Вузов Республики Башкортостан 2015 года




Наименование показания Поро-говое значение Значение показания
БАГСУ БГАУ БГМУ БГПУ БГУ УГАИ У Г А Т У У Г Н Т У У Г У Э С
Образовательная деятельность   63,14 55,48 66,8 57,74 62,74 81,76 59,39 64,42 49,59
Научно-иссле-довательская 51,28 81,65 72,44 67,95 100,06 168,1 141,91 251,54 268,46 98,21
Международная деятельность     1,4 2,81   1,87 1,64 0,77 7,39 1,49
Финансово-экономическая деятельность 1327,57 1427,52 1738,72 2394,64 2129,1 1653,06 1242,83 1669,79 2042,95 1778,83
Заработная плата ППС   175,01 134,64 162,53 160,08 160,48 121,06 173,07 199,68 137,78
Трудоустройство                    
Дополнительный показатель 2,78 69* 51** 3,56 3,53 75,42* 4,55 5,17 68,04** 5,17 4,85   4,35

Вместе с тем, анализ показывает ряд проблем, обусловленных внешними факторами, которые затрудняют эффективную подготовку профессиональных кадров для региона и России в целом.

1. Дефицит высококвалифицированных кадров на фоне острой конкуренции в сфере образования, возникающий за счет противоречия между возрастающим спросом рынка труда на качественную рабочую силу и сокращением численности трудоспособного населения.

2. Хронический дисбаланс рынка труда и системы профессионального образования, который проявляется в отсутствии эффективных механизмов взаимодействия вузов и работодателей. Идея социального партнерства, на которой основаны системы высшего образования и подготовки развитых стран, в России остается пока продекларированной. Топ-менеджеры российского образования сегодня вынуждены признать: «Практически отсутствуют эффективные способы трансляции требований рынка труда к количественному и качественному составу кадрового потенциала страны».

3. Торможение процессов развития профессионального образования рядом трудностей, важнейшими из которых являются:

– отсутствие обоснованного государственного прогноза кадровой потребности, обеспечивающей социально-экономическое развитие страны и, соответственно, неопределенность и деформированность структуры подготовки кадров;

– неустойчивость положения образовательных учреждений высшего образования, сформировавшихся на основе отраслевых потребностей экономики под деятельность конкретных предприятий, ныне находящихся в упадке;

– разрушение традиционных связей образовательных учреждений с производством, старение их учебно-лабораторной и материально-технической базы, затруднение подбора баз для производственной практики обучающихся;

– очевидная несостоятельность современной системы профессиональной ориентации, имеющая отрицательное воздействие на трудовую мотивацию в целом. Ошибочно выбранная профессия ведет к перемене вида труда, что приводит к снижению его эффективности. На рынок труда приходит не специалист необходимого профиля, а «человек с дипломом», имеющий общую эрудицию, но нуждающийся в дополнительном обучении новому виду деятельности;

– консерватизм кадрового потенциала организаций высшего образования, возникающий за счет слабого пополнения его руководителями и преподавателями, имеющими опыт профессиональной деятельности в современном производстве. Таким образом, в современной системе профессионального образования актуальны вопросы: где, как и кем может осуществляться эффективная подготовка квалифицированных кадров для экономики России и региона.

4. Снижение научного потенциала организаций, вызванное распадом научных школ. На сегодняшний день из отечественной науки ушло практически два поколения ученых, что привело к проблеме масштабной смены научных кадров и, как следствие, к необходимости системного научного обеспечения процессов развития профессионального образования.

5. Дестабилизация образовательного пространства, вызванная неаргументированными, «маятниковыми» решениями руководителей в сфере образования. Примером является бессистемное, неоправданное увеличение количества филиалов и представительств вузов с последующим таким же бессистемным их сокращением.

В то же время существует комплекс проблем, обусловленных внутренними характеристиками системы высшего образования республики. Современные общемировые тенденции, такие как цифровизация, информационная революция и быстрая трансформация различных видов деятельности, появление огромного количества открытых дистанционных программ, рост спроса на индивидуально подобранные пакеты компетенций вместо традиционных дипломов и степеней, геймификация и массовость высшего образования, интенсивное появление образовательных стартапов и др. – всё это приводит образовательные системы вузов в напряженное состояние, требуя адекватного реагирования.

1.2. Вузы Башкортостана: поиск оптимальных путей развития

Региональные вузы, способные стать центрами роста, но имеющие относительно меньший ресурсный потенциал по сравнению с крупными федеральными вузами, в большей степени подвержены негативным тенденциям, обусловленным вышеперечисленными проблемами. Общность большинства проблем и недостаточность собственных внутренних ресурсов отдельных университетов для их решения создают условия для ассоциирования вузов, готовых выступать локомотивами регионального развития, интегрирования распределенных потенциалов, сбора и распространения передового опыта.

Понимая поставленные перед ними задачи, региональные вузы ведут активные поиски оптимальных путей развития. Однако они в большей степени замыкаются на решении внутренних вопросов и не всегда соответствуют целям модернизации профессионального образования. Поэтому в результате мы имеем слабую интеграцию и дублирование многих позиций, которые не дают ожидаемого эффекта для экономики республики. Анализ показывает, что некоторые внутренние действия не помогают системе адаптироваться к происходящим изменениям, не улучшают ее «самочувствие», а, наоборот, зачастую имеют прямо противоположный эффект, тиражируя системные ошибки в трансформирующуюся реальность.

Потому, несмотря на явные успехи модернизации образовательной деятельности в отдельно взятых вузах, республика в соревновании с другими регионами страны оказалась аутсайдером. И теперь региональная высшая школа получает справедливые упреки об отсутствии в Башкортостане действительно элитного, конкурентоспособного высшего учебного заведения с достойной финансовой, материально-технической базой. Республиканские вузы, к сожалению, не смогли получить статус федерального или исследовательского университета. Более того, возникает риск упразднения малых вузов.

Перед республикой стоит чрезвычайно важная задача сохранить и развивать существующую структуру вузов в целях максимального использования потенциала каждого из них в интересах Башкортостана. Для этого важно активно продвигать самые различные формы объединения научной и образовательной деятельности между структурами государственных вузов, прежде всего, путем реализации проектов межвузовской и междисциплинарной интеграции. Второе направление такой интеграции связано с созданием образовательных кластеров, в рамках которых государственный вуз признается головным для соответствующего образовательного профиля, и вокруг него объединяются филиалы вузов других регионов и организации среднего профессионального образования.

В Республике Башкортостан активно идет процесс формирования образовательных кластеров по перспективным направлениям экономики и производства. Вузы, действующие в Башкортостане, обладают полным спектром лицензированных направлений подготовки и специальностей для кадрового обеспечения практически всех отраслей экономики региона. Это соответствует трендам развития мировой практики, которая показывает, что время полифункциональных университетов, готовящих кадры для универсальной экономики, реализующих малоэффективные исследовательские программы, прошло. Поэтому каждый университет должен четко осознавать, какие сегменты рынка труда, сферы экономки и социума он хочет «закрепить» за собой и каким образом он будет содействовать их развитию. Однако реальная практика до сих пор показывает дублирование функций, вместо тесной интеграции, что демонстрирует экономическую нецелесообразность использования ресурсов и потенциала вузов (прил. 1). Причем, на фоне дублирования вузами направлений и специальностей подготовки в регионе ощущается острый дефицит кадров ряда приоритетных отраслей экономики, который не покрывается системой профессионального образования республики (табл. 2).

Таблица 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: