные проблемы высшего образования региона, обусловленные процессами модернизации и реформирования в образовательной сфере. В основу анализа положены результаты мониторинга эффективности деятельности вузов РБ, статистические данные, представленные образовательными организациями Башкортостана, Татарстана, Челябинской, Свердловской и Оренбургской областей, Пермского края. На основе аналитических данных предложены возможные модели и перспективы развития системы профессионального образования Республики Башкортостан.

Материалы адресованы ректорам вузов, руководителям органов управления образованием, директорам общеобразовательных школ и организаций среднего профессионального образования.

Рецензенты:

Лаврентьев С.Н. – ректор Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан

Пустовгаров Ю.Л. – Президент Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан, депутат Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан

 

Автор благодарит творческий коллектив за предоставленные аналитические данные

ISBN 978-5-87978-919-5

© Издательство БГПУ, 2015

© Асадуллин Р.М., 2015


Введение

Современные тенденции экономики Российской Федерации доказывают, что возрастание роли человеческого капитала является одним из ведущих факторов социально-экономического развития страны. В связи с этим определяется необходимость формирования гибкой и диверсифицированной системы профессионального образования, отвечающей требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики.

Утвержденная Правительством РФ Федеральная программа развития образования на 2016–2020 годы, определяя «точки роста» и механизмы реализации приоритетных направлений развития образования, одной из главных задач ставит необходимость создания и распространения структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики. Реализация этой задачи предполагает создание условий для профессионального развития, в том числе с использованием ранее созданных инфраструктурных элементов – межрегиональных отраслевых ресурсных центров, межрегиональных центров прикладных квалификаций, центров оценки сертификации квалификаций и других, новых нормативных возможностей дополнительного профессионального образования, корректировки перечня направлений подготовки, специальностей и профессий.

Указанная задача направлена на инновационное развитие модели деятельности вуза, кардинальное совершенствование модели обучения по программам аспирантуры и магистратуры, модернизацию образовательных программ, технологий и содержания образовательного процесса на всех уровнях профессионального образования через внедрение новых вариативных образовательных программ на основе индивидуализации образовательных траекторий с учетом личностных свойств, интересов и потребностей обучающегося, а также на внедрение в профессиональную образовательную среду технологий проектного обучения[1].

Эффективное решение поставленной задачи возможно в ходе реализации следующих мероприятий:

– обеспечение инновационного характера базового образования;

– модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;

– создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

– формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

Таким образом, система профессионального образования требует глубокого реформирования в контексте сложившихся социально-экономических тенденций. При этом процессы модернизации должны, с одной стороны, опираться на существующие традиции и сложившийся многолетний опыт подготовки профессиональных кадров, а с другой – отталкиваться от реальных потребностей экономики региона и внутренних ресурсов самих вузов, выявленных путем комплексного анализа и многоуровневого мониторинга.

Представленные материалы не охватывают весь спектр проблем высшего образования в Республике Башкортостан. В то же время проведенный анализ показывает возможные формы интеграции образования, науки и производства, определяя тем самым оптимальные пути развития высшей школы с учетом актуальных запросов экономики региона.


1. Система высшего образования Башкортостана: современное состояние

1.1. Проблемные аспекты подготовки профессиональных кадров в Республике Башкортостан

 

Успех подготовки кадров в большей степени определяется состоянием законодательной и нормативно-правовой базы, содержанием образования, материально-техническим и кадровым обеспечением. Система российского высшего образования в последнее десятилетие находится в состоянии постоянного реформирования и модернизации, основным стержнем которых является реструктуризация как содержания образования, так и форм управления им. В последнее десятилетие существенно обновлена нормативная база в сфере образования. В качестве основных направлений проведенных реформ можно выделить следующие: переход на двухуровневую подготовку кадров; обеспечение автономности образовательных организаций; закрепление на законодательном уровне необходимости участия работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования; изменение содержания и структуры образовательных стандартов; внедрение Единого государственного экзамена; совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Федеральным Законом № 173-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральной целевой программой развития образования (Распоряжение Правительства РФ №2765-р от 29.12.2014г.) задан новый вектор развития современной системы профессионального образования, в котором ведущая роль отводится регионам.

В настоящее время высшее образование Республики Башкортостан находится в состоянии высокой неопределенности концептуально-стратегической основы и нормативно-правового обеспечения процессов реформирования и модернизации. Необходима конкретизация приоритетных направлений развития системы профессионального образования республики, требует обновления нормативно-методическая база, актуализируется проблема поиска новых форм управления образовательными структурами.

Однако даже в этих условиях вузы Башкортостана демонстрируют достойный уровень развития, который подтверждается результатами ежегодного мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования (табл. 1).

Таблица 1.

Результаты мониторинга эффективности деятельности



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: