Структура основных образовательных программ, реализуемых вузами Республики Башкортостан (ФГОС ВО)




Наименование вуза Реализуемые УГС(Н) Приведенный контингент студентов Коэффициент обеспечения региона кадрами[2]
БАГСУ 37.00.00 – Психологические науки   14,28
38.00.00 – Экономика и управление 79,3 2,62
41.00.00 – Политические науки и регионоведение   18,74
46.00.00 - История и археология   20,79
БГАУ 08.00.00 – Техника и технологии строительства 12,7 4,35
13.00.00 – Электро- и теплоэнергетика 67,7 12,63
19.00.00 – Промышленная экология и биотехнологии 181,6 60,98
20.00.00 – Техносферная безопасность и природообустройство   14,21
21.00.00 – Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия 108,4 11,34
23.00.00 – Техника и технологии наземного транспорта 107,8 46,59
35.00.00 – Сельское, лесное и рыбное хозяйство 340,4  
36.00.00 – Ветеринария и зоотехния 119,1  
38.00.00 -–Экономика и управление 230,2 7,61
43.00.00 – Сервис и туризм 19,5 15,06
БГМУ 06.00.00 – Биологические науки   7,68
31.00.00 – Клиническая медицина    
32.00.00 – Науки о здоровье и профилактическая медицина    
33.00.00 – Фармация    
БГПУ им. М.Акмуллы 06.00.00 – Биологические науки 58,5 24,97
09.00.00 – Информатика и вычислительная техника 50,3 7,34
11.00.00 – Электроника, радиотехника и системы связи   8,64
21.00.00 – Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия 3,2 0,33
37.00.00 – Психологические науки 51,25 34,85
44.00.00 – Образование и педагогические науки 1050,9 60,9
45.00.00 – Языкознание и литературоведение 30,6 11,17
46.00.00 – История и археология 2,5 2,6
49.00.00 – Физическая культура и спорт 6,1 5,25
51.00.00 – Культуроведение и социокультурные проекты 20,1 35,89
54.00.00 – Изобразительное и прикладные виды искусств   36,43
БГУ (включая филиалы) 01.00.00 – Математика и механика   48,88
03.00.00 – Физика и астрономия   78,2
04.00.00 – Химия   70,31
05.00.00 – Науки о земле   66,56
06.00.00 – Биологические науки 90,45 38,61
09.00.00 – Информатика и вычислительная техника   4,52
10.00.00 – Информационная безопасность   36,36
11.00.00 – Электроника, радиотехника и системы связи   30,86
15.00.00 – Машиностроение 41,1 4,36
19.00.00 – Промышленная экология и биотехнологии   0,34
20.00.00 – Техносферная безопасность и природообустройство 2,1 0,69
21.00.00 – Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия 5,4 0,57
22.00.00 – Технологии материалов    
27.00.00 – Управление в технических системах 47,7 18,28
37.00.00 – Психологические науки 51,2 34,82
38.00.00 – Экономика и управление 243,5 8,05
39.00.00 – Социология и социальная работа   75,41
40.00.00 – Юриспруденция 371,7 47,5
41.00.00 – Политические науки и регионоведение 60,7 81,26
42.00.00 – Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело 71,1 71,75
44.00.00 – Образование и педагогические науки 5,3 0,31
45.00.00 – Языкознание и литературоведение 242,4 88,47
46.00.00 – История и археология 72,1 74,95
47.00.00 – Философия, этика и религиоведение    
51.00.00 – Культуроведение и социокультурные проекты   37,5
УГАИ им. З.Исмагилова 52.00.00 – Сценические искусства и литературное творчество 18,2  
53.00.00 – Музыкальное искусство 93,7  
54.00.00 – Изобразительное и прикладные виды искусств   18,21
УГАТУ (включая филиалы) 01.00.00 – Математика и механика   32,14
02.00.00 – Компьютерные и информационные науки   81,94
09.00.00 – Информатика и вычислительная техника 396,7 57,89
10.00.00 – Информационная безопасность   63,64
11.00.00 – Электроника, радиотехника и системы связи   60,49
12.00.00 – Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии 73,9 73,68
13.00.00 – Электро- и теплоэнергетика 240,1 44,79
15.00.00 – Машиностроение 355,45 37,73
20.00.00 – Техносферная безопасность и природообустройство 93,1 30,78
22.00.00 – Технологии материалов   53,75
23.00.00 – Техника и технологии наземного транспорта 50,6 21,87
24.00.00 – Авиационная и ракетно-космическая техника    
25.00.00 – Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники    
27.00.00 – Управление в технических системах 166,2 63,7
28.00.00 – Нанотехнологии и наноматериалы    
38.00.00 – Экономика и управление 1082,9 35,79
УГНТУ (включая филиалы) 05.00.00 – Науки о земле   12,01
07.00.00 – Архитектура    
08.00.00 – Техника и технологии строительства 232,85 79,7
09.00.00 – Информатика и вычислительная техника 57,3 8,36
13.00.00 – Электро- и теплоэнергетика 74,1 13,82
15.00.00 – Машиностроение 271,9 28,86
18.00.00 – Химические технологии 251,1 62,05
19.00.00 – Промышленная экология и биотехнологии   24,18
20.00.00 – Техносферная безопасность и природообустройство   40,33
21.00.00 – Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия 770,9 80,68
27.00.00 – Управление в технических системах   14,18
38.00.00 – Экономика и управление 267,3 8,83
42.00.00 – Средства массовой информации и информационно–библиотечное дело 25,3  
УГУЭС 09.00.00 – Информатика и вычислительная техника 3,4 0,5
15.00.00 – Машиностроение 59,7 6,34
18.00.00 – Химические технологии   3,71
19.00.00 – Промышленная экология и биотехнологии 32,2 10,81
20.00.00 – Техносферная безопасность и природообустройство 34,2 11,31
29.00.00 – Технологии легкой промышленности    
38.00.00 – Экономика и управление 205,3 6,79
42.00.00 – Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело 0,1 0,1
43.00.00 – Сервис и туризм 94,8 73,2
51.00.00 – Культуроведение и социокультурные проекты 12,5 22,32
54.00.00 – Изобразительное и прикладные виды искусств 25,25 30,66

Данные о реализуемых вузами УГС(Н) выявляют вузы-монополисты, которые полностью обеспечивают отдельные отрасли региона, такие как здравоохранение и фармация (БГМУ), легкая промышленность (УГУЭС), архитектура (УГНТУ), искусство (УГАИ), авиастроение и нанотехнологии (УГАТУ), ветеринария и сельское хозяйство (БГАУ), образование и педагогические науки (БГПУ). При этом, не смотря на большое разнообразие реализуемых некоторыми вузами образовательных программ (БГПУ, БГАУ, УГНТУ, УГАТУ), сохраняется их профильная ориентация. Таким образом, в системе высшего образования региона имеются предпосылки для построения вертикально интегрированной системы профессионального образования по отраслевому принципу.


3. Модернизация профессионального образования Башкортостана: инновации и приоритеты

Процессы модернизации системы профессионального образования направлены на развитие сети образовательных организаций высшего образования нового типа, обеспечивающих эффективную подготовку выпускников, обладающих высокой профессиональной мобильностью и соответствующих запросам и потребностям рынка труда. С другой стороны, вузы должны стать инициаторами и разработчиками инноваций в соответствующей отрасли экономики и производства. В «майских указах» Президента РФ В.В. Путина отмечается необходимость развития ведущих университетов России, повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров[3].

Реализация поставленных перед вузами задач возможна только в условиях развития их внутренних потенциалов, интеграции ресурсов и тесного взаимодействия образовательных организаций с научными учреждениями и промышленной сферой. В то же время в отечественной и мировой образовательной практике известны различные формы интеграции с горизонтальной и вертикально структурой. Очевидно, что структура региональной системы профессионального образования должна определяться, прежде всего, спецификой субъекта РФ, его экономикой и культурой.

В Республике Башкортостан – регионе с многонациональной культурой и многоотраслевой экономикой – система профессионального образования может быть построена с использованием различных форм горизонтальной и вертикальной межвузовской интеграции. Приведенный выше анализ показывает, что настоящее время Башкортостан уже значительно уступает другим регионам в количестве вузов, приведенных к численности молодежи. Поэтому не стоит стремиться создавать в регионе вузы с огромной численностью студентов, поскольку они в силу своего размера станут инертными по отношению к постоянным процессам модернизации и рано или поздно перестанут удовлетворять требованиям времени. Через 5–10 лет эпоха полифункциональных вузов пройдет, уступая место точечной подготовке специалистов «под заказ» конкретных работодателей с индивидуально подобранными компетенциями. Реализовать такую задачу смогут только небольшие отраслевые вузы, обладающие высокой гибкостью и мобильностью. Таким образом, сегодня мы теряем драгоценное время, находясь в состоянии постоянной модернизации, вместо того, чтобы разрабатывать новое содержание образования, обеспечивающее индивидуальную подготовку выпускников по выбранной ими образовательной траектории.

Ведущие вузы Башкортостана, такие как БГУ, БГПУ, УГАТУ, УГНТУ, БГАУ, БГМУ, являясь лидерами в подготовке кадров соответствующего профиля, безусловно, могут стать опорными в определенных отраслях экономики. Однако для обеспечения заданных функций им необходима прочная поддерживающая вертикальная структура, включающая в себя кафедры и лаборатории смежных направлений, организации СПО и, возможно, филиалы вузов других регионов России, находящихся на территории республики. Практика высшей школы свидетельствует о том, что потребность в филиалах других регионов на сегодняшний день исчерпана, поскольку вузы РБ, охватывая все направления и специальности, обеспечивают более высокое качество профессионального образования.


3.1. Сетевой университет Башкортостана: структура и направления интеграции

Сетевой университет Башкортостана – это консорциум юридически самостоятельных вузов. Его деятельность развивает горизонтальные и вертикальные взаимодействия, оптимально используя в интересах производства имеющиеся ресурсы образовательных организаций профессионального образования и создания образовательных кластеров, в которых профильный государственный вуз признается головным для соответствующего образовательного направления, а вокруг него будут объединяться лаборатории и кафедры других вузов. Такая форма взаимодействия позволит вузам не конкурировать, а кооперировать, консолидировать усилия, активно использовать коллективные ресурсы в интересах всех и каждого. Для этого важно активно продвигать самые различные формы объединения научной и образовательной деятельности между структурами государственных вузов, прежде всего, реализовав проекты межвузовской и междисциплинарной интеграции. Сетевое взаимодействие позволит привлекать к преподавательской деятельности известных ученых с мировым именем. Учебный процесс можно планировать таким образом, чтобыобеспечить реальную возможность получения уникальных знаний, способствующихразвитию науки и высокотехнологичной промышленности. Совместная научная мысль будет направлена на развитие стратегического вектора –формирование собственного научно-технического потенциала и воспитание научных кадров для региона.В качестве системного интегратора этого процесса должна выступать дистанционная электронная образовательная платформа.

Основными направлениями деятельности сетевого университета должны стать:

в научной сфере:

– использование уникального научного оборудования и приборов, ресурсных центров и центров коллективного пользования для проведения совместных научных исследований, повышая их эффективность, значимость и применимость в отраслях народного хозяйства Республики, а также активизируя публикационную активность работников вузов, что будет способствовать привлечению в Республику дополнительных финансовых средств в виде Федеральных целевых программ, различных инвестиционных проектов и грантов;

в образовательной деятельности:

– организация совместных образовательных программ дополнительного образования и повышения квалификации инженерных кадров. Специализация вузов республики в различных областях (технических, педагогических, гуманитарных, культурных, медицинских и др.) позволит комбинировать содержание образовательных программ с учетом специфики и компетенций вузов и потребителей. Это наиболее реальный вариант начала сетевого взаимодействия между вузами различного профиля уже в ближайшее время;

– реализация сетевого взаимодействия по магистерским программам. Магистерские программы являются более удобными для реализации из-за небольшого количества обучающихся, а также возможности более широкого варьирования учебными планами;

– реализация совместных основных образовательных программ подготовки бакалавров. Это потребует более детального анализа учебных планов, определения пересекающихся учебных дисциплин, корректировку их трудоемкости и структуры в различных вузах, согласования различных нормативно-правовых документов;

– сетевой университет позволит обучать совершенно новым профессиям и направлениям, которые будут востребованы в Республике в будущем (через 5–10 лет) и будут нужны промышленным предприятиям и другим работодателям. В рамках одного вуза сделать это очень сложно, а при сетевых формах взаимодействия – вполне возможно.

Сетевое взаимодействие подразумевает совместное использование ресурсов научно-технических библиотек вузов. Для этого необходимо организовать внешний доступ к библиотекам участников сетевого университета. Примером возможностей сетевого университета является обмен «золотыми» лекциями, читаемыми наиболее авторитетными учеными Республиканских вузов.

3.2. Профессиональные образовательные кластеры – основная стратегия развития Башкортостана

Эффективным решением подготовки для современной экономики республики является многоуровневая интеграция профессионального образования, науки и производства, которая позволит выработать единую стратегию развития региона. Основой такой интеграции является кластерный подход, предполагающий различные модели партнерского взаимодействия заинтересованных субъектов: образовательных организаций, работодателей, научных учреждений, бизнес-структур, органов управления и др. Создание образовательных кластеров расширяет возможности вертикальных связей образовательных организации системы образования региона от начальной школы до вузов и от них до системы повышения квалификации и переподготовки кадров в соответствии с требованиями динамично развивающейся экономики.

Комплексный анализ особенностей промышленной сферы и системы образования Республики Башкортостан, исследования потребностей рынка труда доказывают необходимость объединения образовательных организаций региона по кластерному типу.

Кластер, с экономической точки зрения, представляет собой «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных отраслях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» (М. Портер, основоположник экономической концепции кластеров). Основными характеристиками кластера являются наличие общей экономической цели, территориальная близость, а также интеграция потенциалов и ресурсов субъектов кластера в достижении поставленных задач.

Таким образом, кластер – это единое экономическое, социальное и образовательное пространство, сформированное на основе инновационной идеологии. Это система многоуровневых отношений, в которой нет иерархии и линейной подчиненности. В то же время, это самостоятельная целостная структурно-функциональная единица, имеющая единые механизмы управления и индивидуальную траекторию развития.

Образовательный кластер представляет собой объединение образовательных организаций, научных и социальных учреждений, промышленных предприятий и других структур региона, осуществляемое по отраслевому признаку. При этом формируется система нового типа социального диалога и социального партнерства, в котором центральным и системообразующим звеном выступает профильный вуз. Находясь в центре образовательного пространства, он выполняет функции интегратора образования, науки и культуры.

В системе профессионального образования Республики Башкортостан представлены крупные отраслевые вузы, обеспечивающие профессиональными кадрами практически все отрасли экономики и социальной сферы региона. Это позволяет сформировать в республике систему профессиональных кластеров, обеспечивающих региональную экономику не только квалифицированными специалистами, но и инновационными идеями. В республике на базе ведущих государственных вузов могут успешно развиваться следующие виды образовательных кластеров: машиностроение (УГАТУ), топливо-энергетический комплекс (УГНТУ), социально-образовательный кластер (БГПУ им. М. Акмуллы), "зеленый сектор" (БГАУ), здравоохранение (БГМУ).

Структура профессионального образовательного кластера включает в себя:

– головной профильный вуз, обеспечивающий подготовку специалистов и аккумулирующий в себе инновационный и научно-методический потенциал соответствующей отрасли экономики;

– работодатели: промышленные предприятия, организации и учреждения социально-культурной сферы, бизнес-структуры и др., формирующие социальный заказ на подготовку кадров и разработку инновационных проектов;

– учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие подготовку рабочих кадров и обеспечивающие преемственность профессионального образования за счет реализации сопряженных образовательных программ;

– общеобразовательные школы, осуществляющие подготовку абитуриентов для головного вуза;

– элементы инфраструктуры: научные лаборатории, бизнес-инкубаторы, методические центры, центры дополнительного образования и др.

При этом для эффективного функционирования внутренней инфраструктуры кластера потребуется потенциал головных вузов других профилей. Поэтому отдельные структурные подразделения одних вузов (профильные кафедры, научные и учебные лаборатории) могут стать элементами образовательных кластеров, образованных вокруг других вузов, чем достигается внешняя интеграция кластеров и обеспечивается единство образовательного и социально-экономического пространства региона.

Такая система организации профессионального образования в Республике Башкортостан позволит в полной мере обеспечить преемственность всех образовательных ступеней – от общеобразовательной школы до самостоятельной профессиональной деятельности. С другой стороны, появляется возможность регулирования соответствия качества и количество выпускников потребностям рынка труда. Таким образом, преимущества кластерного подхода очевидны:

· для региона – это подготовка за короткие сроки специалиста с требуемыми квалификационными параметрами;

· для личности – возможность выбора образовательной траектории, удовлетворяющей ее интеллектуальным, социальным и экономическим потребностям;

· для рынка труда – новые связи профессионального образования с потребностями рынка труда;

· для университета – наиболее полная реализация научно-педагогического потенциала, разработка разных модификаций учебных планов с учетом специфики региона.

3.3. Опорный вуз Республики Башкортостан: структура и функции

В ближайшее время в Российской Федерации завершается формирование сети вузов с особым статусом. Помимо «Федеральных» и «Национальных исследовательских университетов» в России появятся образовательные организации новой категории – региональные опорные вузы.

Основная концепция создания таких вузов определена Министром образования и науки РФ Д.В. Ливановым на совместном заседании совета Российского союза ректоров и Российского совета олимпиад школьников: «…от узкопрофильной системы высшего образования постепенно переходить к многоотраслевым крупным вузам, способным работать, в том числе, по стыковым, межпредметным направлениям… Мы официально объявим о формировании опорных региональных университетов, созданных в результате объединения нескольких высших учебных заведений…».

Наличие университета с особым статусом является не только важной имиджевой характеристикой региона, но и необходимым условием сохранения и центрации технической, естественнонаучной и гуманитарной подготовки в системе «школа-техникум-вуз», включая аспирантуру и докторантуру; реализации программ дополнительной и профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, обучения рабочим специальностям; оказания прорывных, «импортозамещающих» научных исследований и разработок; формирования гармоничной личности, способной к интеллектуальному, нравственному, физическому жизненному развитию, сохранению, генерации, распространению компетенций для поступательного развития Республики Башкортостан, России, зарубежных стран.

Республика Башкортостан – регион с развитой нефтегазовой и нефтеперерабатывающей промышленностью. Валовый региональный продукт республики в большей степени (более чем на 60%) формируется химической, нефтехимической и топливной промышленностями. Помимо этого в республике в определенной степени развито машиностроение. Саммиты ШОС и БРИКС, которые прошли летом 2015 г. в Уфе, также придали импульс в развитии и сферы услуг.

Вследствие сказанного, совет ректоров вузов Башкортостана считает возможным и оправданным в республике опорный вуз должен быть ориентирован на развитие топливно-энергетического комплекса.

Базовыми вузами, которые занимаются подготовкой кадров для указанных отраслей промышленности в Республике Башкортостан, являются Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ) и Уфимский государственный университет экономики и сервиса (УГУЭС).

Сегодня УГНТУ – один из ведущих технических университетов Российской Федерации, где осуществляется подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для топливно-энергетического и строительного комплексов России и стран ближнего и дальнего зарубежья. В то же время УГНТУ является современным научно-образовательным центром в области добычи, транспорта и переработки нефти и газа, а также обеспечения безопасного функционирования объектов нефтегазовой отрасли, применения IT-технологий и современных систем управления.

Научные и образовательные направления деятельности УГНТУ полностью соответствуют приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечню критических технологий (Указ Президента РФ №889 от 07.07.2011 г.).

В базовом рейтинге России, который составляется «РА Эксперт», УГНТУ занимает 47 место, что является лучшим показателем среди вузов Республики Башкортостан.

УГНТУ также представлен в других российских и зарубежных рейтингах:

– 3–18-й технический вуз в рейтингах «Качество приема в вузы» в различные годы;

– 30 и 28 места в рейтингах репутации вузов «Топ-50 в сфере технические, естественно-научные направления и точные науки» в 2014 и 2015 гг. соответственно;

– входит в число лучших вузов 8 стран СНГ;

– входит в число «38 лучших вузов России (кроме Москвы и Петербурга)» (21 место по данным портала gorod.afisha.ru);

– 36 место в рейтинге Европейской научно-промышленной палаты «Academic Ranking of World Universities-European Standard ARES-2014»;

– 14 место по показателю «Уровень востребованности выпускников» (по версии РА «Эксперт»).

Стоит отметить, что показатели эффективности УГНТУ в настоящее время соответствуют результатам, которые необходимо достичь региональному вузу к 2018–20 гг. А именно:

– контингент обучающихся на очной форме обучения более 10 тыс.чел. (в УГНТУ обучается 9745 студентов, выполнение показателя на 97,5 %);

– консолидированный бюджет более 2 млрд.руб. (бюджет УГНТУ 2,3 млрд.руб.);

– доля магистрантов и аспирантов – более 20% (в УГНТУ данный показатель составляет 19%, выполнение показатель на 95%);

– объем НИОКР – более 200 тыс.руб. на 1 НПР (в УГНТУ данный показатель превышает 260 тыс.руб.);

– публикации в Scopus и Web of Science – более 25 на 100 НПР (в УГНТУ данные показатели превышают 90).

Единственным показателем, который выполняется менее чем на 90%, является «Реализация программ по более чем 20 УГСН». В УГНТУ ведется подготовка по 13 УГСН. Таким образом, для полного соответствия необходимо расширение спектра образовательных программ, что может быть достигнуто посредством присоединения УГУЭС к УГНТУ.

Руководством указанных университетов достигнута предварительная договоренность по выполнению обязательного условия – объединения нескольких высших учебных заведений.

При этом в вузах имеются основательные предпосылки для реализации интеграционных процессов. Например, в образовательной деятельности наблюдается высокая степень родства и взаимного дополнения образовательных программ и направлений подготовки, реализуемых вузами. Между университетами имеется сотрудничество по академической мобильности обучающихся и научно-педагогических работников, сетевому взаимодействию. Реализуется взаимное участие профессорско-преподавательского состава в работе ГЭК, реализации образовательных программ на условиях внешнего совместительства и почасовой оплаты.

В научно-исследовательской деятельности университетов имеются родственные научные школы, реализуются совместные проекты, работы, конференции. Научно-исследовательский потенциал объединенного университета за счет взаимного обогащения и расширения кадровыми и материально-техническими ресурсами позволит значительно повысить научную результативность сотрудников университета в части показателей публикационной, инновационной, грантовой активности, коммерциализации НИОКР.

В вузах имеются свои «ноу-хау» в части управления основными процессами, реализованные в виде специализированных программных продуктов, систем администрирования, ведения электронного документооборота. Помимо этого в вузах имеется инфраструктура и материально-техническая база, обеспечивающая образовательный и научно-исследовательский процессы, которая в результате объединения позволит предоставлять более широкий спектр услуг более высокого качества. При этом также повыситься экономическая эффективность деятельности объединенного университета, что является важным условием выполнения «Дорожной карты».

Таким образом, в республике имеется ряд вузов, на базе которых может быть создан региональный опорный вуз, который станет базовым многоцелевым кластером социально-экономической жизни региона, выполняющий следующие основные функции:

– формирование эффективной системы непрерывного многопрофильного образования;

– подготовка и переподготовка кадров высшей профессиональной квалификации в соответствии с текущими и перспективными потребностями регионального и внешнего рынков труда; развитие новых систем компетенций и методик их формирования с присвоением новых квалификаций, профессий, специальностей;

– формирование в республике саморазвивающейся политематической научно-исследовательской и инновационной «сквозной» среды, в которую вовлечены представители различных научных школ и поколений;

– формирование духовно-идеологической среды, отражающей цели страны и региона, способствующей социализации молодежи как базового условия сохранения гармоничного гражданского общества;

– привлечение инвестиций в регион за счет предоставляемых образовательных, научных, социальных услуг и инновационной деятельности, а также развития предпринимательской среды.

3.4. Развитие информационных технологий – условие содержательно-технологической мобильности высшего образования

С перспективой на ближайшие 5–10 лет в сфере высшего образования видится переход от традиционной системы обучения к сетевой форме взаимодействия образовательных организаций и реализация образовательных программ на ~80% в дистанционной форме. Таким образом, большая часть рутинного обучения и взаимодействие с преподавателем должны осуществляться удаленно.

С учетом дорожной карты развития образования основной его вектор направлен на поглощение содержания образования региональных вузов национальными и международными платформами, где вопрос конкуренции содержания определяется нормативно, либо диктуется рыночными условиями по договоренности вузов-партнеров и органов исполнительной власти.

В реализации основных образовательных программ и получении диплома государственного образца по окончании трансформируется организация итоговой и промежуточной аттестации обучающихся, что предполагает создание так называемых «прокторинговых центров» на базе существующих образовательных организаций для проверки (подтверждения) знаний и выдачи дипломов. В данном контексте подобные центры выступают в роли производственных кластеров с соответствующей материально-технической базой, позволяющей вести научные исследования, подготавливать опытные образцы для производства, а также предоставляющие необходимые инструменты для приобретения/оттачивания профессиональных навыков обучающихся.

Сетевая форма реализации ООП предполагает создание более качественного образовательного контента, поскольку он будет формироваться привлеченными специалистами из разных образовательных учреждений. Данная форма взаимодействия позволяет говорить о возможности перезачета части дисциплин разными образовательными учреждениями.

Обучение должно стать более практикоориентированным с увеличением доли практики и решения производственных задач до половины на начальной стадии обучения и до 90% – на завершающей. В данном случае сознательно не указываются сроки обучения в принципе и, по сути, упраздняются такие понятия как академическая группа, кафедра и курс обучения. Предполагается, что обучение будет максимально индивидуальным в логике ООП и займет только необходимое время для изучения учебного материала и освоения компетенций, прямо пропорциональное способностям обучающегося. Идеальным результатом обучения может быть сбор необходимых материальных средств на реализацию дипломного проекта по схеме краудфайдинга (мировой опыт), т.е. добровольных пожертвований (например, модель сайта https://www.kickstarter.com/) либо победа в конкурсе проектов (грантов) на заявку от конкретного предприятия или организации. Для подготовки специалистов в конкретной узкоспециализированной области организации могут заказывать разработку как образовательной программы, так и отдельных учебных курсов в частности, которые можно рассматривать как курсы повышения квалификации или переподготовки специалистов.

Для подготовки специалистов высокого класса схема интеграции производства и обучения должна моментально реагировать на появление новых технологий и изменения во всех сферах жизнедеятельности человека, что предполагает создание условий для гибкого изменения образовательных программ в любой момент обучения, т.е. возможность добавления/удаления до ~30% элективных дисциплин в течение одного курса по желанию обучающегося или организации, оплачивающей обучение или создание контента.

Абсолютом важности становится единая система учета образовательных достижений и сбор данных об индивидуальной траектории обучения в связке школа-колледж-вуз на протяжении всего обучения.

Подготовка профильных кадров начинается со школы. Со школами, лицеями и гимназиями внедряется «вертикальная» система взаимодействия. Начиная с 5–6 классов, реализуются образовательные программы и профессиональные пробы, нацеленные на знакомство с отраслями экономики и ориентацией учащихся для поступления на профильные факультеты вузов:

– проектные экскурсии в вуз и партнерское предприятие;

– тесты, игры и кейсы по профильной тематике (с применением современных технологий);

– профильные мастер-классы;

– учебные практики, спецкурсы и факультативы;

– организация и поддержка профильных олимпиад, конкурсов и конференций.

Для учителей организуются специальные метапредметные естественнонаучные семинары и курсы повышения квалификации по информационным технологиям в образовании, в т.ч. по ФГОС предметного образования.

Следующая ступень взаимодействия – средние профессиональные образовательные учреждения. Для учащихся профильных техникумов и колледжей предприятия и вузы предоставляют базу для прохождения учебной и производственной практик, а также возможность изучения отдельных профильных дисциплин на базе партнеров.

Предприятия ведут тесное сотрудничество с высшими учебными заведениями:

– участвуют в разработке основных образовательных программ профильных направлений;

– предоставляют программное обеспечение для проведения практик и семинаров по дисциплинам, связанным с изучением информационных технологий;

– принимают участие в организации и проведении олимпиад, конкурсов и конференций;

– предоставляют студентам базы для прохождения производственной и преддипломной практики и стажировки;

– назначают именную стипендию студентам, активно занимающимся наукой;

– выделяют средства на Гранты на НИРС И НИОКР, частные проекты в отрасли;

– участвуют в формировании тематики НИРС с учетом задач производства;

– эксперты производства разрабатывают и проводят курсы, лекции и практические занятия.

С учетом вышесказанного, вузам в развитии информационных технологий как условия качественного развития профессионального образования предстоит:

1) определить портфель компетенций специалистов-профессионалов по отраслям с учетом трансформации трудовых функций по стандартам и возникновения будущих профессий, а также приоритетный перечень государственных и коммерческих производственных центров РБ и РФ (партнеров), нуждающихся в профильных специалистах;

2) осуществить интегр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: